АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ

от 14 июля 2010 года  Дело N А53-9508/2010

Резолютивная часть решения объявлена 12 июля 2010г.

Полный текст решения изготовлен 14 июля 2010г.

Арбитражный суд Ростовской области в составе:

судьи  Бондарь Т.С.

при ведении протокола судебного заседания  секретарем Сафоновой О.А.

рассмотрев в судебном заседании дело по иску  ООО «Ростовоблгаз»

к ответчику  Администрации Зерноградского

района Ростовской области

о признании права собственности

в заседании приняли участие:

от истца  пред. Якимова Д.Д. (дов. 08.1-01/99 от 18.02.10)

от ответчика  представитель не явился

установил: Рассматривается заявление о признании права собственности истца на подземный и надземный газопровод низкого давления литера 1Л, протяженностью 288 метров от врезки в существующий газопровод низкого давления, расположенной в 12,0 м от угла домовладения № 138/27 по пер. Северный, до заглушки, расположенной в 13,5 м от угла забора ограждения № 152 по ул. Кирпичная в ст. Мечетинской Зерноградского района Ростовской области.

Представитель ответчика в заседание суда явился, от ответчика через канцелярию суда в материалы дела поступило заявление, в котором он просит суд рассмотреть дело в отсутствие его представителя, признанное судом подлежащим удовлетворению; в отзыве на иск ответчик указал на отсутствие возражений против удовлетворения исковых требований.

В заседании установлено, что в 1993 года в ст. Мечетинская Зерноградского района Ростовской области было осуществлено строительство подземного газопровода низкого давления по ул. Буденного протяженностью 288 метров.

Факт приемки газопровода в эксплуатацию подтверждается актом о приемке в эксплуатацию законченного строительством объекта, составленным 29 ноября 1993г. и подписанным со стороны истца представителем ПП «Зерноградмежрайгаз» (правопредшественник истца по делу). По окончании строительства спорного газопровода он был передан ПУ «Зерноградмежрайгаз» (правопредшественник истца по делу). Непосредственно по окончании строительства и подписания акта о его вводе в эксплуатацию газопровод был передан ПП «Зерноградмежрайгаз» для дальнейшего его содержания и обслуживания.

С момента ввода газопровода в эксплуатацию и до настоящего времени указанный газопровод фактически находится во владении ОАО «Ростовоблгаз», как специализированной организации, в чьи правомочия входит поставка, транспортировка и реализация газа непосредственного его потребителям, в связи с чем последний осуществляет эксплуатацию объектов повышенной опасности - газопроводов, в том числе, высокого давления.

Факт передачи спорного газопровода обществу подтверждается актом приемки-передачи ведомственного газооборудования (газовых сетей) на баланс ПП «Зерноградмежрайгаз» от 15 декабря 1993г., подписанным Райпищекомбинатом «Мечетинский» и правопредшественником истца. Наличие волеизъявления передающей стороны подтверждается гарантийным письмом, датированным январем 1994 года, в котором содержится просьба о принятии спорного газопровода на баланс общества. Принятие на баланс спорного газопровода оформлено Приказом ПП «Зерноградмежрайгаз» от 16 июня 1994г., № 53. Согласно данным актам, непосредственно по окончании строительства спорный газопровод балансовой стоимостью 823.000руб. был передан и принят к бухгалтерскому учету обществом.

С целью проведения мероприятий по государственной регистрации прав на газотранспортную систему Ростовской области, частью которой является спорный газопровод, у общества возникла необходимость проведения государственной регистрации прав на него, проведение которой затруднено ввиду отсутствия подлинников акта о приемке газопровода в эксплуатацию, а также подлинников документов, подтверждающих фактическую его передачу.

В соответствии со ст.ст. 6, 7 Федерального закона «О газоснабжении в Российской Федерации» № 69-ФЗ от 31 марта 1999г., газоснабжение в России - это единая система газоснабжения, представляющая собой имущественный производственный комплекс, состоящий из технологически, организационно и экономически взаимосвязанных и централизованно управляемых производственных и иных объектов, предназначенных для добычи, транспортировки, хранения и поставок газа, и находится в собственности организации, образованной в установленных гражданским законодательством организационно-правовой форме и порядке, получившей объекты указанного комплекса в собственность в процессе приватизации либо создавшей или приобретшей их на других основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Организация - собственник газораспределительной системы представляет собой специализированную организацию, осуществляющую эксплуатацию и развитие на соответствующих территориях сетей газоснабжения и их объектов, а также оказывающую услуги, связанные с подачей газа потребителям и их обслуживанием.




Согласно ст. 14 указанного Федерального закона для обеспечения надежного газоснабжения, безопасного и устойчивого функционирования объектов Единой системы газоснабжения, связанных общим технологическим режимом добычи, транспортировки и поставок газа, разделение Единой системы газоснабжения не допускается.

Таким образом, законодатель установил, что собственником имущества, относящегося к системе газоснабжения, может являться исключительно специализированная организация, осуществляющая эксплуатацию и развитие сетей газоснабжения.

Открытое акционерное общество «Ростовоблгаз» создано в процессе приватизации Производственного объединения по газификации, газоснабжению и эксплуатации газового хозяйства «Ростовоблгаз» в соответствии с Указом Президента Российской Федерации № 1559 от 8 декабря 1992г. и Указа Президента Российской Федерации № 721 от 1 июля 1992г. и зарегистрировано в установленном законом порядке 2 марта 1994г. № 445-РП. Организационно-правовая форма предприятия приведена в соответствие с Гражданским кодексом Российской Федерации и зарегистрирована 10 июня 1997г.




В соответствии с п. 2.1 Устава предприятия, являющегося правопреемником всех прав и обязанностей Производственного объединения «Ростовоблгаз» (п. 1.6 Устава), основной целью общества является надежное и безаварийное газоснабжение потребителей, в связи с чем основным видом деятельности предприятия является поставка, транспортировка и реализация газа непосредственно его потребителям на территории Ростовской области. Предприятие входит в Единую систему газоснабжения Российской Федерации, является газораспределительной организацией, осуществляет свою деятельность в региональной системе газоснабжения Ростовской области. «Зерноградмежрайгаз» в соответствии с п. 4.6 Устава является филиалом предприятия и осуществляет его функции на территории, в том числе, Зерноградского района Ростовской области.

Следовательно, общество относится к числу лиц, обладающих необходимым объемом правомочий для осуществления правомочий собственника в отношении спорного газопровода.

Как предусмотрено ст. 213 ГК РФ, в собственности граждан и юридических лиц может находиться любое имущества, за исключением отдельных видов имущества, которое в соответствии с законом не может принадлежать гражданам и юридическим лицам.

В соответствии со ст. 218 ГК РФ право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом.

Право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.

То есть, право собственности на созданную с соблюдением закона и иных правовых актов вещь презюмируется в силу закона. При этом собственник вправе распоряжаться такой вещью по своему усмотрению (ст. 209 ГК РФ).

Факт осуществления строительства газопровода с соблюдением закона и иных правовых актов подтверждается актом приемки его в эксплуатацию в качестве законченного строительством объекта, составленным 29 ноября 1993 года. Указанный акт подписан в установленном законом порядке членами приемочной комиссии, в том числе, и органами Госгортехнадзора, что подтверждает соответствие спорного объекта установленным для его приемки и дальнейшей эксплуатации правилам.

Факт передачи (совершения сделки по распоряжению) подтверждается актом о его передаче, а также письмом, датированным январем 1994 года, содержащим просьбу о принятии спорного газопровода обществом, а также приказом общества о принятии указанного газопровода к бухгалтерскому учету общества.

На данный момент документы в подлинном экземпляре утрачены обществом, а их получение от передающей стороны затруднено ввиду отсутствия сведений в ЕГРЮЛ относительно лица, осуществившего строительство, что делает невозможным государственную регистрацию права на указанный объект во внесудебном порядке, но не исключает возможности признания такого права в режиме ст. 12 ГК РФ.

Субъектный состав спора, связанный с предъявлением иска к органу местного самоуправления, осуществляющему владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности, обусловлен, с одной стороны, отсутствием сведений относительно лица, осуществившего его строительство, а с другой стороны - совершением этим лицом действий, определенно свидетельствующих об отказе от права на спорный газопровод (ст. 235 ГК РФ), в связи с чем управление таким имуществом осуществляется органом местного самоуправления, на территории которого находится спорный объект (ст. 225 ГК РФ).

Правовое регулирование землепользования при строительстве и эксплуатации объектов систем газоснабжения осуществляется положениями ст. 28 Федерального закона «О газоснабжении в Российской Федерации». Так, редакция указанной нормы права, действовавшая до вступления в силу Федерального закона от 26 июня 2007г. № 118-ФЗ, предусматривала предоставление земельных участков для строительства, эксплуатации и ремонта объектов систем газоснабжения в постоянное или временное пользование. В постоянное пользование организации - собственнику систем газоснабжения земельные участки передавались для строительства технологических объектов по добыче и хранению газа, объектов магистрального газопровода с переводом таких участков в категорию земель промышленности и транспорта. Во временное пользование передавались земельные участки для выполнения работ по строительству и ремонту объектов системы газоснабжения, обеспечению их безопасности. По окончанию соответствующих работ на организацию-собственника системы газоснабжения возлагалась обязанность рекультивировать соответствующий земельный участок и передать его владельцу, возместить в согласованных размерах понесенные убытки. В отношении таких земельных участков устанавливаются охранные зоны систем газоснабжения в соответствии с Правилами охраны газораспределительных сетей, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 20 ноября 2000г. № 878.




Таким образом, положения действующего земельного законодательства не предусматривают возможности изъятия земельного участка, над или под которым находится газопровод, за исключением магистрального газопровода. При этом реализация предусмотренного положениями ст. 36 ЗК РФ права преимущественного приобретения земельного участка, на котором расположен объект недвижимости, к числу которых относятся, в том числе, и газопроводы, предусматривает обоснованное определение необходимой для использования такого объекта недвижимости площади земельного участка, связанного с обеспечением нужд собственника. Применительно к введенным в эксплуатацию газопроводам, в том числе, расположенным на территории поселений (ст. 85 ЗК РФ), такая необходимость ограничена лишь особыми условиями хозяйствования в охранной зоне газопровода, с целью обеспечения безопасности.

До введения в действие Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» в отношении объектов недвижимого имущества осуществлялась правовая регистрация соответствующих прав в соответствии с Инструкцией «О порядке регистрации строений в городах, рабочих, дачных и курортных поселках РСФСР» № 83 от 21 февраля 1968 года. Положения указанной Инструкции предусматривали обязательность правовой регистрации именно строений (а не сооружений), расположенных в соответствующих населенных пунктах (кроме расположенных в сельской местности). В порядке указанной Инструкции правовой регистрации подлежали все строения жилищно-гражданского и производственного назначения (параграф 1 Инструкции). Для иных объектов, имеющих специфические условия функционирования, регистрации в порядке указанной Инструкции в качестве обязательной предусмотрена не была.

Поскольку объектом строительства являлись именно газопроводы, требование об обязательности их правовой регистрации к ним не подлежало применению, а сам по себе акт ввода (приемки) объекта газоснабжения являлся достаточным для констатации возникновения у лица (лиц), осуществивших его строительство, производного от факта строительства права на такие газопроводы, в связи с чем в условиях государственной собственности (ст. 95 ГК РСФСР (1964 г.)) их последующая передача специализированной организации носила легальный характер.

Требование о государственной регистрации прав на объекты недвижимого имущества, введенное положениями ст. 131 ГК РФ, подлежит применению с учетом положений ст. 8 Федерального закона «О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации». Так, согласно положениям указанной нормы права, до введения в действие закона о регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним применяется действующий порядок регистрации недвижимого имущества и сделок с ним. То есть, для осуществления регистрации, которая носила правовой характер, применяются положения вышеуказанной инструкции, не предусматривавшей регистрацию прав в отношении объектов со специфическими условиями функционирования, в том числе, и газопроводов.

ОАО «Ростовоблгаз» учреждено в соответствии с Указами Президента Российской Федерации от 1 июля 1992г. № 721 и от 8 декабря 1992г. № 1559 и зарегистрировано в соответствующем правовом статусе 2 марта 1994г. (п. 1.1 Устава). Общество создано в порядке преобразования государственного предприятия - производственного объединения по газификации и эксплуатации газового хозяйства «Ростовоблгаз и является правопреемником всех имущественных прав и обязательств последнего (п. 1.6 Устава).




Положения Указа Президента Российской Федерации № 721 от 1 июля 1992г. «Об организационных мерах по преобразованию государственных предприятий, добровольных объединений государственных предприятий в акционерные общества» предусматривали преобразование предприятий в акционерные общества в соответствии с Положением о коммерциализации государственных предприятий с одновременным преобразованием в акционерные общества открытого типа (п. 4 Указа). Величина уставного капитала акционерных обществ, создаваемых в соответствии с утвержденным данным Указом Положением о коммерциализации, определяется в порядке, установленном Временными методическими указаниями по оценке стоимости объектов приватизации, утвержденными Указом Президента Российской Федерации от 29.01.1992 г. № 66 (за исключением пунктов 1.3, 2.4, 3.1.1, 3.4.1, первого и шестого абзацев пункта 5.1, пунктов 5.2, 5.3, 5.4, 5.5) по состоянию на 1 июля 1992 года (пункт 5 Положения). При этом, составление пообъектного перечня для преобразуемых предприятий предусмотрено только в отношении объектов социально-культурного, коммунально-бытового назначения и иных объектов, для которых действующим законодательством Российской Федерации предусмотрено ограничение или установлен особый режим приватизации, и порядок их дальнейшего использования определяется планом приватизации.




Временные методические указания по оценке стоимости объектов приватизации, утвержденные Указом Президента Российской Федерации от 29 января 1992г., № 66, устанавливают порядок оценки имущества приватизируемых государственных и муниципальных предприятий при определении начальной цены предприятия, величины уставного капитала акционерного общества.




Так, в состав оцениваемого имущества предприятия включаются основные средства и вложения, запасы и затраты, денежные средства и прочие финансовые активы (пункт 2.1 Указаний). Определение стоимости основных средств осуществляется по остаточной стоимости, рассчитанной путем уменьшения величины их первоначальной (балансовой) стоимости на величину износа, исчисленного по данным бухгалтерского учета на момент оценки, исходя из норм амортизации основных средств (пункт 3.1 Указаний). Начальная цена предприятия, величина уставного капитала акционерного общества устанавливаются в акте оценки стоимости имущества предприятия (приложение 9). К акту оценки стоимости имущества предприятия (приложение 9) прилагается перечень объектов, для которых действующим законодательством установлен особый режим приватизации; находящихся на балансе объектов социально-бытового и социально-культурного назначения и других объектов, остающихся при приватизации предприятия в государственной, муниципальной собственности по решению соответствующего комитета (пункт 5.1 Указаний).

Иные поименованные в Положении о коммерциализации положения Временных методических указаний по оценке стоимости объектов приватизации, касающиеся необходимости проведения полной инвентаризации имущества предприятия, составления пообъектного перечня имущества, составления передаточного бухгалтерского баланса и документов, отражающих результаты инвентаризации, при преобразовании предприятия в порядке Указа № 721 от 1 июля 1992г. применению не подлежали, в связи с чем такие документы при преобразовании правопредшественника Общества не составлялись.

Согласно п. 11 Постановления Пленума ВС РФ № 10, Пленума ВАС РФ № 22 от 29 апреля 2010г. «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», а также пункту 2 Постановления Пленума ВАС РФ от 25 февраля 1998г., акционерное общество, созданное в результате преобразования государственного (муниципального) предприятия в порядке, предусмотренном законодательством о приватизации, с момента его государственной регистрации соответствующего юридического лица становится,  правопреемник, собственником имущества, включенного в план приватизации или передаточный акт.

Поскольку передаче в порядке приватизации от правопредшественника Общества к нему подлежало все имущество, находящееся на балансе предприятия по состоянию на 1 июля 1992г., за исключением имущества, для которого предусмотрено ограничение или установлен особый режим приватизации, Общество стало собственником такого имущества  с  момента  его  государственной  регистрации  в  соответствующей организационно-правовой форме. Возникшие у общества в отношении такого имущества права являются ранее возникшими правами (ст. 6 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним») и признаются юридически действительными.

Общество непрерывно владеет спорным имуществом как своим собственным в течение более чем пятнадцати лет, присоединяя время владения таким имуществом правопредшественником, такое владение осуществляется в отношении спорного имущества не на основании каких-либо обязательственных правоотношений, а само владение отвечает требованиям его открытости.

Техническая инвентаризация спорного объекта проведена ГУПТИ Ростовской области. В соответствии с данными технического паспорта, составленного по состоянию на 30 июня 2009г., и кадастрового паспорта, составленного по состоянию на 15 декабря 2009г., спорный газопровод представляет собой подземный и надземный газопровод низкого давления литера 1Л, протяженностью 288 метров от врезки в существующий газопровод низкого давления, расположенной в 12,0 м от угла домовладения № 138/27 по пер. Северный, до заглушки, расположенной в 13,5 м от угла забора ограждения № 152 по ул. Кирпичная в ст-це Мечетинской Зерноградского района Ростовской области.

Согласно требованиям ст. 17 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» основанием для государственной регистрации права является документ (совокупность документов), бесспорно свидетельствующих о принадлежности определенного объекта указанному в них лицу. Решение суда, вступившее в законную силу, в соответствии с указанной нормой права, является основанием для государственной регистрации права.

В отношении спорного объекта отсутствуют притязания со стороны органов местного самоуправления, в чью собственность могли бы быть переданы такие объекты, что подтверждается письмом Администрации Зерноградского района Ростовской области, являющееся ответом на обращение Общества № 8.3-05/6126 от 15 октября 2009г. Таким образом, спорный объект не является объектом конкурирующих прав на него со стороны третьих лиц.

С момента приобретения указанного объекта истец непрерывно владеет и использует его в своей хозяйственной деятельности, как собственник имущества несет бремя его содержания, исполняя возложенные ст. 210 ГК РФ на собственника имущества соответствующие обязанности.

Отсутствие государственной, а также правовой регистрации права в отношении указанного объекта не может являться основанием для отказа в его признании в судебном порядке, поскольку институт правой регистрации права заменен институтом его государственной регистрации, которой применительно к спорному правоотношению предшествует факт признания соответствующего права.