АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ

от 08 июня 2011 года  Дело N А53-3609/2011

Резолютивная часть решения объявлена «01» июня 2011 года.

Полный текст решения изготовлен  «08» июня 2011 года.

Арбитражный суд Ростовской области  в составе:

судьи  Лебедевой Ю.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Плотниковой Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению  общества с ограниченной ответственностью «Алькор-Р» (ИНН 6164083470, ОГРН 1026103294161)

о признании незаконным и отмене Постановления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 23 по Ростовской области от 01.03.2011 г.  № 39 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях

заинтересованное лицо: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 23 по Ростовской области,

при участии:

от заявителя: Боган И.И. (от 11.01.2011 №1/2011), паспорт;

от заинтересованного лица: Акопян Б.Б. (доверенность от 01.12.2010, удостоверение),

установил:

общество  с ограниченной ответственностью «Алькор-Р» обратилось в арбитражный суд Ростовской области с заявлением  об освобождении общества с ограниченной ответственностью «Алькор-Р» от административной ответственности.

Через канцелярию суда от заявителя поступило заявление об уточнении заявленных требований. Заявитель просит признать незаконным постановление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 23 по Ростовской области от 01.03.2011 № 39. С учетом мнения заинтересованного лица суд принял уточненное требование, приобщил документ к материалам дела.

Представитель заявителя поддержал заявленное требование, просил суд его удовлетворить.

Представитель заинтересованного лица возражал против удовлетворения заявленного требования, просил суд в его удовлетворении отказать.

В судебном заседании 26.05.2011 в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлялся перерыв до 01.06.2011 до 09 часов 30 минут.

Информация о времени и месте продолжения судебного заседания размещена 26.05.2011 на официальном сайте Арбитражного суда Ростовской области - http://rostov.arbitr.ru.

После истечения перерыва судебное заседание продолжено 01.06.2011 в 09 часов 30 минут.

В судебное заседание не явился представитель заинтересованного лица, извещенные о дате, времени и месте судебного заседания надлежащим образом.

Заявитель просит приобщить к материалам дела документы в обоснование заявленного требования. Суд приобщил документы к материалам дела.

Изучив материалы дела, оценив доказательства, заслушав доводы представителей лиц, участвующих в деле, суд установил следующее.

Общество с ограниченной ответственностью «Алькор-Р»  зарегистрировано в качестве юридического лица, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации юридического лица от 26.01.2005 серия 61 № 004123413.

01.02.2011 Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 23 по Ростовской области выдано поручение № 108 на проведение проверки соблюдения законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт и полноты учета выручки, соблюдения порядка ведения кассовых операций и порядка работы с денежной наличностью за период с 01.12.2010 по 01.02.2011 обществом с ограниченной ответственностью «Алькор-Р».

16.02.2011 Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 23 по Ростовской области составлен протокол осмотра № 11/212 помещения, принадлежащего обществу с ограниченной ответственностью «Алькор-Р».

В результате осмотра установлено,  что в помещении ООО "Алькор-Р" по адресу: г.Ростов-на-Дону, ул. Омская 2 "к", отсутствует изолированное помещение кассы, предназначенное для приёма, выдачи и временного хранения денег.

Согласно протоколу осмотра проверяемого объекта по адресу ул. Омская 2 "к", установлено, что по указанному адресу расположен магазин по продаже парфюмерии ООО «Алькор-Р», площадь занимаемая магазином состоит из торгового зала, в котором находится выставленный к продаже товар (духи, крема, косметика), также в торговом зале оборудовано три рабочих места продавцов-кассиров. Имеется подсобное помещение, в котором находятся стеллажи с товаром, рекламные материалы, рабочее место сотрудников магазина. Входная дверь в подсобное помещение деревянная.

За проверяемый период по момент осмотра изолированное кассовое помещение оборудованное в соответствии с Едиными требованиями Порядка ведения кассовых операций в РФ № 40 от 22.09.1993 года отсутствует.

Из объяснений заведующей магазином ООО "Алькор-Р" Смирновой Елены Сергеевны следует, что приходящий денежный остаток хранится в помещении магазина (подсобном помещении магазина) по адресу ул. Омская 2 "к". Отсутствие изолированного помещения для хранения денежных средств объясняю тем, что данный вопрос находится в компетенции руководителя ООО "Алькор-Р".

22.02.2011 Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 23 по Ростовской области составлен акт проверки № 11/26, согласно которому в помещении отсутствует касса - изолированное, надлежащим образом оборудованное  помещение, предназначенное для приема, выдачи и временного хранения денежных средств.

22.02.2011 Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 23 по Ростовской области составлен протокол № 39 об административном правонарушении, ответственность за которое установлена статьей 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении общества с ограниченной ответственностью «Алькор-Р» в присутствии директора общества с ограниченной ответственностью «Алькор-Р» Суржиковой В.В. С правами и обязанностями директор общества с ограниченной ответственностью «Алькор-Р» ознакомлена, копию протокола получила.

На рассмотрение административного дела общество с ограниченной ответственностью «Алькор-Р» было извещено надлежащим образом.

01.03.2011 Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 23 по Ростовской области в отношении общества с ограниченной ответственностью «Алькор-Р» вынесено постановление № 39 по делу об административном правонарушении, которым общество привлечено к административной ответственности по статье 15.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 40000 рублей. Копия постановления 01.03.2011 получена директором общества с ограниченной ответственностью «Алькор-Р».

Полагая, что данное постановление является незаконным и подлежит отмене, используя право на обжалование, предусмотренное статьей 207 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, заявитель обратился в Арбитражный суд Ростовской области с настоящим заявлением.

Изучив материалы дела, оценив доказательства, заслушав доводы представителей лиц, участвующих в деле, суд пришел к выводу об отказе в удовлетворении заявленного требования по следующим основаниям.

Согласно части 2 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности может быть подано в арбитражный суд в течение десяти дней со дня получения копии оспариваемого постановления. В случае пропуска указанного срока он может быть восстановлен судом по ходатайству заявителя.

Изучив материалы дела, суд установил, что оспариваемое постановление было принято 01.03.2009, 09.03.2011 заявитель обратился с настоящим заявлением в Арбитражный суд Ростовской области, то есть в срок, установленный нормами Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

Как следует из материалов дела, общество с ограниченной ответственностью «Алькор-Р» привлечено к административной ответственности, предусмотренной статьей 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии со статьей 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся в осуществлении расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров, неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности, несоблюдении порядка хранения свободных денежных средств, а равно в накоплении в кассе наличных денег сверх установленных лимитов влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей. Под данный состав подпадают бездействия хозяйствующих субъектов, выразившихся в необорудовании надлежащим образом помещения кассы, что свидетельствует о нарушении порядка хранения денежных средств.

Согласно части 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.

Пунктом 1 статьи 64 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела.

Согласно частям 1, 2 статьи 26.2. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

В соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статьей 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Каждое доказательство подлежит оценке арбитражным судом наряду с другими доказательствами. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленной силы.

В силу статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации другое лицо, участвующее в деле, не освобождается от доказывания и должно доказать обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, на которые оно ссылается как на обоснование своих требований и возражений.

Работа с денежной наличностью и ведение кассовых операций на предприятиях должны осуществляться в соответствии с установленным законом порядком.

В соответствии с пунктом 3 письма Центрального Банка России от 04.10.1993 №18 "Об утверждении порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации" для осуществления денежных расчетов наличными деньгами каждое предприятие должно иметь кассу и вести кассовую книгу по установленной форме.

Все операции с наличными деньгами в организации должны проводиться с соблюдением требований, установленных Порядком ведения кассовых операций.

Согласно пункту 29 Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденного решением Совета директоров Банка России от 22.09.1993 № 40, руководители предприятий обязаны оборудовать кассу (изолированное помещение, предназначенное для приема, выдачи и временного хранения наличных денег) и обеспечить сохранность денег в помещении кассы, а также при доставке из учреждения банка и сдаче в банк. В тех случаях, когда по вине руководителей предприятий не были созданы необходимые условия, обеспечивающие сохранность денежных средств при их хранении и транспортировке, они несут в установленном законодательством порядке ответственность.

Согласно пункту 30 Порядка ведения кассовых операций утвержденного решением Совета директоров Банка России от 22.09.1993 № 40, все наличные деньги и ценные бумаги на предприятиях хранятся, как правило, в несгораемых металлических шкафах, а в отдельных случаях - в комбинированных и обычных металлических шкафах, которые по окончании рабочего дня закрываются ключом и опечатываются печатью кассира. Ключи от металлических шкафов и печати хранятся у кассиров, которым запрещается оставлять их в условленных местах, передавать посторонним лицам либо изготавливать неучтенные дубликаты.

Единые требования по технической укрепленности и оборудованию сигнализацией помещений касс предприятий установлены в Приложении № 3 Порядка ведения кассовых операций, согласно которому для обеспечения надежной сохранности наличных денежных средств и ценностей помещение кассы должно отвечать следующим требованиям: быть изолированным от других служебных и подсобных помещений; закрываться на две двери - внешнюю, открывающуюся наружу, и внутреннюю, изготовленную в виде стальной решетки, открывающейся в сторону внутреннего расположения кассы; оборудоваться специальным окошком для выдачи денег; в обязательном порядке иметь сейф (металлический шкаф) для хранения денег и ценностей, прочно прикрепленный к строительным конструкциям пола и стены стальными ершами.

Касса - изолированное помещение, предназначенное для приема, выдачи и временного хранения наличных денег. Таким образом, помещение предназначено не только для хранения наличных денежных средств, но и для проведения операций с денежными средствами - выдача, прием. При работе с наличными денежными средствами у общества должно быть специально оборудованное помещение вне зависимости от того, как долго находятся у него денежные средства и в каком количестве.

Из содержания протокола осмотра помещения от 16.02.2011, акта проверки от 22.02.2011 № 11/26, протокола об административном правонарушении от 22.02.2011 № 39 следует, что обществом с ограниченной ответственностью «Алькор-Р» нарушен порядок хранения свободных денежных средств, выразившийся в отсутствии надлежащим образом оборудованного помещения кассы на территории магазина.

В силу презумпции невиновности (часть 2 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях) лица, привлекаемого к административной ответственности, доказать вину должен орган (должностное лицо), рассматривающий дело об административном правонарушении.

Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", выяснение виновности лица в совершении административного правонарушения осуществляется на основании данных, зафиксированных в протоколе об административном правонарушении, объяснений лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в том числе об отсутствии возможности для соблюдения соответствующих правил и норм, о принятии всех зависящих от него мер по их соблюдению, а также на основании иных доказательств,  предусмотренных частью 2 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Вина заявителя проявилась в виновном бездействии, допустившем нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, несоблюдении порядка хранения свободных денежных средств.

Данные обстоятельства подтверждаются протоколом осмотра от 12.11.2009, актом проверки от 22.02.2011 № 11/26, протоколом об административном правонарушении от 22.02.2011 № 39.

Правонарушение, за которое общество с ограниченной ответственностью «Алькор-Р» привлечено к административной ответственности, посягает на установленный порядок общественных отношений в сфере торговли и финансов, а также правила разрешительной системы допуска хозяйствующих объектов в сферу торговли и финансов.

Незнание установленных законом обязанностей, небрежное к ним отношение, отсутствие должной предусмотрительности не может служить оправданием неправомерных действий (бездействия).

При таких обстоятельствах, в действиях заявителя имеется состав правонарушения, предусмотренного статьей 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и он обоснованно привлечен к административной ответственности.

Одним из принципов привлечения к ответственности является правовой принцип индивидуализации, который выражается в том, что при привлечении лица к административной ответственности, учитываются характер правонарушения, степень вины нарушителя и обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность.

Статья 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает возможность назначения административного наказания в пределах минимального (сорок тысяч рублей) и максимального (пятьдесят тысяч рублей) размера санкции с учетом характера совершенного правонарушения, других обстоятельств, в том числе смягчающих административную ответственность.

Заявитель ранее к административной ответственности не привлекался, что позволяет сделать вывод о наличии смягчающих административную ответственность обстоятельств. Обстоятельств, отягчающих административную ответственность, не установлено. Таким образом, административным органом при определении административной ответственности общества правильно применен минимальный размер штрафа, предусмотренный статьей 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в размере 40000 рублей.

Порядок производства по делу об административном правонарушении установлен статьями 25.1 и 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, направленных на защиту прав и законных интересов лица, привлекаемого к административной ответственности.

Нарушений порядка привлечения к административной ответственности судом не установлено. Дело рассмотрено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности.

Учитывая изложенное, постановление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 23 по Ростовской области по делу об административном правонарушении от 01.03.2011 № 39 является законным и обоснованным.