ПРЕЗИДИУМ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 28 сентября 2011 года Дело N 44г-21

СУДА НАДЗОРНОЙ ИНСТАНЦИИ № 44г - 21

г. Сыктывкар 28 сентября 2011 г.

Президиум Верховного Суда Республики Коми в составе:

председательствующего Шишкина В.А.,

членов Президиума Боковиковой Н.В., Кунторовского В.Р., Сажина А.В., Семенчиной Л.А., Хамицевича А.К.

по докладу судьи Верховного Суда РК Ивановой Н.Г.

рассмотрел, на основании определения судьи Верховного Суда Республики Коми Ивановой Н.Г. о передаче для рассмотрения в судебном заседании Президиума Верховного Суда Республики Коми надзорной жалобы Одинцовой Е.В.

на решение ... от ... года

и на определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Коми от 17 января 2011 года

по делу по иску Мизгиревой В.Б. к ГОУ НПО «Профессиональное училище № 20» о взыскании недополученной заработной платы, возложении на ответчика обязанности производить начисление заработной платы, исходя из должностного оклада в размере 4330 рублей, которыми в удовлетворении заявленных исковых требований отказано.

Заслушав доклад материалов дела, пояснение представителя ГОУ НПУ «Прфессиональное училище № 20» Процько С.Б., Президиум Верховного Суда Республики Коми

УСТАНОВИЛ :

Мизгирева В.Б. обратилась в суд с иском к ГОУ НПО «Профессиональное училище № 20» о взыскании недополученной заработной платы за период с 1 января 2009 года по май 2010 года из расчета оклада 4330 рублей. Просила также возложить на ответчика обязанность, начиная с 1 июня 2010 года производить начисление заработной платы, исходя из должностного оклада в размере 4330 рублей. В обоснование своих требований истец указала на то, что она работает у ответчика с окладом ... рублей. Принимая во внимание повышение минимального размера оплаты труда, ее оклад подлежал увеличению.

Решением Сыктывкарского городского суда от 14 октября 2010 года, оставленным без изменения определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РК от 17 января 2011 года, в иске Мизгиревой В.Б. отказано.

По запросу судьи Верховного Суда Республики Коми от 28 июля 2011 года дело истребовано в Верховный Суд Республики Коми для проверки в порядке надзора. Определением судьи Верховного Суда Республики Коми от 6 сентября 2011 года надзорная жалоба Мизгиревой В.Б. с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Президиума Верховного Суда Республики Коми.

В надзорной жалобе Мизгиревой В.Б. содержится просьба об отмене состоявшихся по делу судебных постановлений со ссылкой на то, что судом при рассмотрении дела допущены существенные нарушения норм материального права, регулирующих возникшие отношения.

Проверив материалы дела, обсудив доводы надзорной жалобы, Президиум приходит к следующему.

Как усматривается из материалов дела и установлено судом, Мизгирева В.Б. была принята на работу в ГОУ НПО «Профессиональное училище № 20» ... с 16.11.06 года с окладом по ... разряду ЕТС в размере ..., доплатой ...% оклада за ..., с применением районного коэффициента и северной надбавки.

По соглашению сторон от 30.09.08 года условия трудового договора с 1.12.08 года изменены, установлен оклад в размере ... рублей.

С 4.05.09 года заключено дополнительное соглашение, в соответствии с которым истицы переведена на должность ..., с окладом ... рублей при условии полной отработки месячной нормы, компенсационные выплаты: за работу в местности с особыми климатическими условиями - районный коэффициент ...%, северная климатическая надбавка ...%, за работу в ночное время ...%, за работу ... по совмещению -...% от оклада ... руб., ...% доплата до МРОТ, за работу ... (по совмещению) ...% от оклада ... руб. Кроме того, предусмотрены стимулирующие выплаты в размере и порядке, определяемом действующим Положением о стимулировании труда работников - ...% (за интенсивность).

Уточняя исковые требования, Мизгирева В.Б. просила о взыскании с ответчика недополученной заработной платы за период с 01.01.09 года по 31 мая 2010 года из расчета оклада, равного 4330 рублей, в размере ... рубля ... копеек, возложении на ответчика обязанности, начиная с 01.06.10 года производить начисление заработной платы, исходя из должностного оклада в размере 4330 рублей.

Отказывая в удовлетворении иска о взыскании недоплаченной заработной платы, суд пришел к выводу о пропуске истцом срока для обращения в суд с требованием о проверке законности осуществлявшихся в период с 1 января 2009 года по 28 февраля 2010 года выплат, поскольку, имея указанную возможность, Мизгирева В.Б. данным правом не воспользовалась. Исковое заявление о взыскании задолженности подано в суд только 1 июня 2010 года.

Приведенный вывод суда об удовлетворении ходатайства ответчика о применении последствий пропуска истцом срока обращения в суд за защитой трудовых прав следует признать основанным на положениях статьи 392 Трудового кодекса Российской Федерации, согласно которой работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права.

В то же время, поскольку, как установлено в заседании суда надзорной инстанции, срок выплаты заработной платы на предприятии, когда истец должна была узнать о нарушении своего права на получение заработной платы за предыдущий месяц - с 1 по 5 числа следующего за расчетным месяца, необходимо признать, что истцом не был пропущен срок для обращения в суд с требованиями о взыскании заработной платы за период с 1 февраля 2010 года.

Принимая решение в части требований о взыскании заработной платы за период, который в силу названной нормы Трудового кодекса Российской Федерации мог быть предметом судебного рассмотрения, суд первой инстанции исходил из того, что совокупный размер месячной заработной платы истца, включая должностной оклад, компенсационные выплаты, стимулирующие надбавки, с учетом районного коэффициента и северной надбавки превышает установленный законом минимальный размер оплаты труда, в связи с чем иск в указанной части удовлетворению не подлежит.

С данной позицией согласился и суд кассационной инстанции.

Президиум Верховного Суда Республики Коми находит приведенный вывод судебных инстанций не соответствующим положениям действующего законодательства, регулирующего возникшие правоотношения.

Так, действовавшее до 1 сентября 2007 года правовое регулирование определяло минимальный размер оплаты труда как минимальное вознаграждение (минимальную заработную плату), выплачиваемое за труд неквалифицированному работнику, который полностью отработал норму рабочего времени в нормальных условиях труда и выполнял простые работы (часть вторая статьи 129 Трудового кодекса РФ в редакции Федерального закона от 30 июня 2006 года N 90-ФЗ).

При этом в минимальный размер оплаты труда не включались выплаты, призванные компенсировать влияние на работника неблагоприятных производственных факторов или стимулировать работника к качественному результату труда (на это указывалось в той же части второй статьи 129 Трудового кодекса РФ в ред. Федерального закона от 30 июня 2006 года N 90-ФЗ), а размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), а также базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы по профессиональным квалификационным группам работников не могли быть ниже минимального размера оплаты труда (часть четвертая статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации в ред. Федерального закона от 30 июня 2006 года N 90-ФЗ).

Федеральным законом от 20 апреля 2007 года N 54-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О минимальном размере оплаты труда " и другие законодательные акты Российской Федерации" из статьи 129 Трудового кодекса РФ исключена часть 2, которая определяла минимальную заработную плату (минимальный размер оплаты труда) как устанавливаемый федеральным законом размер месячной заработной платы за труд неквалифицированного работника, полностью отработавшего норму рабочего времени при выполнении простых работ в нормальных условиях труда, и указывала, что в величину минимального размера оплаты труда не включаются компенсационные, стимулирующие и социальные выплаты. С 1 сентября 2007 года также признано утратившим силу положение о том, что размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), а также базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы по профессиональным группам работников не могут быть ниже минимального размера оплаты труда (часть четвертая статьи 133 Трудового кодекса РФ).

Действующей в настоящее время частью 3 статьи 133 Трудового кодекса РФ (в ред. Федеральных законов от 30 июня 2006 года N 90-ФЗ, от 20 апреля 2007 года N 54-ФЗ) установлено, что месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.

Часть 1 статьи 129 Трудового кодекса РФ определяет заработную плату работника как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) и дает понятия тарифной ставки, оклада (должностного оклада), базового оклада (базового должностного оклада), базовой ставки заработной платы.

Согласно названной статье тарифная ставка - фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.

Оклад (должностной оклад) - фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.

Базовый оклад (базовый должностной оклад), базовая ставка заработной платы - минимальный оклад (должностной оклад), ставка заработной платы работника государственного или муниципального учреждения, осуществляющего профессиональную деятельность по профессии рабочего или должности служащего, входящим в соответствующую профессиональную квалификационную группу, без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.

В порядке, определенном статьей 133.1 Трудового кодекса РФ, в субъекте Российской Федерации региональным соглашением о минимальной заработной плате может устанавливаться размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации. При этом размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом.

С учетом вышеприведенных норм закона и установленных обстоятельств дела, судебные инстанции пришли к правильному выводу о том, что трудовым законодательством допускается установление окладов (тарифных ставок) как составных частей заработной платы работников в размере меньше минимального размера оплаты труда при условии, что их заработная плата, включающая в себя все элементы, будет не меньше установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.

Оснований не согласиться с приведенным выводом судебных инстанций у Президиума Верховного Суда Республики Коми не имеется.

Между тем, при вынесении решения судом не были приняты во внимание положения главы 50 Трудового кодекса Российской Федерации, регламентирующей особенности регулирования труда лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

Исходя из положений статьи 313 Трудового кодекса Российской Федерации государственные гарантии и компенсации лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Дополнительные гарантии и компенсации указанным лицам могут устанавливаться законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами.

Согласно статье 315 Трудового кодекса Российской Федерации оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате.

Статей 316 определен порядок установления размеров районных коэффициентов к заработной плате работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

Таким образом, приведенными нормами федерального законодательства закреплено гарантированное государством предписание производить в повышенном размере оплату труда работников, занятых на работах в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, что обусловлено совокупностью природно-климатических, географических, социально-экономических и медико-биологических факторов, оказывающих неблагоприятное воздействие на человека.

При таких обстоятельствах вывод суда об отсутствии правовых оснований для повышения размера оплаты труда указанных работников путем применения районного коэффициента и процентных надбавок к заработной плате нельзя признать соответствующим приведенным положениям законодательства.

При рассмотрении спора суду следовало проверить механизм расчета начисляемой истцу заработной платы за период с 1 февраля 2010 года с учетом требований закона, регламентирующих повышение оплаты труда работников организаций и учреждений, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и других местностях с особыми климатическими условиями, и на основании данной проверки разрешить возникший спор.

С учетом изложенного Президиум Верховного Суда Республики Коми находит решение Сыктывкарского городского суда от 14 октября 2010 года и определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Коми от 17 января 2011 года в части отказа в иске о взыскании заработной платы за период с 1 февраля 2010 года по 31 мая 2010 года и по день рассмотрения дела в суде отменить, дело направить на новое рассмотрение в указанной части в суд первой инстанции.

При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное и принять решение в соответствии с установленными по делу обстоятельствами и требованиями закона.

Руководствуясь ст. 390 ГПК РФ, Президиум Верховного Суда Республики Коми

П О С Т А Н О В И Л:

Решение Сыктывкарского городского суда от 14 октября 2010 года и определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Коми от 17 января 2011 года в части отказа в иске о взыскании заработной платы за период с 1 февраля 2010 года по 31 мая 2010 года и по день рассмотрения дела в суде отменить.

Дело направить на новое рассмотрение в указанной части в Сыктывкарский городской суд.

В остальной части решение Сыктывкарского городского суда от 14 октября 2010 года и определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Коми от 17 января 2011 года оставить без изменения, надзорную жалобу Мизгиревой В.Б. без удовлетворения.

Председательствующий - В.А. Шишкин

Копия верна. Судья Н.Г.Иванова

 


Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка