СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ АРХАНГЕЛЬСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 14 июня 2012 года Дело N 33-2852/2012

Судья Липкин Ю.Г.

Докладчик Корепанова С.В. Дело N 33 - 2852/12 14 июня 2012 г.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Архангельского областного суда в составе председательствующего судьи Гаркавенко И.В. ,

cудей Корепановой С.В., Смоленцева М.В.,

при секретаре Челпановой С.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Архангельске гражданское дело по апелляционной жалобе Отдела N 4 ФГУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации в лице представителя Кулькина О.Ю. на решение Мирнинского городского суда Архангельской области от 28 февраля 2012 г., которым постановлено:

"Обязать Отдел N 4 (г. Североморск) ФГУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства Обороны Российской Федерации включить Носова В.В. составом семьи из трех человек в Единый реестр военнослужащих, принятых на учет нуждающихся в жилых помещениях для обеспечения его и членов семьи жилым помещением по избранному после увольнения с военной службы месту жительства: г. "…"с даты постановки на учет, т.е. с 01 февраля 1999 года.

В иске Носову В.В. к войсковой части 34185 о включении в список очередников на получение жилого помещения - отказать".

Заслушав доклад судьи Корепановой С.В., судебная коллегия

установила:

Носов В.В. обратился в суд с иском к Отделу N 4 ФГУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства Обороны Российской Федерации, войсковой части 34185 о включении его и членов семьи в список очередников на получение жилых помещений по избранному месту жительства в "…" с 01 февраля 1999 г.

Заявленные требования обосновал тем, что 01 сентября 1996 г. был уволен с военной службы по достижении предельного возраста, имеет 28 лет выслуги в календарном исчислении. При увольнении изъявил желание избрать место жительство отличное от места прохождения службы. 01 февраля 1999 г. обратился с рапортом к командиру войсковой части 13991 о постановке в очередь на получение жилья за пределами гарнизона, ориентировочно указав в качестве избранного места жительства города "…". В 1999 г. обращался с рапортом на получение жилья по избранному месту жительства в г. "…", командир войсковой части 32177 ходатайствовал перед администрацией данного города о постановке его в очередь на получение жилья. Впоследствии он изменил избранное место жительства на "…". До настоящего времени жильем за счет Министерства Обороны Российской Федерации не обеспечен.

В ходе рассмотрения дела по существу истец уточнил исковые требования. Просил обязать войсковую часть 34185 включить его и членов семьи в список очередников на получение жилых помещений по избранному месту жительства с 01 февраля 1999 г., а Отдел N 4 ФГУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства Обороны Российской Федерации включить его и членов семьи в единый реестр военнослужащих, нуждающихся в получении жилья по избранному месту жительства - в г. "…" с 01 февраля 1999 г.

Истец в судебное заседание не явился, его представитель Носова О.В. в суде заявленные требования поддержала.

Представитель войсковой части 34185 Сидоренков Р.В. в судебном заседании требования истца к Отделу N 4 ФГУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства Обороны Российской Федерации" поддержал, указав, что истец в установленном порядке был признан нуждающимся в обеспечении жилым помещением по избранному месту жительства. Учет военнослужащих, уволенных с военной службы и нуждающихся в обеспечении жилым помещением по избранному месту жительства ведет уполномоченный орган - Отдел N 4 ФГУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства Обороны Российской Федерации", войсковая часть такой учет не ведет, в связи с чем с иском к войсковой части 34185 не согласился.

Представители ответчика - ФГУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства Обороны Российской Федерации", третьего лица - Департамента жилищного обеспечения Министерства Обороны РФ, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились.

Суд принял указанное выше решение, с которым не согласился представитель отдела N 4 ФГУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации Кулькин О.Ю., просит его отменить в связи с неправильным применением судом норм материального права.

В апелляционной жалобе указал, что нормы статей 3, 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" возлагают на Министерство обороны Российской Федерации обязанность по обеспечению жилыми помещениями только военнослужащих, уволенных с военной службы после 01 января 2005 г. Военнослужащие, уволенные до 01 января 2005 г. обеспечиваются жильем, в том числе за счет муниципальных образований по месту постановки на учет нуждающихся. При увольнении Носов В.В. подал заявление в администрацию г. "…" на постановку его в очередь на получение жилого помещения, однако судом не установлено, вследствие чего истец не был поставлен на учет в избранном им постоянном месте жительства. Информация о признании Носова В.В. нуждающимся в получении жилых помещений по избранному месту жительства, а также о каких-либо иных решениях жилищной комиссии войской части 13991 в отношении него у Отдела N 4 ФГУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Минобороны РФ отсутствует.

В возражениях на апелляционную жалобу Носов В.В. с доводами, изложенными в ней, не согласился, просил оставить ее без удовлетворения.

Проверив законность и обоснованность решения суда с учетом доводов, изложенных в апелляционной жалобе, возражениях на нее, изучив материалы дела, судебная коллегия оснований для его отмены не находит.

Как установлено судом, следует из материалов дела, Носов В.В. с 17 июня 1975 г. по 01 сентября 1998 г. проходил военную службу в войсковой части 32177 на территории "+".

01 февраля 1999 г. Носов В.В. обратился к командиру войсковой части 13991 с рапортом для постановки его на учет в целях обеспечения жилым помещением по избранному после увольнения с военной службы месту жительства в города "+".

При увольнении с военной службы командир войсковой части 32177 дважды обращался с ходатайством к Главе администрации г. "+" для постановки Носова В.В. в очередь на получение жилья. С соответствующим заявлением также обращался истец.

Согласно выписки из списка военнослужащих, уволенных в запас, желающих отселиться за пределы гарнизона на 01 апреля 2004 г. гарнизонной жилищной комиссией войсковой части 13991, Носов В.В. поставлен на учет с 01 февраля 1999 г. составом семьи три человека для получения жилья за пределами гарнизона.

Разрешая спор по существу и частично удовлетворяя заявленные требования, суд пришел к выводу о наличии у истца права на получение жилья по избранному после увольнения месту жительства за счет средств, выделяемых на эти цели из федерального бюджета Министерству Обороны РФ, которое подлежит реализации путем включения его составом семьи в количестве трех человек с даты постановки гарнизонной жилищной комиссией войсковой части 13991 на учет в качестве нуждающегося в обеспечении жилым помещением за пределами гарнизона в Единый реестр военнослужащих, принятых на учет нуждающихся в жилых помещениях, который ведется в Отделе N 4 ФГУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства Обороны Российской.

Судебная коллегия полагает возможным согласиться с таким выводом суда.

Правильно руководствуясь нормами Федерального закона "О статусе военнослужащих" N 76-ФЗ от 27 мая 1998 г., с учетом правовой позиции, изложенной Конституционным судом РФ в Постановлении N 5-П от 05 апреля 2007 г., положениями Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы и нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 1054 от 06 сентября 1998 г., а также Инструкцией о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма, утвержденной Приказом Министра обороны РФ N 1280 от 30 сентября 2010 г., положения которых приведены в обжалуемом решении, суд пришел к обоснованному выводу о признании истца нуждающимся в силу закона в жилом помещении по избранному месту жительства.

Данный вывод суда достаточно мотивирован с применением норм материального права, соответствует установленным по делу обстоятельствам и исследованным материалам дела, в связи с чем, судебная коллегия не находит оснований для его переоценки и с ним соглашается.

При разрешении настоящего спора суд первой инстанции, оценив имеющиеся в деле доказательства в совокупности с фактическими обстоятельствами дела правомерно исходил из наличия у истца при увольнении права избрать постоянное место жительства в другом городе, нежели в том, где проходил военную службу, и такое избрание, как установил суд, имело место. Поскольку в избранном при увольнении с военной службы месте жительства жильем истец обеспечен не был, то, исходя из положений Постановления Правительства РФ N 1054 от 06 сентября 1998 г., истец имел право изменить его, что последним и было сделано. Местом жительства избран г. "…".

Довод апелляционной жалобы о необходимости обеспечения истца жильем за счет муниципального образования по месту постановки на учет нуждающихся судебной коллегией отклоняется как основанный на неправильном толковании правовых норм и противоречащий материалам дела.

Как следует из положений п. 14 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", обеспечение жилым помещением военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов.

При этом, как правильно указал суд, граждане, уволенные с военной службы и вставшие на учет до 1 января 2005 года, имеют равные права с гражданами, уволенными или подлежащими увольнению с военной службы после 1 января 2005 года на обеспечение жильем по избранному после увольнения месту жительства либо получение субсидий на приобретение жилья посредством Государственного жилищного сертификата по их выбору.

Кроме этого, из материалов дела не следует, что истец был поставлен на учет в первоначально избранном месте жительства - г. "+".

Довод апелляционной жалобы об отсутствии информации о признании Носова В.В. нуждающимся в получении жилых помещений по избранному месту жительства, а также о каких - либо иных решениях жилищной комиссии войсковой части 13991 в отношении Носова В.В. у отдела N 4 ФГУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ, правильность выводов суда не изменяет.

Представленная в материалы дела выписка из списка военнослужащих, уволенных в запас, желающих отселиться за пределы гарнизона на 01 апреля 2004 г., подтверждает, что Носов В.В. гарнизонной жилищной комиссией войсковой части 13991 поставлен на учет с 01 февраля 1999 г. составом семьи из трех человек для получения жилья за пределами гарнизона.

Доказательств обратного ответчиком, в нарушение ст. 56 ГПК РФ, не представлено. При том, что согласно подп. "и" п. 7 Правил учета избрание постоянного места жительства после увольнения с военной службы является самостоятельным основанием признания граждан нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий.

Согласно п. 10 Инструкции от 30 сентября 2010 г. N 1280, военнослужащие, принятые на учет нуждающихся в жилых помещениях до 1 марта 2005 г., сохраняют право состоять на учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные военнослужащие снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным подпунктами "а", "в" - "д" настоящего пункта, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным военнослужащим жилые помещения предоставляются в порядке, установленном настоящей Инструкцией.

Как следует из данной Инструкции, одним из условий получения жилых помещений по договорам социального найма является нахождение в едином реестре военнослужащих, принятых на учет нуждающихся в жилых помещениях, который ведется уполномоченным органом, по отношению к истцу - региональным подразделением - Отделом N 4 ФГУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" МО РФ.

Принимая во внимание, что рапорт истца, направленный в данный орган 05 декабря 2012 г. оставлен без удовлетворения, учитывая наличие оснований нахождения истца в указанном реестре, суд обоснованно обязал Отдел N 4 ФГУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" МО РФ включить Носова В.В. в единый реестр военнослужащих, принятых на учет нуждающихся в жилых помещениях.

Наличие у истца и членов его семьи на праве общей долевой собственности (по ј доли) жилого помещения, площадь которого не отвечает норме предоставления, не влияет на возможность истца состоять в Едином реестре военнослужащих, о чем заявлено исковое требование. Данное обстоятельство будет учтено при непосредственном обеспечении его жилым помещением.

При разрешении спора судом правильно применены к спорным правоотношениям нормы материального права, не допущено нарушений или неправильного применения норм процессуального законодательства, правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, в связи с чем оснований для отмены решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Мирнинского городского суда Архангельской области от 28 февраля 2012 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу отдела N 4 ФГУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации без удовлетворения.

Председательствующий Гаркавенко И.В.

Судьи Корепанова С.В.

Смоленцев М.В.

Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:
файл-рассылка