АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ

от 19 июля 2011 года  Дело N А53-8267/2011

Резолютивная часть решения объявлена  «14» июля 2011 года

Полный текст решения изготовлен  «19» июля 2011 года

Арбитражный суд Ростовской области  в составе:

судьи И.Б. Ширинской

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Н.Ю. Фроловой,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению  общества с ограниченной ответственностью  «Южная Шинная Компания» (ИНН 6168021114, ОГРН 1086168000907)

к Ростовской таможне

о признании незаконными действий

при участии:

от заявителя - представитель Рудзинская Е.Н. по доверенности от 28.04.2011;

от Ростовской таможни  -  главный государственный таможенный инспектор

Тимофеева М.М. по доверенности от 08.04.2011;

установил: общество с ограниченной ответственностью «Южная шинная компания»  (далее - ООО «Южная Шинная Компания») обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением к Ростовской таможне о признании незаконными действий Ростовской таможни по контролю за заявленной таможенной стоимостью по ДТ  №10313070/060411/0003776.

В судебном заседании 07.07.2011 в соответствии со статьей 163 АПК РФ был объявлен перерыв до 14.07.2011 до 17 час. 15 мин., о чем вынесено протокольное определение.

После перерыва 14.07.2011 в 17 час. 15 мин судебное заседание объявлено продолженным.

Представителем заявителя в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представлено заявление об изменении заявленных требований, в котором просит признать незаконными действия Ростовской таможни по контролю за заявленной таможенной стоимостью по ДТ №10313070/060411/0003776, выразившиеся в отказе принять первый метод определения таможенной стоимости товаров и ненадлежащем контроле за правильностью определения таможенной стоимости в рамках резервного метода.

Рассмотрев заявление, суд, совещаясь на месте, определил данное заявление удовлетворить, о чем вынесено протокольное определение.

В судебном заседании представитель заявителя поддержал заявленные требования с учетом принятых судом изменений по основаниям, изложенным в заявлении, полагая, что оспариваемые действия таможенного органа по корректировке таможенной стоимости не соответствует таможенному законодательству и подлежит признанию незаконными, поскольку общество предоставило таможенному органу по ГТД пакет документов, которым реально располагало и который является достаточным для подтверждения таможенной стоимости первым методом.

Как следует из письменного отзыва и пояснений представителя Ростовской таможни в судебном заседании, заявленные требования не подлежат удовлетворению по основаниям, изложенным в отзыве на заявление, поскольку в ходе проверки  таможенной стоимости товаров установлено недостаточное документальное подтверждение правильности определения таможенной стоимости декларантом.

Выслушав доводы и пояснения представителей сторон,  исследовав материалы дела, суд  установил следующее.

01.12.2010 между ООО «Южная Шинная Компания» (Россия) и фирмой «ZAFCO FZCO» (ОАЭ) заключен контракт №122911. Покупателем товаров является ООО «Южная шинная компания» (Россия). Условия поставки товара - FOB - порт отгрузки, Jiujang China, Qingdao China.

В целях исполнения условий контракта №122911 от 01.12.2010 фирма «ZAFCO FZCO» (ОАЭ) поставила в адрес ООО «Южная Шинная Компания» (Россия) товар: шины пневматические для легковых автомобилей, резиновые бескамерные, радиальные, новые, не шипованные марки «ZEETEX», изготовитель SHANDONG HENGFENG RUBBER & PLASTIC CO., LTD, товарный знак «ZEETEX», марка «ZEETEX».

Как следует из материалов дела, обществом в рамках контракта  №122911 от 01.12.2010 ввезенный на территорию России товар оформлен по ГТД №10313070/060411/0003776.

Для подтверждения заявленной стоимости товара общество представило таможенному органу полный пакет документов по ГТД по первому методу,  в том числе: коносамент, ТТН от 02.04.2011, ВТТ №10317100/020411/0003346, паспорт сделки №10120006/1942/0012/2/0, контракт №122911 от 01.12.2010, коммерческий инвойс от 17.02.2011, упаковочный лист, проформа инвойс от 23.12.2010, заявления на перевод иностранной валюты - №1 от 12.01.2011, №3 от 18.01.2011, №5 от 03.03.2011, сертификат соответствия от 24.03.2011, транспортный договор от 15.02.2010, приложения - №1 от 15.02.2010, №2 от 05.05.2010, счет за транспорт от 05.04.2011, экспортная ГТД с переводом, сертификат происхождения от 10.03.2011, прайс - лист завода изготовителя, страховой полис от 17.02.2011, пояснительные записки, письма, расчет комбинированной пошлины, подтверждение о прибытии.

Таможенная стоимость товара заявлена декларантом методом «по стоимости сделки с ввозимыми товарами».

Ростовская таможня не согласилась с заявленной декларантом в представленной ГТД таможенной стоимостью декларируемых товаров, определенной  с применением метода «по стоимости сделки с ввозимыми товарами», считая, что таможенная стоимость не подтверждена  документально, а представленные  документы, не подтверждают правильность заявленной таможенной стоимости, не являются достоверными и достаточными.

Данный факт подтверждается документальными доказательствами таможенного органа ДТС-1, адресованным декларанту ООО «Южная Шинная Компания».

Таможенным органом 08.04.2011 оформлена форма КТС-1, согласно которой таможенные платежи откорректированы, доплате подлежит 130 729, 18 руб.

Таможенным органом оформлена форма ДТС-2, согласно которой таможенная стоимость не достаточно подтверждена документально, отсутствует информация о ценах на идентичные товары, отсутствует информация о ценах на внутреннем рынке, отсутствует информация о продажах товаров того же класса или вида.

06.04.2011 по результатам контроля таможенной стоимости, заявленной обществом, таможенным органом в порядке статьи 69 Таможенного кодекса Таможенного Союза принято решение о проведении дополнительной проверки, в котором обществу в целях подтверждения правильности определения таможенной стоимости ввезенных товаров, предложено представить в срок до 31.05.2011 следующие дополнительные документы:

- прайс - листы производителя ввозимых товаров либо его коммерческое предложение с указанием срока действия;

- бухгалтерские документы об оприходовании предыдущих партий. Ведомость банковского контроля;

- договоры на поставку оцениваемых, идентичных, однородных товаров для их продажи на единой территории Таможенного союза;

- оферты, заказы, прайс-листы продавцов оцениваемых, идентичных, однородных  товаров того же класса или вида;

- документы и сведения о физических характеристиках, качестве и репутации на рынке ввозимых товаров и их влиянии на ценообразование.

Одновременно таможня предложила обществу заполнить форму корректировки таможенной стоимости и таможенных платежей и предоставить обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов в срок до 07.04.2011.

Письмом от 07.04.2011 общество сообщило таможенному органу о невозможности представления запрошенных документов и сведений.

В результате  таможенная стоимость была определена Ростовской таможней самостоятельно, по 6 (резервному) методу, что повлекло увеличение  таможенной стоимости.

Ростовская таможня предложила обществу произвести определение таможенной стоимости товаров с использованием данных других таможенных деклараций, ранее оформленных в таможенном органе, и произвела корректировку заявленной таможенной стоимости по резервному методу (методу-6), приняв решение об условном выпуске товара под обеспечение уплаты таможенных платежей.

ООО «Южная шинная компания» не согласилось с действиями  Ростовской таможни о необходимости корректировки таможенной стоимости товаров путем изменения величины таможенной стоимости в рамках  резервного метода определения таможенной стоимости.

Однако во избежание дополнительных расходов за хранение товаров на складе временного хранения,  с целью выпуска товаров, ООО «Южная Шинная Компания» произвело временную условную корректировку таможенной стоимости  товаров по ГТД №10313070/060411/0003776 на основании решения Ростовской таможни, что подтверждается декларацией таможенной стоимости (ДТС-2), формой корректировки  таможенной стоимости и таможенных платежей (КТС - 1).

ООО «Южная Шинная Компания» произвело оплату сумм обеспечения таможенных платежей, которые могут быть начислены в результате проверки правильности определения таможенной стоимости, путем внесения денежных средств (денежного залога)  на счет Ростовской таможни, что подтверждается имеющейся в материалах дела таможенной распиской.

После проведения условной временной корректировки таможенной стоимости и внесения обеспечения уплаты таможенных платежей, таможенный орган выпустил товары по  ГТД №10313070/060411/0003776 на таможенную территорию Российской Федерации.

На основании представленных документов таможенным органом был сделан вывод, что ООО «Южная Шинная Компания» представило противоречивые сведения о закупочной цене товара,  в связи с чем, по рассматриваемой ГТД принято решение от 07.04.2011 об определении таможенной стоимости в рамках резервного метода с использованием информации таможенного органа.

Полагая, что указанными действиями по корректировке таможенной стоимости товара по ГТД №10313070/060411/0003776 нарушены права и законные интересы общества, заявитель, используя право на обжалование, предусмотренное статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обратился в Арбитражный суд Ростовской области с настоящим заявлением.

В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

По смыслу части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 указанного Кодекса для признания ненормативного акта недействительным, решений и действий (бездействий) незаконными необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие ненормативного правового акта, решений, действий (бездействий) закону и нарушение актом, решениями, действиями (бездействиями) прав и законных интересов заявителя.

С 1 июля 2010 года на территории Российской Федерации введен в действие Таможенный кодекс Таможенного союза, нормы которого имеют прямое действие. Таможенный кодекс Российской Федерации до его отмены действует в части, не противоречащей Таможенному кодексу таможенного союза.

В связи с этим в период подачи обществом спорной декларации Таможенный кодекс Российской Федерации действовал в части, не противоречащей Таможенному кодексу Таможенного союза (пункт 2 статьи 1 Таможенного кодекса Таможенного союза, пункт 2 статьи 8 Таможенного кодекса Российской Федерации, письмо Федеральной таможенной службы России от 29.06.2010 N 01-11/31847).

По выбору лица товары, перемещаемые через таможенную границу, помещаются под определенную таможенную процедуру в порядке и на условиях, которые предусмотрены Таможенным кодексом Таможенного союза. При этом лицо вправе изменить выбранную таможенную процедуру на другую (пункты 1, 2 статьи 203 Таможенного кодекса таможенного союза). Обязанность подтверждения соблюдения условий помещения товаров под таможенную процедуру возлагается на декларанта (статья 205 Таможенного кодекса таможенного союза).

Помещение товаров под таможенную процедуру начинается с момента подачи таможенному органу таможенной декларации и (или) документов, необходимых для помещения товаров под таможенную процедуру. Помещение товаров под таможенную процедуру завершается выпуском товаров в соответствии с заявленной таможенной процедурой (пункты 1, 3 статьи 174 Таможенного кодекса Таможенного союза).

Перечень документов и сведений, необходимых для выпуска товаров, и сроки их представления устанавливаются Таможенным кодексом Таможенного союза. Документы, необходимые для выпуска товаров, могут быть представлены в форме электронных документов (пункты 2, 4 статьи 176 Таможенного кодекса Таможенного союза).

Статьей 179 Таможенного кодекса Таможенного союза предусмотрено, товары подлежат таможенному декларированию при помещении под таможенную процедуру либо в иных случаях, установленных в соответствии с настоящим Кодексом.

Согласно пункту 1 статьи 183 Таможенного кодекса Таможенного союза подача таможенной декларации должна сопровождаться представлением таможенному органу документами, на основании которых заполнена таможенная декларация, если иное не установлено настоящим Кодексом.

В соответствии со статьей 323 Таможенного кодекса Российской Федерации таможенная стоимость товара определяется декларантом согласно методам определения таможенной стоимости, установленным законодательством Российской Федерации, и заявляется в таможенный орган при декларировании товаров. Заявленная декларантом таможенная стоимость товаров и представляемые им сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной и документально подтвержденной информации.

Согласно статье 12 Закона «О таможенном тарифе» от 21.05.1993 № 5003-1 определение таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации, основывается на принципах определения таможенной стоимости товаров, установленных нормами международного права и общепринятой международной практикой, и производится путем применения одного из следующих методов определения таможенной стоимости товаров:

1) метода по стоимости сделки с ввозимыми товарами;

2) метода по стоимости сделки с идентичными товарами;

3) метода по стоимости сделки с однородными товарами;

4) метода вычитания;

5) метода сложения;

6) резервного метода.

Первоосновой для определения таможенной стоимости товаров является стоимость сделки в значении, установленном пунктом 1 статьи 19 Закона. При этом положения, установленные статьей 19 Закона, применяются с учетом положений, установленных статьей 19.1 Закона № 5003-1.

В соответствии со статьей 19 Закона № 5003-1 от 21.05.1993 таможенной стоимостью товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации, является стоимость сделки, то есть цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за товары при их продаже на экспорт в Российскую Федерацию и дополненная в соответствии со статьей 19.1 указанного Закона.

Для целей настоящей статьи ценой, фактически уплаченной или подлежащей уплате, является общая сумма всех платежей, осуществленных или подлежащих осуществлению покупателем непосредственно продавцу и (или) третьему лицу в пользу продавца за ввозимые товары. При этом платежи могут быть осуществлены прямо или косвенно в любой форме покупателем продавцу или третьему лицу в пользу продавца.

В силу пункта 5 статьи 323 Таможенного кодекса Российской Федерации при отсутствии данных, подтверждающих правильность определения заявленной декларантом таможенной стоимости товаров, либо при обнаружении признаков того, что представленные декларантом документы и сведения не являются достоверными и (или) достаточными, таможенный орган вправе принять решение о несогласии с использованием избранного метода определения таможенной стоимости товаров и предложить декларанту определить таможенную стоимость товаров с использованием другого метода. В указанном случае между таможенным органом и декларантом могут проводиться консультации по выбору метода определения таможенной стоимости товаров.

Указанные в статье 111 Таможенного кодекса Таможенного союза полномочия таможенного органа определять критерии достаточности и достоверности информации не могут рассматриваться как позволяющие ему произвольно (бездоказательно) осуществлять корректировку таможенной стоимости товаров.

Применяя шестой (резервный) метод определения таможенной стоимости товаров, таможня обязана документально, с учетом норм таможенного законодательства, подтвердить несоответствие предложенной декларантом контрактной стоимости спорных товаров, стоимости, заявленной при декларировании этих товаров.

Статьей 12 Закона «О таможенном тарифе» установлено, что в случае невозможности применения первого метода определения таможенной стоимости товара, каждый из последующих методов должен применяться последовательно, а таможенный орган обязан обосновать невозможность применения предыдущих методов.

В соответствии с пунктом 4 статьи 323 Таможенного кодекса Российской Федерации в случае, если представленные декларантом документы и сведения не являются достаточными для принятия решения в отношении заявленной таможенной стоимости товаров, таможенный орган в письменной форме запрашивает у декларанта дополнительные документы и сведения и устанавливает срок для их предоставления, который должен быть достаточен для этого.