СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 26 сентября 2011 года Дело N 33-5136/2011

СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ

ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ

в составе председательствующего Семенчиной Л.А.,

судей Алексеевой С.Ф., Кореневой И.В.,

при секретаре Коданевой И.Н.,

рассмотрела в судебном заседании 26 сентября 2011 года

дело по кассационной жалобе представителя Вахниной С.Н. - Сивкова А.А. на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 11 июля 2011 года, по которому

в удовлетворении заявленных исковых требований Вахниной С.Н. отказано.

Заслушав доклад судьи Алексеевой С.Ф., объяснения представителя истца Сивкова А.А., представителя Минархстроя РК Кононовой О.Г., судебная коллегия Верховного суда Республики Коми,

УСТАНОВИЛА:

Вахнина С.Н. обратилась в суд с иском к Министерству архитектуры, строительства и коммунального хозяйства РК об оспаривании отказа в выдаче государственного жилищного сертификата, обязании выдать государственный жилищный сертификат на 2011 год на состав семьи 4 человека.

Судом к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены Вахнин А.А., Вахнина Н.А., Вахнина М.А., АМОГО «Воркута».

Истица, третьи лица просили о рассмотрении дела в их отсутствие.

В судебном заседании представитель Вахниной С.Н. на иске настаивал.

Представитель Министерства архитектуры, строительства и коммунального хозяйства РК в судебном заседании с иском не согласилась.

Суд постановил приведенное выше решение.

В кассационной жалобе представитель истца с решением суда не согласен и просит его отменить как незаконное и необоснованное.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия находит решение подлежащим отмене.

Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд исходил из вывода об отсутствии права истицы на получение жилищного сертификата в связи с тем, что о наличии у нее в собственности жилого помещения за пределами Республики Коми она не сообщила и распорядилась им по своему усмотрению.

С выводом суда согласиться нельзя, поскольку он не основан на законе.

Согласно ст.1 Федерального закона от 25.10.2002 № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненным к ним местностей» жилищные субсидии предоставляются гражданам, прибывшим в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 года, имеющим общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 календарных лет, не имеющим жилья в других регионах Российской Федерации или нуждающимся в его улучшении и не получавшим субсидии на эти цели.

В целях совершенствования деятельности по реализации данного Федерального закона Правительством Российской Федерации принято Положение о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2006 г. № 153.

Положение устанавливает порядок регистрации и учета граждан Российской Федерации, желающих выехать из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья за счет средств федерального бюджета в соответствии с Федеральным законом "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" (п. 1).

Согласно п.20 данного Положения, в случае изменения оснований, в соответствии с которыми граждане были поставлены на учет имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, им предоставляются социальные выплаты для приобретения жилья в соответствии с изменившимися условиями (при этом очередность определяется по номеру и дате подачи первоначального заявления) либо они подлежат снятию с учета.(в ред. Постановления Правительства РФ от 14.11.2007 N 780).

В соответствии с пунктом 21 Положения, граждане снимаются с учета имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в случае, в частности:

в) выявления в представленных документах не соответствующих действительности сведений;

д) приобретения (строительства) жилья в других субъектах Российской Федерации (кроме случаев приобретения (строительства) жилья за счет ипотечных кредитов при условии использования средств социальных выплат для приобретения жилья на погашение основной ссудной задолженности по указанным кредитам).

По смыслу указанных выше положений граждане, состоящие на учете, обязаны представлять в орган, осуществляющий учет, сведения и документы, подтверждающие, что состояние нуждаемости не прекратилось, а уполномоченные органы вправе требовать представления соответствующих сведений, а также проверять наличие указанных обстоятельств.

При этом снятие гражданина с учета - не право, а обязанность соответствующего органа.

Как установлено судом, истица с 16.05.1997 состояла в списках граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий (социальных выплат), в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.

26.06.2007 Вахнина С.Н. обратилась в АМОГО « Воркута» с заявлением о включении ее в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством».

19.07.2007 по договору дарения жилое помещение, расположенное по адресу: ..., общей площадью 47,2 кв.м., принадлежащее Н.Н., Л.С., передано в собственность О.Н. и Вахниной С.Н. по ... доле в праве каждой. 22.08.2007 истицей произведена государственная регистрация возникшего права собственности на указанный объект.

09.03.2010 Вахнина С.Н. обратилась в АМОГО « Воркута» с заявлением о выборе региона вселения и предоставлении ГЖС для приобретения жилья на территории Московской области, при этом каких-либо данных о наличии в ее собственности жилья за пределами районов Крайнего Севера не сообщила.

После проведенной проверки, Постановлением Главы МОГО «Воркута» №1445 от 12.11.2010 утвержден Протокол комиссии по жилищным вопросам № 43 от 12.11.2010, согласно которому рекомендовано снять истицу с учета на переселение, ввиду наличия жилья в другом регионе РФ.

После снятия с учета, 27.11.2010 г. истицей заключен договор дарения принадлежащей ей ... доли жилого помещения по адресу: ..., в пользу О.Н. Государственная регистрация сделки произведена 06.12.2010 г

14.12.2010г. Вахнина С.Н., представив указанный договор, обратилась в АМОГО « Воркута» с заявлением о восстановлении ее в очереди нуждающихся на переселение с даты постановки на учет. Постановлением Главы МОГО «Воркута» №1700 от 27.12.2010г. утвержден Протокол комиссии по жилищным вопросам № 49 от27.12.2010г., согласно которому истица восстановлена в списках на переселение из районов Крайнего Севера с даты 16.05.1997г.

Письмом Министерства архитектуры, строительства и коммунального хозяйства РК от 08.02.2011г. №15-17-27/7294 Вахниной С.Н. отказано в выдаче сертификата с указанием о том, что с учета она снята правомерно, с учетом наличия у нее жилья за пределами РКС. Вновь возникшее право может быть реализовано путем включения в очередь новой датой обращения.

Судом первой инстанции установлено, что истица фактически на постоянное место жительства в ... из районов Крайнего Севера не выезжала, в принадлежавшей ей квартире в ... не регистрировалась, соответственно, не имела реальной возможности инициировать процедуру признания ее нуждающейся в улучшении жилищных условий местными органами власти ....

Из материалов дела следует, что размер общей площади ... доли жилого помещения, собственником которого являлась истица в период времени с 22.08.07г. по 06.12.10г. составил 23,6 кв.м..

С учетом состава семьи 4 человека и учетной нормы по ... ( 14 кв.м. на человека), суд пришел к правильному выводу о том, что истица не утратила имевшейся нуждаемости в улучшении жилищных условий в момент приобретения квартиры в ... и сохраняла в наличии все условия для предоставления ей ГЖС в соответствии с требованиями ч.1 ст.1 Федерального закона от 25 октября 2002 года N 125-ФЗ, как лицо, хотя и имеющее жилье в других регионах Российской Федерации, но нуждающееся в его улучшении и не получавшее субсидии на эти цели.

Согласно ст.6 упомянутого выше Федерального закона условием выдачи государственного жилищного сертификата гражданину, проживающему в жилом помещении по договору социального найма, является предоставление им обязательства о расторжении указанного договора. Поскольку истица на день исключения её из списков продолжала проживать в Воркуте на условиях социального найма, то указанное обязательство ею не нарушено.

Анализируя нормы закона, регулирующие спорные отношения, суд пришел к выводу о том, что жилищные субсидии предоставляются не всем гражданам, а только тем, которые не имеют жилья в других районах Российской Федерации или нуждаются в его улучшении и не получали субсидии на эти цели.

Наличие же у истицы за пределами района Крайнего Севера на праве собственности жилого помещения, площадь которого не давала суду основания для признания Вахниной обеспеченной жилой площадью, необоснованно расценено судом, как обстоятельство, ограничивающее ее права на получение жилищной субсидии за счет средств федерального бюджета со ссылкой на пункт 21 Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, а, именно, как лицу, имеющему жилье в других субъектах Российской Федерации.

Таким образом, указанные выше обстоятельства свидетельствует о том, что Вахнина не утратила право на получение жилищной субсидии в соответствии с Федеральным Законом от 25.10.2002 № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненным к ним местностей» с даты постановки на учет с 16.05.1997 г.

Руководствуясь ст. 362 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 11 июля 2011 года отменить, постановить по делу новое решение, которым:

Признать незаконным отказ Министерства архитектуры, строительства и коммунального хозяйства Республики Коми в выдаче государственного жилищного сертификата выпуска 2011 г. Вахниной С.Н..

Обязать Министерство архитектуры, строительства и коммунального хозяйства Республики Коми выдать государственный жилищный сертификат выпуска 2011 г. Вахниной С.Н. на состав семьи четыре человека с датой постановки на учет 16.05.1997 г.

Председательствующий

Судьи

 


Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка