ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАЛМЫКИЯ

РЕШЕНИЕ

от 25 июля 2012 года Дело N 7-42/2012

25 июля 2012 года г. Элиста

Судья Верховного Суда Республики Калмыкия Сангаджиев А.В, при секретаре Босхомджиевой М.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу главного врача Бюджетного учреждения «Республиканский центр специализированных видов медицинской помощи» Руденко Татьяны Анатольевны на постановление судьи Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 31 мая 2012 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ), в отношении БУ ««Республиканский центр специализированных видов медицинской помощи»,

у с т а н о в и л:

постановлением судьи Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 31 мая 2012 г. БУ «Республиканский центр специализированных видов медицинской помощи» (далее БУ «РЦСВМП») признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.20 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде предупреждения.

Не согласившись с постановлением судьи, главный врач БУ «РЦСВМП» Руденко Т.А. подала жалобу в Верховный Суд Республики Калмыкия, в которой просит постановление отменить в связи с отсутствием в её действиях состава правонарушения. Свои доводы мотивирует тем, что для получения лицензии на терапию, педиатрию и пульмонологию в штатном расписании учреждения должны иметься соответствующие подразделения и должности медицинского персонала. Терапевтических, педиатрических и пульмонологических коек, а также специалистов данного профиля в республиканском центре не имеется. Приказом Минздрава СССР от 18.02.1965 № 97 "О штатных нормативах медицинского персонала и работников кухонь инфекционных больниц" должность врача терапевта и пульмонолога в инфекционных отделениях не предусмотрена. Считает, что при выполнении вышеуказанного приказа в части, которой вместо должности врача - инфекциониста предусмотрена должность врача - педиатра, больница нарушит положения федерального закон о лицензировании. В период издания вышеуказанного приказа специальность врача определялась дипломом, а не сертификатом специалиста. Штат БУ «РЦСВМП» укомплектован врачами инфекционистами с базовым педиатрическим образованием. Указывает, что основным заболеванием пациентов, госпитализированных в отделения, являлись инфекционные заболевания, имевшие осложнения со стороны всех органов и систем организма.

В судебном заседании Руденко Т.А. доводы жалобы поддержала. Представитель Росздравнадзора по РК Дорджи-Горяева Е.А. просила в удовлетворении жалобы отказать.

Проверив доводы жалобы и материалы дела, выслушав объяснения Руденко Т.А. и Дорджи-Горяевой Е.А., прихожу к следующему выводу.

В соответствии с частью 1 статьи 19.20 КоАП РФ осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), влечет административное наказание.

Пунктом 96 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», действовавшим до 02.11.2011 и п. 46 ч. 1 ст. 12 действующего Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» установлено, что медицинская деятельность подлежит лицензированию.

Из приложения к Положению о лицензировании медицинской деятельности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 № 291, как и ранее действовавшего Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 22.01.2007 № 30, следует, что на осуществлении деятельности в области педиатрии, терапии, пульмонологии необходимо наличие лицензии.

Как следует из материалов дела, на основании приказа Территориального органа федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития по Республики Калмыкия (далее Управление Росздравнадзора по РК) от 12.04.2012 № 72-п уполномоченными лицами проведена плановая проверка в отношении БУ «РЦСВМП», по результатам которой составлен протокол об административном правонарушении № 4 от 22.05.2012. Установлено, что в штатном расписании отсутствовали должности врачей терапевта и педиатра, а также лицензии на осуществления работ в указанной области. Врачебной комиссией учреждения не рассматривался вопрос отсутствия указанных должностей врачей с учётом структуры заболеваемости. Выборочное же изучение медицинских карт, отчетов врачебной комиссии, подкомиссии показало, что БУ «РЦСВМП» по месту осуществления деятельности по адресам: ул. Очирова, 22 и ул. Пушкина, 52 г. Элиста, оказывало медицинскую помощь больным с бронхо-легочными заболеваниями пульмонологического профиля, в том числе детям, без наличия лицензии. Указанное, по мнению Управления Росздравнадзора по РК, свидетельствует о нарушении БУ «РЦСВМП» пп. «б» п. 5 Положения о лицензировании медицинской деятельности, утвержденного постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 № 291 о соблюдение установленного порядка осуществления внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности в 2011 и I квартале 2012 г. при лечении больных с бронхо-легочными заболеваниями пульмонологического профиля.

С выводами судьи о том, что БУ «РЦСВМП» в 2011 г. и 1 квартале 2012 г. осуществляло безлицензионную деятельность по педиатрии следует согласиться, поскольку они соответствуют фактическим данным.

Так, согласно Приказу Министерства здравоохранения СССР от 18.02.1965 № 97 в штате инфекционных стационаров при лечении взрослых больных должны находиться врачи инфекционисты, а при лечении детей врачи-педиатры.

Вместе с тем, в штате БУ «РЦСВМП», несмотря на оказываемую медицинскую помощь детям, должность врача-педиатра не предусмотрена и у учреждения отсутствует соответствующая лицензия.

Таким образом, совершенное БУ «РЦСВМП» деяние правильно квалифицировано по ч.1 ст.19.20 КоАП РФ, что подтверждается собранными по делу доказательствами: актом проверки от 17.05.2012, исследованными историями болезней, которым была дана оценка на предмет допустимости, достоверности и достаточности в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ об административных правонарушениях.

Доводы БУ «РЦСВМП» о том, что введение в штатное расписание врача-педиатра не предусмотрено действующим законодательством, а приказ Министерства здравоохранения СССР от 18.02.1965 № 97 не подлежит применению, поскольку на момент его издания специальность врача определялась дипломом, а не сертификатом специалиста является несостоятельным. Указанный Приказ является действующим нормативно-правовым актом и, определяя штатные нормативы медицинского персонала инфекционных больниц, не противоречит правовым актам изданным позднее. Доводы лица, привлеченного к административной ответственности, сводятся к невозможности получения лицензии с учетом утвержденного штатного расписания, и то, что замена врачей-инфекционистов на врачей- педиатров приведет к ухудшению качества медицинской помощи инфекционным больным детского возраста. Между тем Управлением Росздравнадзора по РК фактически ставится вопрос о необходимости изменения штатного расписания, введения должности врача-педиатра.

То, что Учреждение ранее неоднократно проверялось сотрудниками Управления Росздравнадзора по РК, Министерства здравоохранения и социального развития Республики Калмыкия и претензий с их стороны по поводу лицензирования не имелось, правового значения для разрешения настоящего дела не имеет.

В соответствии со ст. 2 Федерального Закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21.11.2011 № 323-ФЗ под основным заболеванием понимается - заболевание, которое само по себе или в связи с осложнениями вызывает первоочередную необходимость оказания медицинской помощи в связи с наибольшей угрозой работоспособности, жизни и здоровью, либо приводит к инвалидности, либо становится причиной смерти; а под сопутствующим- заболевание, которое не имеет причинно-следственной связи с основным заболеванием, уступает ему в степени необходимости оказания медицинской помощи, влияния на работоспособность, опасности для жизни и здоровья и не является причиной смерти.

Из материалов дела следует, что основным заболеванием пациентов, госпитализированных в инфекционные отделения БУ «РЦСВМП» являлись инфекционные заболевания, другие болезни являлись сопутствующими, что подтверждается исследованными медицинскими картами.

Приказом Министерства здравоохранения и медицинской промышленности РФ «О мерах по развитию и совершенствованию инфекционной службы в Российской Федерации» от 17.09.1993 № 220 предусматривается возможность госпитализации в инфекционные стационары больных постинфекционными пневмониями.

Ссылки представителя Управления Росздравнадзора по РК о том, что отчеты врачебной комиссии об имевших место в БУ «РЦСВМП» фактах летального исхода, приходящихся на не инфекционную патологию свидетельствует, что учреждение осуществляло лечение больных страдающих не инфекционными заболеваниями приняты быть не могут. Согласно медицинским картам больных, указанных в этих отчетах, последние страдали инфекционными заболеваниями, а в отчетах диагноз отражен неверно. Лечение же двух больных, поступивших с предварительным диагнозом и помещенных в реанимационные отделения, вызывалось необходимостью в виду невозможности их транспортировки в другие лечебные учреждения. Анализ историй болезней позволяет прийти к выводу, что отраженные в статистических отчетах сведения о количестве лиц поступивших с пневмонией, являются результатом неправильного составления отчета.

С учетом изложенного выводы Управления Росздравнадзора по РК и судьи первой инстанции о том, что БУ «РЦСВМП» оказывало в 2011 г. и в первом квартале 2012 г. медицинскую помощь пульмонологического профиля не соответствует фактическим данным.

Что касается утверждения Управления Росздравнадзора по РК о необходимости введения в штат БУ «РЦСВМП» врача-терапевта со ссылкой на Приказ от 07.04.2010 № 222н «Об утверждении порядка оказания медицинской помощи больным с бронхо-легочными заболеваниями пульмонологического профиля», то оно является безосновательным.

Согласно вышеуказанному приказу больным с бронхо-легочными заболеваниями врачом-терапевтом оказывается медицинская помощи в рамках первичной медико-санитарной помощи в амбулаторно-поликлинических учреждениях. Вместе с тем инфекционная больница (отделение) является специализированным лечебно-профилактическим учреждением, в связи с чем данный приказ на неё не распространяется.

Остальные доводы жалобы главного врача БУ «РЦСВМП» не опровергают установленных судом обстоятельств, в связи с чем не ставят под сомнение законность и обоснованность состоявшегося по делу об административном правонарушении судебного постановления.

Постановление о привлечении БУ «РЦСВМП» к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.19.20 КоАП РФ, вынесено судьей Элистинского городского суда Республики Калмыкия с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч.1 ст.4.5 КоАП РФ для данной категории дел.

Административное наказание назначено в пределах санкции ч.1 ст.19.20 КоАП РФ.

При таких данных оснований для отмены постановления не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.9 КоАП РФ,

решил:

постановление судьи Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 31 мая 2012 г. оставить без изменения, жалобу главного врача БУ «Республиканский центр специализированных видов медицинской помощи» - без удовлетворения.

Судья А.В. Сангаджиев

Копия верна Судья А.В. Сангаджиев

 


Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка