АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ

от 06 апреля 2012 года  Дело N А53-4622/2012

Резолютивная часть решения объявлена  «06» апреля 2012.

Полный текст решения изготовлен  «06» апреля 2012.

Арбитражный суд Ростовской области в составе:

судьи Колесник И.В.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Харатян А.А.

рассмотрев в  открытом судебном заседании  материалы дела по заявлению закрытого акционерного общества «ИКС 5 Недвижимость» (ИНН 7816157915, ОГРН  1027807980991)

к Отделу надзорной деятельности по г.Ростову-на-Дону ГУ МЧС России по Ростовской области

об оспаривании постановления от 27.12.2011 № 406-790/2011/5

установил:

В открытом судебном заседании рассматривается дело по заявлению закрытого акционерного общества «ИКС 5 Недвижимость» к Отделу надзорной деятельности по г. Ростову-на-Дону ГУ МЧС России по Ростовской области об оспаривании постановления от 27.12.2011 № 406-790/2011/5, вынесенного за совершение правонарушения, предусмотренного частями 1, 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В судебном заседании 05.04.2012 был объявлен перерыв до 06.04.2012 до 12 час. 00 мин. После перерыва судебное заседание было продолжено.

Заинтересованным лицом в материалы дела представлены копии материалов административного дела, однако письменный отзыв не представлен.

Дело рассматривается в порядке статьи 156 АПК РФ.

Рассмотрев материалы дела, выслушав пояснения представителей сторон, суд установил следующее.

28.11.2012 в помещении ЗАО «ИКС 5 Недвижиость» по адресу, г.Ростов-на-Дону, ул.Зорге, 33, была проведена проверка соблюдения требований пожарной безопасности.

В ходе проведенной проверки были выявлены следующие нарушения требований пожарной безопасности:

- нарушены:

1. Правила пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03). Утверждены приказом МЧС России 18.06.2003 № 313, зарегистрированы в Минюсте РФ 27.06.2003,  регистрационный номер 4838,  дата введения в действие 30.06.2003.

2. Федеральный закон от 22.07.2008 №123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», а именно:

- в зальном помещении для облицовки потолка применен материал класса пожарной опасности более, чем КМ1. Федеральный закон № 123-ФЗ от 22.07.2008 ст. 1. ст. 4, ст. 5, ст.6 (ч.1. ч.3), ст. 134 (ч.6);

- помещения различных классов функциональной пожарной опасности не разделены между собой ограждающими конструкциями с нормируемыми пределами огнестойкости и классами конструктивной пожарной опасности или противопожарными преградами. Федеральный закон № 123-ФЗ от 22.07.2008 года ст.88 ч.1;

- технические помещения используются для организации хранения продукции, предметов,  ППБ 01-03 п.40;

- под лестничными маршами хранятся горючие материалы, ППБ 01-03 п.40;

- расстояние от светильников до хранящихся товаров составляет менее 0.5 м. ППБ 01-03 п.503;

- допускается курение в не отведенных для курения местах организации, ППБ 01-03 п.25;

- двери на путях эвакуации (запасной эвакуационный выход) не открываются по направлению выхода из здания, ППБ 01-03 п.52;

- эвакуационные пути и выходы загромождены различными материалами, изделиями, оборудованием, ППБ 01-03 п.53;

- в коридорах для облицовки потолка применен материал класса пожарной опасности более, чем КМ3. Федеральный закон № 123-ФЗ от 22.07.2008 ст. 1, ст. 4, ст. 5, ст.6 (ч.1. ч.3), ст. 134 (ч.6).

28.11.2011 по результатам проверки были возбуждены дела об административных правонарушениях по ч. 4 (определение № 406-790/2011/1) и по части 1 статьи 20.4 (определение № 406-791/2011/1).

В  отношении общества 19.12.2011 были составлены протокол об административном правонарушении № 406-790/2011/2 (по части 4 статьи 20.4 КоАП РФ) и протокол об административном правонарушении № 406-791/2011/2 (по части1 статьи 20.4 КоАП РФ).

27.12.2012 главным государственным инспектором г.Ростова-на-Дону по пожарному надзору, по результатам рассмотрения двух возбужденных в отношении общества дел об административных правонарушениях по частям. 1, 4 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях вынесено постановление № 406-790/2011/5 о привлечении общества к административной ответственности по частям 1 и 4 статьи 20.4 КоАП РФ и назначено наказание в виде штрафа в размере 170 000 руб.

Полагая указанное постановление от 27.12.2012 № 406-790/2011/5 по делу об административном правонарушении незаконным, используя право на обжалование, предусмотренное ст. 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,  ЗАО «ИКС5 Недвижимость» обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в совокупности, суд пришел к выводу о том, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 6 ст. 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого акта, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

Принципы правового регулирования определены Федеральным законом от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности». Правовое регулирование создает специальный правовой режим, имеющий целью защиту определенных законом публичных интересов, одним из них является контроль го­сударства за безопасностью личности, имущества, общества и государства от пожаров.

Статьей 37 Федерального закона «О пожарной безопасности» от 21.12.1994  № 69-ФЗ предусмотрено, что предприятия обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности.

Согласно статье 38 Федерального закона «О пожарной безопасности» от 21.12.1994 № 69-ФЗ ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции.

В соответствии с Федеральным законом от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» законные требования сотрудников Государственной противопожарной службы в рамках осуществления мероприятий по контролю за соблюдением требований пожарной безопасности обязательны для исполнения гражданами, должностными и юридическими лицами.

Статьей 20 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» предусмотрено, что к нормативным документам по пожарной безопасности относятся стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.

Частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 настоящего Кодекса и частями 3 - 8 настоящей статьи в виде предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц - от шести тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.

Частью 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц - от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей

Объектом административного правонарушения в сфере обеспечения пожарной безопасности выступает совокупность общественных отношений, охраняемых противопожарными правилами, нормами и стандартами и направленных на обеспечение государственных мер борьбы с огнем.

Объективная сторона правонарушения заключается в нарушении или невыполнении должностным лицом, гражданином или юридическим лицом правил, норм и стандартов пожарной безопасности. Противоправное деяние виновного лица не связывается правовой нормой с обязательным наступлением вредных последствий. Для привлечения к административной ответственности достаточно самого факта нарушения (невыполнения) требований пожарной безопасности, так как административные правонарушения в рассматриваемой сфере считаются оконченными с момента совершения самих противоправных деяний.

Нарушение правил, норм и стандартов пожарной безопасности может выражаться в форме как умысла, так и неосторожности.

Порядок производства по делу об административном правонарушении установлен в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии со статьей 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с настоящим Кодексом.  Дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.

Согласно статье 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела. При составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается запись в протоколе. Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу. Протокол об административном правонарушении подписывается должностным лицом, его составившим, физическим лицом или законным представителем юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении. В случае отказа указанных лиц от подписания протокола в нем делается соответствующая запись.  Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также потерпевшему вручается под расписку копия протокола об административном правонарушении.

Протоколы об административных правонарушениях от 19.12.2011 № 406-790/2011 и № 406-791/2011 составлены без участия законного представителя общества.  Из материалов дела следует, что информация о времени и месте составления протоколов была направлена обществу письмом с уведомлением заказной корреспонденцией.

Однако, на момент составления протоколов заинтересованное лицо не имело доказательств уведомления общества о времени и месте составления протоколов.

Указанные доказательства также не представлены суду вместе с материалами дела.

В материалах дела отсутствуют также доказательства вызова уполномоченного представителя заявителя на рассмотрение дел об административных правонарушениях.

В пункте 17 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 № 2 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» разъяснено, что суду при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности или дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности необходимо проверять соблюдение положений статьи 28.2 Кодекса, направленных на защиту прав лиц, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, имея в виду, что их нарушение может являться основанием для отказа в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности в силу части 2 статьи 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации либо для признания незаконным и отмены оспариваемого решения административного органа.

Принимая во внимание, что протоколы об административных правонарушениях и постановление по делу об административном правонарушении составлены с нарушением требований КоАП РФ, при производстве по делу об административном правонарушении нарушены положения статьи 28.2 и 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, что повлекло нарушение прав и законных интересов общества, суд пришел к мнению, что оспариваемое постановление незаконно и подлежит отмене.

Вместе с тем, исследовав материалы дела, суд установил, что отделом при принятии оспариваемого в деле постановления о привлечении предпринимателя к административной ответственности допущены нарушения требований ст. 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при назначении обществу наказания за два совершенных им правонарушения.

В частности, в оспариваемом постановлении отдела указано, что за совершение административных правонарушений, квалифицированных по ч. 1 ст. 20.4, ч. 4 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, на общество наложен административный штраф в размере 170 000 руб.

Частью 1 ст. 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что при совершении лицом двух и более административных правонарушений административное наказание назначается за каждое совершенное административное правонарушение.

Согласно ч. 2 ст. 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при совершении лицом одного действия (бездействия), содержащего составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статей) КоАП РФ и рассмотрение дел о которых подведомственно одному и тому же судье, органу, должностному лицу, административное наказание назначается в пределах санкции, предусматривающей назначение лицу, совершившему указанное действие (бездействие), более строгого административного наказания.

Согласно ч. 3 ст. 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в случае, предусмотренном ч. 2 ст. 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание назначается:

1) в пределах санкции, не предусматривающей назначение административного наказания в виде предупреждения, если одной из указанных санкций предусматривается назначение административного наказания в виде предупреждения;

2) в пределах санкции, при применении которой может быть назначен наибольший административный штраф в денежном выражении, если указанными санкциями предусматривается назначение административного наказания в виде административного штрафа.

Санкцией ч. 1 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено наказание за совершение данных правонарушений для юридического лица, в виде предупреждение или административного штрафа в размере от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.

Санкцией ч. 4 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено наказание за совершение данного правонарушения для юридического лица, в виде административного штрафа в размере от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.

Оспариваемым постановлением на общество за два совершенных им правонарушения наложен административный штраф в размере 170 000 руб.

Из этого следует, что отдел пришел к выводу о том, что общество совершило одно  действие (бездействие), которое одновременно содержит составы двух административных правонарушений, ответственность за совершение которых установлена ч. 1 ст. 20.4, ч. 4 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.