АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ

от 28 сентября 2011 года  Дело N А53-8313/2011

Резолютивная часть решения объявлена  «21» сентября 2011.

Полный текст решения изготовлен   «28»  сентября 2011.

Арбитражный суд Ростовской области в составе судьи Ерёмина Ф.Ф.

При ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Петросян К.А.

рассмотрев в  открытом судебном заседании дело по заявлению Администрации Ленинского района г.Ростова-на-Дону, ИНН 6164057769, ОГРН 1026103300640, о признании незаконным и отмене постановления Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ростовской области от 26.04.2011 № 5-21/2011/3 о назначении административного наказания за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях

при участии в судебном заседании:

от заявителя: представитель Самарина Е.П., доверенность от 01.12.2010 № 3358;

от заинтересованного лица: представитель Фролин О.В., доверенность от 26.05.2011 № 5786;

установил: Администрация Ленинского района г.Ростова-на-Дону (далее - Администрация) обратилась в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ростовской области от 26.04.2011  № 5-21/2011/3 о привлечении к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Представитель заявителя в судебном заседании пояснил доводы, изложенные в заявлении, просил удовлетворить заявленные требования. Представил для приобщения к материалам дела ответ на запрос из МУ «Управление автомобильных дорог».

Представитель Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ростовской области в судебном заседании пояснил доводы, изложенные в отзыве на заявление, просил в удовлетворении заявленных требований отказать. Доводы мотивированы наличием в действиях Администрации состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, соблюдением порядка привлечения к административной ответственности. Уточнил, что обстоятельств, отягчающих вину Администрации, не установлено.

Администрацией заявлено ходатайство о восстановлении пропущенного срока на обжалование оспариваемого постановления от 26.04.2011. В обоснование уважительности причин Администрация указывает, что фактически оспариваемое постановление получено ей 04.05.2011, после чего своевременно обжаловано в Арбитражный суд Ростовской области.

В силу части 2 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности может быть подано в арбитражный суд в течение десяти дней со дня получения копии оспариваемого решения, если иной срок не установлен федеральным законом.

В соответствии с частью 2 статьи 117 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд восстанавливает пропущенный процессуальный срок, если признает причины пропуска срока уважительными. Ходатайство о восстановлении пропущенного процессуального срока подается в арбитражный суд, в котором должно быть совершено процессуальное действие (часть 3 статьи 117 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Таким образом, основным условием для восстановления срока обжалования является уважительность причины его пропуска. При этом, каких-либо критериев для определения уважительности причин в тех или иных случаях законодатель не установил, в связи с чем, данный вопрос решается по усмотрению суда с учетом обстоятельств дела.

Установленный частью 2 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации срок не является пресекательным и может быть восстановлен судом.

В Федеральном законе «О ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод» от 30.03.1998г. содержится заявление о признании обязательными для  Российской Федерации как юрисдикции Европейского суда по правам  человека, так и решений этого суда. В протоколах, дополняющих Конвенцию о защите прав человека и основных свобод, закреплены также права юридических лиц, подлежащие защите. Конвенцией запрещен отказ в правосудии, а также закреплено положение, согласно которому заинтересованное лицо должно иметь возможность добиться рассмотрения своего дела в суде-органе государственной системы правосудия.

Учитывая позицию Европейского суда по правам человека о недопустимости чрезмерных правовых или практических преград к судебной защите, принимая во внимание, что срок на обжалование оспариваемого постановления Администрацией пропущен на незначительный промежуток времени, суд считает возможным восстановить заявителю процессуальный срок на подачу заявления.

Рассмотрев материалы дела, выслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, суд установил следующее.

09.03.2011 в 11 час. 00 мин. Главным управлением Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ростовской области выявлен факт нарушения Администрацией Ленинского района г.Ростова-на-Дону Правил пожарной безопасности в РФ (ППБ 01-03), строительных норм и правила «Водоснабжения. Наружные сети и сооружения» СНиП 2.04.02-84, что выразилось в отсутствии наружного освещения для быстрого нахождения пожарного гидранта (Верхоянский переулок, ул.Смотровая, ул.Шоссейная), в нарушении дорожного  покрытия  вблизи пожарного гидранта по ул.Шоссеная,26, ул.Курская,17, ул.Курганная, 42, ул.Курганная, 50, ул.Курганная, 72, ул.Курганная, 94/10, ул.Курганная 100 «Б», ул.Курганная, 36

По факту выявленного нарушения заместителем главного государственного инспектора Ростовской области по пожарному надзору Устиным В.Г составлен протокол об административном правонарушении от 15.04.2011 № 5-21/2011/1 и вынесено постановление о назначении административного наказания от 26.04.2011 № 5-21/2011/3 о привлечении Администрации Ленинского района г.Ростова-на-Дону к административной ответственности по части 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 10 000 рублей.

Не согласившись с указанным постановлением, используя право на обжалование, Администрация обратилась в Арбитражный суд Ростовской области с настоящим заявлением.

В силу части 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение требований пожарной безопасности, установленных стандартами, нормами и правилами, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от одной тысячи до двух тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от одной тысячи до двух тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

В силу статьи 37 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ "О пожарной безопасности" руководители организаций обязаны: соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны.

Таким образом, объективная сторона правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, заключается в нарушении или невыполнении юридическим лицом нормативных документов, содержащих требования пожарной безопасности и утвержденных в установленном порядке.

Довод заявителя о том, что Администрация не является надлежащим субъектом за совершение данного правонарушения, не принимается судом по следующим основаниям.

В соответствии с подпунктом 5 части 1 статьи 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 № 131-ФЗ дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации, обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения относятся к вопросам местного значения поселения.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 08.11.2007 № 257-ФЗ дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог; содержание автомобильной дороги - комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.

Согласно стать 18 Устава города Ростова-на-Дону город Ростов-на-Дону является единым муниципальным образованием. Его деление на районы как внутригородские административно-территориальные единицы осуществляется в целях обеспечения оптимальной системы управления, приближения населения к создаваемым на территории районов органам местного самоуправления, расширения возможностей решения местных вопросов в интересах и с учетом мнения жителей различных районов города и не должно нарушать целостность городского муниципального образования.

Территория муниципального образования подразделяется на восемь районов города: Ворошиловский, Железнодорожный, Кировский, Ленинский, Октябрьский, Первомайский, Пролетарский, Советский. Границы районов определены актами об образовании этих районов и фиксируются в плане города.

Согласно пункту 11 статьи 21 Устава города Ростова-на-Дону к вопросам местного значения муниципального образования, относятся обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах города.

В силу статьи 51 Устава города Ростова-на-Дону районы в городе Ростове-на-Дону являются территориальными подразделениями единого городского муниципального образования. Администрация района, являясь территориальным органом Администрации города, осуществляющим отдельные исполнительно-распорядительные функции Администрации города, обладает собственной компетенцией. Руководителем районной администрации является ее глава.

Администрация района имеет статус юридического лица, обладает правами по созданию собственных структурных подразделений. Структура районной администрации разрабатывается на базе типовой городской структуры главой районной администрации и утверждается Мэром города.

Согласно статье 53 Устава города Ростова-на-Дону Администрация района как территориальный орган Администрации города осуществляет отдельные исполнительно-распорядительные функции Администрации города, закрепленные за районной администрацией настоящим Уставом, нормативно-правовыми актами городской Думы и Мэра города, Положением об администрации района.

Администрация района города обладает следующими полномочиями по решению вопросов местного значения: содержание и благоустройство дорог местного значения и территорий районов, обеспечение санитарного благополучия населения (пункт 2.7);  выдача разрешений на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт и разрешений на ввод в эксплуатацию объектов индивидуального жилищного строительства (пункт 2.9); осуществление контроля за эксплуатацией и ремонтными работами в жилых и нежилых помещениях муниципальной собственности; благоустроительными и дорожными работами (пункт 2.17); решение в соответствии с действующими нормативно-правовыми актами органов местного самоуправления вопросов об установке павильонов, гаражей, других малых архитектурных форм и демонтаже незаконно установленных временных сооружений (пункт 2.19); осуществление контроля за соблюдением гражданами, предприятиями, организациями, учреждениями, независимо от форм собственности, ведомственной подчиненности, законодательства Российской Федерации, решений городской и районных администраций в части содержания в надлежащем состоянии внешнего благоустройства, санитарии, озеленения, строительных площадок, предприятий мелкорозничной торговли, общепита, бытового и коммунального обслуживания, фасадов зданий и элементов художественного оформления (пункт 2.20).

Постановлением Мэра г.Ростова-на-Дону от 08.04.2005 № 455 (в действующей редакции) утверждены разграничения полномочий между администрацией города и администрациями районов города г.Ростова-на-Дону.

В соответствии с указанным постановлением к полномочиям администраций районов г.Ростова-на-Дону отнесены в том числе:

- обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах городского округа: в жилом фонде, образовательных учреждениях и на районных объектах, предприятиях, учреждениях; на городских объектах здравоохранения, образования, культуры и др. (п. 10 ст. 16);

- содержание автомобильных дорог общего пользования, текущий ремонт городских дорог районного подчинения, капитальный ремонт внутриквартальных проездов, содержание городских дорог (п. 5 ст. 16);

- обеспечение соответствия состояния дорог после ремонта и в процессе эксплуатации (зимнее и летнее содержание) установленным правилам, стандартам, техническим нормам…(п. 38 приложения 2).

Таким образом, Администрация, будучи юридическим лицом, в ведении которого находится состояние, содержание и ремонт дорог в границах поселения, а также отвечающее за обеспечение первичных мер пожарной безопасности является субъектом правонарушения, ответственность за которое установлена частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

К нормативным документам по пожарной безопасности согласно статье 1 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ "О пожарной безопасности" относятся технические регламенты и стандарты, а также действующие до вступления в силу технических регламентов и вновь разрабатываемые нормы пожарной безопасности, правила пожарной безопасности, стандарты, инструкции и иные документы, содержащие соответственно обязательные и рекомендательные требования пожарной безопасности.

Согласно части 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.

Администрации Ленинского района вменяется нарушения «Правил пожарной безопасности в Российской Федерации», утвержденных приказом МЧС РФ, а именно п.п. 27, 89, 84. Данные пункты содержат следующие требования:

27. Территории населенных пунктов и организаций должны иметь наружное освещение в темное время суток для быстрого нахоэ/сдения пожарных гидрантов, наружных пожарных лестниц и мест размещения поэ/сарного инвентаря, а также подъездов к пирсам пожарных водоемов, к входам в здания и сооружения. Места размещения (нахождения) средств пожарной безопасности и специально оборудованные места для курения должны быть обозначены знаками пожарной безопасности, в том числе знаком пожарной безопасности "Не загромождать ".

Сигнальные цвета и знаки пожарной безопасности должны соответствовать требованиям нормативных документов по пожарной безопасности.

89. Сети противопожарного водопровода должны находиться в исправном состоянии и обеспечивать требуемый по нормам расход воды на нужды пожаротушения. Проверка их работоспособности должна осуществляться не реже двух раз в год (весной и осенью).

Пожарные гидранты должны находиться в исправном состоянии, а в зимнее время должны быть утеплены и очищаться от снега и льда. Стоянка автотранспорта на крышках колодцев пожарных гидрантов запрещается. Дороги и подъезды к источникам противопожарного водоснабжения должны обеспечивать проезд пожарной техники к ним в любое время года.

При отключении участков водопроводной сети и гидрантов или уменьшении давления в сети ниже требуемого, необходимо извещать об этом подразделение пожарной охраны.

Электродвигатели пожарных насосов должны быть обеспечены бесперебойным питанием.

94. При наличии на территории объекта или вблизи его (в радиусе 200 м) естественных или  искусственных водоисточников  (реки,  озера,  бассейны, градирни и т.п.) к ним должны быть устроены подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12 х 12 м для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года.

Поддержание   в  постоянной  готовности  искусственных  водоемов, подъездов  к  водоисточникам  и  водозаборных устройств  возлагается  на соответствующие организации (в населенных пунктах - на органы местного самоуправления).

В соответствии со ст.26.11 КоАП РФ должностное лицо, осуществляющие производство  по  делу  об  административном  правонарушении,  оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Согласно ст.26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых должностное лицо устанавливает наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами. Использование доказательств, полученных с нарушением закона, не допускается.

Однако, принимая решение о привлечении Администрации Ленинского района к административной ответственности и вопреки требованиям ч.1 ст.29.10 КоАП РФ должностным лицом не указано, какие именно обстоятельства  установлены при рассмотрении дела, послужившие основанием для назначения наказания, не мотивированы причины принятого решения.

Фотографиями (датированными 21.04.2011), а также информацией Муниципального учреждения «Управление автомобильных дорог Ленинского района» № 395 от 06.09.2011 подтверждается, что дорожное покрытие на улицах указанных в протоколе об административном правонарушении на момент проверки находились в удовлетворительном состоянии. Главным управлением МЧС России по Ростовской области не представлено допустимых доказательств, подтверждающих событие вмененного правонарушения.

Совершение вмененных Администрации Ленинского района г.Ростова-на-Дону  нарушений не подтверждается материалами дела.

В соответствии со статьей 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отсутствие события правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.

Оценив в совокупности все обстоятельства дела, как того требуют положения статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд пришел к выводу об отсутствии в действиях  Администрации Ленинского района г.Ростова-на-Дону состава вменяемого правонарушения.

При рассмотрении соблюдения прав и законных интересов Администрации при производстве по делу об административном правонарушении административным органом судом установлено следующее.

В соответствии с положениями статьи 27.8 КоАП РФ осмотр принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю используемых для осуществления предпринимательской деятельности помещений, территорий и находящихся там вещей и документов производится должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях в соответствии со статьей 28.3 КоАП РФ, в присутствии их представителей и двух понятых (п. п. 1, 2 статьи 27.8 КоАП РФ).

Об осмотре принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов составляется протокол, который подписывается должностным лицом, его составившим, законным представителем юридического лица, индивидуальным предпринимателем либо в случаях, не терпящих отлагательства, иным представителем юридического лица, или представителем индивидуального предпринимателя, а также понятыми. Копия протокола вручается законному представителю юридического лица или иному его представителю, индивидуальному предпринимателю или его представителю (п. п. 4, 6 статьи 27.8 КоАП РФ).