СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО УГОЛОВНЫМ ДЕЛАМ КАЛУЖСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 17 июля 2012 года Дело N ук-22-1071/2012

Судья Голубева Е.Г. Дело N УК-22-1071/2012

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Калуга 17 июля 2012 года

Судебная коллегия по уголовным делам Калужского областного суда в составе:

председательствующего БУКОВСКОГО Г.А.

судей КИРСАНОВА Д.А., ХОХЛОВА А.Н.

при секретаре Тимошиной Р.Т.

рассмотрела в судебном заседании материал по кассационной жалобе осужденного

МАКАРОВА А.Б., родившегося "…" года в г. "…",

на постановление Дзержинского районного суда Калужской области от 11 мая 2012 года о приведении приговоров в соответствие с действующим законодательством.

Заслушав доклад судьи Хохлова А.Н. и мнение прокурора Паршиковой Ю.С., полагавшей постановление суда изменить, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

приговором Калужского районного суда Калужской области от 01 марта 2002 года с учетом изменений, внесенных постановлением Дзержинского районного суда Калужской области от 02 февраля 2011 года, Макаров А.Б. осужден по пп. "а", "в", "г" ч.2 ст.158 УК РФ (в редакции Федерального закона от 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ) к 3 годам лишения свободы, по ч.3 ст.30, п. "г" ч.2 ст.161 УК РФ (в редакции Федерального закона от 08 декабря 2003 г. N 162-ФЗ) к 3 годам лишения свободы. На основании ч.3 ст.69 УК РФ по совокупности преступлений путем частичного сложения назначенных наказаний окончательно назначено наказание в виде 3 лет 1 месяца лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима.

Приговором Калужского районного суда Калужской области от 05 декабря 2005 года Макаров А.Б. осужден по п. "в" ч.4 ст.162 УК РФ к 8 годам 6 месяцам лишения свободы. На основании ст.70 УК РФ по совокупности приговоров путем частичного присоединения к наказанию, назначенному по настоящему приговору, неотбытой части наказания по приговору Калужского районного суда Калужской области от 01 марта 2002 года окончательно назначено наказание в виде 9 лет 6 месяцев лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.

Осужденный Макаров А.Б. обратился в Дзержинский районный суд Калужской области с ходатайством о приведении приговоров в соответствие с действующим законодательством и смягчении наказания вследствие издания уголовного закона, имеющего обратную силу.

Обжалуемым постановлением суда ходатайство осужденного удовлетворено частично.

Постановлено приговоры привести в соответствие с действующим законодательством.

По приговору Калужского районного суда Калужской области от 01 марта 2002 года считать Макарова А.Б. осужденным по пп. "а", "в", "г" ч.2 ст.158 УК РФ (в редакции Федерального закона от 07 марта 2011 г. N 26-ФЗ) к 2 годам 11 месяцам лишения свободы, по ч.3 ст.30, п. "г" ч.2 ст.161 УК РФ (в редакции Федерального закона от 07 марта 2011 г. N 26-ФЗ) к 2 годам 11 месяцам лишения свободы. На основании ч.3 ст.69 УК РФ по совокупности преступлений путем частичного сложения наказаний назначить Макарову А.Б. наказание в виде 3 лет лишения свободы.

По приговору Калужского районного суда Калужской области от 05 декабря 2005 года считать Макарова А.Б. осужденным по п. "в" ч.4 ст.162 УК РФ (в редакции Федерального закона от 08 декабря 2003 г. N 162-ФЗ) к 8 годам 6 месяцам лишения свободы. На основании ст.70 УК РФ к назначенному наказанию присоединить часть наказания, не отбытого по приговору Калужского районного суда Калужской области от 01 марта 2002 года, и окончательно назначить наказание в виде 9 лет 4 месяцев лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.

В кассационной жалобе осужденный Макаров А.Б. просит отменить постановление суда и смягчить назначенное ему наказание, указывая, что выводы суда противоречат фактическим обстоятельствам дела, поскольку снижение ему срока наказания на два месяца лишения свободы не может рассматриваться как существенное и справедливое. Считает, что судом при вынесении постановления не учтены изменения, внесенные новым законом в ст.69 УК РФ, а решение суда является необъективным, формальным и незаконным.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия находит постановление суда подлежащим изменению по основанию, предусмотренному п.3 ч.1 ст.379, ст.382 УПК РФ, в связи с неправильным применением уголовного закона.

В соответствии с п.13 ст.397 УПК РФ суд рассматривает вопросы, связанные с исполнением приговора, в том числе вопрос об освобождении от наказания или о смягчении наказания вследствие издания уголовного закона, имеющего обратную силу, в соответствии со статьей 10 УК РФ.

Согласно ст.9 УК РФ преступность и наказуемость деяния определяются уголовным законом, действовавшим во время совершения этого деяния.

В силу ст.10 УК РФ уголовный закон, устраняющий преступность деяния, смягчающий наказание или иным образом улучшающий положение лица, совершившего преступление, имеет обратную силу, то есть распространяется на лиц, совершивших соответствующие деяния до вступления такого закона в силу, в том числе на лиц, отбывающих наказание или отбывших наказание, но имеющих судимость. Если новый уголовный закон смягчает наказание за деяние, которое отбывается лицом, то это наказание подлежит сокращению в пределах, предусмотренных новым уголовным законом.

Федеральным законом от 07 марта 2011 г. N 26-ФЗ "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации" в часть 2 статьи 158 УК РФ и часть 2 ст.161 УК РФ внесены изменения, смягчающие наказание, предусмотренное санкциями названных статей.

Как правильно установлено судом первой инстанции, изменения, внесенные названным Федеральным законом, улучшают положение лица, совершившего преступления, а потому они имеют обратную силу и, следовательно, распространяются на действия осужденного Макарова А.Б., совершенные им до вступления этого закона в силу.

Вместе с тем, приводя приговор Калужского районного суда Калужской области от 01 марта 2002 года в отношении Макарова А.Б. в соответствие с действующим законодательством в части его осуждения за преступление, предусмотренное пп. "а", "в", "г" ч.2 ст.158 УК РФ (в редакции Федерального закона от 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ), суд необоснованно переквалифицировал действия Макарова А.Б. на пп. "а", "в", "г" ч.2 ст.158 УК РФ (в редакции Федерального закона от 07 марта 2011 г. N 26-ФЗ), поскольку квалифицированный состав кражи - "с незаконным проникновением в жилище", предусмотренный п. "в" ч.2 ст.158 УК РФ (в редакции Федерального закона от 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ), по которому был осужден Макаров А.Б., относился к категории тяжких преступлений и не утратил свою силу в связи с изменениями в законодательстве. Вместе с тем часть 2 статьи 158 УК РФ (в редакции Федерального закона от 07 марта 2011 г. N 26-ФЗ), на которую суд переквалифицировал действия Макарова А.Б., не предусматривает ответственность за кражу, совершенную с незаконным проникновением в жилище, и относится к категории преступлений средней тяжести.

Названные нарушения закона не влекут отмену постановления суда, поскольку по смыслу ст.360 УПК РФ при рассмотрении дела судом кассационной инстанции не допускается внесение в судебное решение каких-либо изменений, влекущих за собой ухудшение положения осужденного, в том числе связанных с применением уголовного закона о более тяжком преступлении.

Кроме того, п. "г" ч.2 ст.158 УК РФ (в редакции Федерального закона от 07 марта 2011 г. N 26-ФЗ), по которому в том числе суд квалифицировал действия Макарова А.Б., предусматривает уголовную ответственность за кражу, совершенную из одежды, сумки или другой ручной клади, находившихся при потерпевшем, однако Макаров А.Б. названным приговором за такое преступление не осуждался. В связи с чем этот пункт подлежит исключению из постановления суда.

Учитывая изложенное, из новой юридической оценки действий осужденного Макарова А.Б., изложенной в обжалуемом постановлении суда, подлежит исключению квалифицирующий признак кражи - "из одежды, сумки или другой ручной клади, находившихся при потерпевшем", предусмотренный п. "г" ч.2 ст. 158 УК РФ (в редакции Федерального закона от 07 марта 2011 г. N 26-ФЗ).

В связи с этим судебная коллегия считает необходимым переквалифицировать действия Макарова А.Б. с пп. "а", "в", "г" ч.2 ст.158 УК РФ (в редакции Федерального закона от 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ) на пп. "а", "в" ч.2 ст.158 УК РФ (в редакции Федерального закона от 07 марта 2011 г. N 26-ФЗ) и с учетом указанных обстоятельств, а также уменьшения объема обвинения, смягчить назначенное ему наказание по этой норме закона.

При переквалификации действий Макарова А.Б. на пп. "а", "в" ч.2 ст.158 УК РФ (в редакции Федерального закона от 07 марта 2011 г. N 26-ФЗ) изменилась категория преступления, за которое осужден Макаров А.Б., с категории тяжкого преступления на категорию преступления средней тяжести.

Федеральным законом от 07 декабря 2011 г. N 420-ФЗ "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" в часть 2 статьи 69 УК РФ внесены изменения, согласно которым, если все преступления, совершенные по совокупности, являются преступлениями небольшой или средней тяжести, либо приготовлением к тяжкому или особо тяжкому преступлению, либо покушением на тяжкое или особо тяжкое преступление, окончательное наказание назначается путем поглощения менее строгого наказания более строгим либо путем частичного или полного сложения назначенных наказаний.

Названная норма закона, изменившая принцип назначения наказания по совокупности преступлений, улучшает положение осужденного по сравнению с требованиями ч.3 ст.69 УК РФ, которую суд применил при назначении Макарову А.Б. окончательного наказания по совокупности преступлений по приговору Калужского районного суда Калужской области от 01 марта 2002 года.

Согласно правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 20 апреля 2006 г. N 4-П, часть 2 статьи 10 УК РФ по конституционно-правовому смыслу содержащейся в ней нормы предполагает в системе действующего уголовно-процессуального регулирования сокращение назначенного осужденному наказания в связи с изданием нового уголовного закона, смягчающего ответственность за совершенное им преступление, в пределах, предусмотренных нормами как Особенной части, так и Общей части УК РФ.

Вместе с тем суд, приводя приговор Калужского районного суда Калужской области от 01 марта 2002 года в отношении Макарова А.Б. в соответствие с действующим законодательством, необоснованно указал, что редакция Федерального закона от 07 декабря 2011 г. N 420-ФЗ не улучшает положение осужденного, и не применил при назначении ему окончательного наказания по совокупности преступлений положения ч.2 ст.69 УК РФ (в редакции Федерального закона от 07 декабря 2011 г. N 420-ФЗ).

При таких обстоятельствах, учитывая, что действия Макарова А.Б. по названному приговору переквалифицированы на преступление, относящееся к категории средней тяжести, а также он осужден по этому приговору за покушение на совершение тяжкого преступления, судебная коллегия в силу ст.10 УК РФ считает необходимым изменить порядок назначения наказания Макарову А.Б. по совокупности названных преступлений, применив вместо положений ч.3 ст.69 УК РФ положения ч.2 ст.69 УК РФ (в редакции Федерального закона от 07 декабря 2011 г. N 420-ФЗ), и назначить Макарову А.Б. окончательное наказание по совокупности преступлений путем поглощения менее строгого наказания более строгим.

С учетом внесенных изменений судебная коллегия находит, что окончательное наказание, назначенное осужденному Макарову А.Б. по совокупности приговоров Калужского районного суда Калужской области от 05 декабря 2005 года и от 01 марта 2002 года по правилам ст.70 УК РФ, подлежит смягчению.

Нарушений уголовно-процессуального закона, влекущих отмену постановления суда, по делу не допущено.

Учитывая изложенное и руководствуясь ст.ст. 377, 378 и 388 УПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

постановление Дзержинского районного суда Калужской области от 11 мая 2012 года в отношении МАКАРОВА А.Б. изменить.

По приговору Калужского районного суда Калужской области от 01 марта 2002 года действия Макарова А.Б. переквалифицировать с пп. "а", "в", "г" ч.2 ст.158 УК РФ (в редакции Федерального закона от 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ) на пп. "а", "в" ч.2 ст.158 УК РФ (в редакции Федерального закона от 07 марта 2011 г. N 26-ФЗ), по которой назначить наказание в виде 2 лет 10 месяцев лишения свободы.

На основании ч.2 ст.69 УК РФ (в редакции Федерального закона от 07 декабря 2011 г. N 420-ФЗ) по совокупности преступлений, предусмотренных пп. "а", "в" ч.2 ст.158 УК РФ (в редакции Федерального закона от 07 марта 2011 г. N 26-ФЗ) и ч.3 ст.30, п. "г" ч.2 ст.161 УК РФ (в редакции Федерального закона от 07 марта 2011 г. N 26-ФЗ), путем поглощения менее строгого наказания более строгим окончательно назначить Макарову А.Б. наказание в виде 2 лет 11 месяцев лишения свободы.

По приговору Калужского районного суда Калужской области от 05 декабря 2005 года на основании ст.70 УК РФ по совокупности приговоров путем частичного присоединения к наказанию, назначенному по настоящему приговору, неотбытой части наказания по приговору Калужского районного суда Калужской области от 01 марта 2002 года окончательно назначить Макарову А.Б. наказание в виде 9 лет 3 месяцев лишения свободы.

В остальном постановление о нем оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:
файл-рассылка