АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ

от 24 июня 2011 года  Дело N А53-988/2011

Резолютивная часть решения объявлена «20» июня 2011.

Полный текст решения изготовлен «24» июня 2011 г.

Арбитражный суд Ростовской области в составе:

Судьи Соловьевой М.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Е.В. Чернухиной,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению открытого акционерного общества «Астон Продукты Питания и Пищевые Ингредиенты» (ИНН6162015019, ОГРН1096194001683)

к Межрайонной ИФНС России № 24 по Ростовской области

о признании недействительными решения и требования

при участии:

от заявителя: Хитрова О.А. доверенность б/н от 07.07.2010г.;

от заинтересованного лица: Ломаковская К.В. доверенность № 04-16/027208 от 11.05.2011г.;

установил: в судебном заседании рассматривается заявление Открытого акционерного общества «Астон Продукты Питания и Пищевые Ингредиенты» (далее - ОАО «Астон», заявитель) к Межрайонной ИФНС России №24 по Ростовской области (далее - заинтересованное лицо) о признании недействительными решения № 2 от 17.01.2011 г. «Об отмене решения № 2 от 27.07.2010 г. о возмещении суммы налога частично, заявленной к возмещению в заявительном порядке по результатам камеральной налоговой проверки», решение № 1 от 17.01.2011 г. «Об отмене решения о зачете (возврате) суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению, в заявительном порядке», а также требование № 1/10 от 17.01.2011 г. «О возврате в бюджет излишне полученных налогоплательщиком (зачтенных ему) в заявительном порядке сумм налога на добавленную стоимость».

В судебном заседании 14.06.2011 г. в соответствии со статьей 163 АПК РФ был объявлен перерыв до 20.06.2011 до 15 час. 30 мин. о чем вынесено протокольное определение.

После перерыва судебное заседание объявлено продолженным 20.06.2011 в 15 час. 30 мин.

В судебном заседании представитель заявителя поддержал заявленные требования и просил удовлетворить их в полном объеме по основаниям, изложенным в заявлении. В обоснование заявленных требований общество сослалось на то, что им представлены все документы, соблюдены все условия, установленные статьями 171, 172 и 169 НК РФ для реализации права на налоговый вычет. Приведенные налоговым органом доводы незаконны и необоснованны═ поскольку не соответствуют требованиям, предъявляемым для принятия к вычету сумм налога на добавленную стоимость установленным Налоговым кодексом Российской Федерации.

Представитель инспекции возражала против удовлетворения требований заявителя по основаниям, изложенным в отзыве, полагая, что оспариваемые заявителем решения и требование вынесены в соответствии с НК РФ.

Рассмотрев материалы дела, выслушав представителей сторон и исследовав все представленные в дело доказательства, суд установил следующее.

Открытое акционерное общество «Астон» зарегистрировано в Межрайонной ИФНС России № 24 по Ростовской области 07 июля 2009 года (т.2 л.д. 27).

Налогоплательщик состоит на налоговом учете в Межрайонной ИФНС России № 24 по Ростовской области.

20 июля 2010 г. Заявителем была подана в инспекцию налоговая декларация по налогу на добавленную стоимость за 2 квартал 2010 г. (т. 2 л.д. 50).

Судом установлено, что по заявлению общества о применении заявительного порядка возмещения НДС на основании пункта 8 статьи 176.1 НК РФ налоговым органом 27.07.2010 г. принято решение № 2 о возмещении суммы налога, заявленной к возмещению в заявительном порядке в размере 189 084 693 рубля (т.21 л.д. 17).

В результате проведенной налоговым органом камеральной налоговой проверки, представленной налогоплательщиком налоговой декларации, инспекцией установлен факт завышения обществом НДС, предъявленного к возмещению из бюджета в сумме 9 830 527 рублей, что нашло отражение в Акте камеральной налоговой проверке № 24687 от 03.11.2010 г.

Рассмотрение материалов налоговой проверки и возражений налогоплательщика состоялось 03.12.2010 г. По итогам рассмотрения был составлен протокол от 03.12.2010 г. (т. 21 л.д. 19). В связи с невозможностью вынесения решения на основании имеющихся материалов, заместителем начальника налоговой инспекции было принято решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля № 312 от 16.12.2010 г. (т.21 л.д. 21). По итогам проведенных дополнительных мероприятий налогового контроля была составлена и вручена Заявителю Справка от 12.01.2011 г. (т.21 л.д. 23-34), а также уведомление о назначении даты рассмотрения полученных в ходе дополнительных мероприятий налогового контроля материалов (т.21 л.д. 35). Рассмотрение материалов проверки с учетом результатов полученных по дополнительным мероприятиям налогового контроля состоялось 14.01.2011 г. (т. 21 л.д. 36).

После рассмотрения материалов проведенной проверки налоговым органом были вынесены, решение № 2 от 17.01.2011 г. «Об отмене решения № 2 от 27.07.2010 г. о возмещении суммы налога частично, заявленной к возмещению в заявительном порядке по результатам камеральной налоговой проверки» (т. 2 л.д. 65), решение № 1 от 17.01.2011 г. «Об отмене решения о зачете (возврате) суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению, в заявительном порядке» (т. 2 л.д. 178), требование № 1/10 от 17.01.2011 г. «О возврате в бюджет излишне полученных налогоплательщиком (зачтенных ему) в заявительном порядке сумм налога на добавленную стоимость» (т. 2 л.д. 176), а также решение № 3233 от 17.01.2011 г. «Об отказе в привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения».  Указанными решениями, Обществу отказано вправе на применение налоговых вычетов и соответственно в возмещении налога на добавленную стоимость в размере 7 975 149 рублей.

Вышеназванные решения были обжалованы обществом в апелляционном порядке в соответствии со ст. 101.2 Налогового кодекса РФ (т. 2 л.д. 56). 01 апреля 2011 г. Решением УФНС по Ростовской области № 15-14/1583 решение № 2 от 17.01.2011 г. «Об отмене решения № 2 от 27.07.2010 г. о возмещении суммы налога частично, заявленной к возмещению в заявительном порядке по результатам камеральной налоговой проверки», решение № 1 от 17.01.2011 г. «Об отмене решения о зачете (возврате) суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению, в заявительном порядке», требование № 1/10 от 17.01.2011 г. «О возврате в бюджет излишне полученных налогоплательщиком (зачтенных ему) в заявительном порядке сумм налога на добавленную стоимость», решение № 3233 от 17.01.2011 г. «Об отказе в привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения» оставлены без изменения и утверждены (т. 21 л.д. 103).

Полагая, что решение № 2 от 17.01.2011 г. «Об отмене решения № 2 от 27.07.2010 г. о возмещении суммы налога частично, заявленной к возмещению в заявительном порядке по результатам камеральной налоговой проверки», решение № 1 от 17.01.2011 г. «Об отмене решения о зачете (возврате) суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению, в заявительном порядке», а так же требование № 1/10 от 17.01.2011 г. «О возврате в бюджет излишне полученных налогоплательщиком (зачтенных ему) в заявительном порядке сумм налога на добавленную стоимость»,  нарушают права и законные интересы общества, оно обратилось в суд с соответствующим заявлением.

Рассмотрев материалы дела, исследовав представленные доказательства и заслушав объяснения представителей сторон, в их совокупности и взаимосвязи, суд находит требования заявителя подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Статьей 176.1 НК РФ предусмотрен заявительный порядок возмещения НДС, который применяется по налоговым декларациям, представленным за налоговые периоды, начиная с первого квартала 2010 года.

В соответствии с пунктом 1 указанной статьи заявительный порядок возмещения  налога представляет собой осуществление в порядке, предусмотренном указанной статьей, зачета (возврата) суммы налога, заявленной к возмещению в налоговой декларации, до завершения проводимой в соответствии со статьей 88 НК РФ на основе этой налоговой декларации камеральной налоговой проверки.

В силу пункта 7 статьи 176.1 НК РФ налогоплательщики, имеющие право на применение заявительного порядка возмещения налога, реализуют данное право путем подачи в налоговый орган не позднее пяти дней со дня подачи налоговой декларации заявления о применении заявительного порядка возмещения налога, в котором налогоплательщик указывает реквизиты банковского счета для перечисления денежных средств.

В указанном заявлении налогоплательщик принимает на себя обязательство вернуть в бюджет излишне полученные им (зачтенные ему) в заявительном порядке суммы (включая проценты, предусмотренные пунктом 10 настоящей статьи (в случае их уплаты), а также уплатить начисленные на указанные суммы проценты в порядке, установленном пунктом 17 настоящей статьи, в случае, если решение о возмещении суммы налога, заявленной к возмещению, в заявительном порядке будет отменено полностью или частично в случаях, предусмотренных настоящей статьей.

В течение пяти дней со дня подачи заявления о применении заявительного порядка возмещения налога налоговый орган проверяет соблюдение налогоплательщиком требований, предусмотренных пунктами 2, 4, 6 и 7 настоящей статьи, а также наличие у налогоплательщика недоимки по налогу, иным налогам, задолженности по соответствующим пеням и (или) штрафам, подлежащим уплате или взысканию в случаях,  предусмотренных настоящим Кодексом, и принимает решение о возмещении суммы налога, заявленной к возмещению, в заявительном порядке или решение об отказе в возмещении суммы налога, заявленной к возмещению, в заявительном порядке.

Одновременно с решением о возмещении суммы налога, заявленной к возмещению, в заявительном порядке в зависимости от наличия задолженностей налогоплательщика по указанным платежам налоговый орган принимает решение о зачете суммы налога, заявленной к возмещению, в заявительном порядке и (или) решение о возврате (полностью или частично) суммы налога, заявленной к возмещению, в заявительном порядке.

В соответствии с пунктом 11 указанной статьи обоснованность суммы налога, заявленной к возмещению, проверяется налоговым органом при проведении в порядке и сроки, которые установлены статьей 88 НК РФ, камеральной налоговой проверки на основе представленной налогоплательщиком налоговой декларации, в которой заявлена сумма налога к возмещению.

В случае выявления нарушений законодательства о налогах и сборах в ходе проведения камеральной налоговой проверки уполномоченными должностными лицами налоговых органов должен быть составлен акт налоговой проверки в соответствии со статьей 100 НК РФ (пункт 13 статьи 176.1 НК РФ).

По результатам рассмотрения материалов камеральной налоговой проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит решение о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения либо об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения (пункт 14 статьи 176.1 НК РФ).

В случае, если сумма налога, возмещенная налогоплательщику в порядке, предусмотренном настоящей статьей, превышает сумму налога, подлежащую возмещению по результатам камеральной налоговой проверки, налоговый орган одновременно с принятием соответствующего решения, предусмотренного пунктом 14 настоящей статьи, принимает решение об отмене решения о возмещении суммы налога, заявленной к возмещению, в заявительном порядке, а также решения о возврате (полностью или частично) суммы налога, заявленной к возмещению, в заявительном порядке и (или) решения о зачете суммы налога, заявленной к возмещению, в заявительном порядке в части суммы налога, не подлежащей возмещению по результатам камеральной налоговой проверки (пункт 15 статьи 176.1 НК РФ).

Одновременно с сообщением о принятии решения, указанного в пункте 15 настоящей статьи, налогоплательщику направляется требование о возврате в бюджет излишне полученных им (зачтенных ему) в заявительном порядке сумм (включая проценты, предусмотренные пунктом 10 настоящей статьи (в случае их уплаты), в размере, пропорциональном доле излишне возмещенной суммы налога в общей сумме налога, возмещенной в заявительном порядке). На подлежащие возврату налогоплательщиком суммы начисляются проценты исходя из процентной ставки, равной двукратной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей в период пользования бюджетными средствами (п. 17 ст. 176.1 НК РФ).

Из материалов дела суд установил, что основанием для вынесения налоговым органом оспариваемых Заявителем решений и требования, послужил вывод инспекции о необоснованном применении обществом налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость по финансового-хозяйственным операциям, совершенным Обществом с ООО «Зерносоюз», ООО «Паритет плюс», ООО «ЮгАгроКомСнаб», ООО «Торговый дом ТТ».

Заявителем в доказательство правомерности заявленных вычетов по счетам-фактурам вышеназванных поставщиков в материалы дела были представлены: счета - фактуры, товарные накладные, товарно - транспортные накладные, реестры товарно-транспортных накладных, разрешение на разгрузку, свидетельство о разгрузке, платежные поручения (т. 9-20 ООО «Зерносоюз», т. 6-8 ООО «ЮгАгроКомСнаб», т. 5 ООО «Паритет плюс», т. 4, 5 ООО «Торговый дом ТТ»).

Суд, рассмотрев и исследовав представленные заявителем в материалы дела документы, установил, что они являются достаточными для подтверждения права на налоговый вычет и составлены в соответствии с требованиями законодательства, а позиция налогового органа является ошибочной, принимая во внимание следующее.

В соответствии со ст. 146 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.

Согласно пп. 1 п. 1 ст. 164 Налогового кодекса Российской Федерации по налоговой ставке 0 процентов производится налогообложение при реализации товаров, помещенных под таможенный режим экспорта при условии их фактического вывоза за пределы таможенной территории Российской Федерации и представления в налоговые органы документов, предусмотренных ст. 165 Кодекса.

Пунктом 1 статьи 171 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 Кодекса, на установленные налоговые вычеты. Так, вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации либо уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации в таможенных режимах выпуска для свободного обращения, временного ввоза и переработки вне таможенной территории в отношении товаров (работ, услуг), приобретаемых для осуществления производственной деятельности или иных операций, признаваемых объектами налогообложения, и товаров (работ, услуг), приобретаемых для перепродажи.

Согласно п. 4 ст. 176 Налогового кодекса Российской Федерации суммы налога, предусмотренные ст. 171 Кодекса в отношении операций по реализации товаров, помещенных под таможенный режим экспорта при условии их фактического вывоза за пределы таможенной территории РФ (налогообложение по которым производится по налоговой ставке 0%) подлежат возмещению путем зачета (возврата) на основании отдельной налоговой декларации и документов, предусмотренных ст. 165 Налогового кодекса Российской Федерации.

Как установлено судом и подтверждается материалами дела, по результатам проведенной камеральной налоговой проверки налоговый орган подтвердил обоснованность применения обществом налоговой ставки 0 процентов в размере 1 931 693 841 рублей и представление полного комплекта документов, перечисленных в статье 165 НК РФ.

В ходе камеральной налоговой проверке налоговым органом исследовалась правомерность применения Заявителем права на налоговый вычет, включая и НДС, предъявленный к вычету по хозяйственным операциям с поставщиками у которых была закуплена сельскохозяйственная продукция, реализованная в последующем на экспорт. Инспекция полагает, что Заявитель не вправе был заявлять к возмещению сумму НДС по операциям поставки продукции от ООО «Зерносоюз», ООО «ЮгАгроКомСнаб», ООО «Торговый дом ТТ», ООО «Паритет плюс».

Исследовав все обстоятельства дела, суд пришел к выводу о наличии права у Заявителя на применение налоговых вычетом по спорным хозяйственным операциям.

Согласно статье 172 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 Кодекса, производятся на основании счетов -фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), имущественных прав, документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, документов, подтверждающих уплату сумм налога, удержанного налоговыми агентами, либо на основании иных документов в случаях, предусмотренных пунктами 3, 6 - 8 статьи 171 Кодекса.

Вычетам подлежат только суммы налога, предъявленные налогоплательщику, после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг) с учетом особенностей, предусмотренных данной статьей, и при наличии соответствующих первичных документов.

На основании пункта 1 статьи 169 Налогового кодекса Российской Федерации счет - фактура является документом, служащим основанием для принятия предъявленных сумм налога к вычету или возмещению в порядке, предусмотренном главой 21 Налогового кодекса Российской Федерации.

Документальные доказательства, представляемые налогоплательщиком в обоснование права на налоговый вычет, должны достоверно подтверждать обстоятельства хозяйственной операции.

Таким образом, основными условиями для принятия НДС к вычету, которые должны быть соблюдены налогоплательщиком, являются приобретение и принятие товаров (работ, услуг) на учет и наличие оформленных в установленном порядке счетов -фактур и документов, подтверждающих фактическую передачу товара.

Согласно разъяснениям, данным в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 № 53 "Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды", представление налогоплательщиком в налоговый орган всех надлежащим образом оформленных документов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, в целях получения налоговой выгоды является основанием для ее получения, если налоговым органом не доказано, что сведения, содержащиеся в этих документах, неполны, недостоверны и (или) противоречивы.

Суд исследовал счета-фактуры ООО «Зерносоюз», ООО «ЮгАгроКомСнаб», ООО «Паритет Плюс», ООО «Торговый дом ТТ», и признал их составленными в соответствии с положениями статьи 169 НК РФ. Налоговый орган не представил суду доказательства, что счета-фактуры содержат недостоверные сведения в отношении организаций, осуществивших поставку и отгрузку товара, количества и стоимости товара.

Как видно из материалов дела, основанием для отказа послужили сведения, полученные налоговым органом в ходе проведения встречных проверок поставщиков общества.

В обоснование правомерности своей позиции по контрагенту ООО «ЮгАгроКомСнаб» налоговый орган ссылается, что на выставленное требование №14-12/24182 от 28.07.2010г. ответ не получен. ООО «ЮгАгроКомСнаб» не является производителем продукции, реализованной в адрес ОАО «Астон». Продукция приобретена у следующих поставщиков: ООО «Инсайд» ИНН 6165157290, ООО «Сахара» ИНН 2631028587, ООО «Крий» ИНН 2635109533, ООО «Торгресурс» ИНН 5751038198, ООО «Кубанские Нивы» ИНН 2335015732, ООО «Альфа» ИНН 6165146789.

В материалы дела налоговым органом представлены материалы встречных проверок по вышеназванным субпоставщикам. Так в отношении ООО «Инсайд» налоговый орган установил, что предприятие  состоит на учете в ИФНС по Октябрьскому району г. Ростова-на-Дону с 30.09.2009г. и с момента постановки на учет сдает «нулевую» отчетность, контактные телефоны отсутствуют (вх. № 058462 от 02.08.2010г.) (т. 22 л.д. 3). По ООО «Сахара» был получен ответ (вх. № 055127 от 19.07.2010г.) (т. 22 л.д. 5) из ИФНС по Ленинскому району г. Ставрополя, согласно которого организация по адресу 355000, Ставропольский край, Ставрополь, Ленина, 251 не находится, в связи с чем в счетах-фактурах, выставленных ООО «Сахара» указан ложный адрес Продавца. Инспекцией приобщен в материалы дела Протокол осмотра помещения от 12.11.2009 г. (т. 22 л.д. 6).