ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КОМИ

РЕШЕНИЕ

от 03 августа 2011 года Дело N 12-138/2011

Судья Верховного суда Республики Коми Иванова Н.Г., при секретаре Чебыкиной Е.М., рассмотрев 3 августа 2011 года в городе Сыктывкаре дело по жалобе МДОУ «Детский сад № 59 общеразвивающего вида» на постановление судьи Ухтинского городского суда от 29 июня 2011 года, по которому признано Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 59 общеразвивающего вида» (...) виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 20.4 ч.1 КоАП РФ, и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 10000 (десять тысяч) рублей,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением судьи Ухтинского городского суда Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 59 общеразвивающего вида» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4. КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 10000 рублей.

В жалобе представитель МДОУ выражает несогласие с постановлением судьи и просит его отменить в связи с нерассмотрением вопроса о правомерности требований госпожнадзора.

Проверив материалы дела, выслушав пояснения представителя Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 59 общеразвивающего вида» Сурнина О.В., представителей ГУ МЧС России по РК Чередова Ю.А. и Муравьева М.В., считаю постановление судьи подлежащим отмене по следующим основаниям.

Согласно ч.1 ст.20.4 КоАП РФ (в редакции на день составления протокола) нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 КоАП РФ, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

На основании распоряжения №131 от 31.05.2011 г. государственным инспектором ОНД г.Ухты по пожарному надзору Булышевым К.В. 16 июня 2011 года в 15-00 часов была проведена внеплановая проверка соблюдения требований пожарной безопасности на объекте МДОУ «Детский сад № 59 общеразвивающего вида», расположенного по адресу: .... В ходе проверки установлено нарушение юридическим лицом Правил пожарной безопасности РФ (ППБ 01-03), утвержденных приказом МЧС РФ №313 от 18.06.2003 г., зарегистрированных в Минюсте России 27.06.2003 года, регистрационный № 4838 (далее ППБ 01-03) и иных нормативных актов, регламентирующих требования пожарной безопасности, а именно: 1). Ширина маршей лестниц 3-го типа (наружных металлических) менее 1,35 м., чем нарушены требования: п. 3 Правил пожарной безопасности в РФ ППБ 01-03,; п. 6.29 Строительных норм и правил 21-01-97* Пожарная безопасность зданий и сооружений» (приняты и введены в действие с 1 января 1998 г. постановлением Минстроя России от 13.02.97 г. № 18-7, далее СНиП 21-01-97*); 2). Ширина проступи менее 25 см. у лестниц 3-го типа, чем нарушены требования п. 3 ППБ 01-03; п. 6.30 СНиП 21-01-97*; 3). Помещения, предназначенные для одновременного пребывания 10 и более человек (группы №№ 4, 5, 6, 8, 10, 12) не имеют вторые эвакуационные выходы, чем нарушены требования п. 3 ППБ 01-03; п. 6.12* СНиП 21-01-97*; 4). Из групповой ячейки № 12 и спортивного зала имеется менее двух рассредо­точенных эвакуационных выходов, чем нарушены требования п. 3 ППБ 01-03; п. 2.4 СНиП 2.08.02-89* «Общественные здания и соору­жения»; п. 6.15* СНиП 21-01-97*; 5). Не обеспечивается соблюдение проектных решений и требований норматив­ных документов по пожарной безопасности по наличию на путях эвакуации знаков пожарной безопасности (эвакуационный выход из группы № 8 не оборудован световыми оповещателями «Выход»), чем нарушены требования п. 51 ППБ 01-03; 6). Высота эвакуационного выхода групповой ячейки № 5 в свету менее 1,9 метра, чем нарушены требования п. 3 ППБ 01-03, п. 6.16 СНиП 21-01-97*; 7). Здание детского сада с массовым пребыванием людей не обеспечено прямой телефонной связью с ближайшим подразделением пожарной охраны, чем нарушены требования п. 39 ППБ 01-03. Тем самым МДОУ «Детский сад № 59 общеразвивающего вида» допустило нарушение требований пожарной безопасности и совершило административное правонарушение, предусмотренное ст. 20.4 ч.1 КоАП РФ.

В обжалуемом постановлении судья указал в качестве оснований для привлечения к административной ответственности на наличие указанных в протоколе и акте проверки соблюдения требований пожарной безопасности нарушений нормативных документов по пожарной безопасности и нормативных документов, содержащих требования пожарной безопасности, утвержденных в установленном порядке.

В соответствии со статьей 1.5 КоАП Российской Федерации лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном данным Кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело (часть 2); лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность (часть 3). Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица (часть 4).

Однако, несмотря на оспаривание МДОУ «Детский сад № 59 общеразвивающего вида» правомерности требований органа госпожнадзора, в постановлении не дана оценка этим доводам лица, привлекаемого к ответственности.

Между тем, как следует из материалов дела, административным органом не выполнена обязанность по представлению доказательств, свидетельствующих о нарушении лицом, привлекаемым к административной ответственности, правил пожарной безопасности.

Так, большая часть выявленных нарушений связана с несоблюдением требований СНиП 21-01-97. В то же время в соответствии с пунктом 1.7 указанного СНиП предусмотрено, что необходимость приведения существующих зданий в соответствие с настоящими нормами определяется 8.5 СНиП 10-01-94 (утратил силу с 1 октября 2003 года), в соответствии с которым на существующие здания и сооружения, запроектированные и построенные в соответствии с ранее действующими нормативными документами, вновь разрабатываемые документы не распространяются, за исключением случаев, когда дальнейшая эксплуатация таких зданий и сооружений в соответствии с новыми данными приводит к недопустимому риску для безопасности жизни и здоровья людей. В таких случаях компетентные органы исполнительной власти или собственник объекта должны принять решение о реконструкции, ремонте или сносе существующих зданий и сооружений.

Утрата силы СНиП 10-01-94 не свидетельствует о признании утратившей силу и требований п. 1.7 СНиП 21-01-97, поскольку последние в силу требований введения к нему разработаны в соответствии с требованиями СНиП 10-01-94 и имеющиеся в них отсылки продолжают свое действие после признания самого СНиП 10-01-94 утратившим силу.

Кроме того, статья 7 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" предусматривает, что минимально необходимые требования, обеспечивающие, в числе прочего, пожарную безопасность, устанавливают технические регламенты.

Пунктом 4 статьи 4 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" предусмотрено, что на существующие здания, сооружения и строения, запроектированные и построенные в соответствии с ранее действовавшими требованиями пожарной безопасности, положения настоящего Федерального закона не распространяются, за исключением случаев, если дальнейшая эксплуатация указанных зданий, сооружений и строений приводит к угрозе жизни или здоровью людей вследствие возможного возникновения пожара. В таких случаях собственник объекта или лицо, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться зданиями, сооружениями и строениями, должны принять меры по приведению системы обеспечения пожарной безопасности объекта защиты в соответствие с требованиями настоящего Федерального закона.

Статьей 151 указанного Федерального закона установлено, что со дня вступления в силу настоящего Федерального закона до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к объектам защиты (продукции), процессам производства, эксплуатации, хранения, транспортирования, реализации и утилизации (вывода из эксплуатации), установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению в части, не противоречащей требованиям настоящего Федерального закона.

В соответствии с пунктом 6 ст. 3 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" минимально необходимые требования к зданиям и сооружениям (в том числе к входящим в их состав сетям инженерно-технического обеспечения и системам инженерно-технического обеспечения), а также к связанным со зданиями и с сооружениями процессам проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса), в том числе требования пожарной безопасности, устанавливаются настоящим Федеральным законом.

Статьей 42 указанного Федерального Закона предусмотрено, что требования к зданиям и сооружениям, а также к связанным со зданиями и с сооружениями процессам проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса), установленные настоящим Федеральным законом, не применяются вплоть до реконструкции или капитального ремонта здания или сооружения к зданиям и сооружениям, введенным в эксплуатацию до вступления в силу таких требований. В целях настоящего Федерального закона строительные нормы и правила, утвержденные до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, признаются сводами правил.

Правительство Российской Федерации не позднее чем за тридцать дней до дня вступления в силу настоящего Федерального закона утверждает перечень национальных стандартов и сводов правил, в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований настоящего Федерального закона.

Распоряжением Правительства РФ от 21.06.2010 N 1047-р в соответствии с частью 3 статьи 42 Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" утвержден перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений".

Указанным распоряжением утверждены иные СНиПы, подлежащие применению при решении вопроса о соответствии зданий и сооружений, в том числе, требованиям пожарной безопасности, чем указаны в протоколе об административном правонарушении.

Таким образом, при решении вопроса о привлечении к административной ответственности в связи с несоответствием здания детского сада, запроектированного и построенного в соответствии с ранее действовавшими требованиями пожарной безопасности, необходимо установление соответствия планировочных и инженерных решений существующего здания требованиям строительных норм и правил, действовавших на момент строительства, а также наличия угрозы жизни и здоровью людей вследствие возможного возникновения пожара, в том числе с точки зрения действующих в настоящее время сводов правил.

Однако в материалах дела соответствующих доказательств не имеется, не приведено их и сотрудниками государственного пожарного надзора при рассмотрении дела в Верховном суде Республики Коми по жалобе лица, привлеченного к административной ответственности.

Следовательно, при рассмотрении данного дела об административном правонарушении не были соблюдены требования пункта 7 статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о выяснении всех обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела.

При рассмотрении дела судьей также не дана оценка обстоятельствам, свидетельствующим об устранении нарушений в части оборудования путей эвакуации знаками пожарной безопасности, а также об отсутствии вины привлекаемого к административной ответственности лица к необеспечению телефонной связью с ближайшим подразделением пожарной охраны.

С учетом недоказанности органом, осуществляющим государственный пожарный надзор, указанных в обжалуемом постановлении нарушений требований пожарной безопасности, постановление судьи нельзя признать обоснованным, в связи с чем производство по делу подлежит прекращению в соответствии с пунктом 3 части 1 ст. 30.7 КоАП РФ.

Руководствуясь пунктом 3 части 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях РФ, судья Верховного суда РК

Р Е Ш И Л:

Постановление судьи Ухтинского городского суда от 29 июня 2011 года отменить, производство по делу прекратить.

Судья Иванова Н.Г.

 


Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка