СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ АДЫГЕЯ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 15 ноября 2010 года Дело N 33-12062011

15 ноября 2010 года г. Майкоп

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Адыгея в составе:

Председательствующего: Кулинченко О.М.

Судей: Бзегежева Н.Ш. и Сиюхова А.Р.

при секретаре Бурда А.И.

рассмотрела в судебном заседании дело по кассационной начальника Главного управления МЧС России по Республике Адыгея на решение Тахтамукайского районного суда от 09 сентября 2011 года, которым постановлено:

Иск прокурора Тахтамукайского района Республики Адыгея в защиту интересов неопределенного круга лиц, удовлетворить.

Обязать Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Главное управление Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Адыгея и Кабинет Министров Республики Адыгея создать на территории пгт.Яблоновский Тахтамукайского района Республики Адыгея пожарное депо в соответствии с нормами пожарной безопасности № 101 -95, введенными в действие приказом ГУГПС МВД России от 30.12.1994 года за № 36.

Обязать администрацию муниципального образования «Яблолновское городское поселение»:

- осуществить ремонт 14 пожарных гидрантов, расположенных в  ...  СОШ №; по  ... ; по  ... ; по  ... ; по  ... ; по  ... ; по  ... ;пер. ... , пер. ... ; по  ...  напротив ДОУ «Солнышко»; по  ... ;

-установить пожарные гидранты в  ... : по  ... ; по  ...  (спорткомплекс); угол  ...  и ДОУ «Ласточка»;

приспособить водозабор, расположенный в  ...  для забора воды пожарными автомобилями;

обеспечить возможность подъезда пожарных автомобилей к пожарному гидранту, расположенному в  ... ;

-приспособить водонапорные башни, расположенные в  ... ,  ...  и  ...  к забору воды пожарными автомобилями;

-создать муниципальную пожарную охрану и условия для организации добровольной пожарной охраны.

Копию решения направить ответчикам, не участвовавшим в судебном заседании в течение 3 дней с момента составления решения в окончательной форме.

Разъяснить ответчикам, что они вправе подать в Тахтамукайский районный суд РА заявление об отмене данного решения в течение 7 дней со дня получения копии этого решения с представлением доказательств наличия обстоятельств, свидетельствующих об уважительности причин неявки в судебное заседание, о которых они не имели возможности своевременно сообщить суду.

Заслушав доклад судьи Сиюхова А.Р. представителя Главного управления МЧС России по Республике Адыгея (по доверенности )-Шакову М.Р., поддержавшую доводы жалобы, представителя Кабинета Министров РА (по доверенности)- Михненко Л.В., не возражавшего против удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия,

У С Т А Н О В И Л А:

Прокурор Тахтамукайского района РА обратился в Тахтамукайский районный суд с исковым заявлением в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к МЧС России, ГУ МЧС России по Республике Адыгея, Кабинету Министров Республики Адыгея, администрации МО «Яблоновское городское поселение» об обеспечении пожарной безопасности на территории  ... . В обоснование своих исковых требований указал, что Прокуратурой Тахтамукайского района в результате проверки по обращению жителей  ... , по вопросу отсутствия пожарной части на территории  ... , установлено следующее. Согласно информации, размещенной на официальном сайте Территориального органа Федеральной 'службы государственной статистики Республики Адыгея, на территории  ...  постоянно проживает 26 759 человек. Согласно Приложению 7 к нормам пожарной безопасности 101-95 (далее НПБ 101-95), введенных в действие приказом ГУГПС МВД России от  ...  № 36, в населенном пункте, где проживает боле 20 тысяч человек, должно быть расположено 2 пожарных депо с наличием 6 пожарных автомобилей в каждом. В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ «О пожарной безопасности», основные функции системы обеспечения пожарной безопасности является, в том числе, нормативное правовое регулирование и осуществление государственных мер в области пожарной безопасности, создание пожарной охраны и организация ее деятельности.

Обосновывая требования к МЧС России, ГУ МЧС России по Республике Адыгея, Кабинету Министров Республики Адыгея, администрации МО «Яблоновское городское поселение», прокурор сослался на ст. ст. 3,16,18 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69 - ФЗ «О пожарной безопасности», которая закрепляет основные функции системы обеспечения пожарной безопасности, в том числе, нормативное правовое регулирование и осуществление государственных мер в области пожарной безопасности, создание пожарной безопасности и организация ее деятельности; ст. 16 указанного закона, определяющую полномочия федеральных органов государственной власти в области пожарной безопасности, а также ст. 18 ФЗ № 69 содержащую перечень полномочий органов государственной власти субъектов РФ и органов с местного самоуправления в области пожарной безопасности. Кроме этого прокурор сослался на Положение «О Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденного Указам Президента РФ от 11 июля 2004 г. № 868», в соответствии с которым МЧС России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию, а также по надзору и контролю в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах и осуществляет управление, координацию, контроль и реагирование в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах. При этом свою деятельность МЧС России осуществляет непосредственно и через входящие в его систему территориальные органы - региональные центры по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и органы, специально уполномоченные решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, по субъектам Российской Федерации, федеральную противопожарную службу Государственной противопожарной службы (далее - федеральная противопожарная служба), спасательные воинские формирования Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

Тем ни менее, в ходе проверки, проведенной прокуратурой Тахтамукайского района, на предмет соблюдения требований действующего законодательства в области пожарной безопасности выявлены нарушения закона.

Так, Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям ликвидации последствий стихийных бедствий, а также Главным управлением Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Адыгея, меры к созданию пожарных депо на территории  ... , не принимаются. В результате бездействия федерального органа исполнительной власти, а также органа государственной власти субъекта Российской Федерации - администрации МО «Яблоновское городское поселение» в  ...  неисправно 14 пожарных гидрантов (нарушение п.89 Приказ № 313 от 18 июня 2003г. ППБ 01-03), гидранты не работают:  ... , СОШ №; ... ; ... ;  ... ;  ... ;  ... ;  ... ; ... ;  ... ;  ... ;  ... ;  ... ,  ... ;  ... ,  ... ;  ...  напротив садика ДОУ « Солнышко»;  ... ; 3 пожарных гидранта не найдено: (демонтированы) (нарушение ст. 68 Федерального закона № 123-ФЭ от 22.07.2008г. «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»):  ... ;  ...  (спорткомплекс);  ... , угол  ...  и ДОУ «Ласточка»; в нарушение п.95 ППБ 01-03, 1 место водозабора не приспособлено для забора воды пожарными автомобилями:  ... ; в нарушениеп.89 ППБ 01-03, нет подъезда к пожарному гидранту, расположенному в  ...  ; в нарушение п. 95 ППБ 01-03, водонапорные башни не приспособлены для забора воды пожарными автомобилями :  ... ;  ... ;  ... .

В ходе судебного разбирательства, для участия в деле в качестве соответчика был привлечен Кабинет Министров Республики Адыгея и истец, уточнив свои требования, просил обязать создать пожарное депо в  ...  МЧС России, ГУ МЧС России по Республике Адыгея, Кабинет Министров Республики Адыгея.

В судебном заседании прокурор Тахтамукайского района поддержал заявленные требования и просил их удовлетворить.

Представитель Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий в судебное заседание не явился, представил суду возражения относительно предмета иска, указав, что считает требования в части требований к МЧС России ГУ МЧС России по Республике Адыгея о создании на территории  ...  пожарного депо в соответствии с нормами пожарной безопасности № 101-95, введенными в действие приказом ГУПС МВД России от 30.12.1994 года № 36 незаконными, необоснованными и неподлежащими удовлетворению. Полагают, что субъект Российской Федерации вправе решать вопрос полномочий по осуществлению координации видов пожарной охраны субъекта в тех рамках, в которых он не урегулирован федеральным законодательством, однако на территории Республики Адыгея осуществляют свою деятельность только подразделения федеральной противопожарной службы МЧС России и удовлетворение исковых требований подлежит в части обязания Администрации МО «Яблоновское городское поселение» осуществить ремонт противопожарных гидрантов.

Представители ГУ МЧС России по Республике Адыгея Шакова М.Р. и Луневая Л.П. в судебном заседании не признали исковые требования прокурора Тахтамукайского района, предъявленные к Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и ГУ МЧС России по Республике Адыгея и просили отказать в их удовлетворении. Требование прокурора к Администрации МО «Яблоновское городское поселение» поддерживают, считают их законными и обоснованными.

Представитель Кабинета Министров Республики Адыгея и Администрации МО «Яблоновское городское поселение», извещенный надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, в зал судебного заседания не явились о причинах неявки суд не уведомили.

Суд постановил изложенное выше решение.

В кассационной жалобе начальник Главного управления МЧС России по Республике Адыгея просит решение суда отменить в части обязания МЧС России и Главного управления МЧС России по Республике Адыгея создать на территории п. Яблоновский пожарное депо в соответствии с требованиями пожарной безопасности № 101-95, введенным в действие приказом ГУГПС МВД России от 30.12.1994г. № 36. В обоснование указали, что создание подразделений пожарной охраны возложены на все уровни власти, тогда как на территории Республики Адыгея, в целях реализации вышеуказанных полномочий в области пожарной безопасности созданы и функционируют 17 федеральных пожарных частей и один отдельный пост федеральной противопожарной службы ГУ «ЦУКС МЧС России по Республике Адыгея», содержащиеся за счет средств федерального бюджета. Кроме того, на территории Республики Адыгея за счет средств федерального бюджета произведена реконструкция одной пожарной части в г. Майкопе и построены две пожарные части в ст. Ханской, а. Уляп, дальнейшее строительство пожарных частей не представляется возможным, в связи с отсутствием денежных средств по данной статье расходов и отсутствием штатной численности (личного состава и техники ) федеральной противопожарной службы для укомплектования федеральных пожарных частей. Поскольку Главное управление МЧС по Республике Адыгея является территориальным органом федерального органа исполнительной власти и реализует функции, которыми оно наделено МЧС России и его финансирование осуществляется в пределах утвержденных лимитов МЧС России, поэтому обязать Главное управление МЧС России по Республике Адыгея построить в пгт. Яблоновском пожарное депо является незаконным и необоснованным, так как обеспечение пожарной безопасности, возложены как на органы государственной власти Российской Федерации, на органы государственной власти субъектов Российской Федерации, так и на органы местного самоуправления за счет собственных средств, тогда как эти полномочия на территории Республики Адыгея реализуются только федеральным органом государственной власти- МЧС России. Кроме того, считает, что суд необоснованно при вынесении решения сослался на приложение 7 к нормам пожарной безопасности 101-95, поскольку они носят рекомендательный характер и противоречит ФЗ № 123 от 22.07.2008 г. «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности ».

В возражениях на кассационную жалобу прокурор Тахтамукайского района просит оспариваемое решение суда оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия считает, что решение суда подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.

Согласно п.1 и п.2 Положения «О Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны чрезвычайным ситуациями ликвидации последствий стихийных бедствий», утвержденного Указом Президента РФ от 11 июля 2004 года № 868, Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому урегулированию, а также по надзору и контролю в области гражданской обороны защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее- чрезвычайные ситуации), обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.

В соответствии с п. 11 Положения о территориальном органе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий территориальный орган Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий - орган, специально уполномоченный решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъекту Российской Федерации, предназначается для осуществления функций в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

На основании Распоряжения Правительства РФ от 29.04.11 года № 752 - р было утверждено соглашение между Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и Кабинетом Министров РА о передаче друг другу осуществления части своих полномочий в решении вопросов защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера.

Согласно ч.2 ст.2 вышеуказанного Соглашения, реализацию передаваемых Кабинетом Министров Республики Адыгея полномочий на территории Республики Адыгея от имени МЧС России осуществляет Главное управление МЧС по Республике Адыгея, которое наделяется правом: в период разработки бюджета Республики Адыгея на очередной финансовый год вносить предложения о финансировании осуществления полномочий; распоряжаться и расходовать в установленном законом порядке, выделенные на реализацию полномочий, материальные и финансовые средства; выступать от имени Республики Адыгея в качестве государственного заказчика Республики Адыгея на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд Республики Адыгея в соответствии с законодательством; выступать в качестве в главного распорядителя средств бюджета Республики Адыгея в отношении ассигнований, выделяемых из бюджета Республики Адыгея на осуществление передаваемых МЧС России полномочий, в соответствии с законодательством.

Судом первой инстанции было установлено, что согласно информации, размещенной на официальном сайте Территориального органа Федеральной службы государственной статистики Республики Адыгея, на территории п. Яблоновский Тахтамукайского района постоянно проживает 26 759 человек.

Из приложения 7 к нормам пожарной безопасности 101-95, введенных в действие приказом УПС МВД России от 30.12.1994 года № 36 следует, что в населенном пункте, где проживает более 20 000 человек, должно быть расположено 2 пожарных депо с наличием 6 пожарных автомобилей в каждом.

Как видно, из информационного письма Главного управления Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации стихийных бедствий по РА от 06 апреля 2011 года № 2067-4, на территории п. Яблоновский нет ни одного из видов пожарной охраны (добровольная пожарная охрана, муниципальная пожарная охрана).

Кроме того, согласно информации отдела Госпожарнадзора по Тахтамукайскому району № 4/10-48 от 17.03.2011 г. на территории МО «Яблоновское городское поселение» неисправно 14 пожарных гидрантов (нарушение п.89 Приказ № 313 от 18 июня 2003г. ППБ 01-03), гидранты не работают:  ... , СОШ №; ... ; ... ;  ... ;  ... ;  ... ;  ... ; ... ;  ... ;  ... ;  ... ;  ... ,  ... ;  ... ,  ... ;  ...  напротив садика ДОУ « Солнышко»;  ... ; 3 пожарных гидранта не найдено: (демонтированы) (нарушение ст. 68 Федерального закона № 123-ФЭ от 22.07.2008г. «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»):  ... ;  ...  (спорткомплекс);  ... , угол  ...  и ДОУ «Ласточка»; в нарушение п.95 ППБ 01-03, 1 место водозабора не приспособлено для забора воды пожарными автомобилями:  ... ; в нарушениеп.89 ППБ 01-03, нет подъезда к пожарному гидранту, расположенному в  ...  ; в нарушение п. 95 ППБ 01-03, водонапорные башни не приспособлены для забора воды пожарными автомобилями:  ... ;  ... ;  ... .

В соответствии со ст.ст. 16,18,19 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» полномочия органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления в области пожарной безопасности входят создание, реорганизация и ликвидация органов управления, подразделений пожарной охраны, содержащихся за счет федерального бюджета; создание, реорганизация и ликвидация органов управления и подразделений пожарной охраны, содержащихся за счет средств бюджетов субъектов российской Федерации, муниципальной пожарной охраны создание условий для организации добровольной пожарной охраны, за счет средств муниципальных образований; разработка, организация выполнения и финансирование федеральных (федеральными органами), а органов местного самоуправления включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов.

С учетом установленных по делу обстоятельств, удовлетворяя заявленные прокурором требования, суд первой инстанции правильно применил нормы материального права, регулирующие правоотношения сторон, и обоснованно исходил из того, что Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Адыгея и Кабинет Министров Республики Адыгее являются государственными органами, которые должны заниматься созданием пожарных депо (пожарных частей) на территории пос. Яблоновский Тахтамукайского района Республики Адыгея.

Довод кассационной жалобы о том, что приложение 7 к нормам пожарной безопасности 101-95, противоречит ФЗ № 123 от 22.07.2008 г. «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности » нельзя признать состоятельным, поскольку он основан на неверном толковании закона.

Судебная коллегия полагает, что судом первой инстанции постановлено законное и обоснованное решение, принятое при правильном применении норм материального права и при соблюдении норм процессуального права, в связи с чем оснований для его отмены, предусмотренных ст. 362 ГПК РФ, не имеется.

Руководствуясь ст. ст. 360, 361, 366, 367 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

решение Тахтамукайского районного суда от 09 сентября 2011 года оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Председательствующий  
 Кулинченко О.М.

Судьи:  
 Бзегежева Н.Ш. и Сиюхов А.Р.

Копия верна:

Судья  
 Верховного Суда

Республики Адыгея А.Р. Сиюхов

 


Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка