• по
Более 57000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус

 
СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ
 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
 

от 10 мая 2011 года Дело N 33-855/27
 

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в составе:

судьи-председательствующего: Екония Г.К.

судей: Адушкиной И.В.,

Демидчик Н.В.

при секретаре: Мещеряковой Л.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании от 10 мая 2011 г. в г.Саранске дело по кассационной жалобе начальника ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в городском округе Саранск Республики Мордовия Исаева В.С. на решение Ленинского районного суда г.Саранска Республики Мордовия от 2 марта 2011 г.

Заслушав доклад судьи Адушкиной И.В., объяснения истицы Бойновой Т.М. и ее представителя Шукшиной И.А. об оставлении решения без изменения, судебная коллегия

установила:

Бойнова Т.М. обратилась в суд с иском к ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в городском округе Саранск Республики Мордовия о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения.

В обоснование требований указала, что решением пенсионного органа в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения ей отказано из-за отсутствия необходимой продолжительности требуемого специального стажа. В стаж для назначения пенсии были включены периоды нахождения в отпуске по уходу за ребенком с 12 января 1986 г. по 17 ноября 1986 г. и с 23 марта 1987 г. по 11 июля 1988 г. в календарном исчислении. Однако считала, что указанные периоды подлежали исчислению в льготном порядке как один год работы за один год и шесть месяцев.

Просила признать незаконным и отменить решение начальника от 17 декабря 2010 г. №74203/439, включить в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения указанные периоды и назначить досрочную трудовую пенсию с 17 ноября 2010 г.

Решением Ленинского районного суда г.Саранска Республики Мордовия от 2 марта 2011 г. исковые требования Бойновой Т.М. удовлетворены в полном объеме (л.д.83-86).

В кассационной жалобе начальник ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в городском округе Саранск Республики Мордовия Исаев В.С. считает решение суда незаконным, просит его отменить, ссылаясь на нарушение судом норм пенсионного законодательства.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия, проверив законность и обоснованность решения суда, исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе, находит его подлежащим оставлению без изменения.

Как следует из материалов дела и установлено судом, решением пенсионного органа от 17 декабря 2010 года Бойновой Т.М. отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости из-за отсутствия необходимой продолжительности требуемого специального стажа, требуется 30 лет, имеется 29 лет 8 месяца 24 дня. При этом в специальный стаж Бойновой Т.М. в календарном исчислении были засчитаны периоды нахождения в отпуске по уходу за ребенком с 12 января 1986 г. по 17 ноября 1986 г. и с 23 марта 1987 г. по 11 июля 1988 г. (л.д.5-6).

Из трудовой книжки на имя Бойновой Т.М. следует, что в период с 4 июля 1984 г. по 17 июля 1989 г. она работала в должности врача-акушера-гинеколога гинекологического отделения Городской клинической больницы №4 (л.д.8).

За время работы Бойновой Т.М. находилась в отпуске по уходу за ребенком до 1 года с 12 января 1986 г. по 6 ноября 1986 г. (приказ №07-а от 16 января 1986 года) (1 ребенок); в отпуске по уходу за ребенком до 1,5 лет с 6 ноября 1986 г. по 17 ноября 1986 г. (приказ №07-а от 10 января 1986 г.) (1 ребенок); с 23 марта 1987 г. по 12 января 1988 г. находилась в отпуске по уходу за ребенком до 1 года (приказ №30-а от 17 марта 1987 г.) (2 ребенок); с 12 января 1988 г. по 13 июля 1988 г. находилась в отпуске по уходу за ребенком до 1,5 лет (приказ №05-а от 11 января 1988 г.) (2 ребенок) (л.д.41-42).

Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции правильно применил нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения и обоснованно признал решение пенсионного органа незаконным.

В соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Постановлении от 29 января 2004 г. N 2-П и в Постановлении от 24 мая 2001 г. и Определении от 5 ноября 2002 года, принципы правовой справедливости и равенства, на которых основано осуществление прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации как правовом и социальном государстве, в том числе права на социальное обеспечение, предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, что бы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

Придание обратной силы закону, ухудшающему положение граждан и означающему, по существу, отмену для этих лиц права, приобретенного ими в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемого ими в конкретных правоотношениях, несовместимо с положениями статей 1 (часть 1), 2, 18, 54 (часть 1), 55 (часть 2) и 57 Конституции Российской Федерации.

Граждане, приобретшие пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняют ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.

Постановлением Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22 августа 1989 г. N677 "Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей" с 1 декабря 1989 г. была увеличена продолжительность дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.

Этим же Постановлением было установлено, что указанный дополнительный отпуск засчитывается в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности.

В соответствии с пунктом 7 Постановления Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 29.11.1989 N 375/24-11 "Об утверждении разъяснения "О порядке предоставления женщинам частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет" (вместе с Разъяснением Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 29.11.1989 N23/24-11 "О порядке предоставления женщинам частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет") время отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет засчитывается также в стаж, дающий право на пенсию на льготных условиях и в льготных размерах. Во всех случаях исчисления общего, непрерывного стажа работы и стажа работы по специальности время частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет учитывается в том же порядке, как работа или соответственно учеба, в период которой предоставлены указанные отпуска.

При включении в специальный стаж периодов нахождения истицы в отпусках по уходу за ребенком суд первой инстанции правильно исходил из того, что данные отпуска имели место до 6 октября 1992 г. - времени вступления в законную силу Закона РФ "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации" от 25 сентября 1992 г. №3543-1, с принятием которого указанные периоды перестали включаться в специальный стаж работы в случае назначения пенсии на льготных условиях.

Таким образом, законодательно не закреплено ограничение на включение отпуска по уходу за ребенком в специальный стаж для назначения пенсии на льготных условиях, если он предоставлен до вступления в силу названного закона от 25 сентября 1992 года.

С учетом изложенного, суд пришел к правильному выводу, что периоды отпусков по уходу за ребенком подлежат зачету в специальный стаж истицы в льготном исчислении как один год работы за один год и шесть месяцев, поскольку эти периоды имели место, когда истица работала в должности врача акушера-гинеколога Городской клинической больницы № 4, по которой засчитывался в льготном исчислении. Поэтому исчисление стажа в вышеуказанные периоды следует производить в том же порядке, что и за соответствующую профессиональную деятельность, то есть в льготном исчислении.

При таких обстоятельствах довод кассационной жалобы, что льготное исчисление применяется только в отношении периодов работы, судебная коллегия находит несостоятельным.

Доводы кассационной жалобы не опровергают выводов, содержащихся в решении, все они были предметом рассмотрения суда первой инстанции и в решении получили правильную и мотивированную оценку.

Решение суда является законным и обоснованным и по доводам кассационной жалобы отменено быть не может.

На основании изложенного, руководствуясь абзацем вторым статьи 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Ленинского районного суда г.Саранска Республики Мордовия от 2 марта 2011 г. оставить без изменения, кассационную жалобу начальника ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в городском округе Саранск Республики Мордовия Исаева В.С. - без удовлетворения.

Судья-председательствующий Г.К.Екония

Судьи И.В.Адушкина

Н.В.Демидчик




Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:
файл-рассылка

Номер документа: 33-855/27
Принявший орган: Верховный Суд Республики Мордовия
Дата принятия: 10 мая 2011

Поиск в тексте