• по
Более 54000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус

 
СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ
 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
 

от 11 октября 2012 года Дело N 33-1571/22
 

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в составе:

судьи- председательствующего Адушкиной И.В.

судей Володиной Г.Ф.

Середы Л.И.

при секретаре судебного заседания Крыловой Е.С.

рассмотрела в открытом судебном заседании от 11 октября 2012 г. в г.Саранске Республики Мордовия дело по апелляционной жалобе Новохатского Ю.В. на решение Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 06 июля 2012г.

Заслушав доклад судьи Володиной Г.Ф., судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия

у с т а н о в и л а:

Новохатский Ю.В. обратился в суд с иском к Администрации городского округа Саранск о восстановлении в очереди на улучшение жилищных условий.

В обоснование требований указал, что он с женой - Новохатской Н.В. и дочерью - Новохатской Е.Ю. проживает в однокомнатной квартире, общей площадью 33,2 кв.м по адресу: ... . Квартиру по данному адресу они приобрели по договору купли-продажи, заключенному 02 октября 2006 г., договор зарегистрирован в Управлении Федеральной регистрационной службы по Республике Мордовия 10 октября 2006 г. Данная квартира приобретена в общую долевую собственность, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права № ... от 05.08.11, № ... от 05.08.11, № ... от 05.08.2011 (каждому собственнику принадлежит по 1/3 доли квартиры). По причине отсутствия собственных средств оплата стоимости квартиры осуществлялась с привлечением средств через ЗАО «Мордовская ипотечная корпорация» в соответствии с условиями кредитного договора (ипотеки) № ... от 26.09.06. Безвозмездные субсидии за счет бюджета Российской Федерации при покупке квартиры им не выделялись.

Постановлением Администрации г.Саранска от 26 марта 2001 г. за № 119 их семья в составе из трех человек была включена в очередь на получение жилья. 08 августа 2008 г. решением общественной комиссии по жилищным вопросам (постановление Главы Администрации городского округа Саранск от 20 августа 2008 г. №1331) их семья была признана участником подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы.

При устном обращении в Жилищное управление об уточнении очереди на улучшение жилищных условий выяснилось, что их семью сняли с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий. Уведомлений о таком решении они не получали.

На основании письменного обращения в Администрацию городского округа Саранск по вопросу разъяснения причины снятия их с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий, им сообщили, что Постановлением главы Администрации городского округа Саранск от 29 апреля 2009 г. №953 их семья из трех человек снята с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в связи с приобретением жилья с использованием льготного ипотечного кредита (п.п. а п. 20 Правил учета граждан, утвержденных постановлением Правительства Республики Мордовия от 25.08.2005 №335).

Считал, что снятие его семьи с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий является неправомерным. Решением Саранского городского Совета депутатов от 12.10.2005 № 162 установлена норма площади жилого помещения в размере 12,5 кв.м общей площади на одного члена семьи. Полагал, что поскольку общая площадь их квартиры меньше установленной социальной нормы жилой площади, то его семья имеет все основания для признания их нуждающимися в улучшении жилищных условий.

Просил суд обязать Администрацию городского округа Саранск восстановить его семью в очереди на улучшение жилищных условий на прежних основаниях.

Решением Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 06 июля 2012 г. постановлено: «исковые требования Новохатского Ю.В. к Администрации городского округа Саранск о восстановлении в очереди на улучшение жилищных условий, оставить без удовлетворения».

В апелляционной жалобе Новохатский Ю.В. считает решение суда незаконным и необоснованным, просит его отменить, принять по делу новое решение, ссылаясь на неправильное определение судом обстоятельств, имеющих значение для дела. Указал, что при вынесении решения по делу, суд не учел то обстоятельство, что хотя Правила учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которые в соответствии с действующим законодательством имеют право на государственную поддержку в строительстве или приобретении жилья, были утверждены Постановлением Правительства Республики Мордовия 25 августа 2005 г. № 335, редакция подпункта «а» пункта 20 названных Правил, которой руководствовались Администрация городского округа Саранск и Ленинский районный суд г. Саранска при вынесении решения по делу, введена в действие после принятия постановления Правительства Республики Мордовия от 27 марта 2007 г. № 122, и постановления Правительства Республики Мордовия от 21 декабря 2009 г. № 563. Оба последних постановления не действовали при оформлении ими ипотеки. Считает, что его семья имеет право на улучшение жилищных условий как собственники жилых помещений, обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы. Оснований для снятия их с очереди на улучшение жилищных условий на момент получения ими кредита не было. Право собственности на квартиру по адресу: г. Саранск, ул. Сущинского, д. 17, кв. 53, приобретенную с использованием льготного ипотечного кредита, было ими оформлено до момента принятия новой редакции подпункта «а» пункта 20 Правил, а именно в октябре 2006 года. В августе 2011 года было снято обременение с права собственности на квартиру, а не оформлялось само право.

В судебное заседание представитель ответчика - Администрации городского округа Саранск не явился, о времени и месте судебного заседания Администрация городского округа Саранск извещена надлежащим образом путем заблаговременного направления адресату по почте судебного извещения с уведомлением о вручении, о причинах неявки указанное лицо суд не известило, и отложить разбирательство дела суд не просило.

При таких обстоятельствах и на основании части третьей статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которой суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки уважительными, судебная коллегия пришла к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие указанного лица.

В судебном заседании истец Новохатский Ю.В. и его представители - Новохатская Н.В. и Уздимаева Н.И. доводы апелляционной жалобы поддержали.

Заслушав объяснения явившихся участников процесса, исследовав материалы дела, судебная коллегия находит решение подлежащим отмене.

Из материалов дела усматривается, что постановлением Главы Администрации городского округа Саранск от 29 апреля 2009 г. №953 Новохатский Ю.В. с составом семьи из 3-х человек снят с учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в связи с приобретением жилья с использованием льготного ипотечного кредита, на основании подпункта «а» пункта 20 Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которые в соответствии с действующим законодательством имеют право на государственную поддержку в строительстве или приобретении жилья, утвержденных Постановлением Правительства Республики Мордовия от 25 августа 2005 г. №335.

Судом первой инстанции установлено, что Новохатский Ю.В., его супруга Новохатская Н.В. и дочь Новохатская Е.Ю. на момент постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий в 2001 году проживали и были зарегистрированы по адресу: ... , что подтверждается выпиской из домовой книги.

Согласно договору купли-продажи квартиры от 02 октября 2006 г., Новохатский Ю.В. и Новохатская Н.В., действующая за себя и несовершеннолетнюю дочь Новохатскую Е.Ю., приобрели квартиру по адресу: ... , в общую долевую собственность по 1/3 доли каждому. Квартира была приобретена за счет собственных средств в размере ... рублей и кредитных средств в сумме ... рублей, предоставляемых ОАО АКБ «Актив Банк» согласно кредитному договору № ... от 26 сентября 2006 г.

05 августа 2011 г. Новохатский Ю.В. получил повторное свидетельство (взамен свидетельства серии ... от 10.10.2006) серии ... о государственной регистрации права общей долевой собственности, доля в праве 1/3 на квартиру, общей площадью 33,2 кв. м., расположенной по адресу: ... . Иными участниками общей долевой собственности являются Новохатская Е.Ю. и Новохатская Н.В., доля в праве 1/3 у каждой.

Отказывая истцу Новохатскому Ю.В. в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции, руководствуясь подпунктом «а» пункта 20 Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, исходил из того, что в связи с приобретением в собственность Новохатским Ю.В., его жены Новохатской Н.В. и дочерью Новохатской Е.Ю. в 2006 году однокомнатной квартиры общей площадью 33, 3 кв.м, Новохатский Ю.В. с составом семьи из трех человек, в 2009 году был правомерно снят с учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Выводы суда основаны на неправильном применении норм материального права, регулирующие возникшие правоотношения, и конкретных обстоятельствах дела.

В соответствии со статьей 2 Жилищного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.09.2001 № 675 утверждена «Федеральная целевая программа «Жилище» на 2002-2010 годы», в состав которой вошла подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей», предусматривающая государственную поддержку в виде финансовой помощи при решении жилищной проблемы молодых семей.

В соответствии с разделами V и VI подпрограммы, пунктами 24, 29, 30, 31 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2006 № 285 (далее - Правила), средства на реализацию приведенной подпрограммы представляются из федерального бюджета субъектов Российской Федерации для частичного финансирования разработанной и утвержденной ими региональной программы по обеспечению жильем молодых семей, также предусматривающей выделение из бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов средств на финансирование названной подпрограммы.

При таких обстоятельствах молодые семьи, желающие принять участие в республиканской программе для получения субсидий, выделяемых органом исполнительной власти субъекта Российской федерации на условиях софинансирования с федеральным бюджетом, не могут быть ограничены нормативным правовым актом субъекта в получении компенсаций (субсидий) на строительство или покупку жилья путем введения дополнительных критериев на участие в программе, по сравнению с федеральным законодательством, регулирующим данные правоотношения.

В соответствии с пунктом 8 Правил, участницей подпрограммы может быть молодая семья, соответствующая указанным в пункте 5 Правил условиям. Право на улучшение жилищных условий с использованием социальной выплаты или иной формы государственной поддержки за счет средств федерального бюджета предоставляется молодой семье только один раз. Основаниями для отказа в признании молодой семьи участницей в подпрограмме являются: а) несоответствие молодой семьи требованиям, указанным в пункте 5 Правил; б) не предоставление или предоставление не в полном объеме документов, указанных в пункте 15 Правил; в) недостоверность сведений, содержащихся в представленных документах; г) ранее реализованное право на улучшение жилищных условий с использованием социальной выплаты или иной формы государственной поддержки за счет средств федерального бюджета.

Как следует из содержания изложенных норм, федеральный законодатель ограничивает право на участие в указанной подпрограмме только случаями ранее использованных гражданами мер государственной поддержки за счет средств федерального бюджета, а не за счет бюджетов других уровней.

Однако, приобретение истцом Новохатским Ю.В. на состав семьи из 3-х человек в собственность однокомнатной квартиры общей площадью 33,2 кв.м за счет частичных средств ипотечного жилищного кредита не привело к улучшению жилищных условий этой семьи, поскольку они остались нуждающимися в улучшении жилищных условий и другого жилого помещения, соответствующего нормам обеспеченности жилым помещением, до настоящего времени не приобрели.

Нуждаемость истца с семьей в улучшении жилищных условий подтверждается тем, что на каждого члена семьи истца приходится менее учетной нормы, определенной подпунктом 2 пункта 4 Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, утвержденных Постановлением Правительства Республики Мордовия от 25 августа 2005 г. № 335 о том, что нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются граждане, обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы (менее 12,5 кв.м).

Согласно материалам дела, по адресу: ... зарегистрированы Новохатский Ю.В. - собственник, жена - Новохатская Н.В., дочь - Новохатская Е.Ю.

При разрешении спора судом первой инстанции не учтено, что истец приобрел жилую площадь по адресу: ... за счет собственных средств и предоставленного ипотечного жилищного кредита.

Между тем, средства на реализацию приведенной выше подпрограммы, о признании права на которую истцом ставится вопрос, осуществляется за счет средств федерального бюджета. Тем самым ранее предоставленная истцу мера государственной поддержки в виде ипотечного жилищного кредита, погашенного истцом в полном объеме, в том числе и за счет собственных денежных средств, не является препятствием к возникновению права на социальную выплату за счет средств федерального бюджета в рамках подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы.

В связи с чем, судебная коллегия считает, что позиция Администрации городского округа Саранск по исключению Постановлением Главы Администрации городского округа Саранск от 29 апреля 2009 г. № 953 семьи Новохатских из списков на получение жилья, постановленных в очередь на основании Постановления Администрации городского округа Саранск от 20 августа 2008 г. № 1331 о признании Новохатского Ю.В., его жену Новохатскую Н.В., дочь Новохатскую Е.Ю. участниками подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы, влечет ущемление жилищных прав истца и его семьи, что противоречит статьям 2, 18 Конституции Российской Федерации, согласно которым права и свободы человека являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

С учетом изложенного, судебная коллегия находит требования Новохатского Ю.В. законными и обоснованными, в связи с чем решение суда первой инстанции подлежит отмене с вынесением нового решения об удовлетворении исковых требований Новохатского Ю.В.

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 2 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия

о п р е д е л и л а:

Решение Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 06 июля 2012 г. отменить, вынести новое решение, которым исковые требования Новохатского Ю.В. удовлетворить.

Обязать Администрацию городского округа Саранск Республики Мордовия восстановить Новохатского Ю.В. с составом семьи из 3-х человек - Новохатского Ю.В., жены Новохатской Н.В., дочери Новохатской Е.Ю. в очереди на получение жилья, постановленных в очередь на получение жилья Постановлением Администрации городского округа Саранск от 20 августа 2008 г. № 1331 о признании Новохатского Ю.В., его жены Новохатской Н.В., дочери Новохатской Е.Ю. участниками подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы.

Судья-председательствующий Адушкина И.В.

Судьи Володина Г.Ф.

Середа Л.И.



Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:
файл-рассылка

Номер документа: 33-1571/22
Принявший орган: Верховный Суд Республики Мордовия
Дата принятия: 11 октября 2012

Поиск в тексте