АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ

от 20 мая 2008 года  Дело N А53-4225/2008

Резолютивная часть решения объявлена 13.05.2008.

Арбитражный суд Ростовской области в составе:

судьи Э.П. Мезиновой

при ведении протокола судебного заседания судьей Э.П. Мезиновой

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Артстрой»

к МИФНС России № 3 по Ростовской области

третье лицо: ГУ УПФ РФ в г. Миллерово и Миллеровском районе Ростовской области

о взыскании ошибочно перечисленных пенсионных вносов на накопительную часть заработной платы в сумме 15577 рублей;

В судебном заседании участвуют представители:

от заявителя - представитель Лихоносова А.А., дов. № 61-АА 800910 от 16.11.2007;

от ИФНС - представитель не явился;

от третьего лица - представитель не явился.

СУЩНОСТЬ СПОРА: в открытом судебном заседании арбитражного суда первой инстанции рассматривается заявление общества с ограниченной ответственностью «Артстрой» к МИФНС России № 3 по Ростовской области о взыскании ошибочно перечисленных пенсионных вносов на накопительную часть заработной платы в сумме 15577 рублей.

Определением суда от 08.04.2008 к участию в деле в порядке статьи 51 АПК РФ в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ГУ УПФ РФ в г. Миллерово и Миллеровском районе Ростовской области.

В судебном заседании заявитель в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнил заявленные требования и просил суд обязать налоговый орган - МИФНС России № 3 по Ростовской области - возвратить на расчетный счет заявителя ошибочно уплаченные страховые взносы в размере 15 577 рублей. Уточнения приняты судом.

МИФНС России № 3 по Ростовской области, в соответствии со статьей 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации о месте и времени судебного разбирательства уведомленная надлежащим образом, в судебное заседание не явилась.

ГУ УПФР в г. Миллерово и Миллеровском районе Ростовской области, в соответствии со статьей 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации о месте и времени судебного разбирательства уведомленное надлежащим образом, в судебное заседание не явилось.

При таких обстоятельствах суд рассматривает дело в отсутствие заинтересованного лица и третьего лица, в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В судебном заседании представитель заявителя поддержал заявленные требования в полном объеме по основаниям, изложенным в заявлении.

Заинтересованным лицом представлен отзыв на заявление с просьбой об отказе в удовлетворении заявления ООО «Артстрой». Позиция заинтересованного лица аргументирована тем, что действующее законодательство Российской Федерации не наделяет налоговые органы правом на осуществление зачета (возврата) сумм ошибочно уплаченных страховых взносов ввиду отличительных признаков налогов и страховых взносов, и не позволяют рассматривать страховой взнос на обязательное пенсионное страхование как налоговый платеж, в связи с чем положения статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации не могут применяться при осуществлении зачета (возврата) сумм ошибочно уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. Налоговый орган в отзыве указал также на то, что является ненадлежащим ответчиком по данному спору.

Третьим лицом представлены пояснения к заявлению ООО «Артстрой», согласно которым в соответствии с неправильным указанием в платежном поручении кода бюджетной классификации у заявителя образовалась переплата по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в размере 15 577 рублей. Орган пенсионного фонда указал также на наличие недоимки по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, зачисляемых в ПФ РФ на выплату страховой части трудовой пенсии, в размере 2 116 рублей.

Рассмотрев материалы дела, выслушав пояснения заявителя, суд установил следующее.

При перечислении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование ООО «Артстрой» в июне-октябре 2007 года на общую сумму 19 362 рублей в платежных поручениях была допущена ошибка при указании кода бюджетной классификации.

В результате неправильного указания  кода бюджетной классификации (КБК) у Общества образовалась переплата по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, зачисляемых в ПФ РФ на выплату накопительной части трудовой пенсии в размере 15 577 рублей.

Установив, что денежные средства перечислены не на тот КБК, ООО «Артстрой» обратилось в МИФНС России № 3 по Ростовской области с заявлением о возврате ошибочно перечисленных денежных средств на его расчетный счет в банке.

Налоговая инспекция в решении об отказе в осуществлении зачета (возврата) №7024292 от 12.12.2007 указала на то, что нормы действующего Налогового кодекса и Закона РФ №167-ФЗ от 15.12.2001 не наделяют  налоговые органы правом на осуществление  зачета (возврата) суммы излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, которые не отвечают понятию налога.

Не согласившись с указанной позицией налогового органа ООО «Артстрой» обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.

Рассмотрев материалы дела, суд пришел к выводу о возможности удовлетворения требований заявителя в части возврата излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в сумме 13 461 рубля, при­няв во внимание следующее.

Статьей 78 НК РФ предусмотрено право налогоплательщика на зачет или возврат излишне уплаченных им сумм налога, сбора и пеней. Как следует из пунктов 7 и 8 статьи 78 Кодекса, сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату налогоплательщику по его письменному заявлению, которое может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы. Возврат излишне уплаченного налога заключается в изъятии из бюджета ранее уплаченных сумм налога, сбора и пеней. Таким образом, основным условием для возврата сумм налога из бюджета является наличие доказательств его поступления в бюджет.

Налоговым органом не оспаривается тот факт, что 15 577 рублей страховых взносов, уплаченных заявителем, поступили в бюджет.

Статьей 3 Закона № 167-ФЗ от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ) определено, что страховые взносы на обязательное пенсионное страхование - это индивидуально возмездные обязательные платежи, которые уплачиваются в бюджет Пенсионного фонда РФ. В соответствии с частью 5 статьи 24 Закона № 167-ФЗ уплата страховых взносов (авансовых платежей по страховым взносам) осуществляется отдельными платежными поручениями по каждой из частей страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. Согласно Приложению 2 к Федеральному закону от 15.08.1996 г. № 115-ФЗ «О бюджетной классификации Российской Федерации» страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, направленные на финансирование накопительной части трудовой пенсии и страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, направленные на финансирование страховой части трудовой пенсии, зачисляются в один бюджет - бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации. Между тем, законодательством РФ установлен механизм распоряжения бюджетными средствами, которое может осуществляться государственными органами в пределах установленной компетенции. Возврат денежных средств из бюджета относится к полномочиям по распоряжению бюджетными средствами, которыми государственный орган должен быть наделен в установленном законом порядке.

Статьей 2 Закона N 167-ФЗ установлено, что правоотношения, связанные с обязательным пенсионным страхованием в Российской Федерации за счет средств бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации, в том числе за счет средств, направляемых в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации из федерального бюджета в соответствии с данным Федеральным законом, регулируются законодательством Российской Федерации, перечень которого приведен в абзаце первом этой же статьи. Правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, если иное не предусмотрено данным Федеральным законом.

Согласно пункту 1 статьи 25 Закона N 167-ФЗ контроль за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование осуществляется налоговыми органами в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, регулирующим деятельность налоговых органов. Следовательно, к данным правоотношениям применяются положения главы 12 Налогового кодекса Российской Федерации. Из пункта 9 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что возврат суммы излишне уплаченного налога производится за счет средств бюджета (внебюджетного фонда), в который произошла переплата, в течение одного месяца со дня подачи заявления о возврате.

Согласно пункту 18 Порядка учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 16.12.2004 N 116н (далее - Порядок), возврат (возмещение) плательщикам излишне уплаченных (взысканных) сумм осуществляется органами Федерального казначейства на основании решений налоговых органов о возврате, распоряжений администраторов поступлений в бюджет о возврате поступлений плательщику.

В соответствии с пунктом 30 Порядка взаимодействие Федерального казначейства с администраторами поступлений в бюджет заключается в предоставлении Федеральным казначейством администраторам поступлений в бюджет документов о проведенных операциях по учету поступлений в бюджетную систему Российской Федерации, а также в получении Федеральным казначейством от администраторов поступлений в бюджет документов о возврате (зачете) плательщикам излишне (ошибочно) перечисленных в бюджет платежей, документов об уточнении вида и принадлежности поступлений. Документы о поступлениях предоставляются органами Федерального казначейства администраторам поступлений в бюджет в пределах возложенных на администраторов полномочий.

В соответствии с приложением N 11.1 к Федеральному закону от 15.08.1996 N 115-ФЗ (в редакции изменений от 23.12.2004 N 174-ФЗ) "О бюджетной классификации Российской Федерации" главным распорядителем средств федерального бюджета - администратором поступлений в бюджеты Российской Федерации относительно страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, зачисляемых в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплаты страховой и накопительной частей трудовой пенсии, является Федеральная налоговая служба. Следовательно, обязанность по возврату страхователю излишне уплаченных страховых взносов возложена на налоговый орган. Однако, возврат платежей из бюджета правомерен в случае отсутствия недоимки по обязательствам по уплате налогов, пени перед тем же бюджетом.

Применение к спорным правоотношениям статьи 78 НК РФ не противоречит сущности платежей, как возмездных и неналоговых. Согласно пункта 2.1 Соглашения по информационному взаимодействию между МНС и Пенсионным фондом РФ от 02.12.2003г. №бг-16-05/189/МЗ-08-32/2с налоговые органы обязаны представлять в органы ПФР копии электронных расчетных документов и исполненных органами федерального казначейства заключений налоговых органов на зачет (возврат) по форме, установленной МНС в части платежей, относящихся к ПФР.

При рассмотрении данного дела судом учтена правовая позиция, сформулированная ВАС РФ применительно к данной категории споров.

В соответствии с Постановлениями Президиума ВАС РФ от 05.09.2006 №2776/06 и № 4240/06 право проводить зачет или возврат излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в силу ФЗ от 15.08.1996 № 115-ФЗ "О бюджетной классификации Российской Федерации" предоставлено Федеральной налоговой службе.

В соответствии с Приложением 8 к Указаниям о порядке применения бюджетной классификации, утвержденной Приказом Минфина Российской Федерации № 74н от 24.08.2007, главным администратором поступлений взносов на обязательное пенсионное страхование в бюджет Пенсионного Фонда РФ является Федеральная налоговая служба Российской Федерации. Следовательно, обязанность по возврату или зачету страхователю излишне уплаченных страховых взносов возложена на налоговый орган.

Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в пункте 22 Постановления Пленума от 28.02.2001 N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации" разъяснил, что статья 78 Налогового кодекса Российской Федерации регламентирует порядок реализации налогоплательщиком права на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных налогов и пеней, предоставляя ему возможность подать заявление о возврате указанных сумм либо об их зачете в счет предстоящих платежей или в счет имеющейся задолженности и, одновременно, обязывая налоговый орган рассмотреть такое заявление в соответствии с определенными названной статьей правилами и в установленные сроки принять по нему решение. Принимая во внимание положения статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации, судам необходимо исходить из того, что обращение налогоплательщика в суд с иском о возврате или зачете излишне уплаченных сумм налогов и пеней возможно только в случае отказа налогового органа в удовлетворении упомянутого выше заявления либо неполучения налогоплательщиком ответа в установленный законом срок.

Кроме того, согласно пункту 13 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации правила, предусмотренные настоящей статьей, применяются также при зачете или возврате излишне уплаченных сумм налога, поступающих в государственные внебюджетные фонды.

Из материалов дела следует, что за ООО «Артстрой» числится переплата по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в РФ, зачисляемым в ПФ РФ на выплату накопительной части трудовой пенсии в сумме 15 577 рублей, что подтверждается, в том числе, данными Ведомости уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование по состоянию на 31.12.2007, справкой № 9093 от 31.03.2008 о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам, а также реестром учета платежей страхователей, представленными в материалы дела.

Доказательства соблюдения досудебного порядка суду представлены.

Вместе с тем, требования заявителя в остальной части суд считает неподлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В силу пункта 7 статьи 78 НК РФ в случае наличия у налогоплательщика недоимки по уплате налогов и сборов или задолженности по пеням, начисленным тому же бюджету (внебюджетному фонду), возврат налогоплательщику излишне уплаченной суммы производится только после зачета указанной суммы в счет погашения недоимки (задолженности).

Из материалов дела усматривается, что у заявителя имеется недоимка по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в РФ, зачисляемым в ПФ РФ на выплату страховой части трудовой пенсии в размере 2 116 рублей. Данный факт признан заявителем (акт сверки от 13.05.2008 № юр-1839) и установлен материалами дела.

Поскольку возврат платежей из бюджета правомерен в случае отсутствия недоимки по обязательствам по уплате налогов, пени, штрафов перед тем же бюджетом, а материалы дела свидетельствуют о наличии у заявителя недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и пени в общем размере 2 116 рублей, требования ООО «Артстрой» в указанной части удовлетворению не подлежат.

В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины подлежат отнесению на стороны пропорционально удовлетворенным требованиям.

Руководствуясь статьями 110, 156, 167-170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

Обязать МИФНС России № 3 по Ростовской области произвести возврат обществу с ограниченной ответственностью «Артстрой» излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в сумме 13 461 рубля на расчетный счет в порядке, установленном статьей 78 Налогового кодекса Российской Федерации.

В удовлетворении остальной части заявленных требований отказать.

Взыскать с МИФНС России № 3 по Ростовской области в пользу общества с ограниченной ответственностью «Артстрой» расходы по уплате государственной пошлины в размере 539,24 рублей.

Решение может быть обжаловано в порядке, установленном главами 34 и 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Судья   Э.П. Мезинова

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка