АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ

от 02 марта 2009 года  Дело N А53-968/2009

Резолютивная часть решения объявлена 02.03.2009

Арбитражный суд в составе судьи

Колесник И.В.

при ведении протокола судебного заседания

секретарем с/з Федыняк Е.В.

(лицо, которое вело протокол)

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению

МУП ЖКХ «Ленинский-2»

(наименование заявителя)

к

Управлению Роспотребнадзора по Ростовской области

об

оспаривании постановления по делу об административном правонарушении

при участии:

от заявителя - представитель Потеря О.В. по доверенности № 44 от 03.02.2009;

от Роспотребнадзора - представитель Лозовая И.А. от 11.01.2009;

установил:

В открытом судебном заседании рассматривается дело по заявлению муниципального унитарного предприятия жилищно-коммунального хозяйства «Ленинский-2» о признании незаконным и отмене постановления № 5646 от 26.12.2008 по делу об административном правонарушении Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ростовской области.

Представитель заявителя в судебном заседании поддержал заявленные требования, просил суд признать незаконным и отменить оспариваемое постановление по основаниям, изложенным в заявлении и в дополнении к нему.

Представитель административного органа в судебном заседании пояснил, что управлением Роспотребнадзора заявленные требования не признаются. Полагает,  что оспариваемое постановление законно и оснований для его отмены не имеется. Просил суд отказать в удовлетворении заявленных требований.

Судебное заседание 03.02.2009 было отложено на 24.02.2009 на 10 час. 00 мин. В судебном заседании были объявлены перерывы: 24.02.2009 до 27.02.2009 до 14 час. 30 мин. и 27.02.2009 до 02.03.2009 до 14 час. 00 мин. После перерыва судебное заседание было продолжено.

Изучив материалы дела, выслушав пояснения сторон, суд установил, что по распоряжению № 102662 от 02.12.2008 на основании информации филиала ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Ростовской области» в г. Ростове-на-Дону № 5003 от 26.11.2008, специалистом Управления Роспотребнадзора по Ростовской области 09.12.2008 г. была проведена проверка деятельности МУП ЖКХ «Ленинский-2».

В ходе проведения проверочных мероприятий предприятия (юридический адрес: г. Ростов-на-Дону, ул. Сиверса, 4/2) было выявлено, то на территории, прилегающей к жилому дому, расположенному по адресу: г. Ростов-на-Дону, ул. Обороны, 52, образована свалка бытового, строительного мусора и картонной тары, что является нарушением требований Федерального Закона от 30.03.1999г. № 52-ФЗ «О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения» (ст. 21,22), СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест», п. 2.1.1.

Согласно представленным документам (список обслуживания домов и территорий МУП ЖКХ «Ленинский-2») следует, что в ведомстве юридического лица находится только территория, прилегающая к жилому дому по адресу: г. Ростов-на-Дону, ул. Обороны, 52.

По результатам проверки составлен акт обследования от 09.12.2008 в присутствии начальника производственного участка № 2 МУП ЖКХ «Ленинский-2» Масевнина Ю.А., который последним подписан без замечаний и возражений.

В отношении общества 10.12.2008 составлен протокол об административном правонарушении по статьям 6.3, 8.2 КоАП РФ.

Рассмотрев материалы дела об административном правонарушении, 26.12.2008 заместитель руководителя Управления Роспотребнадзора по Ростовской области принял постановление по делу об административном правонарушении № 5640 о привлечении МУП ЖКХ «Ленинский-2» к административной ответственности по статьям 6.3,  8.2 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 20000 рублей.

Данное постановление по делу об административном правонарушении является предметом спора по настоящему делу.

Статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, складировании, использовании, сжигании, переработке, обезвреживании, транспортировке, захоронении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от десяти тысяч до ста тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток (в ред. Федеральных законов от 26.12.2005 № 183-ФЗ, от 22.06.2007 № 116-ФЗ).

Статьей 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий.

Объективная сторона данного правонарушения выражается в нарушении (несоблюдении) гигиенических нормативов, санитарно-эпидемиологических требований, определенных санитарными правилами, а также в невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий. При этом указанные нарушения образуют объективную сторону данного правонарушения независимо от того, наступили общественно-опасные последствия деяния или нет.

На основании статьи 11 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Закон N 52-ФЗ) индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.

В соответствии со  ст. 21, 22 ФЗ № 52 от 30.03.1999 г. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам. Отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно п. 2.1.1 СанПин 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест», объектами очистки являются: территория домовладений, уличные и микрорайонные проезды, объекты культурно-бытового назначения, территории различных предприятий, учреждения и организаций, парки, скверы, площади, места общественного пользования, места отдыха.

Согласно пунктом 3.12 Правил организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов в городе Ростове-на-Дону, утвержденных решением Городской Думы г. Ростова-на-Дону от 18.12.2007 № 330, вывоз отходов от мест временного хранения (контейнеров и бункеров-накопителей) осуществляется в соответствии с графиком по мере их наполнения. Кратность вывоза определяется сроком хранения отходов в местах временного хранения на территории жилой застройки: в холодное время года (при температуре -5 град. и ниже) не более трех суток, в теплое время (при плюсовой температуре - свыше +5 град.) не более одних суток (ежедневный вывоз).

Согласно представленным документам (список обслуживания домов и территорий МУП ЖКХ «Ленинский-2») следует, что в ведомстве юридического лица находится только территория, прилегающая к жилому дому по адресу: г. Ростов-на-Дону, ул. Обороны, 52.

Рассмотрев материалы дела, суд считает, что в действиях общества усматриваются составы административных правонарушений, предусмотренных статьями 6.3, 8.2 КоАП РФ, однако одним действием допущено нарушение, образующее сразу два состава административных правонарушений.

Доводы общества о том, что в нарушении требований  ч.2 ст. 9 Федерального закона № 134-ФЗ и п.7.13 Приказа Минздравсоцразвития РФ от 19.10.2007 № 658 «Об  утверждении Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по исполнению государственной функции по осуществлению в установленном порядке проверки деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан по выполнению требований санитарного законодательства, законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей, и соблюдения правил продажи отдельных предусмотренных законодательством видов товаров, выполнения работ, оказания услуг», акт по результатам проверки не составлен, копия акта не вручена представителю предприятия, судом не принимаются в связи со следующим.

Согласно части 1 статьи 9 Федерального закона № 134-ФЗ, по результатам мероприятия по контролю должностным лицом (лицами) органа государственного контроля (надзора), осуществляющим проверку, составляется акт установленной формы в двух экземплярах.

В акте указываются:

дата, время и место составления акта;

наименование органа государственного контроля (надзора);

дата и номер распоряжения, на основании которого проведено мероприятие по контролю;

фамилия, имя, отчество и должность лица (лиц), проводившего мероприятие по контролю;

наименование проверяемого юридического лица или фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя, фамилия, имя, отчество, должность представителя юридического лица или представителя индивидуального предпринимателя, присутствовавших при проведении мероприятия по контролю;

дата, время и место проведения мероприятия по контролю;

сведения о результатах мероприятия по контролю, в том числе о выявленных нарушениях, об их характере, о лицах, на которых возлагается ответственность за совершение этих нарушений;

сведения об ознакомлении или об отказе в ознакомлении с актом представителя юридического лица или индивидуального предпринимателя, а также лиц, присутствовавших при проведении мероприятия по контролю, их подписи или отказ от подписи;

подпись должностного лица (лиц), осуществившего мероприятие по контролю.

К акту прилагаются акты об отборе образцов (проб) продукции, обследовании объектов окружающей среды, протоколы (заключения) проведенных исследований (испытаний) и экспертиз, объяснения должностных лиц органов государственного контроля (надзора), работников, на которых возлагается ответственность за нарушения обязательных требований, и другие документы или их копии, связанные с результатами мероприятия по контролю.

Частью 2 статьи 9 Федерального закона № 134-ФЗ установлено, что один экземпляр акта с копиями приложений вручается руководителю юридического лица или его заместителю и индивидуальному предпринимателю или их представителям под расписку либо направляется посредством почтовой связи с уведомлением о вручении, которое приобщается к экземпляру акта, остающемуся в деле органа государственного контроля (надзора).

В данном случае, результаты проверки, зафиксированы в акте обследования. Отсутствие в материалах дела акта по результатам проверки не является существенным процессуальным нарушением, поскольку в акте обследования, составленном сотрудником административного органа 09.12.2008 и подписанным должностным лицом предприятия без замечаний, событие административного правонарушения зафиксировано.

Между тем, суд считает обоснованным довод общества о том, что административное наказание в виде административного штрафа в размере 20000 рублей, допущенному административному правонарушению не соразмерно, административным органом при рассмотрении материалов проверки не учтены обстоятельства, смягчающие административную ответственность.

Ответственность за нарушение, предусмотренное статьей 6.3 КоАП РФ, для юридических лиц установлена в виде наложения административного штрафа в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или в виде административного приостановления деятельности на срок до девяноста суток.

Статья 8.2 КоАП РФ предусматривает ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, складировании, использовании, сжигании, переработке, обезвреживании, транспортировке, захоронении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами  для юридических лиц в виде административного штрафа - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

В судебном заседании судом установлено, что административная ответственность административным органом применена по статье 6.3 КоАП РФ, поскольку именно по этой статье было квалифицировано административное правонарушение.

При рассмотрении дела об административном правонарушении МУП ЖКХ «Ленинский-2» назначен административный штраф в размере 20000 рублей.

В соответствии с частью 3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Согласно статье 4.2 Кодекса обстоятельствами, смягчающими административную ответственность, признаются:

1) раскаяние лица, совершившего административное правонарушение;

1.1) добровольное сообщение лицом о совершенном им административном правонарушении;

2) предотвращение лицом, совершившим административное правонарушение, вредных последствий административного правонарушения, добровольное возмещение причиненного ущерба или устранение причиненного вреда;

3) совершение административного правонарушения в состоянии сильного душевного волнения (аффекта) либо при стечении тяжелых личных или семейных обстоятельств;

4) совершение административного правонарушения несовершеннолетним;

5) совершение административного правонарушения беременной женщиной или женщиной, имеющей малолетнего ребенка.

Судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, могут признать смягчающими обстоятельства, не указанные в настоящем Кодексе или в законах субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.

При назначении административного наказания управлением Роспотребнадзора не было учтено, что МУП ЖКХ «Ленинский-2» к административной ответственности привлекается впервые. В связи с тем, что данное обстоятельство можно принять в качестве смягчающего ответственность, а также то, что в действиях общества отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ,  суд полагает возможным снизить размер административного штрафа до 10000 рублей.

Процессуальных  нарушений при производстве по делу об административном правонарушении со стороны административного органа не установлено.

Прочие доводы заявителя судом признаны необоснованными, недостаточными для признания оспариваемого постановления по делу об административном правонарушении незаконным.

В связи с вышеуказанным, руководствуясь статьями 167-170, 176 и 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд,

РЕШИЛ:

Постановление № 5640 делу об административном правонарушении от 26.12.2008 Управления Роспотребнадзора по Ростовской области о привлечении МУП ЖКХ «Ленинский-2», находящегося по адресу: город Ростов-на-Дону, ул. Сиверса, 4/2, к административной ответственности по статьям 8.2, 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях признать незаконным в части назначения административного штрафа в размере 20000 рублей.

Назначить наказание МУП ЖКХ «Ленинский-2» в соответствии с постановлением  № 5640 делу об административном правонарушении от 26.12.2008 Управления Роспотребнадзора по Ростовской области в виде административного штрафа в размере 10000 рублей.

На решение может быть подана  апелляционная жалоба в течение десяти дней со дня его принятия.

Судья     Колесник И.В.

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка