СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 09 июля 2012 года Дело N 33-2882/2012

СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ

ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ

в составе председательствующего Ивановой Е.А.

судей Нагорновой О.Н., Слободянюк Т.А.,

при секретаре Красавцевой Т.Л.,

рассмотрела в судебном заседании 9 июля 2012 года дело по апелляционным жалобам МВД по Республики Коми и Управления МВД Российской Федерации по г. Сыктывкару на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 28 марта 2012 года, которым

Признан незаконным приказ МВД по Республике Коми от  ...  № об увольнении Третьякова С.А..

Третьяков С.А. восстановлен  ...  в должности ... УВД России по г. Сыктывкару, находящегося в распоряжении УМВД России по г. Сыктывкару.

Взыскано с УМВД России по г. Сыктывкару в пользу Третьякова С.А. денежное довольствие за время вынужденного прогула в размере ....

Заслушав доклад судьи Ивановой Е.А., объяснения представителей ответчиков Плебан О.Н. и Сологуб А.П., заключение прокурора Чершкуте Я.В. об оставлении решения суда без изменения, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Третьяков С.А. обратился в суд с иском к МВД по Республике Коми о признании незаконным и необоснованным приказа от  ...  № об его увольнении. В обоснование заявленных требований указал, что не согласен с результатами аттестации, в соответствии с которыми он не рекомендован к прохождению службы в органах внутренних дел, обжаловал аттестацию в суде. Ему не было предложено прохождение дальнейшей службы в ином подразделении, в том числе на нижестоящих должностях.

В дальнейшем Третьяковым С.А. представлено дополнение к исковому заявлению, в котором он просил признать незаконным приказ МВД по Республике Коми от  ...  № о его увольнении из органов внутренних дел, признать незаконным увольнение и восстановить его на службе, взыскать денежное довольствие за время вынужденного прогула.

Судом к участию в деле в качестве соответчика привлечено УМВД России по г. Сыктывкару.

В судебном заседании Третьяков С.А. поддержал исковые требования.

Представители МВД России по г. Сыктывкару и УМВД России по г. Сыктывкару в судебном заседании просили отказать в удовлетворении исковых требований.

Суд принял приведенное выше решение.

В апелляционных жалобах МВД России по г. Сыктывкару и УМВД России по г. Сыктывкару не согласны с решением суда и просят его отменить в связи с нарушением норм материального и процессуального права.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, судебная коллегия не находит оснований для их удовлетворения и отмены решения, постановленного в соответствии с установленными в суде обстоятельствами, имеющими юридическое значение, и требованиями закона.

С 1 марта 2011 года вступил в силу Федеральный закон от 7 февраля 2011 года № 3-ФЗ «О полиции», статьей 4 которого установлено, что полиция является составной частью единой централизованной системы федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел. В состав полиции могут входить подразделения, организации и службы, создаваемые для выполнения возложенных на полицию обязанностей. Состав полиции, порядок создания, реорганизации и ликвидации подразделений полиции определяются Президентом Российской Федерации. Нормативы и лимиты штатной численности подразделений полиции в пределах установленной штатной численности органов внутренних дел определяются руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.

На основании приказа МВД по Республике Коми № 203 от 20 мая 2011 года «Об организационно-штатных вопросах», управление внутренних дел по г. Сыктывкару преобразовано в управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по г. Сыктывкару. Установлено, что УМВД РФ по г. Сыктывкару является правопреемником УВД по г. Сыктывкару, утверждены штатные расписания.

Приказом определено также, что до назначения на должности в соответствии новыми штатными расписаниями сотрудники реорганизованного УВД по г. Сыктывкару и подразделений, непосредственно подчиненных УВД, зачисляются в распоряжение органа внутренних дел с момента уведомления (но не ранее чем с 1 июня 2011 года) с продолжением исполнения функциональных обязанностей по ранее занимаемым должностям.

На основании указанного приказа Третьяков С.А., ранее занимавший должность ... УВД по г. Сыктывкару, был зачислен в распоряжение УМВД России по г. Сыктывкару.

Как предусмотрено ч. 3 ст. 54 Федерального закона от 7 февраля 2011 года № 3-ФЗ «О полиции», сотрудники органов внутренних дел подлежат внеочередной аттестации в порядке и сроки, которые определяются Президентом Российской Федерации.

В соответствии с ч. 4 ст. 54 названного Федерального закона сотрудники органов внутренних дел, прошедшие внеочередную аттестацию, считаются сотрудниками полиции, которым присваиваются специальные звания, предусмотренные статьей 26 данного Федерального закона, либо сотрудниками иных подразделений органов внутренних дел, которым присваиваются специальные звания юстиции или специальные звания внутренней службы, предусмотренные Положением о службе в органах внутренних дел Российской Федерации. По результатам аттестации сотрудникам органов внутренних дел может быть предложено продолжить службу на иных, в том числе нижестоящих, должностях. За указанными сотрудниками сохраняются имеющиеся у них сроки выслуги в специальных званиях, которые учитываются при присвоении им очередных специальных званий.

Сотрудники органов внутренних дел, не прошедшие внеочередной аттестации и (или) отказавшиеся продолжить службу в органах внутренних дел на иных, в том числе нижестоящих, должностях, подлежат увольнению в установленном порядке по основаниям, предусмотренным Положением о службе в органах внутренних дел Российской Федерации (ч. 5 ст. 54 Федерального закона).

Подпунктом «б» п. 4 Указа Президента Российской Федерации от 1 марта 2011 года № 251 «О внеочередной аттестации сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации» предписано Министерству внутренних дел Российской Федерации до 1 августа 2011 года обеспечить в установленном законодательством Российской Федерации порядке проведение внеочередной аттестации сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации.

В силу ст. 17 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Постановлением ВС РФ от 23 декабря 1992 года № 4202-1, порядок проведения аттестации определяется Министром внутренних дел Российской Федерации.

Пунктом 2.2 Приказа МВД России от 22 марта 2011 года № 135 «Об организации проведения внеочередной аттестации сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации» установлено, что по результатам внеочередной аттестации в отношении сотрудников соответствующими аттестационными комиссиями принимается одно из следующих решений: - рекомендовать для прохождения службы в полиции «ином подразделении органов внутренних дел Российской Федерации» на должности, на которую аттестуемый сотрудник претендует (подп. 2.2.1); - рекомендовать для прохождения службы в полиции (ином подразделении органов внутренних дел Российской Федерации) на должности с меньшим объёмом полномочий или на нижестоящие должности (подп. 2.2.2); - не рекомендовать для прохождения службы в полиции, предложить продолжить службу в ином подразделении органов внутренних дел Российской Федерации на другой, в том числе нижестоящей, должности (подп. 2.2.3).

Согласно п. 2.4 Приказа МВД России от 22 марта 2011 года № 135 «Об организации проведения внеочередной аттестации сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации», в части, не урегулированной данным Приказом, работа аттестационных комиссий по проведению внеочередной аттестации осуществляется в порядке, предусмотренном Положением и Инструкцией о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации.

В силу ст. 17 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации аттестация проводится в целях определения служебного соответствия сотрудника органов внутренних дел предъявляемым требованиям.

В п. 9.1 Инструкции о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденной Приказом МВД РФ от 14 декабря 1999 года № 1038, перечислены основные задачи аттестации, к каковым относятся: - максимально объективная и полная оценка нравственных, деловых и профессиональных качеств, знаний, умений и навыков аттестуемых на основе глубокого и всестороннего их изучения; - определение степени соответствия аттестуемых сотрудников занимаемым должностям и перспективы их служебного использования; - создание условий для формирования высококвалифицированного кадрового потенциала органов внутренних дел; - создание стимулов для развития профессиональной активности аттестуемых.

Сотрудники проходят аттестацию на аттестационных комиссиях (п. 9.2 Инструкции).

Аттестация составляется в письменной форме. В ней объективно и всесторонне отражаются индивидуальные особенности сотрудника, его знания, умения, навыки и их соответствие занимаемой им должности, в том числе: - профессиональная подготовленность, способность решать оперативно-служебные задачи, соответствующие должностному положению; - качественность и своевременность выполнения должностных обязанностей; - уровень интеллектуального и культурного развития, то есть широта мировоззрения, творческая активность, эрудированность; - боевая, физическая и эмоционально-волевая готовность к решению оперативно-служебных задач, к оправданному риску; степень самообладания в экстремальных ситуациях, выдержанности в отношениях с людьми. После характеристики личности сотрудника даются рекомендации по улучшению его служебной деятельности, устранению имеющихся у него недостатков. Текст аттестации завершается выводами о соответствии сотрудника занимаемой должности, возможности повышения или необходимости понижения в должности (п. 9.7 Инструкции).

30 марта 2011 года министром внутренних дел Республики Коми было принято распоряжение № 25-р «О реализации мер по обеспечению собственной безопасности органов внутренних дел», согласно которому во исполнение ст. 54 Федерального закона от 07 февраля 2011 года № 3-ФЗ «О полиции», ст. 17 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23 декабря 1992 года № 4202-1, подп. «б» п. 4 Указа Президента Российской Федерации от 01 марта 2011 года № 251 «О внеочередной аттестации сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации» и в соответствии с приказами МВД России от 21 ноября 2008 года № 999дсп «О некоторых мерах по обеспечению собственной безопасности органов внутренних дел Российской Федерации и Федеральной миграционной службы», от 22 июня 2007 года № 555дсп «Об утверждении Концепции обеспечения собственной безопасности» в период проведения внеочередной аттестации сотрудников органов внутренних дел УРЛС МВД по Республике Коми должно быть обеспечено согласование с ОСБ МВД по Республике Коми по каждому кандидату на замещение должностей рядового, младшего, среднего и старшего начальствующего состава, а ОСБ МВД по Республике Коми, в свою очередь, должно быть обеспечено проведение объективных проверок по каждому кандидату на замещение должностей рядового, младшего, среднего и старшего начальствующего состава.

Согласно тексту аттестации, составленной в отношении Третьякова С.А.  ... , последний соответствует требованиям, предъявляемым статьями 8 и 9 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, а также ст. 29 и п.п. 1, 3 ст. 35 Федерального закона «О полиции». ОРЧ СБ по Республике Коми Третьяков С.А. не рекомендован для прохождения службы в полиции.

Согласно выводу по аттестации, сделанному и.о. командира ... УМВД России по г. Сыктывкару ФИО1, предложено не рекомендовать для прохождения службы в полиции ... Третьякова С.А., предложить службу в ином подразделении органов внутренних дел Российской Федерации на другой, в том числе нижестоящей, должности.

...  начальник отдела ... УМВД по г. Сыктывкару ФИО2 дал своё заключение как старший начальник о согласии с текстом аттестации и выводом по ней.

Приказом МВД по Республике Коми от  ...  № Третьяков С.А. уволен со службы  ...  по основанию, предусмотренному п. «е» ст. 58 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации (по сокращению штатов).

Вступившим в законную силу решением Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 21 декабря 2011 года признаны незаконными выводы по аттестации от  ...  и решение начальника УМВД России по г. Сыктывкару, утвердившего аттестацию в отношении Третьякова С.А.

Принимая во внимание изложенные обстоятельства, учитывая, что в соответствии с ч. 5 ст. 54 ФЗ «О полиции» увольнению, в том числе по сокращению штата, подлежали сотрудники органов внутренних дел, не прошедшие внеочередной аттестации и (или) отказавшиеся продолжить службу в органах внутренних дел на иных, в том числе нижестоящих, должностях, суд пришел к правильному выводу о том, что законных оснований для увольнения Третьякова С.А. по результатам аттестации, признанной решением суда по ранее рассмотренному делу незаконной, у МВД России по Республике Коми не имелось, в связи с чем принял обоснованное решение о восстановлении истца на службе в органах внутренних дел с выплатой причитающегося ему денежного довольствия.

Обстоятельства дела установлены судом правильно, доказательствам дана надлежащая оценка, материальный закон применен и истолкован верно.

Доводы апелляционных жалоб об отсутствии у суда полномочий по признанию истца прошедшим аттестацию и назначению его на должность, не могут быть приняты во внимание, поскольку решение суда не направлено на разрешение указанных вопросов. Восстановление же на службе лица, уволенного без предусмотренных законом оснований, в силу ст. 65 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации относится к компетенции суда.

Решение является законным и обоснованным, постановленным в соответствии с нормами процессуального и материального права, регулирующих спорные правоотношения, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, основаны на доказательствах, проверенных и оцененных судом по правилам статьи 67 ГПК РФ, материальный закон, подлежащий применению по данному делу, истолкован верно.

В то же время суд апелляционной инстанции считает необходимым уточнить решение суда первой инстанции, поскольку Третьяков С.А. в соответствии с проводимыми организационно-штатными мероприятиями был зачислен в распоряжение УМВД России по г. Сыктывкару, то есть фактически выведен за штат; на какую-либо новую должность в УМВД России по г. Сыктывкару он не назначался, в связи с чем истец не может быть восстановлен в прежней должности, которая в настоящее время упразднена.

Руководствуясь ст.361 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Абзац второй резолютивной части решения Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 28 марта 2012 года уточнить, изложив в следующей редакции:

«Третьякова С.А., бывшего ... УВД России по г. Сыктывкару, восстановлить с  ...  на службе в органах внутренних дел в распоряжение УМВД России по г. Сыктывкару».

В остальной части решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 28 марта 2012 года оставить без изменения, а апелляционные жалобы МВД по Республики Коми и Управления МВД Российской Федерации по г. Сыктывкару - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

 


Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка