АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ

от 19 апреля 2010 года  Дело N А53-5139/2010

Резолютивная часть решения объявлена 19.04.2010.

Решение в полном объеме изготовлено 19.04.2010.

Арбитражный суд Ростовской области

в составе председательствующего судьи Липатовой Веры Ивановны

при ведении протокола судебного  заседания  секретарем судебного заседания Скопцовой Анной Михайловной,

рассмотрев дело по заявлению Ростовского транспортного прокурора

о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Мост"

к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

при  участии представителей:

от заявителя: Петренко А.Н. (удостоверение от 20.01.2010 ТО №062916),

от лица, привлекаемого к административной ответственности: Рязанский В.Н. (директор, решение от 24.01.2008 №5),

установил:

Ростовский транспортный прокурор обратился в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Мост" к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Представитель лица, привлекаемого к административной ответственности, заявил ходатайство о приобщении к материалам дела копий документов. Представитель заявителя, не возражал против удовлетворения ходатайства. С учетом мнения представителя заявителя ходатайство судом удовлетворено, документы приобщены к материалам дела.

Представитель заявителя поддержал заявленное требование, просил суд его удовлетворить. Пояснил, что проверка проведена с соблюдением действующего законодательства. Обществом с ограниченной ответственностью "Мост" совершено правонарушение, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выразившееся в осуществлении предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), а именно осуществление погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на железнодорожном транс­порте без специального разрешения (лицензии) на данный вид деятельности.

Директор общества подтвердил, что лицензии на осуществление погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на железнодорожном транс­порте общество с ограниченной ответственностью "Мост" не имеет, о том, что дизельное топливо относится к опасным видам груза, знает.

Непосредственно в судебном заседании, в котором закончено рассмотрение дела по существу, лица, участвующие в деле, подтвердили, что доказательства по настоящему делу представлены ими в полном объеме, и они не желали дополнить чем-либо материалы арбитражного дела, о чем свидетельствуют подписи представителей сторон.

Изучив материалы дела, оценив доказательства, заслушав доводы представителей лиц, участвующих в деле, суд установил следующее.

Общество с ограниченной ответственностью "Мост" является действующим юридическим лицом.

На основании распоряжения начальника Управления - главного государственного инспектора госжелдорнадзора от 18.03.2010 №170 Ростовской транспортной прокуратурой совместно со специалистами Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Южного управления государственного железнодорожного надзора проведена про­верка соблюдения законодательства о лицензировании отдельных видов дея­тельности обществом с ограниченной ответственностью "Мост".

18.03.2010 Федеральной службой по надзору в сфере транспорта в присутствии директора общества - Рязанского В.Н. составлен акт проверки №13/1, согласно которому в ходе проверки установлено, что у общества с ограниченной ответственностью "Мост" отсутствует лицензия на осуществление погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на железнодорожном транс­порте, что является нарушением требований пункта 1 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 №128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности".

22.03.2010 директор общества с ограниченной ответственностью "Мост" Рязанский В.Н., опрошенный по данному факту помощником Ростовского транспортного прокурора Петренко А.Н., пояснил, что "в период с 04.01.2010 по 16.02.2010 в адрес предприятия несколькими партиями по­ступил груз - дизельное топливо общей массой 1366000 кг. Выгрузка данного груза происходила силами предприятия на подъездных путях, при­надлежащих обществу с ограниченной ответственностью "Мост", расположенных по адресу: Ростовская область, г. Шахты, 11-й км, 2. Согласно Уставу общества с ограниченной ответственностью "Мост", утвержденному 28.09.2009, видами деятельности общества являются торгово-закупочная, оптово-розничная деятельность и иные виды деятельности, не запрещенные законодательством Российской Федерации. Лицензии на осуществление погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на железнодорожном транс­порте общество с ограниченной ответственностью "Мост" не имеет. О том, что дизельное топливо относится к опасным видам груза, знаю.".

22.03.2010 Ростовским транспортным прокурором старшим советником юстиции Алещенко М.В. в отношении общества с ограниченной ответственностью "Мост" вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Директору общества с ограниченной ответственностью "Мост" Рязанскому В.Н. разъяснены права, с постановлением он ознакомлен, копию постановления получил 22.03.2010.

На основании статьи 202 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Ростовский транспортный прокурор обратился в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Мост" к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Изучив материалы дела, оценив доказательства, заслушав доводы представителей лиц, участвующих в деле, суд пришел к выводу о том, что заявленное требование подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

При проведении проверок органы прокуратуры руководствуются Федеральным законом от 17.01.1992 №2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации".

В соответствии со статьей 21 Федерального закона от 17.01.1992 №2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" предметом надзора являются: соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций; соответствие законам правовых актов, издаваемых органами и должностными лицами, указанными в настоящем пункте. При осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы.

В соответствии с частью 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.

Частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна).

Непосредственным объектом данного правонарушения выступает установленный порядок лицензирования отдельных видов предпринимательской деятельности. Таким образом, объективная сторона правонарушения выражается в осуществлении в целом предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательны.

Лицензия - специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 08.08.2001 №128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" под лицензируемым видом деятельности понимается вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации требуется получение лицензии в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Согласно статье 4 Федерального закона от 08.08.2001 №128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" к лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов Российской Федерации и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием.

Согласно статьям 2, 3, 17 Федерального закона Российской Федерации от 08.08.2001 №128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензиат обязан соблюдать установленные положениями о лицензировании конкретных видов деятельности лицензионные требования и условия.

В силу подпункта 70 пункта 1 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 №128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" погрузочно-разгрузочная деятельность применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте подлежит лицензированию.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.03.2006 №134 утверждено Положение о лицензировании погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте, которое определяет порядок лицензирования погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте, осуществляемой юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.

Статья 2 Федерального закона от 10.01.2003 №18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" определяет опасный груз - как груз, который в силу присущих ему свойств при определенных условиях при перевозке, выполнении маневровых, погрузочно-разгрузочных работ и хранении может стать причиной взрыва, пожара, химического или иного вида заражения либо повреждения технических средств, устройств, оборудования и других объектов железнодорожного транспорта и третьих лиц, а также причинения вреда жизни или здоровью граждан, вреда окружающей среде.

Пунктом 3.2.2. Постановления Госгортехнадзора Российской Федерации от 16.08.1994 №50 "Об ут­верждении Правил безопасности при перевозке опасных грузов железнодо­рожным транспортом" установлено, что грузоотправители (грузополуча­тели) обязаны иметь лицензию на погрузочно-разгрузочную деятельность.

В соответствии с требованиями ГОСТа "Грузы опасные. Классифика­ция и маркировка" и Приложения №1 к Приказу Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 №25 "Об утверждении Правил перевозок на железнодорожном транспортом грузов наливом в ваго­нах - цистернах" груз - дизельное топливо относится к третьему классу опасности.

На основании пункта 1.5 Методических указаний по лицензированию дея­тельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на желез­нодорожном транспорте, утвержденных 21.10.2002 Министерства путей сообщения Российской Федерации №ЦТехО-11/133, лицензию получают все юридические лица, независимо от организационно-правовой формы и ве­домственной подчиненности, осуществляющие лицензируемую деятельность на железнодорожном транспорте.

В сфере погрузо-разгрузочной деятельности лицензия получается орга­низациями, осуществляющими данный вид деятельности, в том числе на же­лезнодорожных подъездных путях, не входящих в систему федерального же­лезнодорожного транспорта. Лицензированию подлежит деятельность, осу­ществляемая ручным или механическим способом, вне зависимости от соста­ва погрузочно-разгрузочных работ, а также наличия у юридического лица по­грузочно-разгрузочных сооружений и технических средств.

В соответствии с Рубрикатором выполняемых работ и услуг по лицен­зируемым видам деятельности (Приложение №12 к Методическим указани­ям по 10.10.2002) видами погрузочно-разгрузочной деятельности на желез­нодорожном транспорте является, в том числе слив и налив жидких грузов.

Согласно части 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой; на должностных лиц - от четырех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой.

Таким образом, деятельность, осуществляемая обществом с ограниченной ответственностью "Мост" вопреки требованиям Постановления Правительства Российской Федерации от 15.03.2006 №134 "О ли­цензировании отдельных видов деятельности на железнодорожном транспор­те" по разгрузке опасных грузов из железнодорожного подвижного состава, прибывшего в адрес предприятия в период с 04.01.2010 по 16.02.2010 содер­жит признаки административного правонарушения, ответственность за кото­рое, предусмотрена частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об админи­стративных правонарушениях, выразившегося в осуществлении предприни­мательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если та­кое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна).

Вина общества с ограниченной ответственностью "Мост" выразилась в том, что оно должно было соблюдать требования законодательства в области лицензирования.

Несоблюдение обществом с ограниченной ответственностью "Мост" правил по осуществлению деятельности, подлежащей лицензированию, а именно осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), а именно оказание возмездных услуг связи в целях эфирного вещания без специального разрешения (лицензии) на данный вид деятельности, свидетельствует о пренебрежительном отношении общества с ограниченной ответственностью "Мост" к формальным требованиям публичного порядка.

Незнание установленных законом обязанностей, небрежное к ним отношение, отсутствие должной предусмотрительности не может служить оправданием неправомерных действий (бездействия).

Порядок привлечения общества с ограниченной ответственностью "Мост" к административной ответственности заявителем не нарушен. Таким образом, процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении со стороны административного органа судом не установлено, а, равно как и обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении.

При таких обстоятельствах действия общества с ограниченной ответственностью "Мост" образуют состав правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна).

Одним из принципов привлечения к ответственности является правовой принцип индивидуализации, который выражается в том, что при привлечении лица к административной ответственности, учитываются характер правонарушения, степень вины нарушителя и обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность.

Установление обстоятельств, смягчающих и отягчающих ответственность за совершение административного правонарушения, в соответствии со статьей 4.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отнесено к компетенции суда, который при вынесении решения о привлечении к административной  ответственности последние обязан учитывать.

Исследовав и изучив материалы дела, суд установил, что общество с ограниченной ответственностью "Мост" ранее к административной ответственности не привлекалось.

Суд считает, что вышеназванное обстоятельство позволяет сделать вывод о наличии смягчающих административную ответственность обстоятельств.

Обстоятельств, отягчающих административную ответственность при рассмотрении административного дела, судом не установлено.

С учетом изложенного, суд считает возможным привлечь общество с ограниченной ответственностью "Мост" к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и наложить административный штраф в минимальном размере 40000 рублей.

Согласно части 2 статьи 168 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения арбитражный суд распределяет судебные расходы.

В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации заявитель освобожден от уплаты государственной пошлины в доход федерального бюджета Российской Федерации, в связи с чем суд не рассматривает вопрос о распределении судебных расходов.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р  Е  Ш  И  Л:

Привлечь общество с ограниченной ответственностью "Мост", находящееся по адресу: 346518, Ростовская область, г. Шахты, 11-й км., 2, ИНН 6125020532, к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде наложения административного штрафа в размере 40000 рублей (сорока тысяч) рублей.

Оплату штрафа произвести по следующим банковским реквизитам:

получатель платежа: УФК по Ростовской области (Южная транспортная прокуратура), ИНН 6167093532, КПП 616701001, р/с: № 40101810400000010002, наименование банка: ГУ РКЦ ГУ Банка России по Ростовской области, БИК 046015001, КБК 415 116 90010 01 0000 140, ОКАТО 60401000000.

Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней с даты принятия решения, а также в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в течение двух месяцев с даты вступления решения по делу в законную силу через суд, вынесший решение.

Судья    В.И. Липатова

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка