СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 13 сентября 2011 года Дело N 33-1722/27

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в составе:

председательствующего Екония Г.К.

судей Козиной Е.Г.

Межевовой Н.И.

при секретаре Хальмеевой И.Р.

рассмотрела в открытом судебном заседании от 13 сентября 2011 г. в г.Саранске дело по кассационной жалобе начальника ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республике Мордовия Исаева В.С. на решение Ленинского районного суда г.Саранск Республики Мордовия от 8 июля 2011 г.

Заслушав доклад судьи Межевовой Н.И., пояснения Морозкина С.А., его представителя Шукшину И.А.( по устному заявлению), просивших решение оставить без изменения, судебная коллегия

установила:

Морозкин С.А. предъявил в суд иск к ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения.

В обоснование требований указал, что решением пенсионного органа ему отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по выслуге лет из-за отсутствия необходимой продолжительности требуемого специального стажа. При этом ответчиком в его специальный стаж период работы в должности врача анестезиолога-реаниматолога туберкулезного легочно-хирургического отделения в ГУЗ «Республиканский противотуберкулезный диспансер» и периоды нахождения на курсах повышения квалификации засчитаны в календарном исчислении. Период работы в должности заведующего отделения-врача-терапевта в ГУЗ «Республиканская психиатрическая больница» засчитан в льготном исчислении как 1 год работы за 1 год и 3 месяца, период работы в должности заведующего отделением реанимации и интенсивной терапии в ГУЗ «Республиканская психиатрическая больница» и период прохождения военной службы по призыву не засчитаны в специальный стаж.

Просил признать незаконным и отменить решение <№> от  ... ; включить в специальный стаж периоды его работы с 1 августа 1981 г. по 30 сентября 1986 г. в должности врача анестезиолога-реаниматолога группы анестезиологии-реанимации ГУЗ «Республиканский

противотуберкулезный диспансер» и периоды нахождения на курсах повышения квалификации в период с 6 сентября 1983 г. по 25 октября 1983 г., с 1 июня 1986 г. по 30 июня 1986 г. в льготном исчислении как 1 год работы за 1 год и 6 месяцев. Периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 1 января 2000 г. по 31 января 2000 г. и с 11 марта 2003 г. по 11 апреля 2003 г. засчитать в льготном исчислении как 1 год работы за 1 год и 3 месяца. Период работы с 1 ноября 2003 г. по 31 декабря 2003 г. и с 1 января 2004 г. по 31 декабря 2004 г. в должности заведующего отделением реанимации и интенсивной терапии ГУЗ «Республиканская психиатрическая больница» засчитать в льготном исчислении как 1 год работы за 1 год и 6 месяцев и дополнительно один год работы за 1 год и 3 месяца. Период прохождения военной службы по призыву с 1 ноября 1971 г. по 5 ноября 1973 г. засчитать в специальный стаж в календарном исчислении и назначить досрочную трудовую пенсию с 27 июня 2008 г.

Решением Ленинского районного суда г.Саранск Республики Мордовия от 8 июля 2011 г. исковые требования Морозкина С.А. удовлетворены в полном объеме.

В кассационной жалобе начальник ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республике Мордовия Исаев В.С. считает решение суда незаконным, просит его отменить, ссылаясь на нарушение судом норм пенсионного законодательства.

В возражениях на кассационную жалобу Морозкин С.А. просил решение оставить без изменения, жалобу без удовлетворения.

Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность решения суда исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе, находит его подлежащим оставлению без изменения.

Из решения начальника ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республике Мордовия <№> от  ...  усматривается, что Морозкину С.А. отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости из-за отсутствия трудового стажа. При этом в специальный стаж период работы с 1 августа 1981 г. по 30 сентября 1986 г. в должности врача анестезиолога-реаниматолога туберкулезного легочно-хирургического отделения в ГУЗ «Республиканский противотуберкулезный диспансер» засчитаны в календарном исчислении, поскольку Перечнем структурных подразделений государственный и муниципальных учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала работа, в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как год и шесть месяцев засчитывается в льготном исчислении при условии, если работа по специальности «врача-анестезиолога-реаниматолога» протекала в отделении (группе, палате, выездной бригаде скорой медицинской помощи) анестезиологии-реанимации, а также реанимации и интенсивной терапии. В отделениях хирургического профиля применение льготного исчисления возможно в случае выполнения работы в качестве врача, должность которого дополнялась наименованием хирургической специальности (врач-хирург, врач-уролог). Периоды нахождения на курсах повышения квалификации в период с 6 сентября 1983 г. по 25 октября 1983 г., с 1 июня 1986 г. по 30 июня 1986 г., с 1 января 2000

г. по 31 января 2000 г. и с 11 марта 2003 г. по 11 апреля 2003 г. засчитаны в календарном исчислении. Период с 1 января 2004 г. по 31 декабря 2004 г. в должности заведующего отделения-врача-терапевта в ГУЗ «Республиканская психиатрическая больница» засчитан в льготном исчислении как 1 год работы за 1 год и 3 месяца, поскольку согласно штатных расписаний за 2004 г. предусмотрен зав.отделения - врач-терапевт. Согласно лицевых счетов Морозкину С.А. начислялась з/п - зав.отделением, врач. Период работы с 1 ноября 2003 г. по 31 декабря 2003 г. в должности заведующего отделением реанимации и интенсивной терапии в ГУЗ «Республиканская психиатрическая больница», поскольку не подтверждено занятие лечебной деятельностью. Период прохождения военной службы по призыву с 1 ноября 1971 г. по 5 ноября 1973 г. ответчик вообще не рассматривал в качестве включения в специальный стаж.

Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции правильно применил нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения и обоснованно признал решение пенсионного органа незаконным.

В соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", устанавливая основания возникновения и порядок реализации права граждан на трудовые пенсии, предусматривает порядок сохранения и преобразования пенсионных прав, приобретенных гражданами до вступления его в силу на основании ранее действовавшего законодательства, в том числе права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости для лиц, занимающихся определенной профессиональной деятельностью.

Согласно правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 24 мая 2001 года, придание обратной силы закону, ухудшающему положение граждан и означающему, по существу, отмену для этих лиц права, приобретенного ими в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемого ими в конкретных правоотношениях, несовместимо с положениями статей 1 (часть 1), 2, 18, 54 (часть 1), 55 (часть 2) и 57 Конституции Российской Федерации, поскольку, по смыслу указанных конституционных положений, изменение законодателем ранее установленных условий должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает сохранение разумной стабильности правового регулирования и недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм.

В пункте 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.2005 N 25 "О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии" разъяснено, что по волеизъявлению и в интересах застрахованного лица, претендующего на установление досрочной трудовой пенсии по старости по нормам Федерального закона N 173-ФЗ, периоды работы до 1 января 2002 года могут быть исчислены на основании ранее действовавших нормативных правовых актов.

По состоянию на 31 декабря 2001 г. пенсионное обеспечение медицинских работников регулировалось, в частности, Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охранен здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения".

Пунктом 3 Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения (утвержденных Постановлением N 1066) предусматривалось, что врачам и среднему медицинскому персоналу, работавшим в должностях в структурных подразделениях согласно Приложению, один год работы засчитывается за один год и 6 месяцев при условии занятости в соответствующих должностях в течение полного рабочего дня.

В указанном Приложении в качестве структурных подразделений поименованы отделения (группы, палаты, выездные бригады скорой медицинской помощи) анестезиологии - реанимации, а также реанимации и интенсивной терапии государственных и муниципальных учреждений, предусмотренных в пунктах 1 - 5, 7, 11, 14, 15, 20, 21 Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения. В качестве должностей поименованы врачи-анестезиологи-реаниматологи.

В соответствии с пунктом 3 Постановления N 1066 в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, периоды работы до 01.11.1999 засчитывались в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от  ...  N 464.

Постановлением Минтруда РФ от 22 ноября 2001 г. N 81 "О применении пункта 2 Постановления Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464", установлено, что при исчислении выслуги для определения права на пенсию за выслугу лет за период работы до 1 ноября 1999 г. в соответствии с Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464 работу в должности врача - анестезиолога - реаниматолога отделений (групп) анестезиологии - реанимации, отделений (палат) реанимации и интенсивной терапии считать как работу в должности врача - анестезиолога - реаниматора. При

этом льготное исчисление выслуги, предусмотренное абзацем 3 пункта 2 Постановления Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464, при работе в должности врача - анестезиолога - реаниматолога отделений (групп) анестезиологии - реанимации, отделений (палат) реанимации и интенсивной терапии применяется для определения права на пенсию за выслугу лет.

Включая период работы истца с 1 августа 1981 г. по 30 сентября 1986 г., суд правильно счел установленным и правомерно исходил из того, что истец в указанный период работал в должности врача-анестезиолога-реаниматолога в группе анестезиологии-реанимации.

Этот вывод суда подтвержден имеющимися в деле доказательствами, а именно справкой от  ...  <№> ГУЗ «Республиканский противотуберкулезный диспансер», согласно которой Морозкин С.А. работал в ГУЗ «РПТД» с 1981 г. по 1986 г. в должности врача-анестезиолога-реаниматолога группы анестезиологии-реанимации, положением об отделении (группе) анестезиологии-реанимации лечебно-профилактического учреждения, утвержденного приказом Минздрава СССР от11 июня 1986 г. №841.

Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 N 781 утверждены Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, а также Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения.

В соответствии с п. 5 Правил периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы в календарном порядке, за исключением следующих случаев применения льготного порядка исчисления стажа указанной работы: а) лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в городе, в сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке), год работы в сельской местности или в поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывается в указанный стаж работы как год и 3 месяца; (в ред. Постановления Правительства РФ от 26.05.2009 N 449).

б) лицам, работавшим в структурных подразделениях учреждений здравоохранения в должностях по перечню согласно приложению (далее именуется - перечень), год работы засчитывается в указанный стаж работы как год и 6 месяцев. В таком же порядке в стаж работы засчитываются периоды работы в соответствующих должностях в отделениях (группах, палатах, выездных бригадах скорой медицинской помощи), перечисленных в пунктах 1 - 3 перечня в организациях (структурных подразделениях), указанных в пункте 6 настоящих Правил.

Исчисление стажа работы лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в структурных подразделениях

учреждений здравоохранения в должностях согласно перечню в городе, в сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке), производится с применением льготного порядка исчисления стажа, предусмотренного как подпунктом "а", так и подпунктом "б" настоящего пункта. При этом льготный порядок исчисления стажа работы применяется к календарному периоду работы.

Установив, что в периоды с 1 ноября 2003 г. по 31 декабря 2003 г. и с 1 января 2004 г. по 31 декабря 2004 г. Морозкин С.А. работал заведующим отделением реанимации и интенсивной терапии - врач-анестезиолог-реаниматолог в ГУЗ «Республиканская психиатрическая больница», которая расположена в сельской местности, суд правомерно включил дынные периоды в льготном исчислении как 1 год работы за 1 год и 6 месяцев и дополнительно один год работы за 1 год и 3 месяца.

Для отдельных категорий работников, в том числе для медицинских работников, в силу специальных нормативных актов повышение квалификации является обязательным условием выполнения работы.

Учитывая, что периоды нахождения на курсах повышения квалификации приравниваются к работе, во время исполнения которой работник направляется на упомянутые курсы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель производит отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, то исчисление стажа в данный период времени производится в том же порядке, что и соответствующая профессиональная деятельность.

Таким образом, суд первой инстанции правомерно включил период нахождения истца на курсах повышения квалификации с 6 сентября 1983 г. по 25 октября 1983 г., с 1 июня 1986 г. по 30 июня 1986 г. в льготном исчислении как 1 год работы за 1 год и 6 месяцев. С 1 января 2000 г. по 31 января 2000 г. и с 11 марта 2003 г. по 11 апреля 2003 г. в льготном исчислении как 1 год работы за 1 год и 3 месяца.

Разрешая дело в части включения периода военной службы, суд правильно указал, что в спорный период времени действовало утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, подпунктом "г" пункта 1 которого предусматривалось, что учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывается служба в составе Вооруженных Сил СССР.

Период службы Морзкина С.А. в Советской Армии относится к периодам деятельности до 1 января 2002 года, то есть до установления нового правового регулирования назначения досрочных трудовых пенсий.

Исходя из изложенного суд правомерно включил в стаж для назначения пенсии истцу период военной службы по призыву, поскольку вышеназванный период подлежал включению в стаж работы по специальности при досрочном назначении трудовой пенсии по старости независимо от времени обращения истца за назначением пенсии и времени возникновения у него на это права.

В связи с этим довод кассационной жалобы ответчика о том, что вопреки названному Положению истец на 1 октября 1993 г. не выработала 2/3 стажа, является несостоятельным, так как связан с неправильным толкование норм материального права. Судом установлено, что на момент обращения за назначением досрочной трудовой пенсии в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения истец имеет более 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии, приходящегося на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию.

Доводы кассационной жалобы ответчика о неправильном включении в стаж для назначения пенсии истцу спорных периодов были предметом рассмотрения и оценки судом первой инстанции и по мотивам, изложенном в решении суда правильно признаны необоснованными.

Таким образом, решение суда является законным и обоснованным, оснований для отмены обжалуемого судебного решения по доводам жалобы не имеется

На основании изложенного, руководствуясь абзацем вторым статьи 361 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Ленинского районного суда г.Саранск Республики Мордовия от 8 июля 2011 г. оставить без изменения, кассационную жалобу начальника ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республике Мордовия Исаева В.С. - без удовлетворения.

Председательствующий Г.К.Екония

Судьи Е.Г.Козина

Н.И.Межевова

 


Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка