АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ

от 23 марта 2009 года  Дело N А53-3751/2009

Резолютивная часть решения объявлена 23 марта 2009года

Арбитражный суд Ростовской области

в составе: судьи  Гришко С. В.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Шариповой С.Н.

рассмотрев в судебном заседании дело по иску Азово-Донское Управление Государственного морского и речного надзора ФСНСТ

к ООО «Челленджер Шиппинг»

о привлечении к административной ответственности по ч.3 ст.14.1 КоАП РФ

при участии

от заявителя:  представитель Толмачев М.В. доверенность от 11.01.2009г., Забруденко А.И. доверенность от 11.01.2009г., Ковтун А.В. по доверенности от 17.03.2009г.

от ответчика : представитель Кривокоров Д.А. доверенность от 17.03.2009г., Немашкалова М.В. доверенность от 17.03.2009г.

В открытом судебном заседании рассматривается дело по заявлению Азово-Донского управления государственного морского и речного надзора о привлечении ООО «Челленджер Шиппинг» ( далее -Общество) к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Представитель заявителя требования поддержал, просил привлечь Общество к административной ответственности по ч.3 ст.14.1 КоАП РФ по основаниям, изложенным в заявлении. Представил в материалы дела дополнительные документы.

Представитель Общества представил в материалы дела письменный отзыв с обоснованием своей позиции и дополнительные документы, при этом пояснил, что в его деяниях отсутствует состав правонарушения по ч.3 ст.14.1 КоАП РФ, отсутствует вина. Кроме этого, часть нарушений, установленных в ходе проверки, были устранены до составления административного протокола.

Рассмотрев материалы дела, суд установил следующее.

Собственником и судовладельцем т/х «Астон Челленджер» (IMO № 8883252) является ООО «Челленджер Шиппинг» РФ, на основании представленного Свидетельства о праве собственности на судно  и на основании данных, внесенных в Российский международный реестр под № 33-019-367 от 08.06.2007 г. ( выдано 24.06.2005 г. и.о. капитаном порта Таганрог Зябриным В.Н.).

На основании извещения о передаче ответственности, согласно требований Международного Кодекса Управления Безопасностью и Международной конвенции по охране судов и портовых средств от 06.08.2008 г., подписанного от ООО «Челленджер Шиппинг» директором Гапоненко В.Н. и от ООО «Астон Энтерпрайз» директором Чалковым М.В. ,  ООО «Челленджер Шиппинг» передает, а ООО «Астон Энтерпрайз» принимает на себя обязанность по обеспечению безопасной эксплуатации судна и предотвращения загрязнения, согласно требований Международного Кодекса Управления Безопасностью, и охране судов и портовых средств, согласно требований Международной конвенции по охране судов и портовых средств.

23.01.2009 года т/х «Астон Челленджер» (IMO № 8883252) был задержан в порту Генуя (Италия) на основании следующих замечаний:

Два съемных закрытия раздаточных окон на камбузе в переборке класса «А» не соответствуют требованиям, пункта 2 правила 3 Части А Главы II-2 Международной конвенции по охране человеческой жизни на море 1974 г (далее СОЛАС -74).

Данные закрытия не обозначены на судовом пожарном плане, что повлекло нарушение пункта 2 правила 3 Части А Главы 11-2 СОЛАС-74.

Выставлены замечания со сроком устранения до выхода из порта:

Инструкция подготовки но борьбе за живучесть не соответствует требованиям СОЛАС -74, что является нарушением п. 1. 2. 3 и п.11 Международного Кодекса Управления Безопасностью.

Журнал операций с мусором старой формы, что является  нарушением п.З Правила 9 Приложения V Международной конвенции по предотвращению загрязнения с судов 1973 г., измененная протоколом 1978 г. к ней (далее МАРПОЛ 73/78).

Аварийный пожарный насос имел протечку, нарушение правило 14 СОЛАС-74 Глава 11-2 Часть Е.

Надувная дежурная шлюпка не готова к использованию т.к. была не полностью накачена, в нарушении п. 5.1.3.11 Международного кодекса по спасательным средствам.

Указанные нарушения впоследствии нашли отражения в пункте 2 протокола об административном правонарушении № 006-09 от 27.02.2009г.

Помимо этого, было установлено следующее.

По предъявленному классификационному свидетельству № 08.71024.185 от 06.08.2008 т/х «Астон Челленджер» (IMO № 8883252) был освидетельствован представителями Российского Морского Регистра Судоходства и установлен тип судна «нефтеналивное», а так же выдано временное свидетельство об управлении безопасностью № 08.0084.185 от 12.08.2008 года, в котором указано, что требования пункта 14.4 Международного кодекса по управлению безопасностью для ООО «Астон Энтрепрайз» выполнены и что Документ о Соответствии Компании соответствует данному типу судна «нефтяной танкер».

В свидетельстве о годности к плаванию № 08.71049.185 от 06.08.2008 г для т/х «Астон Челленджер» (IMO № 8883252) указан тип судна «нефтеналивное».

ООО «Астон Энтерпрайз», которое приняло на себя ответственность за безопасную эксплуатацию и предотвращение загрязнения окружающее среды у ООО «Челленджер Шиппинг», выдан на основании положений СОЛАС-74 Документ о Соответствии  № 08.294.025 от 10.07.2008 года в том, что система управления безопасностью компании соответствует Международному Кодексу Управления Безопасностью для следующих типов судов (нефтяной танкер, другое грузовое судно).

На основании акта задержания, т/х «Астон Челленджер» (IMO № 8883252) на момент проверки в порту Генуя (Италия) 23.01.2009 года, он использовался для перевозки подсолнечного масла категории «Y» (загрязнитель). Данный тип груза может перевозиться только грузовыми судами, которые построены или приспособлены для перевозки наливом любого жидкого продукта, указанного, в статье 17 Международного кодекса постройки и оборудования судов, перевозящих опасные химические грузы наливом (далее - Кодекс IBC) и правило 8 Часть В Глава VII СОЛАС-74, такой тип судна является «танкером-химовозом». При этом указано, что т/х «Астон Челленджер» (IMO № 8883252) не имел права перевозить подсолнечное масло категории «Y» (загрязнитель) т.к. тип судна «нефтеналивное» не соответствовал характеру перевозимого груза, в нарушении статьи 17 Кодекс IBC и правило 8 Часть В Глава VII СОЛАС-74.

На основании статьи 17 Кодекса IBC и правила 8 Часть В Глава VII СОЛАС-74 т/х «Астон Челленджер» (IMO № 8883252) для перевозки подсолнечного масла категории «Y» (загрязнитель) должен был быть освидетельствован по типу судна «танкер-химовоз», а ООО «Астон Энтерпрайз» получить Документ о соответствии компании, что система управления безопасностью компании соответствует Международному кодексу по безопасной эксплуатации судов, в отношении судна типа «танкер-химовоз», а на основании Документа о соответствии компании получить свидетельство об управлении безопасностью для т/х «Астон Челленджер» (IMO № 8883252), в котором должно быть указано, что требования п. 14.4 Международного Кодекса Управления Безопасностью выполнены, и документ о соответствии компании соответствует к типу судна «танкер-химовоз».

В соответствии с вышеизложенным, административным органом был сделан вывод о том, что ООО «Астоп Энтерпрайз» допустило грубые нарушении при эксплуатации т/х «Астон Челленджер» (IMO № 8883252) т.к. документа о соответствии системе управления безопасности компании Международному Кодексу Управления Безопасностью в отношении предъявленного судна «нефтеналивное» и временное свидетельство об управлении безопасностью для судов (нефтяной танкер, другое грузовое судно) не соответствовало характеру перевозимого груза. Для перевозки данного груза необходим тип судна «танкер-химовоз».

Указанные нарушения были отражены в акте о проведении внеплановой проверки Общества № 17-р от 26.02.2009г., составленном Азово-Донским Управлением государственного морского и речного надзора.

27 февраля 2009г. в отношении ОАО  «Челленджер Шиппинг» составлен протокол  об административном правонарушении № 006-09 от 27.02.2009г.  по признакам совершения административного правонарушения по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ. Представитель юридического лица - Директор Общества - Гапоненко В.Н. ( приказ о назначении на должность № 1 от 16.05.2007г.) присутствовал при составлении протокола об административном правонарушении, дал объяснения по факту, зафиксированному в протоколе, ознакомлен с  протоколом и получил его копию.

В соответствии с пунктом 3 статьи 23.1, статьей 28.8 КоАП РФ протокол об административном правонарушении № 006-09 от 27 февраля 2009г. и материалы к нему направлены для рассмотрения в Арбитражный суд Ростовской области.

Как видно из материалов дела, о вышеуказанном правонарушении административному органу стало известно 23.01.2009г. Протокол об административном правонарушении по данным фактам составлен 27 февраля 2009г.

Статьей 28.5 КоАП установлен срок составления протокола - немедленно после выявления совершения административного правонарушения. Однако, если требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела, протокол об административном правонарушении составляется в течении 2 суток с момента выявления административного правонарушения. В случае проведения административного расследования протокол составляется по окончанию расследования в сроки, предусмотренные ст.28.7 КоАП РФ, при этом о проведении административного расследования по правилам ст.28.7 КоАП РФ составляется соответствующее определение. В рассматриваемом случае протокол был составлен 27.02.2009г.- спустя более месяца с момента выявления правонарушения и объясняется административным органом фактом нахождения судна в иностранном порту на момент выявления правонарушения. Определение об административном расследовании не выносилось.

Сроки составления протоколов, закрепленные ст.28.5 КоАП РФ являются не давностными, а процессуальным и могут привести к  правовым последствиям в виде истечения срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ст.4.5 КоАП РФ.

В соответствии со ст. 4.5 КоАП РФ Постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения, а за нарушение законодательства Российской Федерации о внутренних морских водах, территориальном море, континентальном шельфе, об исключительной экономической зоне Российской Федерации, таможенного, антимонопольного, валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования, законодательства Российской Федерации об охране окружающей природной среды, об использовании атомной энергии, о налогах и сборах, о защите прав потребителей, о рекламе, о лотереях, о выборах и референдумах, о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения.

Указанное свидетельствует о том, что на дату привлечения к административной ответственности - 23.03.2009 г., срок давности, установленный ст. 4.5 КоАП РФ, не истек.

Довод ответчика о том, что в вводной части протокола об административном правонарушении указана дата его составления - 27 февраля 2008 года, что по сути является процессуальным правонарушением при производстве по делу об административном правонарушении, отклоняется судом как несостоятельный.

Из текста протокола видно, что он составлен в результате установления факта правонарушения от 23 января 2009 года. Указанное также подтверждается и материалами административного дела. При таких обстоятельствах, суд пришел к выводу о технической опечатке, допущенной административным органом при написании текста протокола, и датой его составления является - 27 февраля 2009 года. В заключительной части протокола также имеется подпись законного представителя юридического лица об ознакомлении с протоколом и получении его копии, и указана дата - 27 февраля 2009г.

В соответствии с пунктом 3 Положения о лицензировании погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006г. № 490, лицензирование погрузочно-разгрузочной деятельности осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере транспорта.

В силу части 3 статьи 28.3 КоАП РФ протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, уполномочены составлять должностные лица административных органов, осуществляющих лицензирование отдельных видов деятельности.

С учетом указанных положений законодательства РФ суд пришел к выводу о том, что протокол об административном правонарушении № 006-09 от 27.02.2008г. составлен уполномоченным лицом.

Обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении, судом не установлены.

Рассмотрев материалы дела об административном правонарушении, суд пришел к выводу, что при составлении протокола об административном правонарушении № 006-09 от 27.02.2009г. соблюдены положения статьи 28.2 Кодекса, направленные на защиту прав лица, привлекаемого к ответственности, процессуальных нарушений административным органом не допущено.

Изучив материалы дела, суд пришел к выводу о наличии оснований для привлечения  ООО «Челленждер Шиппинг» к административной ответственности за правонарушение, предусмотренное частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ ввиду  следующего.

Частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).

Как видно из материалов дела, Обществу с ограниченной ответственностью «Челленджер Шиппинг» Федеральной службой по надзору в сфере транспорта 08 октября 2008года выдана лицензия  серия МТ1001 № 019511 на осуществление перевозок морским транспортом грузов. Местом нахождения лицензиата указано: г.Ростов-на-Дону, ул. 1-я Луговая,3 «б», местом осуществления деятельности указаны морские участки в соответствии с документами РМРС. Срок действия лицензии установлен с 08 октября 2008г. по 08 октября 2013 года.

Статьей 2 Федерального Закона от 08.08.01 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» установлено понятие «лицензионные требования и условия» как совокупность предусмотренных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.

В соответствии с п.4 Положения о лицензировании перевозок  морским транспортом грузов, утвержденного Постановлением Правительства РФ № 490 от 13.08.2006г., лицензионными требованиями и условиями при осуществлении указанной деятельности являются: а) соблюдение лицензиатом требований по обеспечению безопасности мореплавания, установленных Кодексом торгового мореплавания Российской Федерации; б) наличие у лицензиата (соискателя лицензии) на праве собственности или на ином законном основании судов, предназначенных для перевозки грузов, допущенных к плаванию в соответствии со статьей 23 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации; в) соответствие лицензиата (соискателя лицензии) и каждого судна, используемого для перевозки грузов, требованиям Международного кодекса по управлению безопасной эксплуатацией судов и предотвращению загрязнения и Международного кодекса по охране судов и портовых средств; г) наличие у лицензиата (соискателя лицензии) плана по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов; д) наличие у лицензиата (соискателя лицензии) должностного лица, ответственного за осуществление перевозок грузов и имеющего высшее профессиональное образование по специальности "морское судовождение"; е) наличие у лицензиата (соискателя лицензии) должностного лица, осуществляющего контроль за соблюдением требований по обеспечению безопасности мореплавания и предотвращению загрязнения окружающей среды, имеющего высшее профессиональное образование по специальности "морское судовождение" и диплом, подтверждающий право занимать соответствующую должность командного состава морского судна, а также аттестованного на право занятия должности в установленном порядке; ж) укомплектование лицензиатом (соискателем лицензии) судов членами экипажа, имеющими дипломы и квалификационные свидетельства, предусмотренные положением о дипломировании членов экипажей морских судов, утвержденным в соответствии со статьей 54 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации; з) наличие у лицензиата договора страхования жизни и здоровья членов экипажа судна при исполнении ими служебных обязанностей; и) наличие на каждом судне, используемом лицензиатом для перевозок грузов, судовых документов, предусмотренных статьями 24 - 28 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации.

Факт правонарушения, допущенный Обществом, выразился в осуществлении предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).

Общество нарушило части «а» и «в» п.4 Постановления Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. № 490 «О лицензировании отдельных видов деятельности на морском и внутреннем водном транспорте»: а) соблюдение лицензиатом требований по обеспечению безопасности мореплавания, установленных Кодексом торгового мореплавания Российской Федерации; и в) соответствие лицензиата ( соискателя лицензии) и каждого судна, используемого для перевозки грузов, требованиям Международного кодекса по управлению безопасной эксплуатацией судов и предотвращению загрязнения и Международного кодекса по охране судов и портовых средств.

Установлено несоответствие лицензиата и судна, используемого для перевозки груза, требованиям Международного кодекса по управлению безопасной эксплуатацией судов и предотвращению загрязнения, не выполнение обязательных норм и правил, предусмотренных международным законодательство в морском судоходстве.

Помимо этого, Общество совершило нарушения, в п.2 протокола об административном правонарушении.  Выявленные нарушения, отраженные в 2 протокола об административном правонарушении № 006-09 от 27.02.2008г. заявителем не оспариваются, в процессе рассмотрения дела заявителем было указано, что выявленные нарушения были устранены после проверки в порту Генуи.

На основании вышеизложенного, административным органом был сделан правильный вывод о том, что Общество допустило  осуществление предпринимательской деятельности с нарушением  условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) при эксплуатации т/х «Астон Челленджер» (IMO № 8883252) т.к. документ о соответствии системы управления безопасностью компании Международному Кодексу Управления Безопасностью в отношении предъявленного судна «нефтеналивное» и временное свидетельство об управлении безопасностью для судов (нефтяной танкер, другое грузовое судно) не соответствовали характеру перевозимого груза. Для перевозки данного груза необходим тип судна «танкер-химовоз».

При таких обстоятельствах, суд пришел к выводу о наличии в деяниях Общества состава правонарушения по ч.3 ст.14.1 КоАП РФ.

Вместе с тем одним из принципов привлечения к ответственности является правовой принцип индивидуализации, который выражается в том, что при привлечении лица к административной ответственности учитываются не только характер правонарушения, степень вины нарушителя, но и обстоятельства смягчающие и отягчающие ответственность.

Установление обстоятельств смягчающих и отягчающих ответственность за совершение административного правонарушения в соответствии со статьей 4.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отнесено к компетенции суда, который при вынесении решения о привлечении к административной ответственности обязан учитывать.

Учитывая, что Общество ранее к административной ответственности не привлекалось, суд считает возможным назначить  минимально возможное наказание.

Обстоятельств отягчающих административную ответственность Обществом при рассмотрении административного дела судом не установлено.

Руководствуясь  статьями 167-170, 206 АПК РФ арбитражный суд