СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 25 октября 2012 года Дело N 33-1879/57

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в составе:

судьи-председательствующего Адушкиной И.В.

судей Володиной Г.Ф.

Середы Л.И.

при секретаре Крыловой Е.С.

рассмотрела в открытом судебном заседании от 25 октября 2012 г. в г.Саранске Республики Мордовия дело по апелляционной жалобе представителя МВД по Республике Мордовия Летиной Н.В. на решение Рузаевского районного суда Республики Мордовия от 30 июля 2012 г.

Заслушав доклад судьи Адушкиной И.В., судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия

у с т а н о в и л а:

Рузаевский межрайонный прокурор обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к отделу МВД России по Рузаевскому муниципальному району о понуждении к выполнению мероприятий, направленных на приведение изолятора временного содержания в состояние, отвечающее техническим, санитарным и противопожарным требованиям (л.д.1-3).

В обосновании требований указал, что проведенной проверкой установлено, что помещение изолятора временного содержания (далее ИВС), находящееся в подвальном помещении здания отдела МВД России по Рузаевскому муниципальному району Республики Мордовия, не отвечает санитарным, техническим и нормам пожарной безопасности. В изоляторе временного содержания отсутствует душевая и дезинфекционная камера, камеры ИВС не оборудованы приточной и/или вытяжной вентиляцией; в ИВС отсутствует специальное помещение для свиданий подозреваемых с родственниками и иными лицами (кроме защитников) через разделительную перегородку, исключающую передачу каких-либо предметов.

В ходе проведенной проверки установлено, что отдел МВД России по Рузаевскому муниципальному району Республики Мордовия обладает правами юридического лица, действует на основании общего для организации данного вида типового положения о территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации на районном уровне, утвержденного приказом МВД России № 222 от 21 апреля 2011 г.

В ходе проверки помещений ИВС отдела МВД России по Рузаевскому муниципальному району выявлены также нарушения правил пожарной безопасности, а именно: камеры и помещение кухни ИВС не оборудованы системой автоматической пожарной защиты, размеры эвакуационного прохода в северном крыле изолятора не приведены в соответствие с требованиями строительных норм и правил; отсутствуют знаки пожарной безопасности на путях эвакуации; не разработан план эвакуации людей в случае пожара; в медицинской комнате эксплуатируется электрический светильник со снятым колпаком (рассеивателем), что не предусмотрено конструкцией светильника.

Здание отдела МВД России по Рузаевскому муниципальному району Республики Мордовия является объектом с массовым пребыванием граждан. Вышеуказанные нарушения законодательства о пожарной безопасности и о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, выявленные в ходе проверки, могут повлечь гибель и причинение вреда жизни и здоровью граждан.

Просил обязать произвести ответчика в изоляторе временного содержания, расположенном по адресу:  ... , следующие необходимые мероприятия: оборудовать камеры и помещение кухни ИВС системой автоматической пожарной защиты; привести размеры эвакуационного прохода в северном крыле изолятора в соответствие с требованиями строительных норм и правил; установить знаки пожарной безопасности на путях эвакуации; разработать план эвакуации людей в случае пожара в соответствии с требованиями ГОСТ Р.12.2.143-2009; эксплуатировать электрический светильник, установленный в медицинской комнате, с колпаком (рассеивателем), предусмотренным конструкцией светильника; оборудовать ИВС душевой и дезинфекционной камерой; оборудовать камеры ИВС приточной и/или вытяжной вентиляцией; оборудовать в ИВС специальное помещение для свиданий подозреваемых с родственниками и иными лицами (кроме защитников) через разделительную перегородку, исключающую передачу каких-либо предметов, но не препятствующих переговорам и визуальному общению.

Впоследствии Рузаевский межрайонный прокурор отказался от части исковых требований (л.д.90).

Рузаевским районным судом Республики Мордовия от 30 июля 2012 г. принят отказ Рузаевского межрайпрокурора от части исковых требований и вынесено определение о прекращении производства по делу в части возложения обязанности на отдел МВД России по Рузаевскому муниципальному району приведения размера эвакуационного прохода в северное крыло изолятора в соответствие требованиями строительных норм и правил, установления знаков пожарной безопасности на путях эвакуации, разработки плана эвакуации людей в случае пожара в соответствии с требованиями ГОСТ Р.12.2.143-2009, эксплуатации электрического светильника, установленного в медицинской комнате, с колпаком (рассеивателем), предусмотренным конструкцией светильника, оборудования изолятора временного содержания душевой (л.д.91-92).

Решением Рузаевского районного суда Республики Мордовия от 30 июля 2012 г. оставшиеся исковые требования Рузаевского межрайонного прокурора удовлетворены (л.д.105-113).

На отдел Министерства внутренних дел Российской Федерации по Рузаевскому муниципальному району Республики Мордовия возложена обязанность произвести в изоляторе временного содержания, расположенном по адресу:  ... , в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу следующие мероприятия: оборудовать камеры и помещение кухни изолятора временного содержания системой автоматической пожарной защиты; оборудовать изолятор временного содержания дезинфекционной камерой; оборудовать камеры ИВС приточной и/или вытяжной вентиляцией; оборудовать в ИВС специальное помещение для свиданий подозреваемых с родственниками и иными лицами (кроме защитников) через разделительную перегородку, исключающую передачу каких-либо предметов, но не препятствующих переговорам и визуальному общению.

В апелляционной жалобе представитель МВД по Республике Мордовия Летина Н.В. просила решение суда отменить, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, просила принять новое решение об отказе в удовлетворении иска (л.д.120-126).

В жалобе указала, что судом при вынесении решения не приняты во внимание положения федерального законодательства, касающиеся порядка финансирования и выделения денежных средств для проведения строительства и ремонтных работ. Указала, что решение вынесено в отношении ненадлежащего ответчика, полагая, что надлежащим ответчиком является МВД Российской Федерации. Считала, что решение суда существенно затронуло имущественные интересы МВД Российской Федерации не привлеченного к участию в деле. Указала, что судом не исследован вопрос об инженерных и технических возможностях проведения в камерах ИВС систем автоматической пожарной защиты, приточно-вытяжной вентиляции, а также размещение в ИВС дезинфекционной камеры и специального помещения для свиданий. Суд не принял доказательства ответчика о том, что в ИВС отсутствует помещение «кухня», а имеется помещение «моечная», в связи с чем отсутствие в моечной автоматических систем защиты не должно рассматриваться как нарушение противопожарной безопасности. Считает, что вывод суда о наложении обязанности оборудовать камеры ИВС приточной и/или вытяжной вентиляцией не основан ни на одном из доказательств. Истцом не представлено доказательств в подтверждение исковых требований, а доказательства, представленные стороной ответчика и третьим лицом суд не принял и не дал им должной оценки.

В возражениях на апелляционную жалобу старший помощник Рузаевского межрайонного прокурора Капкаева Н.В. просила оставить ее без удовлетворения, а решение суда оставить без изменения (л.д.128).

Заслушав объяснения представителя ответчика МВД по Республики Мордовия - Летиной Н.В., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, представителя Главного управления МЧС России по Республике Мордовия - Миронова Г.М. и помощника прокурора Республики Мордовия Пивкиной Е.А. об оставлении решения без изменения, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия находит его подлежащим оставлению без изменения.

Пунктом 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено право прокурора обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Обращаясь в защиту неопределенного круга лиц, прокурор правомерно сослался на нарушения статьи 23 Федерального закона от 15 июля 1995 г. №103-ФЗ «О содержании под стражей обвиняемых и подозреваемых в совершении преступлений», Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, утвержденных Приказом МВД России от 22 ноября 2005 г. №905, Инструкции о порядке медико-санитарного обеспечения лиц, содержащихся в изоляторах временного содержания, подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, утвержденной Приказом МВД Российской Федерации №1115.

В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 15 июля 1995 г. № 103-ФЗ «О содержании под стражей обвиняемых и подозреваемых в совершении преступлений», содержание под стражей осуществляется в соответствии с принципами законности, справедливости, презумпции невиновности, равенства всех граждан перед законом, гуманизма, уважения человеческого достоинства, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, принципами и нормами международного права, а также международными договорами Российской Федерации и не должно сопровождаться иными действиями, имеющими целью причинение физических или нравственных страданий подозреваемым и обвиняемым, в совершении преступлений содержащимся под стражей.

Государство гарантирует охрану и защиту законных интересов подозреваемых и обвиняемых. Обязанность реализации этого права возлагается на администрацию учреждения или того органа, где они содержатся под стражей.

Положения Федерального закона «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» распространяются и на изоляторы временного содержания.

Установлено, что Рузаевской межрайонной прокуратурой Республики Мордовия, в соответствии с поручением прокуратуры Республики Мордовия (л.д.5-7), совместно с отделом надзорной деятельности Рузаевского муниципального района УНД ГУ МЧС России по Республике Мордовия, проведена проверка соблюдения законности при содержании подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений под стражей в ИВС отдела Министерства Внутренних дел России по Рузаевскому муниципальному району.

В ходе проверки выявлены нарушения требований Федерального закона № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», а также требований Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, утвержденных Приказом МВД Российской Федерации № 950 от 22 ноября 2005 г.

Проверкой также выявлены нарушения пунктов 11, 12 Инструкции о порядке медико-санитарного обеспечения лиц, содержащихся в изоляторах временного содержания внутренних дел, в том числе, камеры и помещение кухни изолятора временного содержания не оборудованы системой автоматической пожарной защиты, дезинфекционной камерой, приточной и/или вытяжной вентиляцией, в ИВС не оборудовано специальное помещение для свиданий подозреваемых с родственниками и иными лицами (кроме защитников) через разделительную перегородку, исключающую передачу каких-либо предметов, но не препятствующих и переговорам и визуальному общению.

По результатам проверки был составлен акт санитарно-гигиенического обследования ИВС отдела МВД России по Рузаевскому муниципальному району от 03 мая 2012 г. (л.д.8-9).

В силу части первой статьи 15 Федерального закона «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» в местах содержания под стражей устанавливается режим, обеспечивающий соблюдение прав подозреваемых и обвиняемых, исполнение ими своих обязанностей, их изоляцию, а также выполнение задач предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации.

В силу статьи 17 Закона подозреваемые и обвиняемые имеют право, в том числе: на свидания с родственниками и иными лицами, перечисленными в статье 18 настоящего Федерального закона; пользоваться ежедневной прогулкой продолжительностью не менее одного часа.

Во исполнение статей 15, 16, 17 Закона и в целях обеспечения режима в местах содержания под стражей Приказом МВД Российской Федерации от 22 ноября 2005 г. № 950 утверждены Правила внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел.

В соответствии с пунктом 139 Правил свидания подозреваемых и обвиняемых с родственниками и иными лицами (кроме защитников) проводятся под контролем сотрудников ИВС в специально оборудованных для этих целей помещениях через разделительную перегородку, исключающую передачу каких-либо предметов, но не препятствующую переговорам и визуальному общению.

Судом установлено, что на момент проверки в изоляторе временного содержания отдела МВД России по Рузаевскому муниципальному району Республики Мордовия выявлены нарушения требований Федерального закона от 15 июля 1995 г. № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», выраженные в отсутствии в ИВС комнаты для свиданий.

При таких обстоятельствах суд пришел к обоснованному выводу о необходимости удовлетворения заявленных прокурором требований, в части понуждения оборудовать специальное помещение для свиданий.

В соответствии со статьей 23 указанного Федерального закона, пунктом 45 Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, утвержденных Приказом МВД России от 22 ноября 2005 г. № 950, помещения ИВС должны быть оборудованы приточно-вытяжной вентиляцией с механическим и естественным побуждением.

Суд первой инстанции правомерно возложил на ответчика обязанность устранить нарушения статьи 23 Федерального закона от 15 июля 1995 г. №103 - ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» и оборудовать камеры и помещение кухни изолятора временного содержания отдела МВД России по Рузаевскому муниципальному району Республики Мордовия системой автоматической пожарной защиты, дезинфекционной камерой, а также приточной и/или вытяжной вентиляцией.

Суд первой инстанции обоснованно удовлетворил исковые требования по вышеуказанным основаниям.

Судом правильно установлено, что отдел МВД России по Рузаевскому муниципальному району является юридическим лицом и территориальным органом МВД России на районном уровне (л.д.41).

Довод апелляционной жалобы о том, что финансовое обеспечение деятельности учреждения обеспечивается главным распорядителем средств федерального бюджета, отмену принятого решения не влечет, поскольку не исключает обязанности ответчика соблюдать требования Федерального закона «О содержании под стражей обвиняемых и подозреваемых в совершении преступлений» и не допускать нарушений прав и законных интересов подозреваемых и обвиняемых, содержащихся под стражей.

Довод жалобы о том, что отдел МВД России по Рузаевскому муниципальному району является ненадлежащим ответчиком судебной коллегией не принимается, поскольку данный вопрос был предметом рассмотрения в суде первой инстанции и получил надлежащую оценку.

Иные приведенные в апелляционной жалобе доводы также являлись предметом исследования и оценки суда.

В решении приведены нормы права, на основании которых сделаны выводы по делу. Доводы ответчика направлены на иное толкование норм материального права и оценку доказательств об обстоятельствах, установленных и исследованных судом в полном соответствии с правилами статей 12, 56, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Учитывая, что судом правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, и применен закон, подлежащий применению к спорным правоотношениям, решение суда является законным и отмене по доводам жалобы не подлежит.

Руководствуясь пунктом 1 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия

о п р е д е л и л а:

решение Рузаевского районного суда Республики Мордовия от 30 июля 2012 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя МВД по Республике Мордовия Летиной Н.В. - без удовлетворения.

Председательствующий И.В. Адушкина

Судьи Г.Ф.Володина Л.И.Середа

 


Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка