АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ

от 05 августа 2011 года  Дело N А53-9886/2011

Резолютивная часть решения объявлена  3 августа 2011

Полный текст решения изготовлен  5 августа 2011

Арбитражный суд Ростовской области  в составе судьи Меленчука И.С.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Новиковой Н. В.

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению индивидуальных предпринимателей Конопия Сергея Юрьевича ОГРНИП 308615410200102, Сагайдака Алексея Ярославовича ОГРИП 304615401200091, Лобзанова Анатолия Анатольевича

к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области

о  признании отказа по внесению изменений в кадастровую стоимость земельного участка КН 61:58:05289:0035, расположенного по адресу: г. Таганрог, Мариупольское шоссе, 54-4, незаконным, и обязании установить ее равной рыночной стоимости в сумме 21450000 руб.;

при участии:

от заявителей - представитель не явился;

от заинтересованного лица - представитель Лавронова Е. А. по доверенности от 31.12.2010;

установил: индивидуальные предприниматели Конопий Сергей Юрьевич, Сагайдак Алексей Ярославович, Лобзанов Анатолий Анатольевич обратились в Арбитражный суд Ростовской области к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области с заявлением о признании незаконным  отказа по внесению изменений в кадастровую стоимость земельного участка КН 61:58:05289:0035, расположенного по адресу: г. Таганрог, Мариупольское шоссе, 54-4, и обязании установить ее равной рыночной стоимости в сумме 21450000 руб.

Заявители в судебное заседание не явились, явку представителей не обеспечили. Их надлежащее извещение о месте и времени судебного заседания подтверждается почтовыми уведомлениями от 08.07.2011, а также фактом участия представителя в судебном заседании 06.07.2011 с учетом опубликования сведений по делу в сети Интернет.

Представитель заинтересованного лица против удовлетворения заявленных требований возражал и дал пояснения согласно отзыву.

Исследовав материалы дела, заслушав пояснения представителя заинтересованного лица, суд установил следующее.

Как указано заявителями, они являются собственниками спорного земельного участка КН 61:58:05289:0035, расположенного по адресу: г. Таганрог, Мариупольское шоссе, 54-4.

Согласно кадастровому паспорту спорного земельного участка от 14.08.2009 его кадастровая стоимость составляет 238 047 700,80 руб. и, по их мнению, является существенно завышенной.

В связи с внесенными Федеральным законом от 22.07.2010 № 167-ФЗ изменениями в Федеральный закон от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и Земельный кодекс Российской Федерации предыдущими собственниками спорного земельного участка был получен отчет об оценке рыночной стоимости спорного земельного участка от 22.06.2009, подготовленный индивидуальным предпринимателем Сониной А. В. Согласно данному отчету рыночная стоимость спорного земельного участка составила 21 450 000 руб.

На основании ст. 24.19 ФЗ от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» в редакции от 22.07.2010 заявители 17.11.2010 обратились в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области с заявлением о внесении изменений в государственный кадастр недвижимости в части кадастровой стоимости спорного земельного участка.

Письмом от 07.12.2010 № 31-13/1498 Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области отказало во внесении таких изменений, указав следующие причины отказа: истечение шестимесячного срока с даты внесение сведений о кадастровой стоимости земельного участка  в государственный кадастр недвижимости, определение рыночной стоимости земельного участка не на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость, обращение в ненадлежащий орган, отсутствие комиссии по рассмотрению споров по кадастровой стоимости на территории Ростовской области.

Несогласившись с указанным отказом и считая его нарушающим права и законные интересы заявителей в сфере предпринимательской деятельности, заявители обратились в суд с настоящим заявлением.

Оценив представленные доказательства и доводы сторон в их совокупности, суд пришел к выводу о необоснованности заявленных требований.

В соответствии с ч.ч. 1, 2 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности. Заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

Согласно ст. 201 АПК РФ при удовлетворении требований о признании решений, действий, бездействий органов государственной власти, органов местного самоуправления суд указывает, какие действия необходимо совершить для восстановления нарушенного права заявителя.

По изучению материалов дела суд приходит к выводу о пропуске заявителями трехмесячного срока для подачи настоящего заявления, предусмотренного ст. 198 АПК РФ.

Так, оспариваемый отказ выражен в письме от 07.12.2010. Настоящее заявление подано в суд 02.06.2011. Как указано заявителями в тексте заявления, данный отказ ими получен в декабре 2010 года. Таким образом, даже при условии получения заявителями отказа Управления Росреестра по Ростовской области только 31.12.2010 трех месячный срок обращения в суд является пропущенным.

Данный вывод суда является самостоятельным основанием отказа в удовлетворении заявленных требований.

Кроме того, доводы заявителей о незаконности отказа во внесении изменений в государственный кадастр недвижимости в части кадастровой стоимости спорного земельного участка являются необоснованными ввиду следующего.

В соответствии со ст. 24.19 ФЗ от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» в редакции от 22.07.2010 результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее - комиссия) физическими лицами, юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся соответственно в государственной или муниципальной собственности (далее - заявители).

Комиссии создаются органом, осуществляющим функции по государственной кадастровой оценке, на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. В состав комиссии входят по одному представителю органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа, осуществляющего функции по государственной кадастровой оценке, органа кадастрового учета, саморегулируемой организации оценщиков, членами которой являются оценщики, осуществившие определение кадастровой стоимости, Национального совета по оценочной деятельности. Типовые требования к порядку создания и работы комиссии устанавливаются уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.

Решения комиссии могут быть оспорены в суде.

Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в комиссии в течение шести месяцев с даты их внесения в государственный кадастр недвижимости.

Для обжалования результатов определения кадастровой стоимости заявитель обращается в комиссию с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости (далее - заявление о пересмотре кадастровой стоимости).

Основаниями для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости являются:

недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости;

установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.

Как следует из приведенной нормы права  (ст. 24.19 ФЗ от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» в редакции от 22.07.2010) заявление об оспаривании кадастровой стоимости спорного земельного участка должно подаваться  в специальную комиссию, создаваемую при органе, осуществляющим функции по государственной кадастровой оценке, на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

Заявление индивидуальных предпринимателей Лобзанова Анатолия Анатольевича, Конопия Сергея Юрьевича и Сагайдака Алексея Ярославовича о пересмотре кадастровой стоимости спорного земельного участка было подано в Управление Росреестра по Ростовской области, минуя комиссию, что является недопустимым в силу прямого указания закона.   С учетом отсутствия на настоящий момент на территории Ростовской области специальной комиссии, заявленные в рамках настоящего спора требования не могут быть удовлетворены.

С учетом фактических обстоятельств дела не подлежат удовлетворению и требования заявителей о пересмотре кадастровой стоимости  спорного земельного участка в судебном порядке.

Как следует из смысла ст. 24.19 ФЗ от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» в редакции от 22.07.2010 в суде могут быть обжалованы решения комиссии, а не сама кадастровая стоимость земельного участка. Исходя из приведенной нормы права, в состав данной комиссии входят лица, обладающими специальными познаниями в области оценки кадастровой стоимости земельных участков, регламентирован порядок создания и работы такой комиссии, форма обращения заинтересованных лиц в комиссию с указанием перечня необходимых документов, а также указанием на порядок применения и исполнения решений комиссии и их обжалования в суде.

Кроме того, в силу ст. 24.19 ФЗ от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» в редакции от 22.07.2010 результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в комиссии в течение шести месяцев с даты их внесения в государственный кадастр недвижимости. Сроки для обжалования кадастровой стоимости в суд данной нормой не устанавливаются.

Оспариваемая кадастровая стоимость спорного земельного участка, сформированного до 01.01.2007, внесены  государственный кадастр недвижимости в 2008 году и применяется для целей налогообложения с 01.01.2009. Следовательно, шестимесячный срок оспаривания кадастровой стоимости спорного земельного участка на момент подачи настоящего заявления истек. Соответствующие разъяснения приведены в письме Министерства экономического развития Российской Федерации от 08.12.2010.

В этой связи, доводы заявителя о необходимости исчисления шестимесячного срока на обжалование результатов кадастровой оценки земель с момента вступления в законную силу изменений в ФЗ от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», то есть с 22.07.2010 судом признаются несостоятельными. Специальных указаний на обратную силу применения данные законы не содержат. Таким образом, оспаривание результатов кадастровой оценки земель в порядке обращения в специальную комиссию будет возможно в течение шести месяцев с даты утверждения следующей кадастровой оценки земель, которая начнется в 2012 году. По указанным причинам специальные комиссии еще не созданы и в настоящее время только начат процесс их формирования.

Кроме этого, абзацем 7 ст. 24.19 ФЗ от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» в редакции от 22.07.2010 установлено, что основанием пересмотра кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была определена его кадастровая стоимость, то есть на 01.01.2007. В соответствии с представленным заявителями в материалы дела отчетом от 22.06.2009 датой оценки является 17.06.2009, что не соответствует требованиям действующего законодательства.

Изложенные обстоятельства являются основанием для вывода суда о необоснованности заявленных требований.

В силу ст. 110 АПК РФ расходы по оплате госпошлины подлежат отнесению на заявителей с учетом оплаченной ими при подаче настоящего заявления госпошлины в сумме 600 руб.

Руководствуясь статьями 110, 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении заявленных требований отказать.

Решение суда по настоящему  делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение суда по настоящему делу может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты принятия решения, через суд принявший решение.

Решение суда по настоящему делу может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в течение двух месяцев с даты вступления решения по делу в законную силу через суд,  вынесший решение, при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Судья    Меленчук И. С.

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка