СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 31 мая 2012 года Дело N 33-2145ап/2012

СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ

ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ

в составе председательствующего Ивановой Н.Г.

судей: Ошманкевича Р.А., Сироткиной Е.М.,

при секретаре Колояровой С.В.

рассмотрела в судебном заседании 31 мая 2012 года по апелляционной жалобе администрации МО ГО «Сыктывкар» на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 13 февраля 2012 года, которым исковые требования Шаврова Д.А. удовлетворены.

На администрацию МО ГО «Сыктывкар» возложена обязанность предоставить Шаврову Д.А. в порядке реализации статьи 5 Закона Республики Коми № 59-РЗ от 28.06.2005г. по льготе «ветеран боевых действий» в собственность бесплатно земельный участок для индивидуального жилищного строительства.

Заслушав доклад судьи Ивановой Н.Г., объяснения представителя администрации МО ГО «Сыктывкар» Садикова А.Р., представителя Шаврова Д.А. Чукичева А.А., судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Шавров Д.А. обратился в суд с иском к администрации МО ГО «Сыктывкар» о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства по льготе «Ветеран боевых действий».

В судебном заседании истец не участвовал, его представитель поддержал требования.

Представитель ответчика с иском не согласился.

Суд постановил приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе заявителем поставлен вопрос об отмене решения в связи с неправильным определением обстоятельств, имеющих значение для дела, и неправильным применением норм материального права.

Проверив материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы истца, судебная коллегия находит решение подлежащим отмене.

Из материалов дела усматривается, что Шавров Д.А. проживает по адресу: г. ..., и имеет статус «ветерана боевых действий» (удостоверение № ....).

Судом установлено, что Шавров Д.А. земельных участков на праве собственности либо на ином праве не имеет.

11.08.2010 года и 24.01.2011 года Шавров Д.А. обращался в Администрацию МО ГО «Сыктывкар» с заявлениями о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства.

Письмами администрации МО ГО «Сыктывкар» № ... от 08.09.2010г. и № ... от 16.02.2011г. истцу было отказано в предоставлении земельного участка по мотиву отсутствия разработанного на территории МО ГО «Сыктывкар» порядка реализации льготы.

Удовлетворяя требования истца, суд, сославшись на ст.5 Закона Республики Коми № 59-РЗ от 28.06.2005г., указал, что отсутствие у администрации МО ГО «Сыктывкар» разработанного на территории МО ГО «Сыктывкар» порядка реализации льготы не может ограничивать Шаврова Д.А. в законном требовании об обеспечении его земельным участком для индивидуального жилищного строительства.

Указанный вывод суда является законным и не оспаривается представителем ответчика в апелляционной жалобе.

В то же время судебная коллегия не может согласиться с приведенным судом первой инстанции обоснованием принятого судом решения, поскольку суд не в полном объеме применил нормы материального права, подлежащие применению.

В соответствии с п. "к" ч. 1 ст. 72 и ч. 2 ст. 76 Конституции Российской Федерации земельное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Земельный кодекс Российской Федерации установил в числе принципов земельного законодательства принцип платности использования земли, согласно которому любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, (п.п. 7 п. 1 ст. 1 Земельного кодекса РФ).

Пунктом 2 ст. 28 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан осуществляется за плату. Предоставление земельных участков в собственность граждан может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Эти случаи предусмотрены в части 2 статьи 5 Закона Республики Коми от 28.06.2005 № 59-РЗ «О регулировании некоторых вопросов в области земельных отношений», согласно которой земельные участки, находящиеся в государственной собственности Республики Коми или муниципальной собственности, а также земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, предоставляются однократно для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства с возможностью возведения жилого дома в соответствии с законодательством в собственность бесплатно гражданам, в том числе ветеранам боевых действий (п.5).

Согласно части 3 статьи 5 вышеуказанного Закона земельные участки предоставляются по месту жительства граждан из числа категорий, указанных в части 2 настоящей статьи, признанных в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий и не имеющих земельных участков в постоянном (бессрочном) пользовании либо пожизненном наследуемом владении, либо переданных им по договору аренды, предоставленных для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства, или не имеющих земельных участков, ранее предоставленных в собственность гражданам бесплатно для указанных целей.

Анализ вышеприведенных правовых норм позволяет сделать вывод, что право на предоставление земельного участка для индивидуального жилищного строительства в соответствии с законодательством в собственность бесплатно возникает однократно у ветерана боевых действий, нуждающегося в улучшении жилищных условий и не имеющего земельных участков в постоянном (бессрочном) пользовании либо пожизненном наследуемом владении, либо переданных им по договору аренды, предоставленных для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства, или не имеющего земельных участков, ранее предоставленных в собственность бесплатно для указанных целей.

Как было установлено судом, удостоверением от ... подтверждается право истца иметь права и льготы, установленные п.1 ст.16 Федерального закона «О ветеранах», земельного участка в собственности он не имеет.

В то же время Шавров Д.А. имеет в собственности недвижимое имущество по адресу: ..., согласно ответу администрации МО ГО «Сыктывкар» от 13.02.2012г. Шавров Д.А. в списках граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в администрации МО ГО «Сыктывкар» не состоит.

Таким образом, оснований для удовлетворения требований истца не имелось.

Поскольку имеющие значение для разрешения спора обстоятельства установлены судом первой инстанции неправильно и судом допущено неправильное применение и толкование норм материального права, судебная коллегия приходил к выводу о необходимости отмены обжалуемого судебного постановления и вынесении нового решения об отказе в удовлетворении иска.

На основании ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Сыктывкарского городского суда от 13 февраля 2012 года отменить и вынести по делу новое решение.

В удовлетворении исковых требований Шаврова Д.А. к администрации МО ГО «Сыктывкар» о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства по льготе «ветеран боевых действий» отказать.

Председательствующий  

Судьи  

 


Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка