АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ

от 08 апреля 2011 года  Дело N А53-3608/2011

Резолютивная часть решения объявлена «04» апреля 2011г.

Полный текст решения изготовлен «08» апреля 2011г.

Арбитражный суд Ростовской области

в составе судьи Сурмаляна Г.А.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Мищенко Е.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению индивидуального предпринимателя Демченко Василия Борисовича, ИНН 230303307596, основной государственный регистрационный номер 307616403900011, о признании незаконным решения Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе г.Ростова-на-Дону «О привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах» от 26.11.2010г. № 071 059 10 РК 0003525 в части определения размера штрафа,

заинтересованные лица: 1) Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе г.Ростова-на-Дону,  2)  Государственное учреждение - Отделение Пенсионного Фонда Российской Федерации по Ростовской области,

при участии в судебном заседании:

от заявителя: 1) представитель по доверенности от 28.03.2011г. Демченко Виктория Ивановна, 2) представитель по доверенности от 28.03.2011г. Блинова Ольга Анатольевна,

от заинтересованных лиц:

Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе г. Ростова-на-Дону: представитель по доверенности № 710-2 от 11.01.2011г. Минкина Елена Владимировна,

Государственного учреждения - Отделения Пенсионного Фонда Российской Федерации по Ростовской области: представитель по доверенности № Юр-03/7 от 12.01.2011г. Мазаненко Наталья Михайловна,

установил: индивидуальный предприниматель Демченко Василий Борисович (далее - предприниматель) обратился в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением об изменении решения Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе г.Ростова-на-Дону (далее - Управление) о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах  № 071 059 10 РК 0003525 от 26.11.2010г.

В порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявитель уточнил заявленные требования и просил суд признать незаконным решение Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе г.Ростова-на-Дону «О привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах» от 26.11.2010г. № 071 059 10 РК 0003525 в части определения размера штрафа.

С учетом мнения представителей лиц, участвующих в деле, уточнения судом приняты.

Определением Арбитражного суда Ростовской области от 14.03.2011г. в качестве  другого заинтересованного лица привлечено Государственное учреждение - Отделение Пенсионного Фонда Российской Федерации по Ростовской области.

Представители предпринимателя в судебном заседании поддержали заявление, просили удовлетворить уточненные требования.

Представитель Государственного учреждения - Отделения Пенсионного Фонда Российской Федерации по Ростовской области требования заявителя не признал по основаниям, изложенным в отзыве на заявление, просил в удовлетворении требований заявителя отказать.

Представитель Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе г. Ростова-на-Дону требования заявителя не признал по основаниям, изложенным в отзыве на заявление, просил в удовлетворении требований заявителя отказать.

Рассмотрев материалы дела, исследовав представленные доказательства и заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, суд установил следующее.

03.11.2010г. Управлением проведена камеральная проверка правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования плательщиком страховых взносов - индивидуальным предпринимателем Демченко В.Б.

По результатам проведенной проверки выявлено, что предпринимателем, производящим выплаты и иные вознаграждения физическим лицам расчет по страховым взносам за 9 месяцев 2010г. в Управление представлен 02.11.2010г., с нарушением срока на 1 день. Последним днем представления расчета в Управление за 9 месяцев 2010г. является 1 ноября 2010г. включительно.

Выявленные нарушения зафиксированы в акте камеральной проверки от 03.11.2010г. № 07105930004179.

Рассмотрение акта проверки назначено на 26.11.2010г., о чем предприниматель извещен надлежащим образом, что признается предпринимателем и подтверждается росписью бухгалтера предпринимателя на акте проверки.

26.11.2010г. рассмотрев акт проверки, исследовав представленные документы, начальник Управления вынес решение № 071 059 10 РК 0003525 о привлечении лица к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах, в виде наложения штрафа в размере 5% от суммы начисленных страховых взносов с начала расчетного периода, что составило 6120,40 руб.

Не согласившись с указанным решением в части назначения штрафа, предприниматель обратился в Арбитражный суд Ростовской области с настоящим заявлением.

Исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в совокупности, суд пришел к выводу, что уточненные требования предпринимателя подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с подпунктом «б» пункта 1 части 1 статьи 5 Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» от 24.07.2009г. № 212-ФЗ (далее - Федеральный закон № 212-ФЗ) индивидуальные предприниматели являются плательщиками страховых взносов в государственные внебюджетные фонды.

Согласно статье 3 Федерального закона № 212-ФЗ контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды (далее - контроль за уплатой страховых взносов) осуществляют Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в Пенсионный фонд Российской Федерации, и страховых взносов на обязательное медицинское страхование, уплачиваемых в фонды обязательного медицинского страхования.

В силу пунктов 1 и 3 части 2 статьи 28 Федерального закона № 212-ФЗ плательщики страховых взносов обязаны правильно исчислять и своевременно уплачивать (перечислять) страховые взносы и представлять в установленном порядке в орган контроля за уплатой страховых взносов по месту учета расчеты по начисленным и уплаченным страховым взносам.

