ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ

РЕШЕНИЕ

от 26 декабря 2012 года Дело N 7.2-115/12

Судья Верховного Суда Республики Мордовия Бажанов А.О. с участием секретаря судебного заседания Козеевой А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании от 26 декабря 2012 г. в г. Саранске жалобу и.о. начальника отдела - старшего судебного пристава отдела судебных приставов по Ковылкинскому району УФССП России по Республике Мордовия Мартьянова Д.В. на решение судьи Ковылкинского районного суда Республики Мордовия от 20 ноября 2012 г.,

установил:

постановлением и.о. начальника отдела судебных приставов по Ковылкинскому району УФССП России по Республике Мордовия Мартьяновым Д.В. от 25 октября 2012 г. администрация Ковылкинского муниципального района Республики Мордовия признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере  ...  рублей.

Представитель администрации Ковылкинского муниципального района Республики Мордовия обжаловал постановление о наложении административного штрафа от 25 октября 2012 г., указывая на то, что районная администрация не может исполнить решение Ковылкинского районного суда Республики Мордовия от 10 мая 2012 г. по причине проведения необходимых процедур, а именно: на официальном сайте заказчика объявлен аукцион для приобретения жилья детям-сиротам, оформлен протокол и муниципальный контракт, проводится регистрация в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Мордовия.

Решением судьи Ковылкинского районного суда Республики Мордовия от 20 ноября 2012 г. указанное постановление по делу об административном правонарушении отменено, производство по делу прекращено на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за отсутствием состава административного правонарушения.

И.о. начальника отдела судебных приставов по Ковылкинскому району УФССП России по Республике Мордовия Мартьянов Д.В. подал в Верховный Суд Республики Мордовия жалобу на решение судьи районного суда. Ссылаясь на его незаконность ввиду несоответствия выводов судьи, изложенных в решении, обстоятельствам дела, просил решение судьи отменить. Считает, что отсутствие денежных средств, длительность процедуры для приобретения жилого помещения не могут являться бесспорным основанием для освобождения должника от административной ответственности. Утверждает, что отсутствие эффективного механизма приобретения жилых помещений для передачи взыскателю, не может быть признано уважительной причиной неисполнения вступивших в законную силу судебных решений. Проведение аукциона для приобретения жилья не свидетельствует о принятии должником всех необходимых мер для исполнения решения суда, поскольку предполагает произвести действия по предоставлению жилья в будущем. Доказательств объективной невозможности исполнить требования исполнительного документа в установленный судебным приставом-исполнителем срок, а также обстоятельств, исключающих вину районной администрации, при рассмотрении дела об административном правонарушении не представлено.

В судебное заседание и.о. начальника отдела судебных приставов по Ковылкинскому району УФССП России по Республике Мордовия Мартьянов Д.В., представитель администрации Ковылкинского муниципального района Республики Мордовия, представитель УФССП России по Республике Мордовия не явились, о времени и месте судебного заседания извещены путём заблаговременного направления адресатам по почте судебных извещений с уведомлением о вручении, сведений о причинах неявки не представили, и отложить разбирательство дела не просили.

При таких обстоятельствах и в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 29.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья Верховного Суда Республики Мордовия принял решение о рассмотрении дела в отсутствие указанных лиц.

Проверив на основании имеющихся в деле материалов законность и обоснованность решения судьи районного суда, судья Верховного Суда Республики Мордовия находит его оставлению без изменения.

Часть 2 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает административную ответственность юридических лиц за неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, вновь установленный судебным приставом-исполнителем после наложения административного штрафа.

Как следует из постановления о наложении административного штрафа от 25 октября 2012 г., 18 июня 2012 г. Ковылкинским районным судом Республики Мордовия выдан исполнительный лист <№>, обязывающий администрацию Ковылкинского муниципального района Республики Мордовия предоставить М.Р.А. в пределах территории Ковылкинского муниципального района Республики Мордовия вне очереди по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, общей площадью не менее 33 кв. м.

Постановлением от 21 июня 2012 г. возбуждено исполнительное производство.

Постановлением от 16 июля 2012 г. на районную администрацию наложено денежное взыскание (исполнительский сбор) в размере  ...  рублей за неисполнение должником исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа. Должнику установлен новый срок для исполнения требований исполнительного документа до 28 августа 2012 г.

18 июля 2012 г. главе администрации Ковылкинского муниципального района Республики Мордовия Т.В.И. вручено предупреждение об административной и уголовной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и статьей 315 Уголовного кодекса Российской Федерации соответственно.

Постановлением и.о. начальника отдела судебных приставов по Ковылкинскому району УФССП России по Республике Мордовия от 12 сентября 2012 г. районная администрация признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере  ...  рублей.

Постановлением от 12 сентября 2012 г. районной администрации установлен новый срок для исполнения, содержащегося в исполнительном документе требования до 1 октября 2012 г.

Содержащееся в исполнительном документе требование должником в срок до 1 октября 2012 г. не исполнено.

В связи с указанным событием постановлением начальника отдела судебных приставов по Ковылкинскому району УФССП России по Республике Мордовия Мартьянова Д.В. 25 октября 2012 г. районная администрация признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере  ...  рублей.

Отменяя указанное постановление по делу об административном правонарушении, судья районного суда пришёл к выводу о том, что событие административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, имело место, однако вина районной администрации в совершении административного правонарушения не установлена.

Данные выводы судьи районного суда основаны на правильном применении закона и соответствуют обстоятельствам дела.

В соответствии с частью 1 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Из материалов дела следует, что администрация Ковылкинского муниципального района Республики Мордовия наделена государственными полномочиями Республики Мордовия по обеспечению детей-сирот и лиц из числа детей-сирот жилыми помещениями.

Государственными полномочиями районная администрация наделена на основании статьи 6 Закона Республики Мордовия от 24 декабря 2010 г. №104-З «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Так, согласно подпункту 3 статьи 6 вышеназванного Закона Республики Мордовия органы местного самоуправления наделены государственными полномочиями Республики Мордовия по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и лицам из числа детей-сирот, в том числе по принятию решений о предоставлении жилых помещений и заключению договоров социального найма. При этом в соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 8 и подпунктом 4 пункта 2 статьи 9 указанного Закона Республики Мордовия органы государственной власти Республики Мордовия при осуществлении органами местного самоуправления государственных полномочий обязаны обеспечивать передачу органам местного самоуправления финансовых и материальных средств, необходимых для осуществления государственных полномочий. Органы местного самоуправления при осуществлении государственных полномочий имеют право на финансовое обеспечение осуществления государственных полномочий за счёт субвенций, предоставляемых местным бюджетам из республиканского бюджета Республики Мордовия.

В соответствии с пунктами 1, 4 «Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетами субъектов Российской Федерации на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2009г. № 1203 (с изменениями от 28 декабря 2010 г.), расходы на предоставление жилья детям сиротам частично финансируются за счет средств федерального бюджета.

В целях предоставления в 2012 году субвенции на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, 10 сентября 2012 г. между Министерством образования Республики Мордовия и администрацией Ковылкинского муниципального района Республики Мордовия было заключено соглашение <№> о выделении денежных средств на приобретение жилых помещений лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Согласно Федеральному закону от 21 июля 2005 г. №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» процедура приобретения жилого помещения занимает определенное количество времени.

Таким образом, судьей районного суда обоснованно констатировано, что данный факт ставит администрацию Ковылкинского муниципального района Республики Мордовия в зависимое положение от установленных сроков.

Из извещения о проведении открытого аукциона в электронной форме, опубликованного на официальном сайте 9 октября 2012 г., следует, что окончание срока подачи заявок на участие в открытом аукционе было установлено 16 октября 2012 г.

Как следует из постановления главы администрации Ковылкинского муниципального района Республики Мордовия Т.В.И. от 13 ноября 2012 г. <№> о предоставлении жилых помещений по договорам социального найма детям-сиротам жилое помещение М.Р.А. было предоставлено.

Установив вышеизложенные обстоятельства, судья районного суда правильно пришел к выводу о том, что факт неисполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований в сроки, имел место.

Вместе с тем, в силу статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях одним из обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении, является виновность лица в совершении административного правонарушения.

Однако, как обоснованно указано в решении судьи, при определении срока для выполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, судебным приставом - исполнителем не были учтены все установленные обстоятельства.

В силу вышеизложенных обстоятельств доводы жалобы о том, что отсутствие денежных средств, длительность процедуры для приобретения жилого помещения не могут являться бесспорным основанием для освобождения должника от административной ответственности, о том, что отсутствие эффективного механизма приобретения жилых помещений для передачи взыскателю, не может быть признано уважительной причиной неисполнения вступивших в законную силу судебных решений, о том, что доказательств объективной невозможности исполнить требования исполнительного документа в установленный судебным приставом-исполнителем срок, а также обстоятельств, исключающих вину районной администрации, при рассмотрении дела об административном правонарушении не представлено, отклоняются.

Как установлено, реальной возможности до окончания установленного срока для исполнения, содержащегося в исполнительном документе требования о предоставлении М.Р.А. жилого помещения у районной администрации, принявшей все зависящие от неё меры, не имелось, и обратное не доказано.

Следовательно, вина районной администрации в совершении административного правонарушения не установлена.

Не является основанием для отмены довод жалобы о том, что проведение аукциона для приобретения жилья не свидетельствует о принятии должником всех необходимых мер для исполнения решения суда, поскольку предполагает произвести действия по предоставлению жилья в будущем.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» размещение заказа может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса, аукциона, в том числе аукциона в электронной форме.

Как сказано выше, процедура приобретения жилого помещения для детей-сирот занимает определенное количество времени.

Доводы жалобы фактически повторяют доводы, изложенные начальником отдела - старшего судебного пристава отдела судебных приставов по Ковылкинскому району УФССП России по Республике Мордовия Мартьяновым Д.В. в ходе судебного заседания, которые нашли свою проверку и оценку в решении судьи. Каких-либо иных доказательств и доводов, опровергающих принятое решение, не представлено.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в случае отсутствия состава административного правонарушения.

Руководствуясь вышеназванными законоположениями, судья районного суда пришёл к правильному выводу об отсутствии в действиях администрация Ковылкинского муниципального района Республики Мордовия состава правонарушения, предусмотренного часть 2 статёй 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, законно и обоснованно отменив постановление по административному делу и прекратив производство по делу.

Исходя из изложенного и руководствуясь статьями 30.7-30.9, 30.12-30.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Верховного Суда Республики Мордовия

решил:

решение судьи Ковылкинского районного суда Республики Мордовия от 20 ноября 2012 г. оставить без изменения, жалобу и.о. начальника отдела - старшего судебного пристава отдела судебных приставов по Ковылкинскому району УФССП России по Республике Мордовия Мартьянова Д.В. - без удовлетворения.

Настоящее решение может быть обжаловано и опротестовано в порядке надзора путём подачи жалобы и принесения протеста непосредственно в Верховный Суд Республики Мордовия на имя председателя верховного суда республики.

Судья Верховного Суда

Республики Мордовия А.О. Бажанов

 


Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка