АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ

от 27 апреля 2010 года  Дело N А53-883/2010

Резолютивная часть решения объявлена  «22» апреля 2010.

Полный текст решения изготовлен   «27» апреля 2010.

Арбитражный суд Ростовской области  в составе:

судьи Н.И. Воловой ,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Щербатых А.П.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Интерметпром»

к Ростовской таможне

о признании незаконными решений и требований

при участии:

от заявителя - представителя Знаменской И.В. по доверенности от 25.01.10

от таможенного органа - представителя Лосникова А.В. по доверенности от 09.09.09 № 02-32/1111

установил: общество с ограниченной ответственностью «Интерметпром» (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением к Ростовской таможне о признании незаконными действий, выразившихся в проведении корректировки таможенной стоимости товаров, вывезенных с таможенной территории РФ по ГТД №  № 10313110/250809/0001788, 10313110/250809/0001789, 10313110/260809/0001792, оформлении ДТС-4 и КТС-1 к указанным декларациям, направлении письма о таможенной стоимости от 23.10.2009 и выставлении требований № №1566, 1567, 1568 от 22.10.2009 об уплате таможенных платежей и пеней по ним.

В судебном заседании представитель заявителя в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнил заявленные требования, просит признать незаконными решения  Ростовской таможни по самостоятельной корректировке таможенной стоимости товаров, вывезенных с таможенной территории РФ  по ГТД № № 10313110/250809/0001788, 10313110/250809/0001789, 10313110/260809/0001792, оформленные в виде КТС-1 № 0094510 от 22.10.2009 и ДТС-4 от 22.10.2009,   КТС-1 № 0094512 от 22.10.2009 и ДТС-4 от 22.10.2009, КТС-1 № 0094511 от 22.10.2009 и ДТС-4 от 22.10.2009, а также требования об уплате таможенных платежей от 22.10.2009 № 1566, № 1567, № 1568. Уточнение предмета требования судом принято.

Представитель заявителя в судебном заседании заявленные требования поддержал по основаниям, изложенным в заявлении, полагает, что оспариваемые решения таможенного органа по корректировке таможенной стоимости и требования об уплате таможенных платежей незаконны и не соответствуют Таможенному кодексу Российской Федерации.

Представитель Ростовской таможни требования заявителя не признала по основаниям, изложенным в отзыве на заявление. По мнению таможни, сведения, предоставленные обществом для определения таможенной стоимости товара по первому методу, не являются достаточными, количественно определенными и документально подтвержденными.

Рассмотрев материалы дела, выслушав представителей сторон и исследовав все представленные в дело доказательства, суд установил следующее.

26 марта 2009 года между ООО «Интерметпром» (Россия) и фирмой «FORESTAR GLOBAL (UK) LLP» (Соединенное королевство) был заключен контракт № IMP- FORESTAR/2009 на поставку лома и отходов черных металлов по ГОСТ 2787-75  по цене 175 долларов  США за одну Мт на условиях FOB Ростов-на-Дону на общую сумму 2625000 долларов США, в соответствии с условиями которого общество  осуществило поставку товара с таможенной территории РФ.

Во исполнение условий указанного контракта обществом был задекларирован товар - лом черных металлов резаный и нерезаный, сортированный, вид 3А по ГОСТ 2787-75, классифицируемый в товарной субпозиции ТН ВЭД России 7204499000.

ООО «Интерметпром» 19.05.2009 и 21.05.2009 представило в таможенный орган временные ГТД № 10313110/210509/0000893, № 10313110/210509/0000895, № 10313110/8260809/0001792. 22 мая 2009 года выпуск товара таможенным органом был разрешен. В дальнейшем ООО «Интерметпром» были представлены ГТД № № 10313110/250809/0001788, 10313110/250809/0001789, 10313110/260809/0001792.

В ходе декларирования вывозимых товаров ООО «Интерметпром» был избран первый метод определения таможенной стоимости товаров - по цене сделки с вывозимыми товарами. По ГТД №10313110/250809/0001788 стоимость сделки была заявлена в размере - 16 907 432,81 руб. (что эквивалентно сумме в размере 531 665,23 долларов США по курсу ЦБ РФ на момент подачи временной декларации, то есть на 21 мая 2009 года), по декларации № 10313110/250809/0001789 - 8 472 178,90 руб. (что эквивалентно 266 413,18 долларов США по курсу ЦБ РФ на момент подачи временной декларации, то есть на 21 мая 2009 года), по декларации № 10313110/260809/0001792 - 8 476 623,75 руб. (что эквивалентно 262 500,00 долларов США по курсу ЦБ РФ на момент подачи временной декларации, то есть на 19 мая 2009 года), а всего на сумму 33 856 235,46 руб.

С целью подтверждения таможенной стоимости ООО «Интерметпром» были представлены в таможенный орган  следующие документы: контракт №IMP-FORESTAR/2009 от 26.03.2009г., паспорта сделки, счета-фактуры., санитарно-эпидемиологические заключения, коносаменты, манифесты, поручения на отгрузку экспортных товаров, платежные поручения об оплате экспортной пошлины и сборов за таможенное оформление.

В целях подтверждения заявленной таможенной стоимости таможенным органом в адрес ООО «Интерметпром» были направлены запросы № 1 от 26.08.2009г. о предоставлении дополнительных документов.

Также таможней было предложено обществу внести дополнительно начисленную сумму таможенных платежей на счет таможенного органа в целях обеспечения уплаты таможенных платежей с приложением расчета.

Заявителем по запросам таможенного органа представлены документы, необходимые для подтверждения стоимости товаров, которыми декларант располагал на момент их представления: калькуляция цены 1 тонны лома черных металлов; расшифровки затрат; договоры, спецификации, счета-фактуры, ТТН, ПСА по закупке металлолома на внутреннем рынке РФ, договоры, счета-фактуры для подтверждения статей калькуляции «постоянные затраты» и «переменные затраты»; копия ведомости банковского контроля б/н от 31.07.09.

Ростовская таможня провела анализ представленных декларантом документов,  сведений, и, посчитав, что представленные декларантом документы не подтверждают величину стоимости сделки с товаром, оформленным по ГТД № № 10313110/250809/0001788, 10313110/250809/0001789, 10313110/260809/0001792 по первому методу, сделала вывод о необходимости корректировки таможенной стоимости, в связи с чем, направила обществу запросы № 2 от 09.10.2009 о представлении дополнительных документов для применения метода с идентичными товарами.

ООО «Интерметпром» отказалось производить корректировку таможенной стоимости по причине предоставления полного пакета документов, необходимых для определения стоимости вывезенных товаров по первому методу, предоставив соответствующие разъяснения и дополнительные документы.

Посчитав, что, поскольку экспортированный товар представляет собой разнородный товар, в отношении которого у таможенного органа отсутствует документальная информация об идентичных товарах, а декларантом запрошенные документы и сведения, относящиеся к определению таможенной стоимости сделки с идентичными товарами не представлены, Ростовская таможня приняла решения о корректировке таможенной стоимости товаров, оформленных по ГТД № № 10313110/250809/0001788, 10313110/250809/0001789, 10313110/260809/0001792, оформленные в виде КТС-1 № 0094510 от 22.10.2009 и ДТС-4 от 22.10.2009,  КТС-1 № 0094512 от 22.10.2009 и ДТС-4 от 22.10.2009, КТС-1 № 0094511 от 22.10.2009 и ДТС-4 от 22.10.2009; направила обществу письмо о таможенной стоимости от 23.10.2009 по цене сделки с однородными товарами с использованием имеющихся сведений.

На основании произведенной корректировки таможенной стоимости Ростовская таможня направила обществу требования об уплате таможенных платежей от 22.10.2009 № 1566, № 1567, № 1568. № 1674.

Отказ таможенного органа в применении первого метода был вызван указанием ООО «Интерметпром» в контрактах возможности наличия в грузе лома категории 12А; отличием цены контракта от рыночной; неполным, по мнению таможенного органа, подтверждением структуры формирования экспортной цены; непредставлением копии импортной декларации Турецкой республики.

Полагая, что указанным решением о корректировке таможенной стоимости товара и требованием об уплате таможенных платежей нарушены его права и законные интересы, общество, используя право на обжалование, предусмотренное статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с рассматриваемым заявлением.

Изучив и оценив имеющиеся доказательства, заслушав доводы лиц, участвующих в деле, суд счел требование заявителя подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Из материалов дела следует, что поставка товара осуществлялась в режиме экспорта, на условиях FOB Ростов-на-Дону («ИНКОТЕРМС-2000»).

Согласно статье  166 Таможенного Кодекса РФ экспорт товаров осуществляется при условии уплаты вывозных таможенных пошлин, соблюдения ограничений, установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, и выполнения иных требований, установленных Таможенным Кодексом, другими федеральными законами и иными правовыми актами РФ.

По своему правовому статусу общество является экспортером - продавцом товара.

Статья 323 Таможенного Кодекса РФ устанавливает, что стоимость товаров определяется декларантом согласно методам определения таможенной стоимости, установленным законодательством Российской Федерации, и заявляется в таможенный орган при декларировании товаров.

В соответствии со статьей 123 Таможенного кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) товары подлежат декларированию при их перемещении через таможенную границу.

Как того требует часть 3 статьи 124 ТК РФ, декларирование товаров производится путем представления декларантом или его представителем (таможенным брокером) таможенному органу таможенной декларации или иным способом, предусмотренном ТК РФ, - в письменной, устной, электронной и конклюдентной форме путем представления сведений о товарах, их таможенном режиме, таможенной стоимости, и других сведений, необходимых для таможенных целей. При этом заявляемая декларантом таможенная стоимость и представляемые сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной и документально подтвержденной информации.

Таможенная стоимость определена декларантом методом по стоимости сделки с вывозимыми товарами на условиях FOB г. Ростов-на-Дону.

В соответствии с частью 2 статьи 14 Закона Российской Федерации от 21.05.1993г. № 5003-1 «О таможенном тарифе», порядок определения таможенной стоимости товаров, вывозимых с таможенной территории Российской Федерации устанавливается Правительством Российской Федерации.

В рассматриваемый период действовал Порядок определения таможенной стоимости товаров, вывозимых с таможенной территории Российской Федерации, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006г. № 500 в Правилах определения таможенной стоимости товаров, вывозимых с таможенной территории Российской Федерации (далее - Правила).

В пункте 2 Правил указано, что определение таможенной стоимости вывозимых товаров производится с использованием одного из методов, предусмотренных ст. ст. 19, 20, 21, 23, 24 Закона РФ «О таможенном тарифе».

Пункт 8 указанных Правил предусматривает, что первоосновой для таможенной стоимости вывозимых товаров является стоимость сделки с ними.

Согласно п. 10 Правил таможенной стоимостью вывозимых товаров может являться стоимость сделки с ними, то есть цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за товары при их продаже на вывоз из Российской Федерации в страну назначения и дополненная в соответствии с пунктом 17 настоящих Правил, при условии, что:

а)  не существует прямо или косвенно установленных продавцом ограничений в отношении прав покупателя на пользование и распоряжение товарами, за исключением тех,  что  ограничивают  географический  регион,  в  котором  товары  могут  быть перепроданы, или существенно не влияют на стоимость товаров;

б)  продажа  товаров  или  их  цена  не  зависит  от  соблюдения  условий  или обязательств, влияние которых на стоимость товаров не может быть количественно определено;

в)  любая часть дохода, полученного в результате последующей продажи товаров, распоряжения товарами иным способом или их использования, не будет причитаться прямо или косвенно продавцу, за исключением случаев, когда в соответствии с пунктами 17-22 настоящих Правил могут быть произведены дополнительные начисления;

г)  покупатель и продавец не являются взаимосвязанными лицами или покупатель и продавец являются  взаимосвязанными лицами,  но стоимость  сделки  с  вывозимыми товарами приемлема для таможенных целей в соответствии с пунктом 12 настоящих Правил.

В силу п. 17 Правил при определении таможенной стоимости вывозимых товаров по стоимости сделки с этими товарами к цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате, должны быть дополнительно начислены в размере, не включенном в указанную цену:

а) расходы, которые произведены покупателем:

на выплату вознаграждения агенту (посреднику), за исключением вознаграждения, выплачиваемого покупателем своему агенту (посреднику) за оказание услуг, связанных с покупкой товаров; на тару, если для таможенных целей она рассматривается как единое целое с вывозимыми товарами;

на упаковку, включая стоимость упаковочных материалов и работ по упаковке;

б)  соответствующим образом распределенная стоимость следующих товаров и услуг, прямо или косвенно предоставленных покупателем бесплатно или по сниженной цене для использования в связи с производством оцениваемых товаров и продажей их на вывоз из Российской Федерации в страну назначения:

сырье, материалы и комплектующие, которые являются составной частью вывозимых товаров;

инструменты, штампы, формы и другие подобные предметы, использованные при производстве вывозимых товаров;

материалы, израсходованные при производстве вывозимых товаров;

проектирование, разработка, инженерные, конструкторские работы, дизайн, художественное оформление, чертежи и эскизы, необходимые для производства оцениваемых товаров;

в)  платежи  за  использование  объектов  интеллектуальной  собственности  (за исключением платежей за право воспроизведения оцениваемых товаров вне таможенной территории  Российской  Федерации),  которые  относятся  к  оцениваемым  товарам  и которые покупатель прямо или косвенно должен уплатить в качестве условия продажи таких товаров, при условии, что такие платежи относятся только к вывозимым товарам;

г)  любая  часть  дохода,  полученного  в  результате  последующей  продажи, распоряжения иным способом или использования оцениваемых товаров, которая прямо или косвенно причитается продавцу.

Дополнительные начисления к цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате, предусмотренные пунктом 17 настоящих Правил, производятся на основании документально подтвержденных и поддающихся количественному определению сведений. При отсутствии сведений, документально подтвержденных и поддающихся количественному определению для осуществления дополнительных начислений, метод по стоимости сделки с вывозимыми товарами не применяется, и в этом случае последовательно применяются иные методы определения таможенной стоимости вывезенного товара, а именно: метод по стоимости сделки с идентичными товарами, метод по стоимости сделки с однородными товарами, метод сложения, резервный метод.

Исходя из содержания Приказа ГТК России от 06.09.2003 № 1022, а затем Приказа ФТС РФ от 25.04.2007г. N 536  для подтверждения таможенной стоимости товаров, вывозимых с таможенной территории Российской Федерации декларант обязан представить пакет документов для помещения товара под выбранный таможенный режим.

При наличии признаков недостоверности сведений о цене сделки либо о ее зависимости от условий, влияние которых не может быть учтено при определении таможенной стоимости, таможенный орган должен доказать наличие таких признаков.

Отказ таможни в применении метода по цене сделки с вывозимыми товарами мотивирован отсутствием документального подтверждения заявленной обществом стоимости товара.

В Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26.07.2005г. № 29 разъясняется, что под несоблюдением установленного пунктом 2 статьи 323 Таможенного кодекса Российской Федерации условия о документальном подтверждении, количественной определенности и достоверности цены сделки с ввозимыми товарами следует понимать отсутствие документального подтверждения заключения сделки в любой не противоречащей закону форме или отсутствие в документах, выражающих содержание сделки, ценовой информации, относящейся к количественно определенным характеристикам товара, информации об условиях его поставки и оплаты либо наличие доказательств недостоверности таких сведений.

При рассмотрении дела суд установил, что позиция таможни ошибочна и опровергается материалами дела.

В силу пункта 2 статьи 14 Таможенного кодекса Российской Федерации при осуществлении таможенного оформления и таможенного контроля таможенные органы и их должностные лица не вправе устанавливать требования и ограничения, не предусмотренные актами таможенного законодательства или иными правовыми актами Российской Федерации.

Предусмотренные в статье 367 Таможенного кодекса Российской Федерации полномочия таможенного органа определять критерии достаточности и достоверности информации не могут рассматриваться как позволяющие ему произвольно (бездоказательно) осуществлять корректировку таможенной стоимости товаров.

Согласно пункту 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пунктам 2, 3, 5 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26.07.2005 N 29 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с определением таможенной стоимости товаров" на таможенный орган возложена обязанность доказывания наличия признаков недостоверности сведений о цене сделки, либо о ее зависимости от условий, влияние которых не может быть учтено при определении таможенной стоимости.

В ходе судебного рассмотрения дела судом не установлено, а таможней не представлено доказательств недостоверности или неполноты представленных обществом сведений.