АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ

от 11 июля 2008 года  Дело N А53-8329/2008

Резолютивная часть решения объявлена  10 июля 2008 года

Полный  текст решения изготовлен 11 июля 2008 года

Арбитражный суд Ростовской области в составе:

судьи  Ширинской И.Б.

при ведении протокола судебного заседания  судьей Ширинской И.Б.

рассмотрел  в  судебном  заседании  дело  по  заявлению  ИФНС России по Ленинскому району г. Ростова-на-Дону

к Южному УГАДН  Федеральной службы по надзору в сфере транспорта

о взыскании пени по ЕСН, зачисляемого в территориальный фонд обязательного медицинского страхования, в сумме 245,32 руб.

при участии:

от заявителя - ведущий специалист Карпенчук И.А., доверенность от 25.03.2008;

от Южного УГАДН  Федеральной службы по надзору в сфере транспорта - старший специалист Гацуц К.А., доверенность от 19.06.2008; начальник отдела Крамская Е.В., доверенность от 19.06.2008; старший специалист Веретенникова М.Н., доверенность от 18.10.2007.

Сущность спора: В открытом судебном заседании рассматривается заявление инспекции Федеральной налоговой службы России по Ленинскому району г. Ростова-на-Дону (далее - ИФНС России по Ленинскому району г. Ростова-на-Дону, налоговая инспекция) к Южному управлению государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее - Южное УГАДН  Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, налогоплательщик) о взыскании суммы пени по ЕСН, зачисляемого в территориальный фонд обязательного медицинского страхования, в сумме 245,32 руб.

Требования заявителя приведены с учетом произведенных в заседании 03.07.2008  в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации изменений заявленных требований, принятых судом.

Кроме того, налоговой инспекцией в судебном заседании 03.07.2008 заявлен отказ от требований в части взыскания задолженности по уплате ЕСН, зачисляемого в фонд социального страхования РФ, в сумме 1 7793,90 руб. и взыскания пени по ЕСН, зачисляемого в фонд социального страхования, в сумме 1 565,54 руб.

Суд ходатайство налоговой инспекции удовлетворил, поскольку отказ от  требований в указанной части  не противоречит  нормам действующего законодательства и иным правовым  актам и не нарушает права и законные интересы других лиц.

При указанных обстоятельствах производство по делу в части взыскания задолженности по уплате ЕСН, зачисляемого в фонд социального страхования РФ, в сумме 1 7793,90 руб. и взыскания пени по ЕСН, зачисляемого в фонд социального страхования, в сумме 1 565,54 руб. подлежит прекращению.

В судебном заседании 09.07.2008 объявлялся перерыв до 10.07.2008 до 15 часов 00 минут. Лица, участвующие в деле, непосредственно в судебном заседании извещены под расписку в протоколе судебного заседания о месте и времени, когда будет продолжено судебное заседание после перерыва. После перерыва 10 июля 2008 года в 15 часов 00 минут судебное заседание объявлено продолженным.

Представитель налоговой инспекции в судебном заседании требования поддержала, указала на то, что Южное УГАДН  Федеральной службы по надзору в сфере транспорта не уплатило единый социальный налог в установленный законом срок, в связи с чем начислена пеня в сумме 245,32 руб.

Представители Южного УГАДН  Федеральной службы по надзору в сфере транспорта заявленные требования признали, пояснив, что после произведенной сверки с налоговой инспекцией было установлено наличие недоимки по ЕСН в связи с ошибочным указанием КБК в платежном поручении при перечислении денежных средств.

Исследовав материалы дела, выслушав пояснения представителей сторон, суд установил следующее.

Как следует из материалов дела, на основании представленного Южным УГАДН  Федеральной службы по надзору в сфере транспорта расчета авансовых платежей по единому социальному налогу (ЕСН) для лиц, производящих выплаты физическим лицам, за 1 квартал 2006 года от 19.04.2006, сумма налога к уплате в бюджет составила 75 017 руб., в том числе: за 1 месяц - 23 241 руб., за 2 месяц - 25 363 руб., за 3 месяц - 26 413 руб.

Южным УГАДН  Федеральной службы по надзору в сфере транспорта уплачены суммы по ЕСН платежными поручениями от 09.02.2006 №66 за январь 2006 года в размере 25 000 руб., от 09.03.2006 №143 - за февраль 2006 года в размере 23 592,75 руб., от 07.04.2006 №225 - за март 2006 года в размере 26 561 руб., при этом в платежном поручении от 09.03.2006 №143 была допущена ошибка при указании кода бюджетной классификации (КБК), в результате чего денежные средства в размере 23 592,75 руб. вместо КБК 18210201040091000110 были ошибочно перечислены на КБК 18210102021011000110.  При указанных обстоятельствах налог в указанном размере в установленные сроки в полном объеме в бюджет не уплачен.

В соответствии со статьей 75 Налогового кодекса Российской Федерации за несвоевременную уплату налога Южному УГАДН  Федеральной службы по надзору в сфере транспорта начислены пени в размере 245,32 руб.

Требованиями №366 по состоянию на 30.01.2008 и №23008 по состоянию на 14.04.2008 налогоплательщику предложено в добровольном порядке уплатить, в том числе, пеню по единому социальному налогу, зачисляемому в территориальные фонды обязательного медицинского страхования,  размере  245,32 руб. в срок до 11.02.2008 и 24.04.2008 соответственно.

Требования об уплате, в том числе пени, №366 и №23008 оставлены налогоплательщиком без исполнения и в установленном порядке не оспорены, в связи с чем налоговая инспекция, не имея права на бесспорное взыскание пени, обратилась в суд с заявлением о взыскании с Южного УГАДН  Федеральной службы по надзору в сфере транспорта пени в размере 245,32 руб.

Исследовав материалы дела, выслушав пояснения представителей заявителя и налогоплательщика, суд находит требования налоговой инспекции подлежащими удовлетворению ввиду следующего.

В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 235 Налогового кодекса Российской Федерации  Южное УГАДН  Федеральной службы по надзору в сфере транспорта является плательщиком ЕСН как организация, производящая выплаты физическим лицам.

Согласно пункту 1 статьи 45 Налогового кодекса РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.

В соответствии со статьей 240 Налогового кодекса РФ налоговым периодом по единому социальному налогу признается календарный год. Отчетными периодами по налогу признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.

В соответствии с пунктом 3 статьи 243 Налогового кодекса РФ в течение отчетного периода по итогам каждого календарного месяца налогоплательщики производят исчисление ежемесячных авансовых платежей  по налогу, исходя из величины выплат  и иных вознаграждений, начисленных (осуществленных - для налогоплательщиков - физических лиц) с начала налогового периода до окончания  соответствующего календарного месяца, и ставки налога. Сумма ежемесячного авансового платежа по налогу, подлежащая уплате за отчетный период, определяется с учетом ранее уплаченных сумм ежемесячных авансовых платежей.

Уплата  ежемесячных авансовых платежей производится не позднее 15-го числа следующего  месяца.

По итогам отчетного периода налогоплательщики исчисляют разницу между суммой налога, исчисленной исходя из налоговой базы, рассчитанной  нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания соответствующего отчетного периода, и суммой  уплаченных за тот же период ежемесячных авансовых платежей, которая подлежит уплате  в срок, установленный для представления расчета по налогу.

В случае, если в отчетном (налоговом) периоде сумма  примененного налогового вычета превышает сумму фактически уплаченного страхового взноса за тот же период, такая разница признается занижением суммы налога, подлежащая уплате, с 15-го числа месяца, следующего за месяцем, за который уплачены авансовые платежи по налогу.

Данные о суммах исчисленных, а также уплаченных авансовых платежей, данные о сумме налогового вычета, которым воспользовался налогоплательщик, отражает в расчете, представляемом не позднее 20-числа  месяца, следующего за отчетным периодом, в налоговый орган по форме, утвержденной Министерством финансов РФ.

Уплата сумм авансовых платежей производится ежемесячно в срок, установленный для получения в банке средств на оплату труда за истекший месяц, или в день перечисления денежных средств на оплату труда со счетов страхователя на счета работников, но не позднее 15-го числа месяца, следующего за месяцем, за который начисляется авансовый платеж по страховым взносам.

Данные об исчисленных и уплаченных суммах авансовых платежей страхователь отражает в расчете, представляемом не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, в налоговый орган по форме, утвержденной Министерством финансов Российской Федерации по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации.

Разница между суммами авансовых платежей, уплаченными за отчетный (расчетный) период, и суммой страховых взносов, подлежащей уплате в соответствии с расчетом (декларацией), подлежит уплате не позднее 15 дней со дня, установленного для подачи расчета (декларации) за отчетный (расчетный) период, либо зачету в счет предстоящих платежей по страховым взносам или возврату страхователю.

Таким образом, законодатель установил, что разница между суммой налога и суммой уплаченных за тот же период ежемесячных авансовых платежей  определяется по итогам отчетного периода. Указанная разница подлежит уплате в срок, установленный для представления расчета по налогу, который представляется не  позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом.

Следовательно, налогоплательщикам, выполнившим данное требование, не могут начисляться пени.

В то же время, при невыполнении данного условия налогоплательщик считается не исполнившим обязанность по уплате разницы между суммой налога и суммой уплаченных авансовых платежей в срок.

Пунктом 3 статьи 58 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что в случае уплаты авансовых платежей в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки на сумму несвоевременно уплаченных авансовых платежей начисляются пени в порядке, предусмотренном статьей 75 Налогового кодекса РФ.

Пунктом 20 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2001 №5 «О некоторых вопросах применения части первой Налогового Кодекса Российской Федерации» разъяснено, что по смыслу пункта 1 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации пени подлежат уплате налогоплательщиком в случае образования у него недоимки, то есть не уплаченной в установленный законом срок суммы налога.

В соответствии с пунктами 1 и 3 статьи 75 Налогового кодекса РФ пеней признается установленная данной статьей денежная сумма, которую налогоплательщик, плательщик сборов или налоговый агент должны выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора.

Порядок исчисления и уплаты авансовых платежей по конкретным налогам, а также сроки уплаты авансовых платежей установлены соответствующими главами части второй Налогового кодекса РФ.

Из вышеприведенных норм следует, что пеня относится к правовосстановительным мерам принуждения, которые устанавливаются законодателем в целях обеспечения выполнения публичной обязанности платить законно установленные налоги и сборы и возмещения ущерба, понесенного казной в результате ее неисполнения, в связи с несоблюдением законных требований государства. Правовосстановительные меры обеспечивают исполнение налогоплательщиком его обязанности по уплате налогов, то есть представляют собой погашение недоимки и возмещение ущерба от несвоевременной и неполной уплаты налога.

Как установлено судом, подтверждено материалами дела и не оспорено Южным УГАДН  Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, пени начислены налоговой инспекцией за неуплату авансового платежа по ЕСН.

Поскольку уплата ежемесячных авансовых платежей по ЕСН производится не позднее 15-го числа следующего месяца, то и пени в отношении налогоплательщика, не уплатившего указанную выше разницу не позднее 20-го числа  месяца, следующего за отчетным периодом, должны начисляться с 16-го числа месяца, следующего за месяцем, за который должны быть уплачены авансовые платежи.

Срок уплаты разницы между суммами авансовых платежей, уплаченными за отчетный (расчетный) период, и суммой страховых взносов, подлежащей уплате  в соответствии с расчетом (декларацией), установлен не позднее 15 дней со дня, предусмотренного для подачи расчета (декларации) за отчетный (расчетный) период.

Поэтому страхователям, уплатившим указанную разницу в установленный срок, также не могут начисляться пени.

Поскольку уплата ежемесячных авансовых платежей  по страховым взносам также производится не позднее 15-го числа следующего месяца, то и пени в отношении  страхователя, не уплатившего указанную выше разницу в течении 15 дней со дня, предусмотренного для подачи расчета (декларации) за отчетный (расчетный) период, должны начисляться с 16-го числа месяца, следующего за месяцем, за который должны быть уплачены авансовые платежи.

Названный вывод суда соответствует позиции ВАС РФ изложенной в постановлении от 11.10.2006 № 8540/06.

Таким образом, налоговые органы должны производить начисление пени на неуплаченные (не полностью уплаченные) суммы авансовых платежей по единому социальному налогу и страховым взносам с 16-го числа месяца, следующего за месяцем, за который начисляется авансовый платеж, за каждый месяц налогового периода.

Согласно части 6 статьи 215 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд при рассмотрении дела о взыскании обязательных платежей проверяет правильность расчета и размера взыскиваемой суммы.

Порядок начисления пеней за несвоевременную уплату налогов установлен статьей 75 Налогового кодекса РФ, поэтому суд при рассмотрении заявления налоговой инспекцией о взыскании пеней должен проверить правильность их размера в соответствии с указанной статьей.

Расчет пени произведен заявителем за период с 16.11.2007 по 29.01.2008 и проверен  судом,  в связи с чем суд пришел к выводу о том, что требование заявителя о взыскании с Южного УГАДН  Федеральной службы по надзору в сфере транспорта 245,32 руб. пеней является обоснованным и подлежит удовлетворению.

В соответствии с пунктом 2 статьи 45 Налогового кодекса РФ в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом РФ. Пункт 6 статьи 45 Налогового кодекса РФ устанавливает, что неисполнение обязанности по уплате налога является основанием для применения мер принудительного исполнения обязанности по уплате налога, предусмотренных Налоговым кодексом РФ. При этом статья 45 Налогового кодекса РФ определяет перечень оснований, при наличии которых взыскание налогов, сборов, пеней и штрафов производится в судебном порядке. Такой порядок взыскания указанных платежей является исключением из общих правил взыскания этих платежей, установленных статьями 46 - 48 Налогового кодекса РФ.

Так, взыскание налога с организации или индивидуального предпринимателя производится в порядке, предусмотренном статьями 46 и 47 Налогового кодекса РФ.

В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 46 Налогового кодекса РФ в случаях неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется принудительно путем обращения взыскания на денежные средства налогоплательщика на счетах в банках. Взыскание налога производится по решению налогового органа.

В пункте 3 статьи 46 Налогового кодекса РФ предусмотрены сроки вынесения решения о взыскании налога за счет средств, находящихся на счетах налогоплательщика в банках, и последствия их несоблюдения.

Взыскание недоимки по налогам и сборам, а также пеней с бюджетных счетов получателей бюджетных средств в бесспорном порядке Налоговым кодексом Российской Федерации не предусмотрено.

Соответственно, такое право не предоставлено и налоговым органам.

Поскольку в отношении организаций, которым открыты лицевые счета, в силу пункта 2 статьи 45 Налогового кодекса РФ взыскание налогов, сборов, пеней и штрафов может производиться только в судебном порядке, руководители (заместители руководителей) налоговых органов не вправе принимать решения о взыскании этих платежей с таких организаций в порядке, установленном статьями 46 и 47 Налогового кодекса РФ.

В случае неуплаты или неполной уплаты налогов, сборов, соответствующих пеней и штрафов указанными организациями налоговые органы вправе предъявлять в арбитражные суды иски о взыскании недоимки, пеней и штрафов за налоговые правонарушения (подпункт 14 пункт 1 статьи 31 Налогового кодекса РФ).

Согласно разъяснению Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, данному арбитражным судам в связи с возникшими в судебной практике вопросами, касающимися рассмотрения арбитражными судами дел о взыскании сумм обязательных платежей и санкций с бюджетных учреждений, а также дел о привлечении данных организаций к административной ответственности (пункт 1 Постановления от 17.05.2007 №31), в судебном порядке осуществляется взыскание с бюджетных учреждений задолженности по налогам, сборам, пеням и штрафам за налоговые правонарушения, поскольку применение к данным организациям установленной статьями 46 и 47 Налогового кодекса РФ внесудебной процедуры взыскания по решению налогового органа исключено абзацем 4 пункта 2 статьи 45 Налогового кодекса РФ.

Кроме того, в силу статьи 239 Бюджетного кодекса Российской Федерации обращение взыскания на средства бюджетных учреждений производится только на основании судебных актов. Здесь указано, что иммунитет бюджетов бюджетной системы Российской Федерации представляет собой правовой режим, при котором обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется только на основании судебного акта.

Исполнение судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства федерального бюджета по денежным обязательствам федеральных бюджетных учреждений осуществляется в соответствии с главой 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.