СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ АРХАНГЕЛЬСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 18 октября 2012 года Дело N 33-6007

Судебная коллегия по гражданским делам Архангельского областного суда в составе:

председательствующего Гудушина Н.Б.,

судей: Галкиной Л.Н., Корепановой С.В.

при секретаре Одоевой И.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании в г.Архангельске 18 октября 2012 года дело по апелляционной жалобе администрации муниципального образования "Алексеевское" на решение Красноборского районного суда Архангельской области от 03 августа 2012 года, по которому постановлено:

"Заявление прокурора Красноборского района удовлетворить частично.

Признать бездействие межведомственной комиссии администрации МО "Алексеевское" в части не принятия решения по заключению Государственной жилищной комиссии Архангельской области от 05.05.2012 года в соответствии с Положением о признании помещения жилым помещения, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным постановлением Правительства РФ N47 от 28 января 2006 года.

Обязать межведомственную комиссию администрации МО "Алексеевское" принять решение по заключению Государственной жилищной инспекции Архангельской области от 05.05.2012 года в соответствии с Положением о признании помещения жилым помещения, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным постановлением Правительства РФ N47 от 28 января 2006 года.

Межведомственной комиссии администрации МО "Алексеевское" в течение 30 дней со дня вступления настоящего решения в законную силу устранить в полном объеме допущенное нарушение.

В удовлетворении требований к администрации МО "Алексеевское" прокурору Красноборского района отказать.

По вступлению решения суда в законную силу его копия в трехдневный срок подлежит направлению в межведомственную комиссию администрации МО "Алексеевское" для устранения допущенного нарушения закона.

Об исполнении решения суда межведомственной комиссией должно быть сообщено в суд и гражданину не позднее, чем в течении месяца со дня получения решения.".

Заслушав доклад судьи Гудушина Н.Б., судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

прокурор Красноборского района обратился в суд в защиту жилищных прав гражданина Митина Б.Н. обратился в суд с заявлением о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования "Алексеевское" (далее - администрация МО "Алексеевское"), межведомственной комиссии администрации муниципального образования "Алексеевское" (далее - межведомственная комиссия МО "Алексеевское").

В обоснование заявления указал, что по результатам проверки государственной жилищной инспекцией Архангельской области выявлено, что жилой дом N+ по улице + в д+. Красноборского района Архангельской области имеет разрушения ряда конструкций, в связи с чем в адрес администрации МО "Алексеевское" направлено заключение о техническом состоянии дома для рассмотрения и принятия решения о признании дома аварийным и подлежащим сносу. До настоящего времени межведомственной комиссией МО "Алексеевское" не принято какого-либо решения предусмотренного п. 47 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, чем нарушаются права Митина Б.Н., а так же неопределенного круга лиц.

В ходе рассмотрения дела прокурора требования уточнил, просил признать незаконными бездействие администрации МО "Алексеевское" и межведомственной комиссии администрации МО "Алексеевское" в части непринятия решения по заключению государственной жилищной инспекции по Архангельской области от 05.05.2012 в соответствии с Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, и обязать МО "Алексеевское", межведомственную комиссию МО "Алексеевское" принять такое решение.

В судебном заседании прокурор Кузнецов А.Н. требования поддержал по тем же основаниям. Пояснил, что требования заявлены так же в интересах неопределенного круга лиц.

Митин Б.Н. в судебном заседании пояснил, что в настоящее время нарушения его прав нет.

Представители заинтересованных лиц администрации МО "Алексеевское" Козачек О.В., Капустина Н.М., межведомственной комиссии администрации МО "Алексеевское" Подволоцкий В.Р. требования не признали.

Представитель государственной жилищной инспекции Архангельской области в судебное заседание не явился.

Суд вынес указанное выше решение, с которым не согласилась администрация МО "Алексеевское", просит его отменить и прекратить производство по делу. В обоснование доводов жалобы глава муниципального образования Козачек О.В. ссылается на то, что межведомственная комиссия не является юридическим лицом и не может участвовать в деле в качестве заинтересованного лица. Заявленные требования не могут быть рассмотрены в соответствии со статьей 254 ГПК РФ.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав прокурора Архангельской областной прокуратуры Загвоздину Н.А., полагавшую жалобу оставить без удовлетворения, судебная коллегия приходит к следующему.

В силу положений части 1 статьи 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

В соответствии со статьей 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

На основании части 1 статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в порядке, предусмотренном главой 25 ГПК РФ, за защитой прав и свобод конкретного гражданина об оспаривании решений, действий (бездействия), в результате которых для него наступили последствия, названные в статье 255 ГПК РФ, при условии, что гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд, а также в защиту прав и свобод неопределенного круга лиц, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, если такими решениями, действиями (бездействием) нарушены права и свободы этих лиц, созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод или на них незаконно возложена какая-либо обязанность.

По делу установлено, что многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: Архангельская область, Красноборский район, д+., ул+., д+. находится находиться на территории МО "Алексеевское".

30 января 2012 года жители многоквартирного жилого дома обращались в администрацию МО "Алексеевское" с заявлением о проведении обследования дома в связи с его ветхим состоянием.

21 марта 2012 года Митин Б.Н. обратился к прокурору Красноборского района с заявлением о проведении проверки законности действий администрации МО "Алексеевское" по разрешению обращений по вопросу обследования дома на предмет пригодности для проживания.

05 мая 2012 года государственной жилищной инспекцией Архангельской области на основании требования прокурора составлено заключение NА-05/02-19/37 о техническом состоянии строительных конструкций указанного дома, из которого следует, что в доме выявлена неравномерная осадка и разрушение фундамента дома и печей; неисправность наружных и внутренних стен здания; неисправность кровельного покрытия; неисправность перекрытий; поражение гнилью полов, просадки, щели, стертость досок; неплотности по периметру оконных и дверных коробок; зазоры в притворах переплетов и дверей; загнивание и коробление элементов заполнений, ослабление сопряжений в узлах переплетов и верных полотен, щели в соединениях отдельных элементов между собой, перекос дверных коробок; неисправность отопительных печей и печных труб; потеря эластичности изоляции электропроводки.

В тот же день указанное заключение направлено в администрацию МО "Алексеевское" для рассмотрения на заседании межведомственной комиссии.

Письмом от 21 мая 2012 года администрация МО "Алексеевское" сообщила государственной жилищной инспекции Архангельской области, что заключение NА-05/02-19/37 не является основанием для признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу.

Согласно заключению межведомственной комиссии администрации МО "Алексеевское" N 30 от 01 августа 2012 года по результатам рассмотрения заключения государственной жилищной инспекции Архангельской области принято решение о необходимости представления в комиссию собственников жилого дома необходимых документов, в том числе заключения специализированной организации об аварийном состоянии дома и необходимости его сноса, рекомендовано администрации МО "Алексеевское" запросить в жилищной инспекции Архангельской области нормативно-правовые акты на ее полномочия в части обследования многоквартирного жилого дома и признания его аварийным и подлежащим сносу, после предоставления указанных документов и заключения комиссия примет окончательное решение.

Удовлетворяя требования прокурора, суд пришел к выводу о бездействии межведомственной комиссии в части не принятия решения по заключению государственной жилищной инспекции Архангельской области от 05.05.2012 года в соответствии с Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

Оснований не согласиться с такими выводами суда первой инстанции у судебной коллегии не имеется.

В силу части 4 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.

Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийными подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года N47, предусмотрены основания и порядок признания жилых помещений непригодными для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

Пунктом 7 указанного Положения установлено, что признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях (далее - комиссия), на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в настоящем Положении требованиям. Орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда. В состав комиссии включаются представители этого органа местного самоуправления. Председателем комиссии назначается должностное лицо указанного органа местного самоуправления.

В соответствии с п. 45 Положения для рассмотрения вопроса о пригодности (непригодности) помещения для проживания и признания многоквартирного дома аварийным заявитель представляет в комиссию вместе с заявлением следующие документы:

нотариально заверенные копии правоустанавливающих документов на жилое помещение;

план жилого помещения с его техническим паспортом, а для нежилого помещения - проект реконструкции нежилого помещения для признания его в дальнейшем жилым помещением.

Для признания многоквартирного дома аварийным также представляется заключение специализированной организации, проводящей обследование этого дома.

По усмотрению заявителя также могут быть представлены заявления, письма, жалобы граждан на неудовлетворительные условия проживания.

В случае если заявителем выступает орган, уполномоченный на проведение государственного контроля и надзора, в комиссию представляется заключение этого органа, после рассмотрения которого комиссия предлагает собственнику помещения представить указанные документы.

Согласно п.46 Положения комиссия рассматривает поступившее заявление или заключение органа, уполномоченного на проведение государственного контроля и надзора, в течение 30 дней с даты регистрации и принимает решение (в виде заключения), указанное в пункте 47 настоящего Положения, либо решение о проведении дополнительного обследования оцениваемого помещения.

В ходе работы комиссия вправе назначить дополнительные обследования и испытания, результаты которых приобщаются к документам, ранее представленным на рассмотрение комиссии.

Распоряжением временно исполняющего обязанности главы МО "Алексеевское" от 25 апреля 2012 года N77р утвержден состав межведомственной комиссии администрации МО "Алексеевское" по обследованию муниципального жилищного фонда.

На основании положения о государственной жилищной инспекции Архангельской области, утвержденного постановлением Администрации Архангельской области 07.06.2007 N110-па, инспекция является уполномоченным исполнительным органом государственной власти Архангельской области в сфере регионального государственного жилищного надзора.

Таким образом, получив заключение государственной жилищной инспекции Архангельской области, межведомственная комиссия обязана была в течение 30 дней принять решение (в виде заключения), указанное в пункте 47 настоящего Положения, либо решение о проведении дополнительного обследования оцениваемого помещения.

Между тем, предусмотренное п. 47 Положения решение межведомственной комиссией МО "Алексеевское" не принято.

Не свидетельствует об исполнении такой обязанности принятие другого решения - заключения межведомственной комиссии администрации МО "Алексеевское" N 30 от 01 августа 2012 года.

Является несостоятельной ссылка заявителя на то, что межведомственная комиссия не может выступать заинтересованным лицом, на нее не может быть возложена обязанность по принятию требуемого решения.

В соответствии с пунктом 7 Положения уполномоченным органом, к компетенции которого относится признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, является межведомственная комиссия, порядок создания которой урегулирован данной нормой.

Таким образом, решение вопроса о признании жилых помещений непригодными для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции действующее законодательство относит к исключительной компетенции межведомственной комиссии, создаваемой в зависимости от принадлежности жилого дома к соответствующему жилищному фонду федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.

Следовательно, граждане, а также прокурор в пределах предоставленных ему полномочий вправе оспорить в суде бездействие межведомственной комиссии связанное с разрешением вопросов о признании жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

По смыслу статьи 255 ГПК РФ бездействие органа, наделенного публичными функциями по вопросам признания жилых помещений непригодными для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, могут быть оспорены в порядке главы 25 ГПК РФ, вне зависимости от наделения такого органа статусом юридического лица, что обусловлено особенностями рассмотрения и разрешения дел, возникающих из публичных правоотношений.

Предусмотренных ст.330 ГПК РФ оснований для отмены судебного решения не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а :

решение Красноборского районного суда Архангельской области от 03 августа 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации муниципального образования "Алексеевское" - без удовлетворения.

Председательствующий Н.Б. Гудушин

Судьи Л.Н. Галкина

С.В. Корепанова



Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:
файл-рассылка