• по
Более 59000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус

 
СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ МУРМАНСКОГО СУДА
 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
 

от 08 февраля 2012 года Дело N 33-323
 

г. Мурманск

08 февраля 2012 года

Судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда в составе:

председательствующего

Синицы А.П.

судей

Кутовской Н.А.

Устинович С.Е.

при секретаре

Благополучной Е.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по заявлению Куринного С.И. об оспаривании бездействия Министерства обороны Российской Федерации и Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по необеспечению его государственным жилищным сертификатом для приобретения жилого помещения в избранном месте жительства и возложении обязанности устранить допущенное нарушение,

по кассационной жалобе представителя заявителя Куринного С.И. - Артемьева А.Н. на решение Кольского районного суда Мурманской области от 15 декабря 2011 года, по которому постановлено:

«В удовлетворении заявления Куринного С.И. об оспаривании бездействия Министерства обороны Российской Федерации и Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по необеспечению его государственным жилищным сертификатом для приобретения жилого помещения в избранном месте жительства и возложении обязанности устранить допущенное нарушение отказать».

Заслушав доклад председательствующего, объяснения заявителя Куринного С.И., его представителя Артемьева А.Н., поддержавших доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда

установила:

Куринной С.И. обратился в суд с заявлением об оспаривании бездействия Министерства обороны Российской Федерации и Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по необеспечению его государственным жилищным сертификатом для приобретения жилого помещения в избранном месте жительства и возложении обязанности устранить допущенное нарушение.

В обоснование заявленного требования указал, что проходил службу в Вооруженных Силах РФ, в 2001 году был уволен с военной службы с зачислением в запас ВС РФ. Решением жилищной комиссии войсковой части *** от 28 марта 2007 года был признан нуждающимся в получении жилых помещений за счет средств федерального бюджета как гражданин, подлежащий переселению из закрытого военного городка. Является участником подпрограммы «Выполнение Государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2001 года. В 2009 году им было подано заявление на включение в список граждан, изъявивших желание на получение ГЖС в 2009 году. Однако ни в 2009, ни 2010 годах ГЖС он обеспечен не был. 30 января 2011 года он направил в Департамент жилищного обеспечения МО РФ заявление с требованием обеспечить его ГЖС, но до настоящего времени ГЖС ему не выдан, что является нарушением его прав на жилище.

Просил признать незаконным и необоснованным не обеспечение его государственным жилищным сертификатом для приобретения жилого помещения в избранном месте жительства и обязать Министерство обороны РФ и руководителя Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны РФ устранить допущенное нарушение закона.

Определением суда от 22 сентября 2011 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено ФГУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ.

Заявитель Куринной С.И. и его представитель Артемьев А.Н. в судебном заседании на заявленном требовании настаивали.

Представители заинтересованных лиц - Министерства обороны Российской Федерации, Департамента жилищного обеспечения Минобороны РФ, ФГУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ в судебное заседание не явились, извещены.

Судом постановлено приведенное выше решение.

В кассационной жалобе представитель заявителя Артемьев А.Н. просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований. Ссылается на неправильное определение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, недоказанность установленных судом обстоятельств, имеющих значение для дела, нарушение и неправильное применение судом норм материального права, нарушение норм процессуального права.

Не соглашаясь с решением суда, в обоснование кассационной жалобы приводит доводы, аналогичные изложенным в заявлении.

В судебное заседание суда кассационной инстанции не явились представители заинтересованных лиц - Министерства обороны Российской Федерации, Департамента жилищного обеспечения Минобороны РФ, ФГУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ, которые надлежащим образом и заблаговременно извещены о времени и месте рассмотрения дела.

Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц, поскольку их неявка, в силу статьи 354 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не является препятствием к разбирательству дела.

В соответствии с частью 1 статьи 347 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия находит решение суда законным и обоснованным.

В соответствии с пунктом 1 статьи 15 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (в ред. от 08.12.2010) государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В силу абзаца 9 пункта 1 указанной нормы к закрытым военным городкам относятся расположенные в населенных пунктах военные городки воинских частей, имеющие систему пропусков, а также отдельные обособленные военные городки воинских частей, расположенные вне населенных пунктов. Перечни закрытых военных городков утверждаются Правительством Российской Федерации по представлению Министерства обороны Российской Федерации (иного федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба).

Согласно абзацу 11 пункта 1 статьи 15 Федерального закона, военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях в соответствии со статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более предоставляются жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно на основании решения федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона. Порядок признания указанных лиц нуждающимися в жилых помещениях и порядок предоставления им жилых помещений в собственность бесплатно определяются Правительством Российской Федерации.

В соответствии с п.14 ст.15 ФЗ «О статусе военнослужащих» обеспечение жилым помещением военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов.

Порядок обеспечения жилыми помещениями военнослужащих -граждан, проживающих в закрытых военных городках, при увольнении их с военной службы определяется федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Подпунктом «з» пункта 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 -2010 годы, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года № 153, граждане, подлежащие переселению из закрытых военных городков, имеют право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках указанной подпрограммы.

Постановлением Правительства РФ от 12.07.2011 № 561 в указанные Правила внесены изменения, распространившие их действие применительно к Федеральной целевой программе «Жилище» на 2011-2015 годы.

Согласно п. 19 Правил для участия в подпрограмме граждане, указанные в пункте 5 настоящих Правил, подают соответственно в воинские части, организации, учреждения федеральных органов исполнительной власти (далее - подразделения) или в органы местного самоуправления, в которых они состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях (в качестве граждан, имеющих право на получение социальных выплат), заявление (рапорт) об участии в подпрограмме по форме согласно приложению № 1, документы о своем согласии и согласии всех членов своей семьи на обработку персональных данных о себе по форме согласно приложению № 1(1) с приложением документов, указанных в перечне.

В силу пункта 31 Правил порядок и сроки формирования списков граждан -участников подпрограммы, состоящих на учете в подразделениях и изъявивших желание получить сертификат в планируемом году, устанавливаются федеральными органами исполнительной власти.

Порядок учета граждан, проживающих на территории закрытых военных городов или поселков, изъявивших желание получить сертификат, а также порядок принятия решения о предоставлении сертификатов указанной категории граждан определяются федеральными органами исполнительной власти, в сфере ведения которых находятся эти военные городки и поселки.

Приказом Министра обороны РФ от 10.06.2006 № 215 (в ред. от 18.09.2010) утвержден Порядок формирования списков состоящих на учете в воинских частях и организациях Вооруженных Сил Российской Федерации граждан - получателей государственных жилищных сертификатов и граждан, включенных в резерв на получение государственных жилищных сертификатов, оформления и выдачи государственных жилищных сертификатов.

На основании пункта 2 данного Порядка для участия в подпрограмме «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы (далее именуется - подпрограмма) военнослужащие Вооруженных Сил Российской Федерации, граждане, уволенные с военной службы из Вооруженных Сил по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более, и состоящие после увольнения в списках очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) в Министерстве обороны, а также члены семей военнослужащих, проходивших военную службу по контракту в Вооруженных Силах и погибших (умерших) в период прохождения военной службы, признанные в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений), подают заявление (рапорт) по форме согласно приложению N 1 к Правилам в воинскую часть, в которой они состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях (улучшении жилищных условий), а граждане, подлежащие переселению из закрытых военных городков, - в воинскую часть, за которой закреплен жилищный фонд по месту жительства в закрытом военном городке.

Документы, указанные в пункте 2 настоящего Порядка, и содержащиеся в них сведения подлежат проверке в довольствующей квартирно-эксплуатационной части (КЭЧ) района или отделении морской инженерной службы (ОМИС), о результатах которой КЭЧ района (ОМИС) уведомляет командира воинской части.

По итогам проверок жилищной комиссией воинской части принимается решение о включении заявителя либо об отказе ему во включении в число граждан - участников подпрограммы. Решение жилищной комиссии утверждается командиром воинской части. Выписка из решения жилищной комиссии воинской части в недельный срок направляется заявителю.

В случае включения заявителя в число граждан - участников подпрограммы на него заводится учетное дело, которое содержит документы, явившиеся основанием для такого решения. Учетное дело ведется жилищной комиссией воинской части (пункт 3 Порядка).

На основании пункта 4 Порядка для включения в список граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году, гражданин -участник подпрограммы в период с 1 января по 1 августа года, предшествующего планируемому, представляет в воинскую часть, в которой находится его учетное дело, рапорт (заявление) о выделении сертификата в планируемом году, который подшивается в учетное дело.

Жилищная комиссия воинской части до 20 августа года, предшествующего планируемому, формирует список граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году (приложение № 1 к настоящему Порядку).

Список формируется по каждой категории граждан в той же хронологической последовательности, в какой граждане - участники подпрограммы были поставлены на учет в качестве нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий), а для граждан, подлежащих переселению из закрытых военных городков, - в последовательности, в какой их заявления (рапорты) на участие в подпрограмме были зарегистрированы.

Граждане - участники подпрограммы, имеющие право на получение сертификата в первую очередь, включаются в указанный список ранее лиц, принятых на учет в качестве нуждающихся в получении жилых помещениях в том же году, но не имеющих права на получение сертификата в первую очередь.

Дальнейший порядок и сроки формирования списков состоящих на учете в воинских частях граждан - получателей сертификатов в планируемом году и граждан, включенных в резерв на получение сертификатов, регламентируется разделом II (пункты 5-22) указанного приложения к Приказу Минобороны РФ от 10.06.2006, и предусматривает составление сводного списка получателей сертификатов по Министерству обороны, который утверждается начальником Службы расквартирования и обустройства Министерства обороны Российской Федерации.

Порядок оформления и выдачи сертификатов установлен разделом III Порядка. При этом Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации (ДЖО МО) согласно пунктам 23-24 Порядка обеспечивает и организует получение бланков сертификатов, а также их хранение и учет.

Сводный список получателей сертификатов по Министерству обороны в течение 35 дней с даты получения бланков сертификатов от государственного заказчика подпрограммы Управлением по реализации жилищных программ направляется в ДЖО МО.

Указанные списки являются основанием для расчета размера субсидии и оформления сертификатов. В случае необходимости изменения указанного в сводном списке получателей сертификатов по Министерству обороны размера субсидии для гражданина - участника подпрограммы ДЖО МО уведомляет об этом Управление по реализации жилищных программ.

В соответствии с пунктом 26 Порядка ДЖО МО в течение двух месяцев с даты получения бланков сертификатов от государственного заказчика подпрограммы обеспечивает в установленном порядке передачу оформленных сертификатов в КЭЧ районов (ОМИС), которые в дальнейшем организуют их учет и уведомление заинтересованных воинских частей.

На основании пункта 28 Порядка командир воинской части при поступлении уведомления из КЭЧ района (ОМИС) о получении оформленных сертификатов незамедлительно оповещает граждан - участников подпрограммы, получающих сертификаты, о месте и времени выдачи сертификатов и направляет их учетные дела в КЭЧ района (ОМИС).

Судом установлено и материалами дела подтверждено, что Куринной С.И. проходил военную службу в ***. Приказом командующего *** № * от _ _ 2001 года досрочно уволен с военной службы с зачислением в запас в связи с невыполнением военнослужащим условий контракта (подпункт «в» пункта 2 статьи 51 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе). На момент увольнения выслуга лет в Вооруженных Силах составила: в календарном исчислении - 15 лет 5 месяцев, в льготном исчислении - 20 лет 8 месяцев.

С _ _ 1993 года Куринной С.И. зарегистрирован по месту жительства в жилом помещении по адресу: ..., в состав семьи входят супруга и сын, _ _ года рождения. Постановлением администрации *** от _ _ 1993 года данная квартира отнесена к категории служебных. Жилое помещение расположено в закрытом военном городке, включенном в Перечень закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 01.06.2000 № 752-р.

В соответствии с протоколом заседания жилищной комиссии войсковой части * от 28 марта 2007 года Куринной С.И. и члены его семьи признаны гражданами, подлежащими переселению из закрытых военных городков.

30 марта 2007 года Куринной С.И. подал рапорт о включении его в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» по категории граждан, подлежащих переселению из закрытых военных городков.).

Заявитель был включен в список граждан-получателей (список граждан, включенных в резерв на получение) государственных жилищных сертификатов в 2009 году по войсковой части * по категории «граждане - участники подпрограммы, подлежащие переселению из закрытых военных городков», для обеспечения жильем по избранному месту жительства в ....

Как следует из ответов должностных лиц органов военной прокуратуры от 23 апреля 2010 года, от 12. ноября 2010 года, от 19 мая 2011 года на обращения Куринного СИ., указанный выше список 11 ноября 2009 года поступил в адрес командира в/ч *. Однако ввиду отсутствия в документах предусмотренных действующими нормативными правовыми актами паспортных данных членов семьи военнослужащего заявитель не был включен в формируемый на тот момент список граждан, включенных в резерв на получение ГЖС за ***. Недостатки документов были устранены в марте 2010 года. После этого заявитель был включен в список № 2 граждан, включенных в резерв на получение ГЖС за ***, который после согласования и утверждения направлен в в/ч *** для дальнейшего решения вопроса об обеспечении Куринного СИ. и членов его семьи ГЖС.

В июне 2010 года Список поступил в инженерно-техническое управление ВВС. В связи с тем, что средства для обеспечения сертификатами категории граждан, подлежащих переселению из закрытых военных городков, не выделялись, в сводный список получателей ГЖС по *** в 2010 году заявитель включен не был. Нарушения установленного порядка формирования списков граждан - получателей ГЖС в отношении заявителя органами военной прокуратуры не выявлено.

30 января 2011 года Куринной С.И. обратился с заявлением в Департамент жилищного обеспечения Минобороны РФ о нарушениях, допущенных при обеспечении ГЖС, и принятии мер к их устранению, ссылаясь на то, что ни 2009, ни 2010 годах ГЖС его не обеспечили. Просил принять меры к устранению указанных нарушений и обеспечению его ГЖС.

Разрешая возникший спор, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что поскольку в сводный список получателей государственных жилищных сертификатов по Министерству обороны Российской Федерации Куринной С.И. включен не был, то у Департамента жилищного обеспечения не имелось повода, а, следовательно, и обязанности, для оформления ГЖС на имя заявителя, в связи, с чем оснований для удовлетворения его заявления о признании бездействия данного органа незаконным, не имеется.

Установив, что действующими нормативными правовыми актами Министерства обороны Российской Федерации определен уполномоченный орган по вопросам обеспечения военнослужащих и лиц из их числа жилыми помещениями, оформления и выдачи государственных жилищных сертификатов - Департамент жилищного обеспечения, суд пришел к правильному выводу о том, что оснований для признания незаконным бездействия Министерства обороны Российской Федерации не имеется.

При этом судом учтено, что порядок реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» Министерством обороны Российской Федерации определен, и обеспечение заявителя ГЖС возможно только в таком порядке.

В силу положений п. 4 ст. 258 ГПК РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято, либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права, либо свободы гражданина не были нарушены.

Исходя из изложенного, суд правомерно пришел также к выводу о недоказанности заявителем нарушений его прав и законных интересов действиями заинтересованных лиц.

Таким образом, решение суда является правильным, соответствует установленным по делу обстоятельствам и требованиям закона.

Доводы, изложенные в кассационной жалобе, были проверены судом при разбирательстве дела и обоснованно по мотивам, изложенным в решении, отвергнуты как не основанные на законе и не подтвержденные материалами дела.

Решение вынесено судом с правильным применением норм материального и процессуального права, предусмотренных статьями 362 и 364 Гражданского процессуального кодекса РФ оснований для отмены или изменения судебного решения не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 361, 366 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда

определила:

решение Кольского районного суда Мурманской области от 15 декабря 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу представителя Куринного С.И. - Артемьева А.Н. - без удовлетворения.

председательствующий:

судьи:




Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:
файл-рассылка

Номер документа: 33-323
Принявший орган: Мурманский областной суд
Дата принятия: 08 февраля 2012

Поиск в тексте