• по
Более 56000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус


СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ АРХАНГЕЛЬСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 27 сентября 2012 года Дело N 33-5552

Судебная коллегия по гражданским делам Архангельского областного суда в составе:

председательствующего Гудушина Н.Б.,

судей: Брагина А.А., Рассошенко Н.П.,

при секретаре Одоевой И.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Архангельске 27 сентября 2012 года дело по апелляционной жалобе администрации муниципального образования "Алексеевское" на решение Красноборского районного суда Архангельской области от 23 июля 2012 года, которым с учетом определения суда об исправлении описки от 07 августа 2012 года постановлено:

"Иск прокурора Архангельской межрайонной природоохранной прокуратуры, поданный в интересах неопределенного круга лиц, к администрации муниципального образования "Алексеевское" об обязании устранить нарушения природоохранного законодательства удовлетворить.

Обязать администрацию муниципального образования "Алексеевское" устранить нарушения природоохранного законодательства:

1) благоустроить территории первого пояса зоны санитарной охраны скважины школьной котельной, имеющей инвентарный номер 178, находящейся в с. Красноборске, на улице Плакидина, дом 26 "а", и скважины на стадионе, имеющей инвентарный номер 180, находящейся в с. Красноборске, на улице Пионерской, дом 21 "а" (ограждение территории забором, планировка для отвода поверхностного стока за пределы первого пояса зоны санитарной охраны, отсыпка дорожек), в соответствии с пунктами 2.4.2, 3.2.1.1, 3.2.1.2, 3.2.1.3 СанПиН 2.1.4.1110-02 в срок до 01 февраля 2013 года;

2) разработать Генеральную схему очистки населенных пунктов муниципального образования "Алексеевское" в соответствии с п. 1.2 СанПиН 42-128-4690-88 в срок до 01 декабря 2012 года".

Заслушав доклад судьи Гудушина Н.Б., судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

прокурор Архангельской межрайонной природоохранной прокуратуры в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с заявлением к администрации муниципального образования "Алексеевское" (далее - администрация МО "Алексеевское") о понуждении устранить нарушения природоохранного законодательства при содержании источников питьевого водоснабжения. Указал, что в ходе проверки было установлено нарушение правил благоустройства территории в границах первого пояса зоны санитарной охраны скважин водоснабжения. Генеральная схема очистки населенных пунктов муниципального образования, утвержденная представительным органом местной власти, отсутствует.

В судебном заседании прокурор Юрьева Т.Н. уточненные требования поддержала.

Представитель администрации МО "Алексеевское" Капустина Н.М. требования признала. Просила установить срок для проведения благоустройства территорий источников водоснабжения до 01 июня 2013 года и для разработки Генеральной схемы очистки населенных пунктов муниципального образования до 31 декабря 2013 года.

Представитель МУП "Алексеевское" Калганов А.Н. с требованиями согласился, просит продлить сроки устранения нарушений природоохранного законодательства по благоустройству территорий источников водоснабжения до 31 августа 2013 года.

Представитель МП "Наш дом" в судебное заседание не явился. В представленном отзыве с требованиями не согласился.

Представитель Управления Роспотребнадзора по Архангельской области в судебное заседание не явился. В отзыве требования прокурора поддержал.

Суд вынес указанное решение, с которым не согласилась администрация МО "Алексеевское". В апелляционной жалобе глава муниципального образования Козачёк О.В. просит решение суда отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении заявления. Ссылается на то, что действующим законодательством на администрацию МО "Алексеевское не возлагаются обязанности по разработке генеральной схемы очистки населенных пунктов. Требования заявлены к ненадлежащему лицу. К участию в деле не привлечена администрация МО "Красноборский муниципальный район", к полномочиям которой относится разработка генерального плана очистки. Генеральная схема очистки разрабатывается только при расчетной численности населения 10 000 человек, как правило, в составе генерального плана поселения. Расходы на составление генерального плана очистки территории не запланированы в бюджете.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав прокурора Архангельской межрайонной природоохранной прокуратуры Матвееву Ю.В., полагавшую отказать в удовлетворении жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии со ст. 42 Конституции РФ каждому гарантировано право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" организация в границах поселения водоснабжения населения, водоотведения является полномочием поселения.

Согласно ч. 1 и 2 ст. 43 Водного кодекса РФ для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения должны использоваться защищенные от загрязнения и засорения поверхностные водные объекты и подземные водные объекты, пригодность которых для указанных целей определяется на основании санитарно-эпидемиологических заключений. Для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.

В соответствии с п. 1.4 СанПиН 2.1.4.1110-02 "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения" (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 14.03.2002 N 10) зоны санитарной охраны (ЗСО) организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду, как из поверхностных, так и из подземных источников.

На основании п.1.5 СанПиН 2.1.4.1110-02 ЗСО организуются в составе трех поясов: первый пояс (строгого режима) включает территорию расположения водозаборов, площадок всех водопроводных сооружений и водопроводящего канала. Его назначение - защита места водозабора и водозаборных сооружений от случайного или умышленного загрязнения и повреждения. Второй и третий пояса (пояса ограничений) включают территорию, предназначенную для предупреждения загрязнения воды источников водоснабжения.

В силу пунктов 3.2.1.1, 3.2.1.2, 3.2.1.3 СанПиН 2.1.4.1110-02 территория первого пояса ЗСО должна быть спланирована для отвода поверхностного стока за ее пределы, озеленена, ограждена и обеспечена охраной. Дорожки к сооружениям должны иметь твердое покрытие. Не допускается посадка высокоствольных деревьев, все виды строительства, не имеющие непосредственного отношения к эксплуатации, реконструкции и расширению водопроводных сооружений, в том числе прокладка трубопроводов различного назначения, размещение жилых и хозяйственно - бытовых зданий, проживание людей, применение ядохимикатов и удобрений. Здания должны быть оборудованы канализацией с отведением сточных вод в ближайшую систему бытовой или производственной канализации или на местные станции очистных сооружений, расположенные за пределами первого пояса ЗСО с учетом санитарного режима на территории второго пояса.

Судом установлено, что в собственности МО "Алексеевское" находятся скважины, располагающиеся в с. Красноборске, ул. Плакидина, д. 26 "а" и ул. Пионерская, д. 21 "а".

Указанные скважины содержаться с нарушением требований природоохранного законодательства, что ответчиком не оспаривается и подтверждается материалами дела.

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу об обязанности МО "Алексеевское" благоустроить территорию первого пояса зоны санитарной охраны скважин, установил срок до 01 февраля 2013 года.

Правильность решения суда в указанной части сомнений не вызывает, апелляционная жалоба не содержит доводов, опровергающих выводы суда.

Что касается удовлетворения требования об обязании администрации МО "Алексеевское" разработать генеральную схему очистки населенных пунктов МО "Алексеевское" до 01 декабря 2012 года, то производство по делу в этой части подлежит прекращению.

В соответствии с абзацем вторым ст. 220 ГПК РФ суд прекращает производство по делу в случае, если дело не подлежит рассмотрению и разрешению в суде в порядке гражданского судопроизводства по основаниям, предусмотренным п. 1 части первой ст. 134 настоящего Кодекса.

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 134 ГПК РФ судья отказывает в принятии искового заявления в случае, если заявление не подлежит рассмотрению и разрешению в порядке гражданского судопроизводства, поскольку заявление рассматривается и разрешается в ином судебном порядке.

В соответствии со ст. 12 Конституции Российской Федерации и ст. 2 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти и осуществляют свою деятельность самостоятельно в пределах своих полномочий и под свою ответственность.

Статьей 15 названного Закона предусмотрено, что представительный орган местного самоуправления в пределах своих полномочий принимает нормативные правовые акты по вопросам местного значения.

Из смысла указанных положений закона следует, что только органы местного самоуправления наделены полномочиями по принятию соответствующих нормативных правовых актов по вопросам местного значения. Иные государственные органы и ветви власти не вправе вмешиваться в указанную деятельность.

Поскольку генеральная схема очистки населенных пунктов муниципального образования разрабатывается и утверждается в установленном порядке уполномоченным органом местного самоуправления, устанавливает правовые нормы, обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитана на неоднократное применение, то она обладает признаками нормативного правового акта, на что указывает и прокурор.

Возложение на администрацию муниципального образования обязанности разработать генеральную схему очистки населенных пунктов, по мнению судебной коллегии, являлось бы вмешательством суда в нормотворческую деятельность органа местного самоуправления и нарушением конституционного принципа разделения властей (статья 10 Конституции Российской Федерации), что на основании вышеуказанных положений закона недопустимо.

Руководствуясь статьей 328 ГПК РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

решение Красноборского районного суда Архангельской области от 23 июля 2012 года отменить в части обязания администрации муниципального образования "Алексеевское" разработать генеральную схему очистки населенных пунктов муниципального образования "Алексеевское" в соответствии с п. 1.2 СанПиН 42-128-4690-88, производство по делу в этой части прекратить.

В остальной части решение суда оставить без изменения.

Председательствующий Н.Б. Гудушин

Судьи А.А.Брагин

Н.П. Рассошенко


Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:
файл-рассылка

Номер документа: 33-5552
Дата принятия: 27 сентября 2012

Поиск в тексте