АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ

от 27 июня 2012 года  Дело N А53-18675/2012

Резолютивная часть решения объявлена  «26» июня 2012.

Полный текст решения изготовлен  «27» июня 2012.

Арбитражный суд Ростовской области  в составе:

судьи Корецкого О.А.

при ведении протокола судебного заседания секретарем Усатой Ю.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску закрытого акционерного общества «Альянс Транс-Азия» (ИНН 7702684192; ОГРН 5087746089052)

к открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» в лице филиала Северо-Кавказская железная дорога (ИНН 7708503727; ОГРН 1037739877295)

о взыскании 24 681 руб. 89 коп.

при участии:

от истца: не явился

от ответчика: представитель Горошенко И.О. (доверенность от 20.12.2011)

установил:

закрытое акционерное общество «Альянс Транс-Азия» обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с исковым заявлением о взыскании с открытого акционерного общества «Российские железные дороги» в лице филиала Северо-Кавказская железная дорога пени за просрочку доставки груза по железнодорожным накладным № ЭБ 981286, № ЭБ 712971, № ЭБ 721026 в размере 24 681 руб. 89 коп., а также расходов по уплате госпошлины в размере 2 000 руб.

Истец, уведомленный надлежащим образом о дате и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился.

Дело рассматривается в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Рассмотрев материалы дела, арбитражный суд установил следующее.

В ноябре 2011 года Северо-Кавказской железной дорогой (перевозчиком) со станции Новороссийск и станции Туапсе-Сортировочная по железнодорожным накладным № ЭБ 981286, № ЭБ 712971, № ЭБ 721026 от грузоотправителя закрытого акционерного общества «Альянс Транс-Азия» для доставки грузополучателю - обществу с ограниченной ответственностью «Верта» (ст. Лабинская Северо-Кавказская железная дорога) порожних вагонов не принадлежащих перевозчику.

Согласно железнодорожным накладным № ЭБ 981286, № ЭБ 712971, № ЭБ 721026, срок доставки вагонов истекает 14.11.2011, 10.11.2011, 09.11.2011, фактически вагоны прибыли - 28.11.2011, 23.11.2011, 16.11.2011, просрочка доставки груза составила от 7 до 14 суток.

Истец, с учетом Правил исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом произвел расчет пени в связи с просрочкой доставки груза, в соответствии с которым пеня составила 28 684 руб. 53 коп.

В адрес ответчика была направлена претензия (за исх. № 1-06-12 от 20.01.2012) о перечислении суммы пени за просрочку доставки груза в размере 24 681 руб. 89 коп. (поскольку сумма пени превышает размера провозной платы), однако, письмом (за исх. № Юпр-12/493 от 05.03.2012) ответчик претензию истца отклонил, указав, что истцом пропущен установленный срок на предъявление претензий к перевозчику.

Истец полагает, что отказ ответчика в удовлетворении претензии неправомерен, в связи с чем, обратился в суд с настоящим иском.

Ответчик ходатайствует о применении ст. 333 ГК РФ и уменьшении размера пени за просрочку доставки, указывая также на особую важность приоритетного продвижного состава с грузами для обеспечения своевременного проведения мероприятий по реконструкции инфраструктуры железнодорожного транспорта при реализации инвестиционных программ с целью повышения пропускной способности, безопасности продвижения вагонопотоков, строительства и реконструкции объектов, необходимых для проведения Олимпийских игр.

Изучив материалы дела, обозрев подлинные документы, выслушав мнения лиц, участвующих в деле, суд пришел к выводу о том, что исковые требования подлежат  частичному удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 785 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату.

Заключение договора перевозки груза подтверждается составлением и выдачей отправителю груза транспортной накладной (коносамента или иного документа на груз, предусмотренного соответствующим транспортным уставом или кодексом).

Аналогичные правила изложены в статье 25 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации.

В силу пункта 2 статьи 784 Гражданского кодекса Российской Федерации общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.

Согласно статье 33 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации перевозчики обязаны доставлять грузы по назначению и в установленные сроки. Ответственность за нарушение обязательств по перевозке предусмотрена статьей 793 ГК РФ, а также статьей 97 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации, в соответствии с которыми за просрочку доставки груза перевозчик уплачивает пени в размере девяти процентов платы за перевозку грузов, но не более чем в размере платы за перевозку данных грузов.

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 25 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.10.2005 № 30 «О некоторых вопросах практики применения Федерального закона «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» при рассмотрении споров о взыскании с перевозчика пеней за просрочку доставки грузов арбитражными судами надлежит руководствоваться Правилами исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом.

Пункт 6 Правил предусматривает определенные обстоятельства, при наличии которых сроки доставки грузов увеличиваются.

Статьей 33 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации предусмотрено, что сроки доставки грузов и правила исчисления таких сроков утверждаются федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области экономики.

Исчисление срока доставки грузов начинается с 24 часов дня приема грузов для перевозки.

Дату приема грузов для перевозки и расчетную дату истечения срока доставки грузов, определенную исходя из правил перевозок грузов железнодорожным транспортом или на основании соглашения сторон, указывает перевозчик в транспортной железнодорожной накладной и выданных грузоотправителям квитанциях о приеме грузов.

Грузы считаются доставленными в срок, если до истечения указанного в транспортной железнодорожной накладной и квитанции о приеме грузов срока доставки перевозчик обеспечил выгрузку грузов на железнодорожной станции назначения или вагоны, контейнеры с грузами поданы для выгрузки грузополучателям или владельцам железнодорожных путей необщего пользования для грузополучателей.

В силу статьи 97 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации за просрочку доставки грузов или не принадлежащих перевозчику порожних вагонов, контейнеров перевозчик (при перевозках в прямом смешанном сообщении - перевозчик соответствующего вида транспорта, выдавший груз) уплачивает пени в размере девяти процентов платы за перевозку грузов, доставку каждого порожнего вагона, контейнера за каждые сутки просрочки (неполные сутки считаются за полные), но не более чем в размере платы за перевозку данных грузов, доставку каждого порожнего вагона, контейнера, если не докажет, что просрочка произошла вследствие предусмотренных частью первой статьи 29 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации обстоятельств.

Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 25 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.10.2005г. № 30 «О некоторых вопросах практики применения Федерального закона «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации», при рассмотрении споров о взыскании с перевозчика пеней за просрочку доставки грузов арбитражным судам надлежит руководствоваться Правилами исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом.

В соответствии с Правилами исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом, утвержденными приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 № 27 (далее - Правила), сроки доставки грузов, исчисленные исходя из норм суточного пробега, предусмотренных Правилами, увеличиваются:

- на 2 суток - на операции, связанные с отправлением и прибытием груза (пункт 5.1 Правил);

- на 2 суток - при перевозке грузов на расстояние до 1000 км, 3 суток - при перевозке на расстояние свыше 1000 км грузов, перевозимых мелкими отправками и в контейнерах, для их накопления и сортировки на сортировочных платформах (пункт 5.8 Правил);

- на 1 сутки - при отправлении грузов с железнодорожных станций Московского и Санкт-Петербургского узлов или прибытии грузов на железнодорожные станции этих узлов или при следовании грузов транзитом через эти узлы (пункт 5.9 Правил);

- на 1 сутки - при перевозке опасных грузов (пункт 5.12 Правил).

В соответствии с подпунктом 6.4 пункта 6 Правил сроки доставки грузов увеличиваются на все время задержки в случае задержки вагонов, контейнеров в пути следования вследствие непреодолимой силы, военных действий, блокады, эпидемий и иных обстоятельств, препятствующих осуществлению перевозок грузов.

Согласно абзаца 2 пункта 6.7 Правил исчисления сроков доставки грузов о причинах задержки груза, предусмотренных пунктом 6 настоящих Правил, и о продолжительности этой задержки перевозчик составляется акт общей формы в двух экземплярах в порядке, установленном правилами составления актов при перевозке грузов железнодорожным транспортом. Первый экземпляр акта прикладывается к перевозочным документам и на железнодорожной станции назначения - к дорожной ведомости.

На основании пункта 2 Правил исчисления сроков доставки грузов, утвержденных приказом МПС России от 18.06.2003г., в соответствии со статьей 33 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации перевозчики обязаны доставлять грузы по назначению и в установленные сроки.

Нормативные сроки доставки грузов, в том числе порожних вагонов, контейнеров, не принадлежащих перевозчику, исчисляются на железнодорожной станции отправления исходя из расстояния, по которому рассчитывается плата за перевозку грузов, согласно тарифному руководству с учетом железнодорожных направлений и видов отправок, по которым осуществляются перевозки грузов.

Неполные сутки при исчислении сроков доставки грузов считаются за полные. Расчетное время - московское.

Согласно пункту 1.3 Приказа Министерства путей сообщения Российской Федерации № 39 от 18.06.2003г. «Об утверждении правил заполнения перевозочных документов на перевозку грузов железнодорожным транспортом» перевозочный документ - транспортная железнодорожная накладная (далее - накладная) состоит из четырех листов:

лист 1 - оригинал накладной (выдается перевозчиком грузополучателю);

лист 2 - дорожная ведомость (составляется в необходимом количестве экземпляров, предусмотренных Правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом, - для перевозчика и участников перевозочного процесса, в том числе не менее двух дополнительных экземпляров для каждой участвующей в перевозке грузов инфраструктуры - один экземпляр для входной железнодорожной станции (далее - станция), находящейся в данной инфраструктуре, второй - для выходной станции из инфраструктуры);

лист 3 - корешок дорожной ведомости (остается у перевозчика);

лист 4 - квитанция о приеме груза (остается у грузоотправителя).

Суд, на основании представленных в материалы дела доказательств установил, что вагон № 53436978 срок доставки которого согласно накладной № ЭБ 981286 истекал 14.11.2011, прибыл на станцию назначения Лабинская Северо-Кавказской железной дороги 28.11.2011, о чем имеется соответствующая отметка в названной накладной (л.д. 13); вагон № 56928294 срок доставки груза которого согласно накладной № ЭБ 712971 истекал 10.11.2011, прибыл на станцию назначения Лабинская Северо-Кавказской железной дороги 23.11.2011, о чем имеется соответствующая отметка в названной накладной (л.д. 17); вагон № 56139314 срок доставки груза которого согласно накладной № ЭБ 721026 истекал 09.11.2011, прибыл на станцию назначения Лабинская Северо-Кавказской железной дороги 16.11.2011, о чем имеется соответствующая отметка в названной накладной (л.д. 121).

Таким образом, просрочка доставки груза составляет от 7 до 14 суток. Учитывая, что провозная плата за перевозку по накладной № ЭБ 981286 составляет 5 353 руб., сумма пени составляет 5 353 руб. х 9 % х 14 суток = 6 744 руб. 78 коп. Учитывая, что провозная плата за перевозку по накладной № ЭБ 712971 составляет 15 358 руб., сумма пени составляет 15 358 руб. х 9 % х 13 суток = 17 968 руб. 86 коп. Учитывая, что провозная плата за перевозку по накладной № ЭБ 721026 составляет 6 303 руб., сумма пени составляет 6 303 руб. х 9 % х 7 суток = 3 970 руб. 89 коп.

О причинах задержки груза, предусмотренных пунктом 6 настоящих Правил, и о продолжительности этой задержки перевозчик составляется акт общей формы в двух экземплярах в порядке, установленном правилами составления актов при перевозке грузов железнодорожным транспортом. Первый экземпляр акта прикладывается к перевозочным документам и на железнодорожной станции назначения - к дорожной ведомости.

В графе накладной «Отметки перевозчика» и в дорожной ведомости под наименованием груза делается отметка следующего содержания: «Груз задержан на станции (указывается станция) для (указывается причина задержки). Срок доставки увеличивается на (количество) сутки, о чем составлен акт общей формы № ___ от (дата)». Отметка удостоверяется подписью уполномоченного представителя перевозчика и календарным штемпелем перевозчика.

В накладных в графе «Отметки перевозчика» какие-либо сведения отсутствуют.

Кроме того, в соответствии с п. 4.7 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, на станции назначения на факт задержки вагонов составляется акт общей формы, который передается вместе с железнодорожной транспортной накладной грузополучателю при раскредитовании перевозочных документов.

В материалы дела не представлены акты общей формы и другие документы, содержащие сведения о задержке спорного вагона на станции по причине превышения вагонопотока. Отсутствуют доказательства вручения указанных актов общей формы грузополучателю на станции назначения.

Согласно статье 29 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации вследствие обстоятельств непреодолимой силы, военных действий, блокады, эпидемии или иных не зависящих от перевозчиков и владельцев инфраструктур обстоятельств, препятствующих осуществлению перевозок, погрузка и перевозка грузов, грузобагажа могут быть временно прекращены либо ограничены перевозчиком или владельцем инфраструктуры с немедленным уведомлением в письменной форме руководителя федерального органа исполнительной власти в области железнодорожного транспорта о таком прекращении или об ограничении. Указанный руководитель устанавливает срок действия прекращения или ограничения погрузки и перевозки грузов, грузобагажа и уведомляет об этом перевозчиков и владельцев инфраструктур.

В материалы дела не представлены подобные уведомления.

Доводы железной дороги о задержке вагона по независящим от перевозчика причинам, а именно увеличения вагонопотока от предусмотренного графиком движения поездом и первоочередного продвижения вагонов со строительными грузами для олимпийских объектов, в обоснование своих доводов относительно уважительности причин просрочки срока доставки груза, судом не принимаются, поскольку не являются надлежащим доказательством и не могут быть расценены судом как обстоятельства непреодолимой силы, позволяющие освободить перевозчика от ответственности за просрочку доставки.

Между тем, в силу положений ст. 97 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации, бремя доказывания отсутствия вины перевозчика, и соответственно, вины грузополучателя, ложится в данном случае на перевозчика.

Согласно статье 68 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обстоятельства дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными доказательствами, не могут подтверждаться в арбитражном суде иными доказательствами.

Специальные нормы установили порядок оформления доказательств отсутствия вины перевозчика, который не был им соблюден.

Оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, суд пришел к выводу, что ответчик не доказал факт задержки груза по причине, названной в пункте 6 указанных Правил, в связи с чем не имеется оснований для применения пункта 8 Правил перевозок железнодорожным транспортом грузов группами вагонов по накладной.

Учитывая, что ответчиком не представлено надлежащих доказательств выполнения им необходимых действий в соответствии с требованиями статьи 20 УЖТ РФ, а также доказательств того, что задержка вагона возникла по независящим от перевозчика причинам, суд, установив просрочку доставки груза, проверив расчет предъявленной суммы, пришел к выводу о правомерности заявленного требования истца в соответствии со статьями 33, 97 УЖТ РФ.

Вместе с тем, суд считает необходимым указать следующее.

Установленные статьей 97 Устава железнодорожного транспорта пени являются мерой имущественной ответственности, поэтому суд вправе применить к перевозчику правила об ответственности, в том числе и регулирующие вопросы снижения ее размера.