СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 14 декабря 2010 года Дело N 33-2030/52

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в составе:

председательствующего Литюшкина В.И.

судей Екония Г.К.

Козиной Е.Г.

при секретаре Седовой Е.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании 14 декабря 2010 г. в г. Саранске Республики Мордовия дело по кассационной жалобе Андронова А.А. на решение Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 20 октября 2010г.

Заслушав доклад судьи Козиной Е.Г., пояснения истца Андронова А.А., поддержавшего доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия

установила:

Андронов А.А. обратился в суд с иском к МВД по Республике Мордовия о включении ему в стаж государственной службы в органах внутренних дел военную службу по призыву с 23 октября 1981 года по 29 октября 1983 год из расчета один день военной службы за два дня государственной службы в органах внутренних дел и произвести перерасчет пенсии с момента ее назначения, указав, что письмом от 1 сентября 2010 г. №7/А-8 ему было отказано в перерасчете стажа государственной пенсии в соответствии с Федеральным законом «О статусе военнослужащих», поскольку при выходе на пенсию ему стаж государственной службы исчислялся в соответствии с Постановлением Совета Министров № 941 от 22 сентября 1993 г.

Согласно записи в военном билете он начал службу в Вооруженных силах по призыву с 23 октября 1981 г., демобилизовался 29 октября 1983 г., то есть прослужил в вооруженных силах 2 года и 6 дней. Считает, что в стаж его государственной службы при увольнении из органов внутренних дел ответчик должен был засчитать военную службу по призыву не в календарном исчислении, а из расчета один день военной службы за два дня государственной службы в органах внутренних дел - 4 года 12 дней.

Службу в органах внутренних дел он начал в звании младшего сержанта с 14 февраля 1986 г., закончил 29 апреля 2009 г. с правом выхода на пенсию, его общий стаж государственной службы в МВД по Республике Мордовия должен составлять 27 лет 2 месяца 27 дней, тогда как ответчик согласно приказу МВД по Республике Мордовия №740 л/с от 29 апреля 2009 г. засчитал ему в выслугу лет для назначения пенсии 25 лет 2 месяца 21 день, тем самым, нарушив его конституционное право на труд, в результате чего он потерял 2 года 6 дней стажа государственной службы в органах внутренних дел или 6% от заработанной пенсии.

При увольнении его из органов внутренних дел его основная пенсия по выслуге лет была исчислена ответчиком в размере 65% от денежного довольствия, тогда как в случае зачета ему в выслугу лет для назначения пенсии службы в вооруженных силах по призыву размер пенсии по выслуге лет должен составлять 71% от денежного довольствия.

Просил суд обязать ответчика засчитать в стаж государственной службы в органах внутренних дел военную службу по призыву с 23 октября 1981 г. по 29 октября 1983 г. из расчета один день военной службы за два дня государственной службы в органах внутренних дел и произвести перерасчет пенсии с момента ее назначения.

Решением Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 20 октября 2010 г. исковые требования Андронова А.А. оставлены без удовлетворения.

В кассационной жалобе Андронов А.А. просит решение суда отменить, исковые требования удовлетворить в полном объеме, ссылаясь на то, что при исчислении его стажа государственной службы суд необоснованно не применил Федеральный закон «О статусе военнослужащих».

В возражениях на кассационную жалобу представитель МВД по Республике Мордовия Макшанов С.Н. просит решение суда оставить без изменения, кассационную жалобу Андронова А.А. - без удовлетворения.

Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность решения суда исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе, находит его подлежащим оставлению без изменения.

Из материалов дела усматривается, что Андронов А.А.  ...  года рождения, с 30 апреля 2009 г. является пенсионером МВД по Республике Мордовия, которая выплачивается ему на основании его заявления в соответствии со статьей 13 Закона Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах исполнительной системы, и их семей».

Приказом МВД по Республике Мордовия №740 л/с от 29 апреля 2009 г. истец уволен из органов внутренних дел с 29 апреля 2009 г. по пункту «б» части 7 статьи 19 Закона Российской Федерации «О милиции» (по достижении предельного возраста).

Выслуга лет Андронова А.А. в календарном исчислении составляет 25 лет 2 месяца 1 день, в связи с чем ему назначена пенсия в размере 65% денежного содержания.

Согласно расчету выслуги лет для назначения пенсии подполковника милиции Андронова А.А -  ...  период военной службы по призыву с 23 октября 1981 г. по 29 октября 1983 г. засчитан в выслугу лет истцу в календарном исчислении.

С расчетом выслуги истец ознакомлен 30 апреля 2009 г.

19 августа 2010 г. Андронов А.А. обратился в МВД по Республике Мордовия с заявлением о зачислении периода военной службы по призыву ему в выслугу лет для назначения пенсии из расчета 1 месяц службы за два месяца.

Письмом заместителя Министра Филева Н.А. от 1 сентября 2010 г. №7/А-8 истцу отказано в удовлетворении заявления, мотивируя тем, что при увольнении из органов внутренних дел Андронову А.А. произведен расчет выслуги лет на основании Постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года № 941 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин, либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной служб, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и их семьям в Российской Федерации», которым не предусматривается, что период военной службы по призыву должен засчитываться в выслугу лет из расчета один месяц за два.

Отказывая в удовлетворении исковых требований Андронову А.А., суд первой инстанции правильно пришел к выводу о том, что данный отказ является законным и основан на правильном толковании норм материального права.

Согласно части 3 статьи 10 Федерального закона от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» время нахождения граждан на военной службе по контракту засчитывается в их общий трудовой стаж, включается в стаж государственной службы государственного служащего и в стаж работы по специальности из расчета один день военной службы за один день работы, а время нахождения граждан на военной службе по призыву (в том числе офицеров, призванных на военную службу в соответствии с указом Президента Российской Федерации) - один день военной службы за два дня работы.

Время прохождения военной службы военнослужащими на воинских должностях, связанных с повышенной опасностью для жизни и здоровья, засчитывается в специальный трудовой стаж при установлении пенсии по старости в связи с особыми условиями труда или пенсии за выслугу лет, если указанные должности включены в соответствующие перечни, утвержденные Правительством Российской Федерации.

Как предусматривает пункт 1 статьи 14 Федерального закона «О системе государственной службы Российской Федерации», стаж (общая продолжительность) государственной службы определяется в соответствии с федеральными законами о видах государственной службы, о государственном пенсионном обеспечении граждан Российской Федерации, проходивших государственную службу, и их семей, законами субъектов Российской Федерации. Из чего следует, что применительно к пенсионному обеспечению стаж государственной службы должен определяться в соответствии с пенсионным законом.

Особенности прохождения службы в органа внутренних дел урегулированы специальным законодательством и поэтому оно имеет приоритетное значение по сравнению с общими нормами Федерального закона «О статусе военнослужащих».

Пенсионное обеспечение военнослужащих, в том числе и исчисление выслуги для назначения пенсии, регламентируется специальным Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей».

В соответствии с частью 3 статьи 18 указанного Закона порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии лицам, указанным в статье 1 этого Закона определяется Правительством Российской Федерации.

Пунктом 5 постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. № 941 предусмотрено, что военная служба по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин (ранее - срочная военная служба), кроме периодов, подлежащих зачету в выслугу лет на льготных условиях, предусмотренных для военнослужащих воинских частей, штабов и учреждений - действующей армии, военнослужащих, проходивших службу или находившихся в плену в период Великой Отечественной войны, принимавших участие в работах по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС либо необоснованно привлеченных к уголовной ответственности или репрессированных, засчитывается в выслугу лет для назначения пенсий в календарном исчислении.

Указанным Постановлением установлены специальные случаи (они перечислены выше), когда лицам, проходившим военную службу, в том числе и по призыву, время службы засчитывается в выслугу лет на льготных условиях.

Как установлено судом первой инстанции, истец начал службу в вооруженных силах по призыву с 23 октября 1981 г. в звании рядового в Московском военном округе в/ч 01664, демобилизовался из в/ч 01612 Московского военного округа 29 октября 1983 г. в звании младшего сержанта.

Доказательств того, что Андронов А.А. проходил военную службу по призыву в особых условиях, то есть когда прохождение военной службы, в том числе и по призыву, время службы засчитывается в выслугу лет на льготных условиях, в материалах дела не имеется.

Исходя из указанных правовых норм, суд первой инстанции правильно пришел к выводу о том, что если условия срочной службы не подпадают под перечень оснований, в соответствии с которыми она учитывается в льготном исчислении, она должна засчитываться в выслугу лет из расчета один день военной службы за один день службы в органах внутренних дел.

При этом правильно указано в решении суда, что гарантированное статьей 37 Конституции Российской Федерации право истца на труд, ответчиком не нарушено, поскольку истец уволен из органов внутренних дел на основании поданного им рапорта от 22 апреля 2009 г. по пункту «б» части 7 статьи 19 Закона Российской Федерации «О милиции» (по достижении предельного возраста).

Таким образом, решение суда соответствует обстоятельствам дела и требованиям закона.

Довод кассационной жалобы о том, что при исчислении его стажа государственной службы суд необоснованно не применил Федеральный закон «О статусе военнослужащих», был предметом рассмотрения в суде первой инстанции и получил надлежащую оценку в решении суда, в связи с чем отсутствует необходимость в приведении в кассационном определении таких мотивов, подтверждающих законность и обоснованность решения суда.

На основании вышеизложенного и руководствуясь абзацем вторым статьи 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия

определила:

решение Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 20 октября 2010 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Андронова А.А. - без удовлетворения.

Председательствующий В.И. Литюшкин

Судьи Г.К. Екония

Е.Г. Козина

 


Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка