• по
Более 54000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус

 
АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
 

РЕШЕНИЕ

от 25 мая 2009 года  Дело N А53-4847/2009

Резолютивная часть решения оглашена 19 мая 2009 г.

Полный текст решения изготовлен 25 мая 2009 г.

Арбитражный суд в составе судьи Грязевой В.В.

при ведении протокола судебного заседания судьей Грязевой В.В.

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Платовский Мебельный Комбинат»

заинтересованное лицо: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России №13 по Ростовской области (МИФНС России №13 по РО)

о признании незаконным, недействительным и отмене решений Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №13 по Ростовской области в лице зам. Начальника МИФНС России № 13 по Ростовской области Богучарской Елены Николаевны от 06.02.2009 № б/н об отказе обществу с ограниченной ответственностью «Платовский Мебельный Комбинат» в государственной регистрации юридического лица в случае непредставления определенных Федеральным законом от 08.08.2001 №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц» необходимых для государственной регистрации документов; обязании МИФНС России № 13 по Ростовской области произвести государственную регистрацию по документам, направленным в МИФНС России № 13 по Ростовской области 28.01.2009 для государственной регистрации юридического лица - общества с ограниченной ответственностью «Платовский Мебельный Комбинат», а именно: провести государственную регистрацию изменений и дополнений в учредительные документы общества с ограниченной ответственностью «Платовский Мебельный Комбинат» в связи с принятием нового участника и увеличением уставного капитала общества с ограниченной ответственностью «Платовский Мебельный Комбинат» до 7000000 рублей, внести изменения и сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ, не связанные с внесением изменений в учредительные документы, в связи с принятием нового участника и увеличением уставного капитала общества с ограниченной ответственностью «Платовский Мебельный Комбинат» до 7000000 рублей

При участии:

от заявителя: Сызранцев Д.Г. (доверенность от 16.03.2009)

от заинтересованного лица: Рак Ю.С. (доверенность № 32 от 06.04.2009), Макарова Е.Н. (доверенность № 33 от 13.04.2009)

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью «Платовский Мебельный Комбинат» (далее Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и недействительными и отмене решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №13 по Ростовской области (далее - налоговая инспекция) в лице зам. Начальника МИФНС России № 13 по Ростовской области Богучарской Елены Николаевны от 06.02.2009 № б/н об отказе обществу с ограниченной ответственностью «Платовский Мебельный Комбинат» в государственной регистрации юридического лица в случае непредставления определенных Федеральным законом от 08.08.2001 №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц» необходимых для государственной регистрации документов.

Представитель общества с ограниченной ответственностью «Платовский Мебельный Комбинат» заявил ходатайство от 19.05.2009 о признании недействительными решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 13 по Ростовской области в лице зам. начальника МИФНС России № 13 по Ростовской области Богучарской Елены Николаевны от 06.02.2009 № б/н об отказе обществу с ограниченной ответственностью «Платовский Мебельный Комбинат» в государственной регистрации юридического лица в случае непредставления определенных Федеральным законом от 08.08.2001 №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц» необходимых для государственной регистрации документов и об обязании МИФНС России № 13 по Ростовской области произвести государственную регистрацию по документам, направленным в МИФНС России № 13 по Ростовской области 28.01.2009, для государственной регистрации юридического лица - общества с ограниченной ответственностью «Платовский Мебельный Комбинат», а именно: провести государственную регистрацию изменений и дополнений в учредительные документы общества с ограниченной ответственностью «Платовский Мебельный Комбинат» в связи с принятием нового участника и увеличением уставного капитала общества с ограниченной ответственностью «Платовский Мебельный Комбинат» до 7000000 рублей, внести изменения и сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ, не связанные с внесением изменений в учредительные документы, в связи с принятием нового участника и увеличением уставного капитала общества с ограниченной ответственностью «Платовский Мебельный Комбинат» до 7000000 рублей.

Поскольку ходатайство об уточнении предмета спора не противоречит закону и иным нормативным правовым актам, не нарушает права и интересы третьих лиц, оно в силу ст. 49 АПК РФ подлежит удовлетворению.

Заявленные требования мотивированы тем, что Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы России № 13 по Ростовской области 06.02.2009 были приняты решения об отказе заявителю в государственной регистрации юридического лица ввиду непредставления заявителем решения о внесении изменений в учредительные документы общества. Между тем, заявителем в адрес Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №13 по Ростовской области 28.01.2009 были направлены все необходимые документы для регистрации, что подтверждается описью вложения. Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения в суд с настоящим заявлением.

Заинтересованное лицо в отзыве на иск возражает против удовлетворения требований, пояснив, что в государственной регистрации изменений было отказано по причине непредставления Обществом акта оценки имущества, вносимого в оплату уставного капитала, в связи с чем, протокол участников общества №3 об утверждении отчета о внесении уставного капитала считается отсутствующим. Инспекция полагает, что представление полного пакета документов, которые по своему наименованию соответствуют требованиям закона, не предполагает обязанности налогового органа произвести соответствующие действия по регистрации в случае установления им (налоговым органом) недостоверности изложенных в представленных документов сведений, подлежащих внесению в ЕГРЮЛ.

Представители сторон поддержали и пояснили свои доводы и возражения, изложенные в заявлении и отзыве на него.

Рассмотрев материалы дела, выслушав пояснения представителей сторон, арбитражный суд установил следующее.

28 июля 2008 г. состоялось внеочередное общее собрание участника общества с ограниченной ответственностью «Платовский Мебельный комбинат», на котором присутствовали участник общества Сызранцев Александр Геннадьевич, Любашенко Сергей Михайлович, что подтверждается протоколом № 2 от 28 апреля 2008 г.

По итогам внеочередного общего собрания единственным участником общества с ограниченной ответственностью «Платовский Мебельный комбинат» было принято решение от 28 июля 2008 г., в соответствии с которым в участники Общества принят Любашенко Сергей Михайлович и приняты от него денежные средства в размере 3500000 рублей в качестве взноса в уставный капитал общества в срок не позднее 31 декабря 2008 г. с закреплением за Любашенко С.М. доли в уставном капитале - 50%; от участника общества Сызранцева А.Г. приняты денежные средства в размере 2002000 рублей, оборудование на общую сумму 1488000 рублей (отчет об определении рыночной стоимости оборудования 170508) в качестве дополнительного взноса в уставный капитал общества в срок не позднее 31 декабря 2008 г. с закреплением в уставном капитале - 50%; увеличен размер уставного капитала Общества с 10000 рублей до 7000000 рублей и установлены следующие доли: Сызранцев А.Г. - 50% номинальной стоимостью 3500000 рублей, Любашенко С.М. - 50% номинальной стоимостью 3500000 рублей; в устав общества внесены изменения, связанные с принятием гражданина Любашенко С.М. в Общество, определением номинальной стоимости и размера его доли, увеличением уставного капитала Общества, изменением размеров долей участников Общества, изменением номинальной стоимости доли; принято решение об утверждении соответствующей формы изменений учредительных документов Общества, а именно Устав в новой редакции, учредительный договор Общества, об осуществлении государственной регистрации изменений учредительных документов Общества.

Внесение денежных средств в уставный капитал Общества от участников на общую сумму 5502000 рублей, а также оборудования на общую сумму 1488000 рублей, подтверждается представленными в материалы дела копиями платежных поручений №32 от 29.07.2008 на сумму 2000000 рублей, №42 от 03.09.2008 на сумму 600000 рублей, №52 от 03.10.2008 на сумму 500000 рублей, приходными кассовыми ордерами №31 от 26.08.2008 на сумму 400000 рублей, №35 от 28.07.2008 на сумму 2002000 рублей, Отчетом №170508 об определении рыночной стоимости оборудования от 17.05.2008, товарной накладной №38 от 29.12.2008.

13 января 2009 года состоялось внеочередное собрание участников общества с ограниченной ответственностью «Платовский Мебельный Комбинат», по итогам которого было решено утвердить отчет о внесении денежных средств и оборудования в качестве вкладов в уставный капитал Общества, утвердить изменения и дополнения в Устав Общества, утвержденные решением от 28 июля 2008 г., совместно с текстом остальных статей Устава в виде Устава в новой редакции, что подтверждается протоколом №3 внеочередного общего собрания участников общества с ограниченной ответственностью «Платовский Мебельный Комбинат» от 13 января 2009 г.

Обществом были направлены в налоговую инспекцию письмом с описью вложения следующие документы: заявление о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы, по форме Р13001, расписка к заявлению по форме 13001, устав общества с ограниченной ответственностью «Платовский Мебельный Комбинат», учредительный договор общества с ограниченной ответственностью «Платовский Мебельный Комбинат», решение единственного участка от 28.07.2008, протокол внеочередного собрания участников Общества №3 от 13 января 2009 г., платежные поручения №32 от 29.07.2008 на сумму 2000000 рублей, №42 от 03.09.2008 на сумму 600000 рублей, №52 от 03.10.2008 на сумму 500000 рублей, приходные кассовые ордера №31 от 26.08.2008 на сумму 400000 рублей, №35 от 28.07.2008 на сумму 2002000 рублей, товарная накладная №38 от 29.12.2008, протокол внеочередного собрания участников Общества №2 от 28.07.2008, заявление о внесении в Единый государственный реестр юридических лиц изменений в сведения о юридическом лице, не связанных с внесением изменений в учредительные документы, по форме Р14001, расписка к заявлению по форме Р14001, платежное поручение №300 от 01.11.2008 на сумму 800 рублей, подтверждающие оплату государственной пошлины. Указанные документы были получены налоговой инспекцией 02.02.2009 согласно распискам в получении документов вх. №№ 122/09/04223, 123/09/04221.

Решениями налоговой инспекции от 06.01.2009 по документам, представленным обществом 02.02.2009 по вх. №№ 122/09/04223, 123/09/04221, отказано в государственной регистрации на основании пункта 1 статьи 23 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее - Закон о регистрации) в связи с непредставлением определенных статьей 17 Закона о регистрации документов, необходимых для государственной регистрации, а именно решения о внесении изменений в учредительные документы. В обоснование отказов налоговая инспекция указала, что в государственной регистрации изменений было отказано по причине непредставления Обществом акта оценки имущества, вносимого в оплату уставного капитала, в связи с чем, Протокол участников общества №3 об утверждении отчета о внесении уставного капитала считается отсутствующим. Инспекция полагает, что представление полного пакета документов, которые по своему наименованию соответствуют требованиям закона, не предполагает обязанности налогового органа произвести соответствующие действия по регистрации в случае установления им (налоговым органом) недостоверности изложенных в представленных документов сведений, подлежащих внесению в ЕГРЮЛ.

Общество, полагая, что решения налоговой инспекции об отказе в государственной регистрации от 06.02.2009 не соответствуют требованиям Закона о регистрации и нарушают его права, обратилось с настоящими заявлением в арбитражный суд.

В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый решение и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Из положений части 4 и части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

В силу пункта 51 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо подлежит регистрации в уполномоченном государственном органе в порядке, определяемом законом о государственной регистрации юридических лиц.

Перечень документов, представляемых для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, и внесения изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц определен статьей 17 Закона о регистрации.

Как предусмотрено пунктом 1 указанной статьи для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляются:

а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица, соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах и в заявлении, достоверны и соблюден установленный федеральным законом порядок принятия решения о внесении изменений в учредительные документы юридического лица;

б) решение о внесении изменений в учредительные документы юридического лица;

в) изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица;

г) документ об уплате государственной пошлины.

Для внесения в Единый государственный реестр юридических лиц изменений, касающихся сведений о юридическом лице, но не связанных с внесением изменений в учредительные документы юридического лица (пункт 2 статьи 17 Закона о регистрации) в регистрирующий орган представляется подписанное заявителем заявление о внесении изменений в Единый государственный реестр юридических лиц по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что вносимые изменения соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям и содержащиеся в заявлении сведения достоверны.

Согласно статьям 9 и 23 Закона о регистрации юридических лиц регистрирующий орган не вправе требовать предоставления других документов. У регистрирующего органа отсутствуют полномочия по проверке достоверности сообщаемых сведений и право отказать в государственной регистрации вносимых изменений по результатам такой проверки. При этом отказ в государственной регистрации юридического лица возможен исключительно в случаях: непредставления определенных настоящим Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов; представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган; а также внесения в государственный реестр записи о нахождении лица в процессе ликвидации (статья 23 Закона).

Из материалов дела видно, что заявитель представил на регистрацию все документы, перечисленные в статье 17 Закона о регистрации юридических лиц, и обратился в надлежащий регистрирующий орган.

Таким образом, предусмотренное подпунктом «а» пункта 1 статьи 23 Закона о регистрации основание для отказов в государственной регистрации юридического лица отсутствует.

Довод налогового органа, что протокол участников общества №3 от 13.01.2009 об утверждении отчета о внесении уставного капитала является непредставленным ввиду отсутствия акта оценки имущества, вносимого в оплату уставного капитала, и невозможности проверки налоговой инспекцией в связи с этим достоверности сведений о стоимости имущества, вносимого в уставный капитал, судом отклоняется, как основанный на ошибочном толковании норм права.

Статьей 17 Закона о регистрации юридических лиц не предусмотрено предоставление на государственную регистрацию изменений такого документа, как акт оценки имущества. Пункт 4 статьи 9 Закона о регистрации запрещает регистрирующим органам требовать представления иных документов, кроме предусмотренных данным законом.

Кроме того, закон о регистрации не наделил налоговые органы полномочиями по проверке достоверности сведений, представленных заявителем на государственную регистрацию юридического лица.

В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 25 Закона о регистрации за непредставление или несвоевременное представление необходимых для включения в государственные реестры сведений, а также за непредставление недостоверных сведений заявителя, юридические лица и (или) индивидуальные предприниматели несут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации. Регистрирующий орган вправе обратиться в суд с требованием о ликвидации юридического лица в случае допущенных при создании юридического лица грубых нарушений закона или иных правовых актов, если эти нарушения носят неустранимый характер, а также в случае неоднократных либо грубых нарушений законов или иных нормативных актов государственной регистрации юридических лиц.

Из системного толкования статей 9, 12, 23 Закона о регистрации не следует, что при наличии вышеназванного недостатка решение о внесении изменений в учредительные документы юридического лица может считаться непредставленным.

При таких обстоятельствах, у регистрирующего органа отсутствовали основания для отказов в регистрации, в связи с чем, заявленные требования подлежат удовлетворению.

Расходы по уплате государственной пошлины по правилам статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отнесению на налоговую инспекцию, освобожденную от ее уплаты в соответствии с пунктом 1.1 части 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 25.12.2008 №281-ФЗ), в этой связи заявителю из федерального бюджета подлежит возврату 2000 рублей государственной пошлины, уплаченной им при подаче настоящего заявления.

Руководствуясь статьями 9, 12, 17, 23, 25 Федерального закона от 08.08.2001 №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», статьями 106, 110, 148, 167-171, 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Ходатайство представителя заявителя об уточнении предмета спора удовлетворить.

Признать недействительными решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №13 по Ростовской области от 06.02.2009 №б/н об отказе обществу с ограниченной ответственностью «Платовский Мебельный Комбинат» в государственной регистрации юридического лица в случае непредставления определенных Федеральным законом от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» необходимых для государственной регистрации документов.

Обязать Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы России №13 по Ростовской области произвести государственную регистрацию по документам, направленным в Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы России №13 по Ростовской области 28.01.2009 для государственной регистрации юридического лица - общества с ограниченной ответственностью «Платовский Мебельный Комбинат», а именно: провести государственную регистрацию изменений и дополнений в учредительные документы общества с ограниченной ответственностью «Платовский Мебельный Комбинат» в связи с принятием нового участника и увеличением уставного капитала общества с ограниченной ответственностью «Платовский Мебельный Комбинат» до 7000000 рублей, внести изменения и сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ, не связанные с внесением изменений в учредительные документы, в связи с принятием нового участника и увеличением уставного капитала общества с ограниченной ответственностью «Платовский Мебельный Комбинат» до 7000000 рублей.

Возвратить обществу с ограниченной ответственностью «Платовский Мебельный Комбинат», г. Новочеркасск из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 2000 рублей, перечисленную платежным поручением № 54 от 16.03.2009.

Решением может быть обжаловано в месячный срок со дня его изготовления в Пятнадцатый апелляционный суд, г. Ростов-на-Дону или по истечении указанного срока в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа через Арбитражный суд Ростовской области.

Судья Грязева В.В.

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка

Номер документа: А53-4847/2009
Принявший орган: Арбитражный суд Ростовской области
Дата принятия: 25 мая 2009

Поиск в тексте