СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 09 июля 2012 года Дело N 33-2880ап/2012

СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ

ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ

в составе председательствующего Ивановой Н.Г.,

судей Ошманкевича Р.А., Ушаковой Л.В.,

при секретаре Елькиной Е.М.,

рассмотрела в судебном заседании 9 июля 2012 года дело по апелляционной жалобе Шулепова В.И. на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 13 марта 2012 года, которым Шулепову В.И. отказано в удовлетворении заявления об отмене решения об итогах голосования по выборам депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ шестого созыва, состоявшихся 04 декабря 2011 года, по избирательным участкам ... г. Сыктывкара, внесённых в протокол Территориальной избирательной комиссии г. Сыктывкара об итогах голосования по выборам депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации шестого созыва, признании недействительным протокола Территориальной избирательной комиссии г. Сыктывкара об итогах голосования по выборам депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации шестого созыва.

Заслушав доклад судьи Ивановой Н.Г., заключение прокурора Ковригиной О.Н. об оставлении решения суда без изменения, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Кандидат в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации шестого созыва Шулепов В.И. обратился в суд с заявлением об отмене решения об итогах голосования по выборам депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации шестого созыва, состоявшимся 04 декабря 2011 года, по избирательным участкам ... г. Сыктывкара, внесённых в протокол Территориальной избирательной комиссии г. Сыктывкара об итогах голосования по выборам депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации шестого созыва, признании протокола Территориальной избирательной комиссии г. Сыктывкара об итогах голосования на территории Республики Коми (г. Сыктывкар) по выборам депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации шестого созыва недействительным.

В обоснование заявления Шулепов В.И. указал, что 04 декабря 2011 года по окончании подведения итогов голосования наблюдателям от политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» были выданы заверенные копии протоколов участковых избирательных комиссий об итогах голосования на избирательных участках .... После ознакомления с итогами выборов по перечисленным избирательным участкам в сводной таблице результатов выборов ГАС «Выборы» установлено различное указание числа избирательных бюллетеней, числа погашенных бюллетеней, числа действительных бюллетеней, существенное перераспределение числа голосов избирателей, поданных за каждый федеральный список кандидатов, что свидетельствует о недостоверности данных, внесённых в протокол Территориальной избирательной комиссии г. Сыктывкара. Допущенные нарушения не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей и установить реальное соотношение политических предпочтений граждан, нарушают свободу выборов и право избирать и быть выбранными.

Шулеповым В.И. было также представлено дополнение к заявлению, в котором он просил отменить решение об итогах голосования по выборам депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации шестого созыва, состоявшимся 04 декабря 2011 года, по избирательным участкам ... г. Сыктывкара, внесённых в протокол Территориальной избирательной комиссии г. Сыктывкара об итогах голосования по выборам депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации шестого созыва.

Территориальная избирательная комиссия г. Сыктывкара в письменном возражении указала, что представленные заявителем копии протоколов участковых избирательных комиссий о результатах выборов на избирательных участках ... г. Сыктывкара не могут рассматриваться в качестве доказательств, поскольку не являются надлежаще заверенными копиями. Копии протоколов избирательных комиссий о результатах выборов на избирательных участках ... содержат произвольные данные, поскольку протоколы составлены в качестве тренировочных с целью последующего надлежащего составления протоколов и проверки правильности контрольных соотношений.

Заявитель, надлежаще извещённый о времени и месте рассмотрения дела, участия в судебном заседании не принял, его представитель Князев Ю.А. поддержал доводы заявления. Князев Ю.А. пояснил, что нарушения законодательства РФ о выборах выражались в неверном подсчёте голосов избирателей, неверном внесении результатов выборов в протоколы о результатах выборов, ненадлежащем контроле за определением результатов выборов, не соответствующем установленному порядку оформлении протоколов избирательных комиссий и внесении в них изменений.

Представитель территориальной избирательной комиссии г. Сыктывкара Хорунжий В.Ю. просил отказать в удовлетворении заявлений.

Суд постановил приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Шулепов В.И. просит решение суда отменить вследствие его незаконности и необоснованности, указывая на недопустимость внесения в протокол об итогах голосования каких-либо изменений, необоснованность ссылок суда на невозможность ссылаться на свидетельские показания в обоснование доводов истца, неправильную оценку свидетельских показаний, необоснованность отказа в принятии дополнений к исковому заявлению, необеспечение вызова в суд свидетелей.

Проверив законность и обоснованность решения в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, судебная коллегия приходит к следующему.

Как установлено материалами дела, 04 декабря 2011 года на территории г. Сыктывкара Республики Коми состоялись выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации шестого созыва.

Выборы проходили на территории 85 участковых избирательных комиссий.

По результатам голосования 05 декабря 2011 года Территориальной избирательной комиссией г. Сыктывкара был составлен протокол территориальной избирательной комиссии об итогах голосования на территории Республики Коми, г. Сыктывкар. В указанном протоколе указано число голосов избирателей, поданных за каждый федеральный список кандидатов, которое составляет: - ....

Данные, приведенные в протоколе, были установлены Территориальной избирательной комиссией г. Сыктывкара путём суммирования данных, содержащихся в протоколах участковых избирательных комиссий.

05 декабря 2011 года территориальной избирательной комиссией г. Сыктывкара были составлены акты о соответствии данных, введенных в ГАС «Выборы», первым экземплярам протоколов участковых избирательных комиссий.

Данные, содержащиеся в копиях первых экземпляров протоколов участковых избирательных комиссий об итогах голосования по избирательным участкам ..., совпадают с данными сводной таблицы территориальной избирательной комиссии об итогах голосования на территории Республики Коми, составленной 05 декабря 2011 года.

Исследовав представленные Избирательной комиссией Республики Коми надлежащим образом заверенные копии протоколов участковых избирательных комиссий об итогах голосования по избирательным участкам, суд установил расхождения с представленными заявителем копиями протоколов участковых избирательных комиссий об итогах голосования в части числа избирательных бюллетеней, выданных участковой избирательной комиссией избирателям в помещении для голосования в день голосования, числа погашенных избирательных бюллетеней, числа избирательных бюллетеней, содержащихся в стационарных ящиках для голосования, числа недействительных избирательных бюллетеней, числа действительных избирательных бюллетеней, числа голосов избирателей, поданных за каждый федеральный список кандидатов.

При рассмотрении дела суд правильно руководствовался положениями Федерального закона от 18 мая 2005 года № 51-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», статьями 27, 28 которого определены полномочия территориальной избирательной комиссии при подготовке и проведении выборов депутатов Государственной Думы, участковых избирательных комиссий, установив, что действия избирательных комиссий соответствовали указанным полномочиям, а протоколы об итогах голосования на соответствующих избирательных участках были оформлены в соответствии с требованиями, установленными ст. 78 Федерального закона.

В то же время представленные заявителем копии протоколов участковых избирательных комиссий об итогах голосования на избирательных участках ... г. Сыктывкара не соответствуют требованиям ст. 29 Федерального закона, надлежаще заверенные копии протоколов, составленные в соответствии со ст. 29 Федерального закона и заверенные в установленном порядке, заявителем суду представлены не были.

Согласно ст. 67 Гражданского процессуального кодекса РФ при оценке копии документа или иного письменного доказательства суд проверяет, не произошло ли при копировании изменение содержания копии документа по сравнению с его оригиналом, с помощью какого технического приема выполнено копирование, гарантирует ли копирование тождественность копии документа и его оригинала, каким образом сохранялась копия документа. Суд не может считать доказанными обстоятельства, подтверждаемые только копией документа или иного письменного доказательства, если утрачен и не передан суду оригинал документа, и представленные каждой из спорящих сторон копии этого документа не тождественны между собой, и невозможно установить подлинное содержание оригинала документа с помощью других доказательств.

При таких обстоятельствах суд правильно не признал представленные заявителем копии протоколов участковых избирательных комиссий об итогах голосования на избирательных участках ... г. Сыктывкара допустимыми доказательствами, подтверждающими обстоятельства, на которые истец ссылался в заявлении, о наличии нарушений законодательства о выборах.

Исходя из содержания статьи 79 Федерального закона, устанавливающей порядок подсчета голосов избирателей и составления протокола об итогах голосования участковой избирательной комиссией, суд правильно признал, что указание в протоколе участковой избирательной комиссии об итогах голосования на избирательном участке ... неверной даты подписания протокола не влекло за собой необходимости повторного составления протокола избирательной комиссии.

Представленные заявителем копии протоколов участковых избирательных комиссий об итогах голосования на избирательных участках ... не были признаны судом подтверждающими иные результаты выборов, чем внесенные в протокол Территориальной избирательной комиссии, ввиду несоответствия указанных в копиях протоколов данных предусмотренным законом требованиям к содержанию протокола.

Указанный вывод суда получил подробное обоснование в решении, в том числе со ссылкой на свидетельские показания, с которым судебная коллегия считает возможным согласиться.

В соответствии с ч. 2 ст. 92 Федерального закона от 18 мая 2005 года N 51-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" после установления итогов голосования, определения результатов выборов депутатов Государственной Думы вышестоящей избирательной комиссией решение нижестоящей избирательной комиссии об итогах голосования может быть отменено только судом либо судом может быть принято решение о внесении изменений в протокол избирательной комиссии и (или) сводную таблицу.

Суд соответствующего уровня, отменив решение избирательной комиссии об итогах голосования, может принять решение о проведении повторного подсчета голосов избирателей, если при проведении голосования или установлении его итогов были допущены нарушения настоящего Федерального закона, Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". В случае если допущенные нарушения не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, суд может признать итоги голосования недействительными (ч. 4 ст. 92 Федерального закона).

Согласно ч. 5 ст. 92 Федерального закона, суд соответствующего уровня может отменить решение избирательной комиссии об итогах голосования, о результатах выборов депутатов Государственной Думы помимо оснований, предусмотренных частью 4 данной статьи, также в случаях нарушения порядка составления списков избирателей, порядка формирования избирательных комиссий, незаконного отказа в регистрации федерального списка кандидатов, признанного таковым после дня голосования, установления судом других нарушений законодательства Российской Федерации о выборах, если эти нарушения не позволяют выявить действительную волю избирателей.

Отмена судом решения о результатах выборов депутатов Государственной Думы в случае, если допущенные нарушения не позволяют выявить действительную волю избирателей, влечет за собой признание результатов выборов недействительными (ч. 6 ст. 92 Федерального закона).

Указанное выше позволяет судебной коллегии согласиться с выводом суда об отсутствии нарушений, позволяющих считать не установленным волеизъявление избирателей при выборах депутатов Государственной думы Федерального Собрания Российской Федерации шестого созыва, и отказе Шулепову В.И. в удовлетворении заявления.

Доводы апелляционной жалобы судебная коллегия считает подлежащими отклонению как основанные на неправильной оценке имеющихся в материалах дела доказательств и неправильном толковании норм закона.

Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Сыктывкарского городского суда от 13 марта 2012 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Шулепова В.И. без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

 


Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка