АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ

от 25 марта 2011 года  Дело N А53-461/2011

Резолютивная часть решения объявлена 22 марта 2011  года

Полный текст решения изготовлен 25 марта 2011 года

Арбитражный суд Ростовской области в составе судьи  Парамоновой А.В.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Гладковой М.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению индивидуального предпринимателя Юдиной Галины Михайловны ИНН 616600488986, ОГРН 304616631600223

к Ростовской таможне ИНН 6102020818, ОГРН 1056102011943

о признании незаконными действий  Ростовской  таможни,  выразившиеся  в неприменения метода определения таможенной стоимости товара по цене сделки и принятии решения о проведении корректировки таможенной стоимости товара в соответствии со статьей 9 Соглашения «Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза» от 25.01.08. по ГТД № 10313070/151010/0006554, ГТД № 10313070/021110/0006981, ГТД № 10313070/161110/0007359, ГТД № 10313070/011210/0007696

при участии:

от заявителя: представителя  Атроховой Е.С. по доверенности от 07.06.2010 года;

от таможенного органа: представителя Погосовой И.Н. по доверенности № 02-32/243 от 15.02.2011 года;

установил: индивидуальный предприниматель Юдина Галина Михайловна обратилась в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением к Ростовской таможне о признании незаконными действий  Ростовской  таможни,  выразившиеся  в неприменения метода определения таможенной стоимости товара по цене сделки и принятии решения о проведении корректировки таможенной стоимости товара в соответствии со статьей 9 Соглашения «Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза» от 25.01.08. по ГТД № 10313070/151010/0006554, ГТД № 10313070/021110/0006981, ГТД № 10313070/161110/0007359, ГТД № 10313070/011210/0007696.

Представитель заявителя в судебном заседании поддержал заявленные требования, просил их удовлетворить по основаниям, изложенным в заявлении, дав пояснения по существу заявленных требований. По мнению заявителя, общество представило предусмотренный законодательством Российской Федерации пакет документов, подтверждающих заявленную таможенную стоимость товара. Таможенный орган не представил доказательства наличия предусмотренных пунктом 2 статьи 19 Федерального закона «О таможенном тарифе» оснований для непринятия первого метода определения таможенной стоимости товара, не подтвердил документально, что представленные декларантом документы содержат недостоверные сведения.

Представитель Ростовской таможни заявленные требования не признал, просил в их удовлетворении отказать, обосновывая свою позицию доводами, изложенными в представленном отзыве на заявление общества. По мнению представителя таможенного органа,  представленные обществом при таможенном оформлении товара документы и сведения не являются достаточными для подтверждения заявленной им таможенной стоимости, содержат признаки недостоверности и не подтверждают заявленную таможенную стоимость.

Изучив представленные документы, выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, суд установил следующее.

Между индивидуальным предпринимателем Юдиной Галиной Михайловной и фирмой "ESSA TOYS TRADING CO., LTD." (Китай) был заключен внешнеэкономический контракт от 10.07.2008 №1078, на основании которого индивидуальный предприниматель Юдина Галина Михайловна с 15 октября по  1 декабря 2010 года ввезла на таможенную территории РФ товары - детские игрушки, оформив их по ГТД  10313070/151010/0006554, ГТД №10313070/021110/0006981, ГТД №10313070/161110/0007359, ГТД №10313070/011210/0007696.

В подтверждение заявленной таможенной стоимости и правомерности выбора метода определения таможенной стоимости  по стоимости сделки с ввозимыми товарами предпринимателем в таможенный орган был полностью предоставлен обязательный пакет документов, установленный нормативно: контракт № 1078 от 10.07.2008г., дополнительное соглашение б/н от 07.10.2008г., дополнительное соглашение б/н от 02.03.2009г., дополнительное соглашение № 1 от 22.11.2010г., паспорт сделки № 08070013/1617/0000/2/0;  к ГТД №10313070/151010/0006554 - спецификация б/н от 27.08.10, инвойс № CD 1008-1370 от 27.08.10, упаковочный лист № CD 1008-1370 от 27.08.10, заявление на перевод от 28.09.10 на сумму 17745,82 $/США, коносамент № OOLU2507902970; к ГТД № 10313070/ 021110/0006981 - спецификация б/н от 04.09.10, инвойс № CDK1008-2070 от 04.09.10, упаковочный лист № CDK1008-2070 от 04.09.10, заявление на перевод от 26.10.10 на сумму 15133,92 $/США, коносамент № OOLU2508141360; к ГТД №10313070/161110/0007359 - спецификация б/н от 18.09.10, инвойс № CDK1008-2770 от 18.09.10, упаковочный лист № CDK1008-2770 от 18.09.10, заявление на перевод от 08.11.10 на сумму 15950,66 $/США, коносамент № OOLU25068469302; к ГТД №10313070/161110/0007359 - инвойс № CDK1009-0370 от 30.09.10, упаковочный лист № CDK1009-0370 от 30.09.10, коносамент № OOLU2507076580.

Однако должностные лица Батайского таможенного поста сочли предоставленные декларантом документы недостаточными для определения таможенной стоимости по стоимости сделки, и по всем декларациям предложили произвести корректировку ввезенного товара в соответствии со статьей 9 Соглашения «Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза» от 25.01.08. (далее: «Соглашение «Об определении ТС товаров»). Данное решение было изложено в пункте 7 деклараций таможенной стоимости формы ДТС-2.

Во избежание простоя контейнеров и связанных с простоем убытков, а также в целях скорейшего выпуска товара в свободное обращение, предприниматель согласилась с проведением корректировки и предложенной таможенным органом ценовой информацией для проведения расчетов таможенных платежей.

В уведомлениях о проведении корректировки ИП Юдиной Г.М. постом была дана ценовая информация для проведения расчетов стоимости товара, взятая из информационной таможенной базы. Декларант самостоятельно оформила корректировку таможенной стоимости и оплатила дополнительно начисленные таможенные платежи в  общей сумме 331365,29 руб., в том числе: по КТС к ГТД №10313070/151010/0006554 - 78479,26 руб., по КТС к ГТД №10313070/021110/0006981 - 90433,30 руб., по КТС к ГТД №10313070/161110/0007359 - 89^893,43 руб., по КТС к ГТД №10313070/011210/0007696 - 72559,30 руб., после чего груз был выпущен в свободное обращение.

Не согласившись с действиями таможни, заявитель обратился в арбитражный суд с заявлением в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Исследовав представленные доказательства, оценив их на предмет соответствия действующему законодательству, заслушав объяснения представителей сторон, суд пришел к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения требований заявителя в связи со следующим.

В соответствии с пунктом «ж» статьи 71 Конституции Российской Федерации в ведении Российской Федерации находится таможенное регулирование.

Согласно пункту 2 статьи 8 Таможенного кодекса Российской Федерации, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те═ которые предусмотрены настоящим Кодексом, применяются правила международного договора Российской Федерации.

С 1 июля 2010 года на территории Российской Федерации введен в действие Таможенный кодекс Таможенного союза, нормы которого имеют прямое действие. Таможенный кодекс Российской Федерации до его отмены действует в части, не противоречащей Таможенному кодексу Таможенного союза.

На основании пункта 2 статьи 1 Таможенного кодекса Таможенного союза таможенное регулирование в таможенном союзе осуществляется в соответствии с таможенным законодательством таможенного союза, а в части, не урегулированной таким законодательством, до установления соответствующих правоотношений на уровне таможенного законодательства таможенного союза,  в соответствии с законодательством государств - членов таможенного союза.

По выбору лица товары, перемещаемые через таможенную границу, помещаются под определенную таможенную процедуру в порядке и на условиях, которые предусмотрены Таможенным кодексом Таможенного союза. При этом лицо вправе изменить выбранную таможенную процедуру на другую (пункты 1, 2 статьи 203 Таможенного кодекса таможенного союза). Обязанность подтверждения соблюдения условий помещения товаров под таможенную процедуру возлагается на декларанта (статья 205 Таможенного кодекса таможенного союза).

В силу статьи 179 Таможенного кодекса Таможенного союза товары подлежат таможенному декларированию при помещении под таможенную процедуру либо в иных случаях, установленных в соответствии с настоящим Кодексом.

Согласно пункту 1 статьи 183 Таможенного кодекса Таможенного союза подача таможенной декларации должна сопровождаться представлением таможенному органу документов, на основании которых заполнена таможенная декларация, если иное не установлено настоящим Кодексом.

Помещение товаров под таможенную процедуру начинается с момента подачи таможенному органу таможенной декларации и (или) документов, необходимых для помещения товаров под таможенную процедуру. Помещение товаров под таможенную процедуру завершается выпуском товаров в соответствии с заявленной таможенной процедурой (пункты 1, 3 статьи 174 Таможенного кодекса таможенного союза).

Согласно пункту статьи 176 Таможенного кодекса Таможенного союза при совершении таможенных операций, связанных с помещением товаров под таможенную процедуру, таможенные органы вправе требовать представления только документов и сведений, которые необходимы для обеспечения соблюдения таможенного законодательства таможенного союза и представление которых предусмотрено таможенным законодательством таможенного союза.

Указанные в статье 111 Таможенного кодекса Таможенного союза полномочия таможенного органа определять критерии достаточности и достоверности информации не могут рассматриваться как позволяющие ему произвольно (бездоказательно) осуществлять корректировку таможенной стоимости товаров.

Перечень документов и сведений, необходимых для выпуска товаров, и сроки их представления устанавливаются настоящим Кодексом.

В частности, полный перечень таких документов приведен в статье 183 Таможенного кодекса Таможенного союза.

Согласно пункту 1 статьи 64 Таможенного кодекса Таможенного союза Таможенная стоимость товаров, ввозимых на таможенную территорию таможенного союза, определяется в соответствии с международным договором государств - членов таможенного союза, регулирующим вопросы определения таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу.

В соответствии со статьей 323 Таможенного кодекса РФ таможенная стоимость товара определяется декларантом согласно методам определения таможенной стоимости, установленным законодательством Российской Федерации, и заявляется в таможенный орган при декларировании товаров. Заявляемая декларантом таможенная стоимость товаров и представляемые им сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной и документально подтвержденной информации.

Согласно ст. 12 Закона «О таможенном тарифе» от 21.05.1993г. № 5003-1 определение таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации, основывается на принципах определения таможенной стоимости товаров, установленных нормами международного права и общепринятой международной практикой, и производится путем применения одного из следующих методов определения таможенной стоимости товаров: 1) метода по стоимости сделки с ввозимыми товарами; 2) метода по стоимости сделки с идентичными товарами; 3) метода по стоимости сделки с однородными товарами; 4) метода вычитания; 5) метода сложения; 6) резервного метода.

Первоосновой для определения таможенной стоимости товаров является стоимость сделки в значении, установленном пунктом 1 статьи 19 Закона. При этом положения, установленные статьей 19 Закона, применяются с учетом положений, установленных статьей 19.1 Закона № 5003-1.

В соответствии со ст. 19 Закона № 5003-1 от 21.05.1993 г. таможенной стоимостью товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации, является стоимость сделки, то есть цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за товары при их продаже на экспорт в Российскую Федерацию и дополненная в соответствии со статьей 19.1 указанного Закона.

Для целей настоящей статьи ценой, фактически уплаченной или подлежащей уплате, является общая сумма всех платежей, осуществленных или подлежащих осуществлению покупателем непосредственно продавцу и (или) третьему лицу в пользу продавца за ввозимые товары. При этом платежи могут быть осуществлены прямо или косвенно в любой форме покупателем продавцу или третьему лицу в пользу продавца.

В силу пункта 5 статьи 323 Таможенного кодекса при отсутствии данных, подтверждающих правильность определения заявленной декларантом таможенной стоимости товаров, либо при обнаружении признаков того, что представленные декларантом документы и сведения не являются достоверными и (или) достаточными, таможенный орган вправе принять решение о несогласии с использованием избранного метода определения таможенной стоимости товаров и предложить декларанту определить таможенную стоимость товаров с использованием другого метода. В указанном случае между таможенным органом и декларантом могут проводиться консультации по выбору метода определения таможенной стоимости товаров.

Указанные в статье 367 Таможенного кодекса полномочия таможенного органа определять критерии достаточности и достоверности информации не могут рассматриваться как позволяющие ему произвольно (бездоказательно) осуществлять корректировку таможенной стоимости товаров.

Применяя шестой (резервный) метод определения таможенной стоимости товаров, таможня обязана документально, с учетом норм таможенного законодательства, подтвердить несоответствие предложенной декларантом контрактной стоимости спорных товаров, стоимости, заявленной при декларировании этих товаров.

Статьей 12 Закона «О таможенном тарифе» установлено, что в случае невозможности применения первого метода определения таможенной стоимости товара, каждый из последующих методов должен применяться последовательно, а таможенный орган обязан обосновать невозможность применения предыдущих методов.

В соответствии с п. 4 ст. 323 ТК РФ в случае, если представленные декларантом документы и сведения не являются достаточными для принятия решения в отношении заявленной таможенной стоимости товаров, таможенный орган в письменной форме запрашивает у декларанта дополнительные документы и сведения и устанавливает срок для их предоставления, который должен быть достаточен для этого.

Для подтверждения заявленной таможенной стоимости товаров декларант обязан по требованию таможенного органа представить необходимые дополнительные документы и сведения либо дать в письменной форме объяснения причин, по которым запрашиваемые таможенным органом документы и сведения не могут быть представлены.

Декларант имеет право доказать правомерность использования избранного им метода определения таможенной стоимости товаров и достоверность представленных им сведений.

При этом обязанность предоставлять по требованию таможенного органа документы, необходимые для подтверждения заявленной таможенной стоимости, может быть возложена на декларанта только в отношении документов, которыми тот реально располагает или должен их иметь в силу закона либо обычая делового оборота.

Согласно п.п. 1.2. ст. 63 ТК РФ - таможенные органы вправе требовать при производстве таможенного оформления представления только тех документов и сведений, которые необходимы для обеспечения соблюдения таможенного законодательства Российской Федерации и представление которых предусмотрено в соответствии с ТК РФ.

Перечни документов и сведений, требования к сведениям, которые необходимы для таможенного оформления применительно к конкретным таможенным процедурам и таможенным режимам, устанавливаются федеральным министерством, уполномоченным в области таможенного дела, в соответствии с ТК РФ.

Приказом ГТК РФ от 22.11.2006 № 1206 «Об утверждении Инструкции по проведению проверки правильности определения таможенной стоимости товаров, ввозимых (ввезенных) на таможенную территорию Российской Федерации» (п. 4 Инструкции) предусмотрено, что проверка правильности определения таможенной стоимости товаров начинается с проверки наличия документов, предусмотренных Перечнем документов для подтверждения сведений по таможенной стоимости, заявленных при декларировании товаров, ввозимых (ввезенных) на таможенную территорию Российской Федерации.

Перечень документов, подлежащих представлению в обоснование применения первого (основного) метода определения таможенной стоимости товара при вывозе его с территории РФ, на момент возникновения спорных правоотношений был регламентирован  приказом  Федеральной  таможенной  службы от 25  апреля 2007 года № 536.  Согласно указанному приказу  документами, подтверждающими сведения по таможенной стоимости, заявленной при декларировании товаров, выступают: учредительные документы декларанта; договор (контракт), действующие приложения, дополнения и изменения к нему; счет-фактура (инвойс) и банковские платежные документы (если счет оплачен) или счет-проформа (для условно-стоимостных сделок), а также другие платежные и/или бухгалтерские документы, отражающие стоимость товара; транспортные (перевозочные) документы; страховые документы, если они имеются, в зависимости от установленных договором условий поставки; другие документы, которые декларант считает необходимым представить в подтверждение заявленной таможенной стоимости.

Как следует из представленных в материалы дела доказательств, в подтверждение заявленной таможенной стоимости по спорным ГТД предпринимателем был полностью предоставлен обязательный пакет документов, установленный нормативно: контракт № 1078 от 10.07.2008г., дополнительное соглашение б/н от 07.10.2008г., дополнительное соглашение б/н от 02.03.2009г., дополнительное соглашение № 1 от 22.11.2010г., паспорт сделки № 08070013/1617/0000/2/0;  к ГТД №10313070/151010/0006554 - спецификация б/н от 27.08.10, инвойс № CD 1008-1370 от 27.08.10, упаковочный лист № CD 1008-1370 от 27.08.10, заявление на перевод от 28.09.10 на сумму 17745,82 $/США, коносамент № OOLU2507902970; к ГТД № 10313070/ 021110/0006981 - спецификация б/н от 04.09.10, инвойс № CDK1008-2070 от 04.09.10, упаковочный лист № CDK1008-2070 от 04.09.10, заявление на перевод от 26.10.10 на сумму 15133,92 $/США, коносамент № OOLU2508141360; к ГТД №10313070/161110/0007359 - спецификация б/н от 18.09.10, инвойс № CDK1008-2770 от 18.09.10, упаковочный лист № CDK1008-2770 от 18.09.10, заявление на перевод от 08.11.10 на сумму 15950,66 $/США, коносамент № OOLU25068469302; к ГТД №10313070/161110/0007359 - инвойс № CDK1009-0370 от 30.09.10, упаковочный лист № CDK1009-0370 от 30.09.10, коносамент № OOLU2507076580.

Данное обстоятельство свидетельствует о достаточности представленных декларантом документов.

Предпринимателем была осуществлена поставка груза по ГТД № 10313070/151010/0006554, ГТД № 10313070/021110/0006981, ГТД № 10313070/161110/0007359, ГТД № 10313070/011210/0007696 на условиях поставки CFR в соответствии с ИНКОТЕРМС 2000.

В соответствии с Международными правилами толкования торговых терминов ИНКОТЕРМС 2000 условия CFR относятся к группе С (основная перевозка оплачивается продавцом).

Согласно ИНКОТЕРМС 2000 при поставке товара на условиях CFR продавец обязан оплатить все расходы и фрахт, необходимые для доставки товара в согласованный порт назначения, однако риск случайной гибели или случайного повреждения товара, а также любые дополнительные расходы, возникающие вследствие событий, имевших место после передачи товара, переносятся с продавца на покупателя. Продавец обязан заключить за свой счет на обычных условиях договор перевозки товара до согласованного порта назначения по обычно принятому направлению на морском судне (или на подходящем судне внутреннего водного сообщения) такого типа, который обычно используется для перевозки товаров, аналогичных товару, указанному в договоре купли-продажи.

То есть, согласно условию CFR оплату доставки товара до согласованного пункта назначения всегда производит продавец за свой счет.

Таможенный орган, корректируя таможенную стоимость, указал, что декларантом не были представлены документы по транспортировке товара (договор на оказание транспортных услуг, заявка, счёт на оплату стоимости доставки товара, платёжные документы, свидетельствующие о факте оплаты за оказанную услугу).

В то же время, как видно из материалов дела, указанные документы и не могли быть представлены заявителем, поскольку поставка осуществлялась на условиях CFR в соответствии с ИНКОТЕРМС 2000, в соответствии с которыми оплату доставки товара до согласованного пункта назначения всегда производит продавец за свой счет.

Данный факт подтверждается представленными заявителем в таможенный орган документами, следовательно, расходов по транспортировке товара заявитель не несет.

Таможенный орган также ссылается в обоснование своей позиции на то, что обществом не представлены прайс-листы производителя товара либо его коммерческое предложение с указанием срока действия цен.