АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ

от 18 июня 2008 года  Дело N А53-4068/2008

Резолютивная часть решения объявлена  11 июня 2008 года

Полный  текст решения изготовлен 18 июня 2008 года

Арбитражный суд Ростовской области  в составе:

судьи Ширинской И.Б.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Честных Е.Н.

рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению ОАО КЗМК «Стройметкон»

к ИФНС России по г. Красный Сулин Ростовской области

третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, - ЗАО «Кордон»

о признании незаконным решения ИФНС России по г. Красный Сулин Ростовской области от 13.11.2007 №507/391;

о возврате из федерального бюджета штрафа в размере 123 156 руб.,

при участии:

от заявителя - начальник юридического отдела Гуцуляк А.И., доверенность №01 от 10.01.2008;

от ИФНС России по г. Красный Сулин Ростовской области - ведущий специалист-эксперт Шаповалов И.Е., доверенность от 01.08.2006;

от ЗАО «Кордон» - начальник отдела СКЗИ Гаврилов М.В., паспорт серии 60 02 №486699 выдан ОВД Октябрьского района г. Ростова-на-Дону 20.04.2002, КП:612-072, доверенность от 05.06.2008 №К-553.

СУЩНОСТЬ СПОРА: в открытом судебном заседании рассматривается  заявление открытого акционерного общества «Красносулинский завод металлоконструкций «Стройметкон» (далее - ОАО КЗМК «Стройметкон», общество) к инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Красный Сулин Ростовской области (далее по тексту - ИФНС России по г. Красный Сулин Ростовской области, налоговая инспекция) об отмене решения ИФНС России по г. Красный Сулин Ростовской области от 13.11.2007 №507/391 о привлечении к налоговой ответственности в соответствии с пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса РФ в виде штрафа в размере 123 156 руб., и о возврате из федерального бюджета штрафа в размере 123 156 руб., уплаченного с расчетного счета ОАО КЗМК «Стройметкон» в банке ОАО КБ «Центр-Инвест» по требованию № 39 от 22.01.2008.

В судебном заседании 22 апреля 2008 года заявитель изменил заявленные требования в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изложив их в следующей редакции: «Признать решение ИФНС России по г. Красный Сулин Ростовской области от 13.11.2007 №507/391 о привлечении к налоговой ответственности в соответствии с пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса РФ в виде штрафа в размере 123 156 руб. незаконным; возвратить из федерального бюджета штраф в размере 123 156 руб., уплаченный из расчетного счета ОАО КЗМК «Стройметкон» в банке ОАО КБ «Центр-Инвест» по требованию № 39 от 22.01.2008». Данные требования судом приняты.

19 мая 2008 года в судебном заседании суд по собственной инициативе в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - закрытое акционерное общество «Кордон», являющееся специализированным  оператором связи (далее по тексту - ЗАО «Кордон», оператор связи).

В судебном заседании 05.06.2008 суд по ходатайству ОАО КЗМК «Стройметкон» в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации принял изменения заявленных требований в следующей редакции: «Признать решение ИФНС России по г. Красный Сулин Ростовской области от 13.11.2007 №507/391 о привлечении ОАО КЗМК «Стройметкон»  к налоговой ответственности в соответствии с пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса РФ в виде штрафа в размере 123 156 руб. незаконным».

В судебном заседании 05 июня 2008 года в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлялся перерыв до 11.06.2008 до 11 часов 00 минут. Лица, участвующие в деле, непосредственно в судебном заседании извещены под расписку в протоколе судебного заседания о месте и времени, когда будет продолжено судебное заседание после перерыва. После перерыва 11 июня 2008 года в 11 часов 00 минут судебное заседание объявлено продолженным.

В судебном заседании 11 июня 2008 года заявитель изменил заявленные требования в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изложив их в следующей редакции: «Признать решение ИФНС России по г. Красный Сулин Ростовской области от 13.11.2007 №507/391 о привлечении к налоговой ответственности в соответствии с пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса РФ в виде штрафа в размере 123 156 руб. незаконным; возвратить из федерального бюджета штраф в размере 123 156 руб., уплаченный из расчетного счета ОАО КЗМК «Стройметкон» в банке ОАО КБ «Центр-Инвест» по требованию № 39 от 22.01.2008». Данные требования судом приняты.

Представитель общества в судебном заседании поддержал заявленные требования, считая, что решение налоговой инспекции о привлечении ОАО КЗМК «Стройметкон»  к налоговой ответственности не соответствуют закону и нарушает права налогоплательщика. В частности  представитель общества пояснил, что в связи с тем, что в первичной налоговой декларации по НДС за март 2007 года, направленной в ИФНС России по г. Красный Сулин Ростовской области 18.04.2007 с помощью телекоммуникационного канала связи, ошибочно не были отражены данные, о чем налоговая инспекция поставила налогоплательщика в известность в телефонном режиме, общество повторно направила налоговую декларацию 20.04.2007 с отражением всех необходимых данных с указанием на титульном листе декларации в графе «вид документа» цифру 1 - первичная декларация. Таким образом, по мнению общества, первичная налоговая декларация налогоплательщиком была сдана в налоговую инспекцию в установленные Налоговым кодексом Российской Федерации сроки, при этом Налоговый кодекс РФ не ограничивает количество первичных налоговых деклараций, а устанавливает сроки их подачи в налоговый орган.

Представитель налоговой инспекции заявленные требования не признал по основаниям, изложенным в отзыве и дополнении; полагает, что общество обоснованно привлечено к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса РФ, поскольку в представленной 20.06.2007 уточненной налоговой декларации по НДС за март 2007 года было исчислено дополнительно к уплате в бюджет 615 780 руб., при этом камеральной налоговой проверкой установлено, что налогоплательщик в нарушение пункта 4 статьи 84 Налогового кодекса РФ не уплатил недостающую сумму налога и соответствующие ей пени и не имел в карточке РСБ по НДС переплаты, достаточной для погашения возникшей недоимки, что явилось основанием для привлечения его к ответственности в соответствии со статьей 122 Налогового кодекса РФ. Кроме того, по мнению налоговой инспекции, обществом пропущен процессуальный срок для обжалования ненормативных правовых актов государственных органов, а также действий (бездействий) их должностных лиц, установленный пунктом 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - ЗАО «Кордон» в судебном заседании пояснил, что ОАО КЗМК «Стройметкон» 18.04.2007 отправило письмо с идентификатором 78065936 в адрес  ИФНС России по г. Красный Сулин Ростовской области, содержащее файл О0003407.001, а 20.04.2007 отправило письмо с идентификатором 78983173 в адрес  ИФНС России по г. Красный Сулин Ростовской области, содержащее файл О0003407.007.

При проверке доводов общества о нарушении налоговой инспекцией прав и законных интересов общества при привлечении его к налоговой ответственности, выслушав представителей сторон, изучив и исследовав материалы дела, суд  установил следующее.

Налоговой инспекцией проведена камеральная налоговая проверка общества по вопросам соблюдения законодательства о налогах и сборах. Проверка начата 19.06.2007 и окончена 17.09.2007.

Как следует из материалов дела, общество через специализированного оператора связи  ЗАО «Кордон» 18.04.2007  направило в ИФНС России по г. Красный Сулин Ростовской области по телекоммуникационным каналам связи в электронном виде первичную налоговую декларацию по налогу на добавленную стоимость (НДС) за март 2007 года, в которой отсутствовали показатели.

Общество 20.04.2007  повторно направило в ИФНС России по г. Красный Сулин Ростовской области по телекоммуникационным каналам связи в электронном виде налоговую декларацию по НДС за март 2007 года по сроку представления 20.04.2007.

20.06.2007 обществом представлена в налоговую инспекцию уточненная налоговая декларация по НДС за март 2007 года, содержащая сведения об объектах налогообложения, согласно которой  указано к уплате в бюджет 615 780 руб.

По результатам проверки составлен акт камеральной налоговой проверки №718 от 26.09.2007.

В соответствии со статьей 93 Налогового кодекса Российской Федерации для подтверждения правильности исчисления и своевременности уплаты налогов налоговой инспекцией в адрес налогоплательщика направлено требование №6148/03-00-22 от 08.10.2007 о предоставлении документов.

По результатам рассмотрения материалов камеральной налоговой проверки 13.11.2007 начальником инспекции ФНС России по г. Красный Сулин  вынесено решение №507/391 о привлечении общества к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде взыскания 123 156 руб. штрафа за неуплату или неполную уплату в результате неправильного исчисления налога.

Из материалов дела следует, что ОАО КЗМК «Стройметкон» в порядке статьи 138 Налогового кодекса РФ обжаловало в Управление Федеральной налоговой службы по Ростовской области решение ИФНС России по г. Красный Сулин Ростовской области от 13.11.2007 №507/391. Решением Управления от 09.01.2008 №16.23-17/9 обжалуемое решение ИФНС России по г. Красный Сулин Ростовской области от 13.11.2007 №507/391 оставлено без изменений, а жалоба общества - без удовлетворения.

В связи с осуществлением налоговой инспекцией реструктуризации имеющейся у общества задолженности по уплате налогов и пени, заявитель согласно требованию №39 от 22.01.2008 уплатил сумму штрафа по платежному поручению от 04.02.2008 №064.

Реализуя право на судебную защиту, ОАО КЗМК «Стройметкон» обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным решения ИФНС России по г. Красный Сулин Ростовской области от 13.11.2007 №507/391.

Исследовав и оценив представленные в материалы дела документы, доказательства, выслушав доводы и пояснения сторон, суд пришел к выводу, что заявленные требования   подлежат  удовлетворению в части по  следующим основаниям.

Согласно статье 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Подпунктом 4 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрена обязанность налогоплательщиков представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.

В силу пункта 6 статьи 80 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая декларация представляется в установленные законодательством о налогах и сборах сроки.

Согласно пункту 1 статьи 174 Налогового кодекса Российской Федерации уплата налога по операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с подпунктами 1 - 3 пункта 1 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации, на территории Российской Федерации производится по итогам каждого налогового периода исходя из фактической реализации (передачи) товаров (выполнения, в том числе для собственных нужд, работ, оказания, в том числе для собственных нужд, услуг) за истекший налоговый период не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, если иное не предусмотрено настоящей главой.

Согласно пункту 1 статьи 80 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая декларация представляет собой письменное заявление налогоплательщика о полученных доходах и произведенных расходах, источниках доходов, налоговых льготах и исчисленной сумме налога и (или) другие данные, связанные с исчислением и уплатой налога. Налоговая декларация представляется каждым налогоплательщиком по каждому налогу, подлежащему уплате этим налогоплательщиком, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

Согласно пункту 2 статьи 80 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая декларация может быть представлена налогоплательщиком в налоговый орган лично или через его представителя, направлена в виде почтового отправления с описью вложения или передана по телекоммуникационным каналам связи. При передаче налоговой декларации по телекоммуникационным каналам связи днем ее представления считается дата ее отправки. Порядок представления налоговой декларации в электронном виде определяется Министерством Российской Федерации по налогам и сборам.

Представление налоговых деклараций в электронном виде регулируется Налоговым кодексом Российской Федерации, Порядком представления налоговой декларации в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, утвержденным Приказом МНС России от 02.04.2002 №БГ-3-32/169 (далее - Порядок), Методическими рекомендациями организации и функционирования системы представления налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, утвержденными Приказом МНС России от 10.12.2002 №БГ-3-32/705 (с изм., внесенными Приказом МНС России от 08.08.2003 №БГ-3-32/443@) (далее - Методические рекомендации).

Так, Порядком предусмотрено, что представление налоговой декларации в электронном виде осуществляется через специализированного оператора связи, оказывающего услуги налогоплательщику, с использованием электронной цифровой подписи.

В соответствии с пунктом 4 раздела 2 Порядка датой представления налоговой декларации в электронном виде является дата ее отправки, зафиксированная в подтверждении специализированного оператора связи.

Исходя из изложенного, в случае если специализированным оператором связи зафиксировано подтверждение даты отправки налогоплательщиком налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость в пределах срока, установленного пунктом 5 статьи 174 Налогового кодекса РФ, налогоплательщик считается своевременно исполнившим свою обязанность по представлению в налоговый орган налоговой декларации.

В соответствии с пунктом 6.10 Методических рекомендаций налоговые декларации считаются представленными в налоговый орган, если налогоплательщик получил подтверждение, подписанное электронной цифровой подписью оператора связи.

Налоговые декларации, направляемые по телекоммуникационным каналам связи, в обязательном порядке проходят так называемый программный контроль, т.е. подтверждение подлинности электронной цифровой подписи налогоплательщика и проверку соответствия требованиям утвержденного формата представления налоговой отчетности в электронном виде.

После проверки отчетности налоговым органом формируется протокол входного контроля, содержащий результаты проверки, который подписывается электронной цифровой подписью налогового органа и направляется налогоплательщику.

В соответствии с пунктом 6.11 Методических рекомендаций формы налоговых деклараций в электронном виде считаются принятыми в соответствии с требованиями, установленными законодательством и Порядком, в случае если налогоплательщик получил протокол входного контроля, подтверждающий, что эти формы не содержат ошибок и прошли входной контроль. Формы налоговых деклараций в электронном виде не считаются принятыми в соответствии с требованиями, установленными законодательством и Порядком, в случае, если налогоплательщик не получил протокол входного контроля или получил протокол входного контроля, в котором содержится информация о том, что данные формы налоговых деклараций в электронном виде содержат ошибки и не прошли входной контроль (пункт 6.12. Методических рекомендаций).

Согласно пункту 6.13 Методических рекомендаций налоговые декларации в электронном виде, представленные в соответствии с требованиями, установленными законодательством и Порядком, являются оригиналами, имеют юридическую силу, подлежат хранению в хранилище юридически значимых документов и могут использоваться в качестве доказательств в суде, а также при рассмотрении споров в досудебном порядке.

Судом установлено и подтверждено материалами дела, что согласно подтверждения специализированного оператора связи ЗАО «Кордон» от 18.04.2007 №132868 и протокола входного контроля от 18.04.2007 общество представило в налоговый орган первичную декларацию по НДС за март 2007 года 18.04.2007.

Получение данной налоговой декларации по НДС за март 2007 года через телекоммуникационные средства связи 18.04.2007 налоговым органом не оспаривается.

В связи с тем, что в первичной налоговой декларации по НДС за март 2007 года, направленной в ИФНС России по г. Красный Сулин Ростовской области 18.04.2007 с помощью телекоммуникационного канала связи, ошибочно не были отражены данные, согласно подтверждения специализированного оператора связи ЗАО «Кордон» от 20.04.2007 №138141 и протокола входного контроля от 20.04.2007 общество повторно направила налоговую декларацию 20.04.2007. Из протокола входного контроля следует, что налоговая декларация соответствует требованиям формата представления налоговой и бухгалтерской отчетности в электронном виде и отчетность принята к обработке.

Однако, как следует из обоснования позиции налогового органа и пояснений представителя налоговой инспекции, данная налоговая декларация 20.04.2007 не прошла обработку, так как налогоплательщиком отчет был передан по ТКС через ЗАО «Кордон» повторно за вышеуказанный период как первоначальный, тогда как первоначальный расчет был принят госналогинспектором 19.04.2007.

Действующим законодательством о налогах и сборах предусмотрено право налогоплательщика при обнаружении в налоговой декларации неотражения или неполноты отражения сведений внести дополнения и изменения в налоговую декларацию (пункт 1 статьи 81 Налогового кодекса Российской Федерации).

Вместе с тем, в целях выполнения налогоплательщиком обязанности по представлению налоговой декларации согласно пункту 4 статьи 80 Налогового кодекса РФ налоговый орган не может отказать в принятии налоговой декларации, в том числе уточненной, независимо от оснований ее подачи (Постановление Президиума ВАС РФ от 07.02.2006 №11775/05). Налоговый кодекс не ограничивает налогоплательщиков сроком на представление уточненных налоговых деклараций.

Кроме того, согласно статье 88 Налогового кодекса Российской Федерации камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком, служащих основанием для исчисления и уплаты налога, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.

Если проверкой выявлены ошибки в заполнении документов или противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, то об этом сообщается налогоплательщику с требованием внести соответствующие исправления в установленный срок.

При проведении камеральной проверки налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения, получить объяснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов.

Налогоплательщик, представляющий в налоговый орган пояснения относительно выявленных ошибок в налоговой декларации (расчете) и (или) противоречий между сведениями, содержащимися в представленных документах, вправе дополнительно представить в налоговый орган выписки из регистров налогового и (или) бухгалтерского учета и (или) иные документы, подтверждающие достоверность данных, внесенных в налоговую декларацию (расчет).

Лицо, проводящее камеральную налоговую проверку, обязано рассмотреть представленные налогоплательщиком пояснения и документы. Если после рассмотрения представленных пояснений и документов либо при отсутствии пояснений налогоплательщика налоговый орган установит факт совершения налогового правонарушения или иного нарушения законодательства о налогах и сборах, должностные лица налогового органа обязаны составить акт проверки в порядке, предусмотренном статьей 100 Налогового кодекса РФ.