Согласно пункту 1 части 9 Федерального закона № 212-ФЗ (в редакции, действовавшей в спорный период) плательщики страховых взносов ежеквартально представляют в орган контроля за уплатой страховых взносов по месту своего учета следующую отчетность: до 1-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации - расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации и на обязательное медицинское страхование в фонды обязательного медицинского страхования по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования.

Согласно частям 1, 2, 7 статьи 4 Федерального закона № 212-ФЗ сроки, установленные настоящим Федеральным законом, определяются календарной датой, указанием на событие, которое должно неизбежно наступить, или на действие, которое должно быть совершено, либо периодом, который исчисляется годами, кварталами, месяцами или днями.

Течение срока начинается на следующий день после календарной даты или наступления события (совершения действия), которым определено его начало.

В случае, если последний день срока приходится на день, признаваемый в соответствии с законодательством Российской Федерации выходным и (или) нерабочим праздничным днем, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.

В соответствии с частями 1, 2 статьи 10 Федерального закона № 212-ФЗ расчетным периодом по страховым взносам признается календарный год. Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года, календарный год.

Таким образом, расчет по страховым взносам предоставляется периодами с нарастающим итогом, квартал, полугодие, девять месяцев, год.

В связи с чем, сроком предоставления расчета по страховым взносам за 9 месяцев 2010 года являлось 01 ноября 2010 года.

Предприниматель Демченко В.Б., производящий выплаты и иные вознаграждения физическим лицам расчет по страховым взносам за 9 месяцев 2010г. в Управление представил 02.11.2010г., то есть с нарушением срока на 1 день.

Указанное обстоятельство предпринимателем не оспаривается, подтверждается материалами дела.

Статьей 46 Федерального закона № 212-ФЗ установлена ответственность за непредставление расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам.

В соответствии с частью 1 статьи 46 Федерального закона № 212-ФЗ непредставление плательщиком страховых взносов в установленный настоящим Федеральным законом срок расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам в орган контроля за уплатой страховых взносов по месту учета при отсутствии признаков правонарушения, предусмотренного частью 2 указанной статьи, влечет взыскание штрафа в размере 5 процентов суммы страховых взносов, подлежащей уплате (доплате) на основе этого расчета, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для его представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 100 рублей.

Привлечение к ответственности за совершение правонарушений, предусмотренных настоящим Федеральным законом, осуществляется органами контроля за уплатой страховых взносов (часть 2 статьи 40 Федерального закона №212-ФЗ).

В силу части 1 статьи 39 Федерального закона № 212-ФЗ  акт проверки и другие материалы проверки, в ходе которой были выявлены нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах, а также представленные проверяемым лицом (его уполномоченным представителем) письменные возражения по указанному акту должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов, проводившего проверку, и решение по ним должно быть принято в течение 10 дней со дня истечения срока, указанного в части 5 статьи 38 данного Федерального закона.

При исчислении суммы штрафа, подлежащего уплате предпринимателем, Управление исходило из следующего.

Согласно расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, страховым взносам на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования плательщиками страховых взносов, производящим выплаты и иные вознаграждения физическим лицам индивидуальный предприниматель Демченко В.Б. за 9 месяцев 2010г. должен был уплатить страховых взносов на обязательное пенсионное страхование на страховую часть 80 404 руб., на накопительную часть 25 580 руб., страховые взносы на обязательное медицинское страхование ФФОМС 5 829 руб., ТФОМС 10 598 руб., итого начисленная сумма страховых взносов составила 122 411 рублей (строка отчета 110). При этом, Управление не учитывает фактический уплаченную предпринимателем сумму за I и II квартал 2010г.

Исходя из расчета Управления штраф за несвоевременное представление расчета составил 122 411 *5% = 6 120, 55 рублей, с учетом погрешности при округлении сумма штрафа составила 6120,40 рублей.

Вместе с тем, изучив материалы дела, суд пришел к выводу о том, что сумма штрафа Управлением рассчитана неверно. Как указано в части 1 статьи 46 Федерального закона № 212-ФЗ расчет суммы штрафа производится исходя из «суммы страховых взносов, подлежащей уплате (доплате) на основе этого расчета, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для его представления».

Таким образом, при исчислении размера штрафа необходимо исходить из строки 150 расчета - «остаток страховых взносов, подлежащих уплате на конец отчетного периода», что составляет согласно расчету, представленному предпринимателем, и не оспаривается Управлением, 7558 рублей, а не из суммы начисленных страховых взносов с начала расчетного периода (строка 110 расчета) без учета фактически уплаченных взносов. Таким образом, размер штрафа составляет 11426 (7558+2335=544+989)*5%=571 рубль 30 копеек.

Аналогичная практика сложилась при применении ответственности, предусмотренной статьей 119 Налогового кодекса Российской Федерации, и отражена в постановлении Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 08.06.2010г.  № 418/10, постановлении Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 18.10.2010г. по делу № А32-43596/2009-46/716.

Доводы заявителя о том, что распоряжением Правления Пенсионного Фонда России от 05.05.2010г. № 120р «Об организации работы территориальных органов Пенсионного фонда Российской Федерации по привлечению к ответственности плательщиков взносов за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах» (вместе с «Методическими рекомендациями по организации работы  территориальных органов Пенсионного фонда Российской Федерации по привлечению к  ответственности плательщиков страховых взносов за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах») установлено, что наличие на дату привлечения к ответственности переплаты или факта уплаты страховых взносов не влияет на применение к плательщику страховых взносов ответственности за нарушение им установленного законодательством срока представления расчета и не влечет за собой уменьшение размера налагаемого штрафа, не принимается судом, поскольку указанное распоряжение не зарегистрировано в Министерстве Юстиции Российской Федерации, является внутренним документом пенсионного фонда и не является нормативным правовым актом, устанавливающим обязательные для применения нормы.

При этом пунктом 4 части 6 статьи 39 Федерального закона № 212-ФЗ установлено, что в ходе рассмотрения материалов проверки руководитель (заместитель руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов, в том числе выявляет обстоятельства, исключающие вину лица в совершении правонарушения, предусмотренного указанным Федеральным законом, либо обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение правонарушения, предусмотренного настоящим Федеральным законом.

Согласно части 4 статьи 44 Федерального закона № 212-ФЗ обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение правонарушения, устанавливаются судом или органом контроля за уплатой страховых взносов, рассматривающим дело, и учитываются при привлечении к указанной ответственности. Частью 1 указанной статьи предусмотрен перечень обстоятельств, смягчающих ответственность за совершение правонарушения, который не является исчерпывающим.

Из материалов дела следует, что предпринимателем, как плательщиком страховых взносов, допущено несвоевременное представление в установленный срок расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам в орган контроля за уплатой страховых взносов, вместе с тем из решения управления Пенсионного фонда не усматривается, что при его вынесении устанавливались обстоятельства, смягчающие ответственность общества за совершение правонарушения.

В материалах дела отсутствуют сведения о привлечении предпринимателя за совершение аналогичного правонарушения, просрочка представления расчета составила 1 день, что расценивается судом как смягчающее ответственность предпринимателя обстоятельство.

Между тем, заявителем в судебном заседании не заявлено требования о снижении размера штрафа в связи с смягчающими вину обстоятельствами. Заявитель оспаривает сам правой метод определения суммы штрафа, что подтверждено заявителем в судебном заседании.

Исходя из изложенного, применение к предпринимателю минимального размера штрафа в сумме 571 рублей 30 копеек, исчисленного в соответствии с нормами части 1 статьи 46 Федерального закона № 212-ФЗ, соответствует тяжести совершенного нарушения.

При таких обстоятельствах, решение Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе г.Ростова-на-Дону «О привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах» от 26.11.2010г. № 071 059 10 РК 0003525 в части назначения штрафа в размере 5549 рублей 10 копеек (6120,40 руб. - 571,30 руб.), не соответствует Федеральному закону № 212-ФЗ.

При таких обстоятельствах, уточненные требования заявителя подлежат удовлетворению в полном объеме.

В соответствии с пунктом 3 части 4 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц должны содержаться: указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.

Государственная пошлина по правилам статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации распределяется между лицами, участвующими в деле, пропорционально размеру удовлетворенных требований.

В соответствии со статьей 112 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вопросы распределения судебных расходов, отнесения судебных расходов на лицо, злоупотребляющее своими процессуальными правами, и другие вопросы о судебных расходах разрешаются арбитражным судом, рассматривающим дело, в судебном акте, которым заканчивается рассмотрение дела по существу, или в определении.

При подаче заявления в суд предпринимателем оплачена государственная пошлина в сумме 200 рублей платежным поручением № 215 от 04.03.2011г.

В связи с этим, государственная пошлина подлежит взысканию с Управления.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 110, 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Ростовской области

Р  Е  Ш  И  Л:

Признать незаконным решение Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе г.Ростова-на-Дону «О привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах» от 26.11.2010г. № 071 059 10 РК 0003525 в части назначения штрафа в размере 5549 рублей 10 копеек, как не соответствующее Федеральному закону от 24.07.2009г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования», обязав Государственное учреждение - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе г.Ростова-на-Дону устранить допущенные нарушения прав и законных интересов индивидуального предпринимателя Демченко Василия Борисовича.

Взыскать с Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе г.Ростова-на-Дону в пользу индивидуального предпринимателя Демченко Василия Борисовича, 16.08.1974 года рождения, проживающего по адресу: г.Ростов-на-Дону, ул. Народного Ополчения, 156, ИНН 230303307596, основной государственный регистрационный номер 307616403900011,  расходы по уплаченной платежным поручением от 04.03.2011г. № 215 государственной пошлине в сумме 200 рублей.

Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражным судом апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано через Арбитражный суд Ростовской области в апелляционном порядке в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты принятия решения, а также в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в течение двух месяцев с даты вступления решения по делу в законную силу при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Судья  Г.А. Сурмалян

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка