АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ

от 28 августа 2008 года  Дело N А53-8250/2008

Резолютивная часть решения объявлена 28.08.2008

Арбитражный суд в составе судьи

Колесник И.В.

при ведении протокола судебного заседания

судьей Колесник И.В.

(лицо, которое вело протокол)

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению

ГУ УПФ РФ в Аксайском районе

Ростовской области

(наименование заявителя)

к

индивидуальному предпринимателю Попову Д.Т.

о

взыскании штрафных санкций в размере 123 руб. 20 коп.

при участии:

от заявителя - представитель Чемисова Н.В.;

от предпринимателя  - представитель не явился;

установил:

В открытом судебном заседании рассматривается дело по заявлению Государственного учреждения Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации в Аксайском районе Ростовской области о взыскании с предпринимателя, осуществляющего деятельность  без образования юридического лица, Попова Дмитрия Тимофеевича штрафных санкций за несвоевременное представление сведений индивидуального (персонифицированного) учета в размере 123 рублей 20 копеек.

Представитель заявителя в судебном заседании поддержал заявленные требования.

Попов Д.Т. в судебное заседание не явился, отзыв на заявление не представил. Определение о времени и месте рассмотрения дела, направленное по известному суду адресу, вернулось в связи с истечением срока хранения заказной корреспонденции, что свидетельствует об уклонении от явки в  суд предпринимателя. При таких обстоятельствах, в соответствии со статьей 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, предприниматель признается уведомленным о рассмотрении дела в суде.

Дело рассматривается в порядке статьи 156 АПК РФ.

Изучив и оценив материалы дела, суд установил следующее:

Предприниматель является плательщиком страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации.

В нарушение статьи 11 Федерального закона «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» индивидуальный предприниматель не представил сведения персонифицированного учета в орган Пенсионного фонда России за 2007 год.

Факт нарушения зафиксирован в акте камеральной проверки № 369 от 18.03.2008.

Решением № 364 от 09.04.2008 страхователь привлечен к ответственности за нарушение Федерального закона «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования». Плательщику страховых взносов направлено требование № 364 об уплате штрафа в срок до 30.04.2008.

В связи с неисполнением требования в установленный срок, заявитель обратился в суд.

В соответствии со статьей 11 Федерального закона «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» № 27-ФЗ от 01.04.1996 страхователь по обязательному пенсионному страхованию представляет в орган Пенсионного фонда Российской Федерации один раз в год, но не позднее 1 марта сведения о страховых взносах и страховом стаже. Однако указанные сведения за 2007 год  предпринимателем не были представлены.

Статьей 17 Федерального закона «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» предусмотрено, что нарушение установленного статьей 11 указанного закона срока предоставления сведений, влечет взыскание штрафа в размере 10 процентов причитающихся за отчетный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации, что составляет 123,20 рублей.

Поскольку Законами № 27-ФЗ и № 167-ФЗ не определен порядок привлечения страхователя к ответственности, органам Пенсионного фонда Российской Федерации следует руководствоваться положениями статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) при принятии решения о привлечении к ответственности за совершение указанного правонарушения, так как из статьи 2 Закона № 167-ФЗ следует, что Закон № 27-ФЗ является составной частью законодательства об обязательном пенсионном страховании, а правоотношения, связанные с уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и осуществлением контроля за их уплатой, регулируются законодательством о налогах и сборах, если иное не предусмотрено Законом № 167-ФЗ.

В силу пункта 5 статьи 100 НК РФ акт налоговой проверки должен быть вручен лицу, в отношении которого проводилась проверка, или его представителю под расписку или передан иным способом, свидетельствующим о дате его получения указанным лицом (его представителем). В случае, если лицо, в отношении которого проводилась проверка, или его представитель уклоняются от получения акта налоговой проверки, этот факт отражается в акте налоговой проверки, и акт налоговой проверки направляется по почте заказным письмом по месту нахождения организации (обособленного подразделения) или месту жительства физического лица. В случае направления акта налоговой проверки по почте заказным письмом датой вручения этого акта считается шестой день считая с даты отправки заказного письма.

Лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представитель), в случае несогласия с фактами, изложенными в акте налоговой проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих в течение 15 дней со дня получения акта налоговой проверки вправе представить в соответствующий налоговый орган письменные возражения по указанному акту в целом или по его отдельным положениям. При этом налогоплательщик вправе приложить к письменным возражениям или в согласованный срок передать в налоговый орган документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность своих возражений (пункт 6 статьи 100 НК РФ).

В соответствии с пунктом 2 статьи 101 НК РФ руководитель (заместитель руководителя) налогового органа извещает о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки лицо, в отношении которого проводилась эта проверка. Лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка, вправе участвовать в процессе рассмотрения материалов указанной проверки лично и (или) через своего представителя. Неявка лица, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представителя), извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки, не является препятствием для рассмотрения материалов налоговой проверки, за исключением тех случаев, когда участие этого лица будет признано руководителем (заместителем руководителя) налогового органа обязательным для рассмотрения этих материалов.

Несоблюдение должностными лицами налоговых органов требований, установленных НК РФ, может являться основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом.

Нарушение существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки является основанием для отмены вышестоящим налоговым органом или судом решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

К таким существенным условиям относится обеспечение возможности лица, в отношении которого проводилась проверка, участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки лично и (или) через своего представителя и обеспечение возможности налогоплательщика представить объяснения.

Основаниями для отмены указанного решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом могут являться иные нарушения процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки, если только такие нарушения привели или могли привести к принятию руководителем (заместителем руководителя) налогового органа неправомерного решения (пункт 14 статьи 101 НК РФ).

Как следует из акта № 369 от 18.03.2008, предприниматель Попов Д.Т. не был  приглашен для рассмотрения акта проверки. Решение о привлечении к ответственности за нарушение Федерального закона «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» было принято 09.04.2008 без участия  лица, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представителя).

Доказательства направления приглашения предпринимателю на рассмотрение материалов камеральной проверки 09.04.2008 суду не предоставлены.

Данные обстоятельства свидетельствуют о нарушении существенных условий процедуры рассмотрения материалов  проверки,  поскольку  предприниматель  был  фактически  лишен  возможности своевременно  представить  свои  возражения  по  акту  проверки  и  участвовать  при рассмотрении материалов проверки. Решение о привлечении к ответственности № 364 и требование № 364  от 09.04.2008 вынесены заявителем при отсутствии доказательств надлежащего уведомления предпринимателя о времени и месте рассмотрения материалов проверки.

Следовательно, заявленные требования управления не подлежат удовлетворению, поскольку Пенсионным фондом не соблюден порядок привлечения к ответственности.

Руководствуясь статьями 167-170, 216 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд,

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявленных требований отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в течение одного месяца со дня его принятия.

Судья

Колесник И.В.

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка