• по
Более 52000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус


СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ АРХАНГЕЛЬСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 18 октября 2012 года Дело N 33-6003

Судебная коллегия по гражданским делам Архангельского областного суда в составе:

председательствующего судьи Кузнецова Ю.И.,

судей Галкиной Л.Н., Корепановой С.В.,

при секретаре Одоевой И.В.,

с участием прокурора Загвоздиной Н.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании в г.Архангельске дело по апелляционной жалобе заместителя главы администрации МО "Вельское" - Селищевой Г.В., на решение Вельского районного суда Архангельской области от 8 августа 2012 года, которым постановлено:

"иск прокурора Вельского района Архангельской области в интересах Ковалева А.А. и Ковалева А.А. о предоставлении жилого помещения по договору социального найма - удовлетворить.

Обязать администрацию муниципального образования "Вельское" предоставить Ковалеву А.А. и Ковалеву А.А. благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, в виде квартиры, равнозначное ранее занимаемому, общей площадью не менее *** кв.м., расположенное в черте города Вельска Архангельской области, отвечающее санитарно-техническим нормам, с уровнем благоустройства не ниже достигнутого по городу Вельску в двухмесячный срок со дня вступления решения суда в законную силу".

Заслушав доклад судьи областного суда Галкиной Л.Н., судебная коллегияустановила:

прокурор Вельского района Архангельской области в интересах Ковалева Андрея Александровича и Ковалева Александра Александровича обратился в суд с иском к администрации муниципального образования "Вельское" о предоставлении жилого помещения по договору социального найма - однокомнатной квартиры, жилой площадью не менее *** кв.м., отвечающей санитарно-техническим нормам, с уровнем благоустройства не ниже достигнутого по г. Вельску Архангельской области, в двухмесячный срок со дня вступления в законную силу решения суда.

Обосновывает требования тем, что прокуратурой была проведена проверка исполнения жилищного законодательства в МО "Вельское", в ходе которой установлено, что Ковалев А.А. зарегистрирован по месту жительства по адресу: ***. Нанимателем данного жилого помещения ранее являлась ФИО, умершая ***. Ковалев А.А. также был зарегистрирован по данному адресу и снят с регистрационного учета 02 мая 2006 года в связи с осуждением. Согласно акту межведомственной комиссии от 04 декабря 2001 года жилой дом N *** признан непригодным для проживания. Ковалев А.А. с 31 июля 2003 года состоит на учете граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в общей очереди под номером 1 768, а также включен в список граждан, имеющих право на внеочередное получение жилья. Ковалев А.А. с вопросом о постановке на учет, в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий не обращался. Однако до настоящего времени жилое помещение, отвечающее установленным требованиям, в соответствии со ст.ст. 85, 87, 89 Жилищного кодекса Российской Федерации ответчиком истцам не предоставлено.

В судебном заседании помощник прокурора Вельского района Канаев А.И. уточнил исковые требования в части предоставления истцам благоустроенного жилого помещения, в виде квартиры, общей площадью не менее *** кв.м. и просит их удовлетворить по тем же основаниям, ссылаясь на то, что жилой дом N ***, где Ковалевы *** не утратили право пользования жильем, в установленном порядке признан непригодным для проживания, то имеются законные основания для удовлетворения иска.

Ковалевы *** и *** содержатся в исправительных учреждениях УФСИН России, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, что подтверждается распиской. От иска не отказывались, своего представителя в судебное заседание не направили.

Представитель администрации МО "Вельское" Подобаева Т.Г. в судебном заседании иск не признала, пояснив, что дом N *** в муниципальную собственность МО "Вельское" не передавался и на балансе этого муниципального образования не состоит, следовательно у администрации МО "Вельское" не возникло обязанности по предоставлению истцам жилого помещения по договору социального найма. Полагает, что данная обязанность в силу закона подлежит исполнению районным муниципальным образованием.

Суд постановил указанное выше решение, с которым не согласилась представитель администрации МО "Вельское".

В апелляционной жалобе просит решение суда отменить, ссылаясь на то, что в силу Постановления Верховного Совета РФ от 27.12.2991 г. N 3021, спорный дом являлся собственностью МО "Вельский район", правопреемником которого является - МО "Вельский муниципальный район". Однако, судом администрация МО "Вельский муниципальный район" к участию в деле привлечена не была. От МО "Вельский муниципальный район" Законом Архангельской области от 15.03.2007 N 336-16-ОЗ от 15.03.2007 г. был передан не весь жилищный фонд, а отдельные его объекты, спорный жилой дом в собственность МО "Вельское" передан не был.

Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции с учетом изложенных в апелляционной жалобе доводов, заслушав заключение прокурора Загвоздиной Н.А., не согласившейся с доводами жалобы, изучив материалы дела, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно ст. 57 ЖК РФ гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди.

В соответствии со статьей 85 ЖК РФ граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма в случае, если: дом, в котором находится жилое помещение, подлежит сносу; жилое помещение признано непригодным для проживания и др.

В силу ст. 87 ЖК РФ, если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит переводу в нежилое помещение или признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма.

Судом первой инстанции установлено, что Ковалев А.А., *** года рождения, и Ковалев А.А., *** года рождения, проживали по договору социального найма в отдельной квартире - жилом помещении, расположенном по адресу: ***, которое было предоставлено нанимателю ФИО, умершей *** года. В указанное жилое помещение истцы были вселены и зарегистрированы по месту жительства с согласия нанимателя ФИО, что подтверждается копией поквартирной карточки.

Договор социального найма после ее смерти на истцов не переоформлялся.

Согласно поквартирной карточке, истцы были зарегистрированы по месту жительства в названном выше жилом помещении, жилая площадь которого *** кв.м., с *** года. Затем Ковалев А.А. был снят с регистрационного учета *** года в связи с осуждением.

Согласно акту межведомственной комиссии от 04 декабря 2001 года, назначенной постановлением главы администрации МО "Вельский район" от 01 августа 2001 года N 658, жилой дом N *** признан непригодным для проживания (л.д.8).

В настоящее время дом не существует, он снесен, имеется только его фундамент, указанное сторонами по делу не оспаривается.

Таким образом, представленными доказательствами установлено, что жилое помещение, предоставленное Ковалеву А.А. и Ковалеву А.А. по договору социального найма, признано непригодным для проживания, в связи с чем суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о предоставлении им другого равнозначного жилого помещения, взамен непригодного для проживания.

Этот вывод суда мотивирован, соответствует требованиям закона, положениям статей 57, 87 ЖК РФ, которыми правильно руководствовался суд, материалам дела, и основания для признания его неправильным у судебной коллегии отсутствуют.

Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что обязанность по предоставлению истцам жилого помещения взамен непригодного для проживания, должна быть возложена на администрацию муниципального образования "Вельское".

Судебная коллегия с данным выводом суда соглашается, поскольку он основан на законе и обстоятельствах дела.

Постановлением ВС РФ от 27.12.1991 N 3020-1 (ред. от 24.12.1993) "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" объекты государственной собственности, указанные в Приложении 3 к настоящему Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, переданы в муниципальную собственность городов и районов.

В соответствии с указанным приложением к объектам муниципальной собственности отнесен жилищный и нежилой фонд, находящийся в управлении исполнительных органов местных Советов народных депутатов (местной администрации), в том числе здания и строения, ранее переданные ими в ведение (на баланс) другим юридическим лицам.

В силу п. 1 Указа Президента Российской Федерации от 22.12.1993 N 2265 "О гарантиях местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления самостоятельно утверждают перечень объектов (имущества), составляющих муниципальную собственность в соответствии с приложением N 3 к постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность".

Суд первой инстанции правильно пришел к правильному выводу о том, что спорный объект относится к муниципальной собственности, в силу положений названного выше Постановления Верховного Совета Российской Федерации, независимо оформлено ли это в установленном порядке.

Доводы жалобы о том, что спорный жилой дом в собственность МО "Вельское" передан не был, в связи с чем обязанность по предоставлению жилого помещения должна быть возложена на МО "Вельский муниципальный район" как правопреемника МО "Вельский район", несостоятельны в силу следующего.

Вопросы передачи и порядок разграничения объектов муниципальной собственности между муниципальным районом Архангельской области и поселением Архангельской области, в частности, между муниципальным образованием "Вельский муниципальный район" и муниципальным образованиями "Вельское", урегулированы Законом Архангельской области от 15.03.2007 N 336-16-ОЗ.

На основании ст. 1 Закона Архангельской области от 15.03.2007 N 336-16-ОЗ "О разграничении объектов муниципальной собственности между муниципальным образованием "Вельский муниципальный район" Архангельской области и муниципальными образованиями "Вельское", "Солгинское", "Усть-Вельское" Архангельской области" утвержден перечень объектов муниципальной собственности муниципального образования "Вельский муниципальный район" Архангельской области, передаваемых в собственность муниципального образования "Вельское" Архангельской области в соответствии с Приложениями N 1, 1.1, 1.2, 1.3, 1.4 к настоящему закону.

Как следует из Приложения N 1 в собственность муниципального образования "Вельское" Архангельской области переданы, в том числе дома *** по ул. ***.

В тоже время актом межведомственной комиссии от 23 декабря 2008 года, назначенной распоряжением главы МО "Вельское" N112-р от 31 мая 2006 года, дом N. *** признан не пригодным для проживания. Данный акт утвержден главой МО "Вельское".

В силу ст. 14 ЖК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания.

Согласно ч. 1 п. 7 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 N 47, признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в настоящем Положении требованиям.

Орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда. В состав комиссии включаются представители этого органа местного самоуправления. Председателем комиссии назначается должностное лицо указанного органа местного самоуправления (ч. 4 п. 7 Положения).

Как следует из вышеуказанного акта, межведомственной комиссией исследовался только фундамент дома, поскольку дом фактически не существует, вынесено решение об использовании фундамента для строительства дома, то есть орган местного самоуправления МО "Вельское" фактически распорядился названным имуществом. Указанные действия свидетельствуют о признании МО "Вельское" данного имущества своим.

В соответствии с п.1 ст.7 Устава МО "Вельское" к вопросам местного значения Вельского городского поселения относится обеспечение малоимущих граждан, проживающих в Вельском городском поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства.

При указанных обстоятельствах вывод суда о возложении на МО "Вельское" обязанности по предоставлению жилого помещения является правильным, по данным основаниям у суда не имелось оснований привлекать к участию в деле МО "Вельский муниципальный район"

С учетом изложенного, обстоятельства, имеющие значение для дела, судом определены верно, материальный закон применен правильно, не допущено нарушений процессуального законодательства, проверены все доводы сторон и дана надлежащая оценка представленным доказательствам, поэтому судебная коллегия оснований для отмены решения суда не находит.

Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Вельского районного суда Архангельской области от 8 августа 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу заместителя главы администрации МО "Вельское" - Селищевой Г.В., без удовлетворения.

Председательствующий Ю.И.Кузнецов

Судьи Л.Н. Галкина

С.В. Корепанова



Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:
файл-рассылка

Номер документа: 33-6003
Дата принятия: 18 октября 2012

Поиск в тексте