АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ

от 11 апреля 2008 года  Дело N А53-4063/2008

Резолютивная часть решения объявлена 04 апреля 2008 года. Полный текст решения изготовлен 11 апреля 2008 года.

Арбитражный суд Ростовской области,

в составе судьи Романцева Геннадия Владимировича,

при ведении протокола судебного заседания судьей Романцевым Г.В.,

рассматривает в судебном заседании дело, возбужденное по иску ОАО «Российские железные дороги» в лице филиала «Северо-Кавказская железная дорога»

к ОАО «Таганрогский морской торговый порт»

о взыскании задолженности в сумме 2.983.588 руб. 58 коп.,

при участии представителей:

от истца - А.В. Хомякова, начальник юридического сектора отдела финансовых расчетов Дорожного центра фирменного транспортного обслуживания, дов. № НЮ-10/1014 от 23.11.2007 г.;

от ответчика - Е.С. Репях, старший юрисконсульт, дов. № 1/1 от 09.01.2008 г.

Рассматривается исковое заявление ОАО «Российские железные дороги» в лице филиала «Северо-Кавказская железная дорога» к ОАО «Таганрогский морской торговый порт» о взыскании задолженности в сумме 2.983.588 руб. 58 коп., образовавшейся в связи с ненадлежащим исполнением ответчиком своих обязательств по оплате пользования вагонами в декабре 2007 г.

Представитель истца в судебном заседании поддержал исковые требования и просил взыскать с ответчика плату за пользование вагонами в сумме 2.983.588 руб. 58 коп., начисленную за декабрь 2007 г., так как ОАО «Таганрогский морской торговый порт» была допущена задержка вагонов общего пользования станции Таганрог в связи с непринятием ответчиком вагонов на подъездные пути при наличии свободных фронтов выгрузки.

Представитель ответчика исковые требования не признал и просил в иске отказать, поддержав в судебном заседании доводы, изложенные в отзыве и пояснив, что, согласно расчету ОАО «Таганрогский морской торговый порт», плата за пользование вагонами за спорный период составляет 529.310 руб. 71 коп., поскольку истец начислил плату на основании актов общей формы, не соответствующих требованиям, установленным в Правилах составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом; истцом, в нарушение правил статьи 34 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации, начислена плата за пользование вагонами, о прибытии которых истец не уведомил ответчика, а также без учета форс-мажорных обстоятельств, наличие которых освобождает ответчика от платы за пользование вагонами (статья 39 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации).

Изучив материалы дела, суд установил, что между ОАО «Российские железные дороги» и ОАО «Таганрогский морской торговый порт» был заключен договор № 102/1 от 11.12.2003 г. на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования ОАО «Таганрогский морской торговый порт» при станции Таганрог Северо-Кавказской железной дороги, которым регулируются отношения, связанные с эксплуатацией железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего ОАО «Таганрогский морской торговый порт», при станции Таганрог. Кроме того, между сторонами был заключен договор № 201/1 от 01.12.2004 г. на подачу и уборку вагонов на железнодорожный путь необщего пользования, принадлежащий владельцу инфраструктуры железнодорожного пути общего пользования, для ОАО «Таганрогский морской торговый порт» при станции Таганрог Северо-Кавказской железной дороги, в соответствии с которым осуществляется подача, расстановка на места погрузки, выгрузки и уборка вагонов с железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего владельцу инфраструктуры.

В соответствии с условиями заключенных между сторонами договоров, в том числе и договоров № 102/1 от 11.12.2003 г. и № 201/1 от 01.12.2004 г., в период с 01 по 28 декабря 2007 г., истцом ответчику оказывались услуги по перевозке грузов, а также услуги по подаче и уборке вагонов. ОАО «Российские железные дороги» подавало под выгрузку на подъездной путь ОАО «Таганрогский морской торговый порт» вагоны, которые прибывали на станцию Таганрог в адрес ответчика.

Вместе с тем, по мнению ОАО «Российские железные дороги», ОАО «Таганрогский морской торговый порт» была допущена задержка вагонов общего пользования станции Таганрог в связи с непринятием ответчиком вагонов на подъездные пути при наличии свободных фронтов выгрузки. ОАО «Российские железные дороги» предоставило за спорный период ведомости подачи и уборки вагонов №№ 96, 99, 102, 103, 105, 106, 107, 108, 109, 112, 113, в которых отражено время подачи вагонов и время завершения грузовой операции. Указанные ведомости подписаны представителем ОАО «Российские железные дороги» в одностороннем порядке. Факты задержки вагонов оформлены ОАО «Российские железные дороги» актами общей формы №№ 96, 99, 102, 103, 105, 106, 107, 108, 109, 112, 113, которые не подписаны полномочными представителями ОАО «Таганрогский морской торговый порт». На основании актов общей формы составлены накопительные карточки №№ 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 15, 16, 17, согласно которым общая стоимость неоплаченных услуг (плата за пользование вагонами) составила 2.983.588 руб. 58 коп. Плата за пользование вагонами рассчитана истцом в соответствии со статьей 39 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации и на основании Таблицы № 9 Тарифного руководства № 2.

В связи с тем, что от подписи вышеперечисленных документов представители ОАО «Таганрогский морской торговый порт» отказались, то, в соответствии с Правилами составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утвержденными приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации № 45 от 18.06.2003 г., истцом для отражения данного факта были составлены акты общей формы.

Истец, в порядке досудебного урегулирования спора, направил ответчику письменную претензию от 14.01.2008 г., исх. № 30, с расчетом платы за пользование вагонами и требованием о ее уплате, однако ответчиком обязательства по уплате задолженности выполнены не были.

В связи с этими обстоятельствами, ОАО «Российские железные дороги» обратилось в арбитражный суд с иском к ОАО «Таганрогский морской торговый порт» о взыскании платы за пользование вагонами в сумме 2.983.588 руб. 58 коп., начисленной за декабрь 2007 г.

Суд, рассмотрев исковое заявление, выслушав пояснения представителей истца и ответчика, считает, что требование истца подлежит удовлетворению частично, в сумме 529.310 руб. 71 коп., с учетом доводов ответчика, изложенным им в отзыве, по следующим причинам: так, в соответствии со статьей 39 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации за время нахождения вагонов, контейнеров у грузополучателей, грузоотправителей, обслуживающих грузополучателей, грузоотправителей своими локомотивами владельцев железнодорожных путей необщего пользования либо за время ожидания их подачи или приема по причинам, зависящим от таких грузополучателей, грузоотправителей, владельцев, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами. Следовательно, при доказанности обстоятельств, необходимых для взыскания с грузополучателя платы за простой вагонов, данная плата должна быть взыскана судом в пользу перевозчика.

Вместе с тем, анализ материалов дела показывает, что истцом расчет платы за пользование вагонами необоснованно произведен на основании документов, не соответствующих требованиям, установленным в Правилах составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом. Истцом начислена плата за пользование вагонами, о прибытии которых истец, в нарушение требований действующего законодательства и условий заключенного договора, не уведомил ответчика. Кроме того, плата за пользование вагонами рассчитана истцом без учета форс-мажорных обстоятельств, наличие которых освобождает ответчика от платы за пользование вагонами.

Так, статьей 119 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации определено, что обстоятельства, являющиеся основанием для возникновения ответственности грузополучателя (получателя) при осуществлении перевозок грузов железнодорожным транспортом, удостоверяются коммерческими актами, актами общей формы и иными актами. Порядок составления актов определяется правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом. Такие правила - Правила составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, были утверждены приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации № 45 от 18.06.2003 г. Пунктом 3.1 Правил составления актов установлено, что для удостоверения обстоятельств задержки вагонов на станции назначения в ожидании подачи их под выгрузку по причинам, зависящим от грузополучателя, владельца железнодорожного пути необщего пользования составляется акт общей формы по форме ГУ-23 согласно приложению № 2 к Правилам составления актов. А согласно пункту 4.6 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденных Приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации № 26 от 18.06.2003 г., при задержке вагонов, независимо от их принадлежности, на железнодорожной станции в ожидании подачи их на железнодорожный путь необщего пользования под выгрузку, перегрузку по причинам, зависящим от грузополучателя, владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования, на каждый случай задержки составляется акт общей формы в порядке, установленном правилами составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, с заключением в него всех вагонов, находящихся на железнодорожной станции в момент задержки, готовых к подаче на эти железнодорожные пути необщего пользования. В этих актах указываются: причина задержки в подаче вагонов; количество всех задержанных вагонов, готовых к подаче на железнодорожный путь необщего пользования, а также их номера, дата и время прибытия на железнодорожную станцию; время начала и окончания задержки вагонов; другие сведения, предусмотренные правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом.

На основании акта общей формы перевозчик определяет время задержки вагонов на железнодорожных путях общего пользования для начисления платы за пользование вагонами.

Однако, как установлено судом, при составлении актов общей формы №№ 96, 99, 102, 103, 105, 106, 109, 112, истцом были допущены ошибки (неверно указано время начала и окончания простоя; указаны не принадлежащие ответчику или несуществующие вагоны; некоторые вагоны и период их простоя в разных актах частично или полностью повторяются), что привело к завышению начисленной платы за пользование вагонами и, следовательно, завышению предъявленной к оплате суммы.

Статьей 34 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации предусмотрена обязанность перевозчика уведомить грузополучателя о прибывших в его адрес грузах не позднее чем в 12 часов дня, следующего за днем прибытия грузов. Порядок и способ уведомления устанавливаются по соглашению сторон. В случае, если перевозчик не уведомляет о прибытии грузов, грузополучатель освобождается от платы за пользование вагонами, контейнерами и от платы за хранение грузов до получения уведомления об их прибытии.

В соответствии с § 5 договора № 102/1 от 11.12.2003 г. маневровый диспетчер истца был обязан передать уведомление о прибывших грузах диспетчеру ответчика по телефону и зафиксировать передачу уведомления в книге передачи уведомлений. Однако, в нарушение данных правил, ОАО «Российские железные дороги» не уведомило ОАО «Таганрогский морской торговый порт» о прибытии вагонов, указанных в акте общей форме № 105, и, следовательно ответчик, по правилам статьи 34 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации, освобождается от платы за пользование указанными вагонами.

Также при вынесении решения суд учитывает, то обстоятельство, что часть вагонов-цистерн, прибывающих в адрес ответчика, планировалась к перегрузке непосредственно на морские суда-танкеры прямым вариантом, без хранения в наземных резервуарах. Однако неблагоприятные погодные условия с 6 по 15 декабря 2007 г. послужили причиной падения уровня воды в подходном канале Таганрогского залива Азовского моря до критической отметки, не позволившей морским судам-танкерам по осадке прибыть в порт (ответчику) под погрузку прямым вариантом мазута, находившегося в спорных вагонах, указанных в актах №№ 107, 109, 112. По этим причинам данные вагоны простаивали в ожидании подачи под выгрузку, которую пришлось осуществлять в наземные резервуары, поскольку морские суда не могли прибыть в порт для приема мазута непосредственно из цистерн прямым вариантом.

Вместе с тем, в соответствии со статьей 39 УЖТ РФ грузоотправители, грузополучатели, владельцы железнодорожного пути необщего пользования, обслуживающие грузополучателей, грузоотправителей своим локомотивом, освобождаются от платы за пользование вагонами, контейнерами вследствие обстоятельств непреодолимой силы, военных действий, блокады, эпидемии, которые вызвали перерыв движения на железнодорожном подъездном пути, и иных обстоятельств, при которых запрещено выполнять операции по погрузке, выгрузке грузов.

Низкий уровень воды в подходном канале Таганрогского залива Азовского моря, не позволивший морским судам-танкерам прибыть в срок под погрузку мазута из спорных вагонов, является для ответчика обстоятельством непреодолимой силы и освобождает ответчика платы за пользование вагонами, указанными в актах общей формы №№ 107, 109, 112.

Обстоятельства непреодолимой силы подтверждаются справкой от 30.01.2008 г. № 39 Морской гидрометеорологической станции города Таганрога.

Таким образом, изучив представленные документы и дав оценку доводам сторон, суд считает, что законной и обоснованной является сумма платы за пользование вагонами в размере 529.310 руб. 71 коп.

При таких обстоятельствах суд считает, что иск ОАО «Российские железные дороги» в лице филиала «Северо-Кавказская железная дорога» к ОАО «Таганрогский морской торговый порт» о взыскании платы за пользование вагонами в сумме 2.983.588 руб. 58 коп. подлежит удовлетворению частично.

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судебные расходы относятся на лиц, участвующих в деле, пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований. Следовательно, расходы по уплате государственной пошлины должны были быть отнесены на истца и ответчика, поскольку требования истца удовлетворены частично.

Однако, согласно части 1 статьи 111 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в случае, если спор возник вследствие нарушения лицом, участвующим в деле, претензионного или иного досудебного порядка урегулирования спора, предусмотренного федеральным законом или договором, в том числе нарушения срока представления ответа на претензию, оставления претензии без ответа, арбитражный суд относит на это лицо судебные расходы независимо от результатов рассмотрения дела.

Вместе с тем, судом установлено, что обстоятельства задержки вагонов на путях общего пользования были отражены истцом - перевозчиком - в актах общей формы №№ 96, 99, 102, 103, 105, 106, 107, 108, 109, 112, 113, и представлены на подпись ответчику. Но представитель ответчика, в нарушение пункта 3.2.4. Правил составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом (которым предусмотрено, что ни перевозчик, ни грузоотправитель не имеют права отказаться от подписания акта общей формы; при несогласии с содержанием акта общей формы перевозчик или грузополучатель вправе изложить свое мнение; в этом случае необходимо в акте общей формы напротив подписи указать "С разногласиями или с возражением"), от подписи указанных документов отказался, не указав причину несогласия с указанными в них обстоятельствами, а именно - наличие обстоятельств непреодолимой силы, вследствие которых выполнение обязательств по приему груза стало для ответчика невозможным. Принятые истцом меры по досудебному урегулированию спора, в том числе направление в адрес ОАО «Таганрогский морской торговый порт» претензионного письма ОАО «Российские железные дороги» № 30 от 14.01.2008 г., также были оставлены без ответа и возражений со стороны ответчика. При этом истец вновь не был уведомлен о наличии обстоятельств непреодолимой силы, что расценивается судом, как необоснованное доведение спора до суда.

В связи с этими причинами, по правилам части 1 статьи 111 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, расходы по уплате государственной пошлины полностью относятся судом на ответчика - ОАО «Таганрогский морской торговый порт».

На основании изложенного, руководствуясь статьями 34, 39, 119 Федерального закона от 10.01.2003 г. № 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации», статьями 309, 310, 779, 784 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 65, 110, 111, 167, 168, 169, 170, 171, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

Взыскать с ОАО «Таганрогский морской торговый порт» в пользу ОАО «Российские железные дороги» в лице филиала «Северо-Кавказская железная дорога» 529.310 руб. 71 коп. платы за пользование вагонами; взыскать с ОАО «Таганрогский морской торговый порт» в пользу ОАО «Российские железные дороги» в лице филиала «Северо-Кавказская железная дорога» 26.417 руб. 94 коп. расходов по уплате государственной пошлины.

В остальной части иска отказать.

Решение арбитражного суда первой инстанции может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и в арбитражный суд кассационной инстанции в порядке главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Судья  Г.В. Романцев

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка