АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ

от 08 августа 2008 года  Дело N А53-6106/2008

резолютивная часть решения объявлена 06.08.2008

Арбитражный суд Ростовской области

в составе председательствующего судьи Липатовой Веры Ивановны

при ведении протокола судебного заседания судьей Липатовой Верой Ивановной,

рассмотрев дело по заявлению закрытого акционерного общества "Компания Дерменджи"

к Муниципальному учреждению "Департамент архитектуры и градостроительства",

Администрации г. Ростова-на-Дону,

третьи лица: Чернявский Владимир Александрович,

Шведюк Лидия Васильевна,

о признании незаконным решения МУ "Департамент архитектуры и градостроительства" от 16.01.2008 №01-209/21534 об отказе в изъятии земельных участков по адресу: г. Ростов-на-Дону, ул. Катаева, 310, и пр. Соколова, 88, и предоставлении их ЗАО "Компания Дерменджи" для жилищного строительства;

об обязании устранить допущенные нарушения путем подготовки правового акта по изъятию и предоставлению указанных земельных участков;

о признании незаконным бездействия Администрации г. Ростова-на-Дону в разрешении вопроса об изъятии земельных участков по адресу: г. Ростов-на-Дону, ул. Катаева, 310, и пр. Соколова, 88, и предоставлении их ЗАО "Компания Дерменджи" для жилищного строительства;

об обязании устранить допущенные нарушения путем подготовки правового акта по предоставлению указанных земельных участков,

при участии:

от заявителя: Кравчук Л.А. (доверенность от 15.04.2008 №95),

Прилуцкий А.В. (доверенность от 31.05.2006 б/н),

установил: ЗАО "Компания Дерменджи" обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением о признании незаконным решения МУ "Департамент архитектуры и градостроительства" от 16.01.2008 №01-209/21534 об отказе в изъятии земельных участков по адресу: г. Ростов-на-Дону, ул. Катаева, 310, и пр. Соколова, 88, и предоставлении их ЗАО "Компания Дерменджи" для жилищного строительства; об обязании устранить допущенные нарушения путем подготовки правового акта по изъятию и предоставлению указанных земельных участков; о признании незаконным бездействия Администрации г. Ростова-на-Дону в разрешении вопроса об изъятии земельных участков по адресу: г. Ростов-на-Дону, ул. Катаева, 310, и пр. Соколова, 88, и предоставлении их ЗАО "Компания Дерменджи" для жилищного строительства; об обязании устранить допущенные нарушения путем подготовки правового акта по предоставлению указанных земельных участков.

Представители заинтересованных лиц в судебное заседание не явились, о месте и времени судебного заседания извещены.

Представители третьих лиц в судебное заседание не явились.

Телеграмма, направленная в адрес третьего лица - Шведюк Лидии Васильевны, вернулась с отметкой «не доставлена, квартира закрыта, адресат по извещению за телеграммой не является».

Третье лицо Чернявский Владимир Александрович направил в суд ходатайство о переносе судебного заседания, назначенного на 04.08.08, на более поздний срок, но не ранее 11.08.08 в связи с необходимостью отъезда в г. Улан-Уде. Лица, участвующие в деле, возражали против удовлетворения ходатайства. Поскольку от третьего лица для ознакомления с материалами дела 28.07.08 являлся представитель по общей доверенности - Шипилов А.Е., который полномочен представлять интересы третьего лица в суде, суд отказывает в удовлетворении ходатайства. Отложение судебного заседания может привести к необоснованному затягиванию сроков рассмотрения спора по существу и нарушению интересов других участников процесса. При этом судом был объявлен перерыв до 06.08.08 с целью извещения представителя третьего лица.

В судебном заседании 04.08.08 в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлялся перерыв до 06.08.08 до 12 часов 40 минут. После перерыва судебное заседание продолжено в присутствии представителей заявителя.

От представителя третьего лица поступило дополнение к ходатайству Чернявского В.А., согласно которому поручения участвовать в судебных заседаниях по рассматриваемому делу Чернявский В.А. ему не давал, доверенность была выдана для ознакомления с материалами дела и подачи документов от имени Чернявского В.А. в суд. Данные пояснения опровергаются представленной в материалы доверенностью от 30.04.08.

05.08.08 судебный пристав ОУПДС Кировского района г. Ростова-на-Дону составил рапорт, согласно которому он 05.08.08 осуществил выход по адресу: г. Ростов-на-Дону, ул. Катаева, 310, с целью извещения о судебном заседании 06.08.08 в 12 час. 40 мин. Шведюк Л.В. - третье лицо, на стук в калитку и окно дома никто не отозвался, Шведюк Л.В. дома отсутствует, а если и находится, то двери никому не открывает, что могут подтвердить указанные в акте свидетели.

Суд рассматривает дело в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Представители заявителя поддержали заявленное требование, просили суд его удовлетворить. Пояснили, что никаких оснований для отказа в решении вопроса об изъятии земельного участка и предоставлении его ЗАО "Компания Дерменджи" со ссылкой на положения статьи 49 Земельного кодекса Российской Федерации у МУ "Департамент архитектуры и градостроительства" не имелось, Администрация г. Ростова-на-Дону никакого решения по данному вопросу до настоящего времени не приняла.

Представитель заинтересованного лица - Администрации г. Ростова-на-Дону - в прошлых судебных заседаниях возражал против удовлетворения заявленных требований, просил суд в их удовлетворении отказать. Пояснил, что в соответствии с действовавшим на момент принятия постановлений Мэра города от 27.09.02 №2010 и от 31.05.04 №856 законодательством предусматривалась возможность изъятия, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд при размещении объектов государственного или муниципального значения при отсутствии других вариантов возможного размещения этих объектов и при иных обстоятельствах в установленных федеральными законами случаях, а применительно к изъятию, в том числе путем выкупа, земельных участков из земель, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, в случаях, установленных законами субъекта Российской Федерации. В отношении части земельного участка согласованного для размещения комплекса многоквартирных жилых домов принято решение об изъятии объектов недвижимого имущества и предоставлении земельного участка для 1 очереди строительства. В настоящее время требования законодательства несколько изменились в сторону ужесточения условий для осуществления принудительных мероприятий по прекращению права собственности на недвижимое имущество, поэтому Администрация города не вправе принимать решение об изъятии земельных участков по ул. Катаева, 310, и пр. Соколова, 88.

Представитель заинтересованного лица - Муниципального учреждения «Департамент архитектуры и градостроительства» - в отзыве на заявление пояснил, что правовые основания для принудительного изъятия земельных участков по ул. Соколова, 88 и по ул. Катаева, 310, отсутствуют; объект, который собирается возвести заявитель не входит в перечень объектов, перечисленных в статье 49 Земельного кодекса Российской Федерации, и не является исключительным случаем для изъятия земельного участка у граждан.

Изучив и оценив материалы дела, заслушав доводы лиц, участвующих в деле, суд установил следующее.

Закрытое акционерное общество «Компания Дерменджи» обратилось 11.10.2001 в Администрацию г. Ростова-на-Дону с заявлением о выделении земельного участка по пр. Соколова между ул. Варфоломеева и ул. Катаева, занятого частным сектором, вопросы отселения жильцов с указанной площади компания берет на себя.

МУ «Комитет по архитектуре и градостроительству» 28.03.02 дано заключение №01-20/9704, согласно которому в целях реконструкции центральной части города, учитывая ходатайство администрации Кировского района, МУ «Комитет по архитектуре и градостроительству» считает возможным предварительно согласовать ЗАО «Компания Дерменджи» место размещения комплекса многоэтажных жилых домов с объектами соцкультбыта на земельном участке общей площадью 0,4208 га по пр. Соколова, 86/263, 88, 90/308, ул. Катаева, 310, 312, ул. Варфоломеева, 265, 267, в границах согласно прилагаемой выкопировке из плана города.

Постановлением Мэра г. Ростова-на-Дону от 27.09.02 №2010 ЗАО «Компания Дерменджи» было предварительно согласовано место размещения комплекса многоэтажных жилых домов с объектами соцкультбыта на земельном участке площадью 0,4208 га, занятом домовладениями, подлежащими сносу по пр. Соколова, №№86/263, 88, ул. Катаева, №№90/308, 310, 312, ул. Варфоломеева, №№265, 267.

30.10.02 начальником отдела рассмотрения проектов было составлено архитектурно-планировочное задание №205-А на разработку рабочего проекта на строительство.

Согласно протоколу МУ «Комитет по архитектуре и градостроительству» №60-а, утвержденному главным архитектором города 18.10.03, эскизный проект на строительство комплекса 17-этажных жилых домов со встроенными помещениями соцкульбыта и офисов и подземной автостоянки по пр. Соколова, ул. Катаева, ул. Варфоломеева согласовывается и рекомендуется для дальнейшего проектирования при условии выполнения замечаний п. 1 в срок до 30.12.03, п.п. 2,3 - до разработки рабочего проекта.

29.12.03 МУ «Комитет по архитектуре и градостроительству» дано заключение, согласно которому он считает возможным на основании заявления ЗАО «Компания Дерменджи» продлить срок действия постановления Мэра города от 27.09.02 №2010.

В газете «Ростов официальный» от 18.02.04 №7 (482) Администрацией г. Ростова-на-Дону была осуществлена публикация о предстоящем согласовании места размещения комплекса многоэтажных жилых домов и возможном предстоящем изъятии земельного участка по пр. Соколова, №№86/263, 88, ул. Катаева, №№90/308, 310, 312, ул. Варфоломеева, №№265, 267 и предоставлении его под строительство.

Постановлением Мэра г. Ростова-на-Дону от 31.05.04 №856 земельный участок общей площадью 0,1623 га по ул. Варфоломеева, 265, 267 был изъят для муниципальных нужд, в том числе путем выкупа, и предоставлен ЗАО "Компания Дерменджи" для проектирования и строительства многоэтажного жилого дома (1 очередь). Предоставленный земельный участок входит в состав согласованного ранее.

План межевания территории на основании рабочего проекта 3-х секционного 20-ти этажного индивидуального монолитного жилого дома по пр. Соколова, 86/263, 88, 90/308, Катаева, 310, 312, ул. Варфоломеева 265, 267 в г. Ростове-на-Дону согласован с МУ «Комитет по архитектуре и градостроительству» 25.07.05.

На предоставленные для первой очереди строительства участки были заключены договоры аренды: №29449 от 28.09.06 по адресу: г. Ростов-на-Дону, Варфоломеева, 265, 267, №29430 от 22.09.06 по адресу: г. Ростов-на-Дону, Варфоломеева, 265 (участок, прирезанный для строительства), №29948 от 10.07.07 (участок, прирезанный для строительства).

Разрешение на строительство комплекса многоэтажных жилых домов с встроенными помещениями офисов и подземной двухуровневой автостоянкой выдано заявителю МУ «Инспекция по контролю за градостроительной деятельностью на территории г. Ростова-на-Дону» 02.10.06 №6277-1.

МУ «Департамент архитектуры и градостроительства» выдано разрешение на строительство 20-этажного 84-квартирного жилого дома с пентхаузом, со встроенными помещениями общественного назначения - 1-ой очереди строительства 3-х секционного 20-ти этажного жилого комплекса по ул. Варфоломеева, 265/312 в г. Ростове-на-Дону от 05.02.08 №RU61310000-6277-2.

Предоставленные земельные участки выкуплены ЗАО "Компания Дерменджи", за исключением двух: по ул. Катаева, 310, и по пр. Соколова, 88.

Чернявскому Владимиру Александровичу принадлежит на праве собственности жилой дом, площадью 73,3 кв. м, литер Аа(А), этажность 1, сарай, площадью 23 кв. м, литер Ад(К), этажность 1, расположенные по адресу: г. Ростов-на-Дону, Кировский район, пр. Соколова, 88, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 15.02.06. Указанные объекты недвижимости приобретены Чернявским В.А. по договору купли-продажи земельного участка со строениями.

Земельный участок площадью 675 кв. м, расположенный по адресу: г. Ростов-на-Дону, ул. Катаева, 310, предоставлен на праве пожизненного наследуемого владения Шведюк Лидии Васильевне

В настоящее время готов проект 2-й очереди комплекса многоэтажных жилых домов с встроенными помещениями офисов, соответствующий вновь разработанному Генеральному плану города.

Заявитель обратился к Мэру г. Ростова-на-Дону с просьбой принять решение об изъятии вышеуказанных участков с компенсациями затрат по рыночной стоимости.

В адрес заявителя поступил ответ от 16.01.08 №01-20/21534 с отказом в изъятии земельного участка и предоставлении его в аренду на основании следующего. Изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных и муниципальных нужд осуществляется в порядке статьи 49 Земельного кодекса Российской Федерации. В соответствии с пунктом 15 статьи 3 Закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» до 1 марта 2007 года земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется лицу в аренду для жилищного строительства на основании заявления без проведения торгов, если предоставление земельного участка такому лицу предусмотрено решением о предварительном согласовании места размещения объекта, которое принято до 1 октября 2005 года, но не ранее чем за три года до предоставления земельного участка.

Полагая, что указанным отказом МУ "Департамент архитектуры и градостроительства" и бездействием Администрации г. Ростова-на-Дону   нарушаются права и законные интересы заявителя, используя право на обжалование, предусмотренное статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, общество обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с настоящим заявлением.

Изучив и оценив материалы дела, заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, суд пришел к выводу об удовлетворении требования заявителя по следующим основаниям.

Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности. Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (часть 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

В соответствии с частью 1 статьи 65 каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

Согласно пункту 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.01 №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в поселениях, являющихся административными центрами (столицами) субъектов Российской Федерации, осуществляется органами местного самоуправления указанных поселений, если законами соответствующих субъектов Российской Федерации не установлено, что распоряжение такими земельными участками осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.

В соответствии со статьей 11 Земельного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель. Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

Согласно пункту 4 статьи 2 Земельного кодекса Российской Федерации на основании и во исполнение настоящего Кодекса, федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут издавать акты, содержащие нормы земельного права.

В соответствии с пунктом 4.3.6 Постановления Мэра г. Ростова-на-Дону от 18.04.03 №800 «Об утверждении положения о предоставлении земельных участков для строительства на территории г. Ростова-на-Дону» правовой акт о предварительном согласовании места размещения объекта с приложением проекта границ земельного участка является основанием для установления в соответствии с заявками граждан или юридических лиц, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и за их счет границ такого земельного участка на местности, проведения его государственного кадастрового учета, выдачи АПЗ, последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства.

Постановлением Мэра г. Ростова-на-Дону от 11.04.06 №350 «О признании утратившими силу правовых актов Мэра города» признано утратившим силу постановление Мэра г. Ростова-на-Дону от 18.04.03 №800.

При этом пункт 2 Постановления Мэра г. Ростова-на-Дону от 11.04.06 №350 предусматривает, что по земельным участкам, предоставленным для строительства до принятия настоящего постановления, условия предоставления земельных участков и иные обязанности в соответствии с постановлением главы Администрации города от 15.01.1996 № 58 "О регулировании отношений субъектов градостроительной деятельности в г. Ростове-на-Дону", постановлением Мэра города от 18.04.2003 № 800 "Об утверждении Положения о предоставлении земельных участков для строительства на территории г. Ростова-на-Дону", а также заключенные в соответствии с указанными постановлениями договоры не утрачивают силу и действуют до исполнения сторонами своих обязательств, возникающих из актов о предоставлении земельных участков (продлении сроков их аренды) и соответствующих договоров.

В указанных случаях, а также в случаях, если до принятия настоящего постановления была осуществлена публикация предложения о предоставлении земельного участка, предварительном согласовании на земельном участке места размещения объекта или было принято решение о проведении конкурса на право застройки (реконструкции) земельного участка выполнение условий предоставления земельных участков для строительства, заключения соответствующих договоров, определения их условий, а также проведение указанного конкурса и подведение его итогов осуществляется в порядке, действовавшем до вступления в силу настоящего постановления.

Согласно статье 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию:

1) без предварительного согласования мест размещения объектов;

2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.

В соответствии с пунктом 8 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет.

В соответствии со статьей 279 Гражданского кодекса Российской Федерации земельный участок может быть изъят у собственника для государственных или муниципальных нужд путем выкупа. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земля, выкуп осуществляется Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.