ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КОМИ

РЕШЕНИЕ

от 15 августа 2012 года Дело N 12-129/2012

Судья Верховного суда Республики Коми Сироткина Е.М.,

при секретаре Красавцевой Т.Л.,

рассмотрев 15 августа 2012 года жалобу общества с ограниченной ответственностью «СГснаб» на постановление судьи Ухтинского городского суда Республики Коми от 01 августа 2012 года, по которому общество с ограниченной ответственностью «СГснаб», находящееся по адресу: ..., признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ, и назначено административное наказание в виде административного приостановления деятельности - временного запрещения эксплуатации опасного производственного объекта «станция газозаправочная (автомобильная)» по адресу: 310 ..., на срок 45 суток, начиная с 02 августа 2012 года,

У С Т А Н О В И Л :

Общество с ограниченной ответственностью «СГснаб» обратилось в Верховный суд Республики Коми с жалобой на постановление судьи Ухтинского городского суда Республики Коми от 01 августа 2012 года, считая его необоснованным, поскольку, по мнению заявителя, на ... находится производственный объект, который не обладает признаками опасности.

В судебном заседании представители административного органа - Печорского управления Ростехнадзора Шмитова Ю.В. и Орлова О.А. с жалобой не согласились, указав, что оспариваемое постановление является законным и обоснованным

Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, заслушав объяснения представителей административного органа, прихожу к выводу о том, что основания для отмены постановления судьи отсутствуют, жалоба удовлетворению не подлежит.

Судом установлено, что в результате внеплановой выездной проверки, проведенной 09 июля 2012 года начальником Ухтинского территориального отдела Печорского управления Ростехнадзора Машковым Р.Ю. в соответствии с распоряжением и.о. руководителя Печорского управления Ростехнадзора Найденко П.Н. от 31 мая 2012 года № 211-В, с целью проверки доводов, изложенных в рапорте начальника Ухтинского территориального отдела Печорского управления Ростехнадзора Машкова Р.Ю. от 29.05.2012 года о непосредственной угрозе жизни, здоровью или имуществу населения и окружающей природной среде по месту нахождения опасного производственного объекта «станция газозаправочная (автомобильная)» по адресу: ... на территории бывшей многотопливной АЗС были выявлены нарушения требований промышленной безопасности при эксплуатации ООО «СГснаб» площадки для заправки автотранспортных средств сжиженным углеводородным газом с использованием автоцистерн марки АЦТ 8М-431. При этом установлено, что заправка автотранспортных средств и хранение сжиженного углеводородного газа осуществляется с автоцистерн марки АЦТ 8МУ-00.00.000Д, зав. №0000011, АЦТ-8МУ-00.00.00Д, зав.№ 0000005, путем установки дополнительного оборудования (насоса и топливораздаточной колонки) на шасси автоцистерны, помимо этого ООО «СГснаб» осуществляет розничную торговлю баллонами СУГ населению с автомобиля типа «клетка», рассчитанного на хранение 60-ти баллонов СУГ, массой сжиженного углеводородного газа 21,5 кв. в каждом баллоне.

17 июля 2012 года составлен протокол об административном правонарушении №57 в отношении ООО «СГснаб» по ч.1 ст. 9.1 КоАП РФ, административное дело направлено для рассмотрения по существу в Ухтинский городской суд Республики Коми.

В протоколе об административном правонарушении отражены следующие нарушения: - опасный производственный объект «станция газозаправочная (автомобильная)», состоящий из автоцистерны, насоса, топливораздаточной колонки, автомобиля для перевозки СУГ типа «клетка», не зарегистрирован в государственном реестре опасных производственных объектов;

- в лицензии на осуществление вида деятельности «эксплуатация взрывопожароопасных производственных объектов» №ВП-00-013008 от 08 сентября 2011 года не указан адрес осуществления лицензируемого вида деятельности: «станция газозаправочная (автомобильная)», расположенная на ...;

- отсутствует акт ввода в эксплуатацию «станции газозаправочной (автомобильной)» ООО «СГснаб», находящейся по адресу: ...;

- на момент проверки не предоставлен проект на опасный производственный объект «станция газозаправочная (автомобильная)» по адресу: ...», принадлежащий ООО «СГснаб»;

- на момент проверки не представлено заключение экспертизы промышленной безопасности на проект «станция газозаправочная (автомобильная)» по адресу: ...;

- не предусмотрена защита от воздействия солнечных лучей, для предотвращения нагрева сосуда АЦТ-8МУ-01.00.000Д на базе шасси ЗИЛ 433362, являющегося частью технологической схемы «станции газозаправочной (автомобильной)» ООО «СГснаб» по адресу: ...;

- самовольно внесены изменения в схему включения сосуда (установлены насос и топливораздаточная колонка) АЦТ-8МУ-01.00.000Д на базе шасси ЗИЛ 433362, являющегося частью технологической схемы «станции газозаправочной (автомобильной)» по адресу: ... в работу без проекта и согласования с заводом-изготовителем.

- на момент проверки не представлено заключение экспертизы промышленной безопасности на сосуд АЦТ-8МУ-01.00.000Д на базе шасси ЗИЛ 433362, являющийся частью технологической схемы «станция газозаправочная (автомобильная)» по адресу: ... после самовольного внесения изменений в схему включения сосуда (установлены насос и топливораздаточная колонка).

Частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ предусмотрена ответственность за нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов.

Под требованиями промышленной безопасности понимаются условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся в Федеральном законе «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 21 июля 1997 года № 116-ФЗ, в других федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, а также в нормативных технических документах, которые принимаются в установленном порядке и соблюдение которых обеспечивает промышленную безопасность (ст.3 указанного Закона).

Опасными производственными объектами являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в Приложении 1 к Закону № 116-ФЗ (ст.2 Закона). Согласно п.п. «в» п.1 вышеуказанного Приложения объекты, на которых получаются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются, в частности, горючие вещества - газы, способные самовозгораться, а также возгораться от источника зажигания и самостоятельно гореть после его удаления, относятся к категории опасных производственных объектов.

В соответствии с разделом 17 Приказа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 7 апреля 2011 г. № 168 «Об утверждении требований к ведению государственного реестра опасных производственных объектов в части присвоения наименований опасным производственным объектам для целей регистрации в государственном реестре опасных производственных объектов» опасный производственный объект «Участок транспортирования опасных веществ» идентифицируется по признаку транспортирования опасных веществ. Так как помимо транспортирования сжиженного углеводородного газа автоцистерны, на площадке по адресу: ... задействованы в технологическом процессе заправки баллонов автотранспортных средств и одновременно применяются для хранения газа на этой же площадке, с использованием оборудования, работающего под давлением более 0,07 МПа, следовательно, «Станция газозаправочная (автомобильная)» относится к ОПО (Раздел 11 приказа).

Исходя из материалов дела, доводы жалобы о невозможности отнесения передвижной автомобильной газозаправочной станции или площадки, под автоцистерны марки АЦТ 8М-431, эксплуатируемой для заправки автотранспортных средств, к опасным производственным объектам, являются несостоятельными.

Опасные производственные объекты подлежат регистрации в государственном реестре в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации. При этом требования к регистрации опасных производственных объектов в государственном реестре, в том числе к идентификации опасных производственных объектов, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области промышленной безопасности совместно с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Использование автоцистерн в целях функционирования автомобильной газозаправочной станции невозможно без осуществления определенных технологических операций по приему, хранению и выдаче (отпуску) значительных объемов продуктов, являющихся легковоспламеняющимися и горючими веществами. Следовательно, хранение данных продуктов в процессе эксплуатации автозаправочной станции является необходимым техническим условием и средством их реализации, то есть по смыслу п.п. «в» п.1 Приложения № 1 к Федеральному закону «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» является квалифицирующим признаком для отнесения передвижной автомобильной газозаправочной станции или площадки под автоцистерны марки АЦТ 8МУ-00.00.000Д, зав. №0000011, АЦТ-8МУ-00.00.00Д, зав.№ 0000005, эксплуатируемые для заправки автотранспортных средств и хранения сжиженного углеводородного газа, к пожароопасным производственным объектам, эксплуатация которых связана с возможностью возникновения пожаров, чрезвычайных ситуаций, способных привести к гибели людей, значительному материальному ущербу.

В силу ст.6 ч.1 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» отдельные виды деятельности в области промышленной безопасности подлежат лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно ч.1 ст.9 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана, в том числе, иметь лицензию на осуществление конкретного вида деятельности в области промышленной безопасности, подлежащего лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации; соблюдать положения Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также нормативных технических документов в области промышленной безопасности.

В соответствии с Положением о Федеральном горном и промышленном надзоре России, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2001 № 841, статьей 5 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 21.07.1997 № 116-ФЗ разработаны «Правила безопасности для объектов, использующих сжиженные углеводородные газы» (ПБ 12-609-03), утвержденные постановлением Госгортехнадзора России №40 от 27.05.2003, зарегистрированным Министерством юстиции РФ 19.06.2003 за № 4777.

Согласно п.1.1.10 указанных Правил, организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты сжиженных углеводородных газов, обязаны зарегистрировать их в государственном реестре в соответствии с «Правилами регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов», утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.11.1998 № 1371.

Строительство, реконструкция, техническое перевооружение ГНС, ГНП, АГЗС, резервуарных и групповых баллонных установок должны производиться по проекту, разработанному с учетом требований строительных норм и правил, настоящих Правил, требований к устройству и безопасной эксплуатации сосудов, работающих под давлением, технических условий, выданных и согласованных в установленном порядке.

Утвержденная и согласованная проектная документация до начала строительства, реконструкции, технического перевооружения объектов СУГ, в том числе в установленных случаях декларация промышленной безопасности и заключение экспертизы промышленной безопасности представляется в территориальный орган Госгортехнадзора России.

Заключение экспертизы промышленной безопасности рассматривается и утверждается органами Госгортехнадзора России в установленном порядке (п.п.3.1.1. - 3.1.3.).

После окончания строительства, реконструкции, технического перевооружения, а также после капитального ремонта должна производиться приемка в эксплуатацию газопроводов и оборудования объектов СУГ в соответствии с требованиями настоящих Правил с участием представителя территориального органа Госгортехнадзора России.

Ввод объекта в эксплуатацию осуществляется после подписания акта государственной (приемочной) комиссией.

В пункте 4.7 Стандарта отрасли ОСТ 153-39.3-052-2003 «Техническая эксплуатация газораспределительных систем. Газонаполнительные станции и пункты. Склады бытовых баллонов. Автогазозаправочные станции» установлены требования для эксплуатации объекта СУГ, а именно, необходимо организовать технический надзор во время строительства; организовать ввод в эксплуатацию объекта СУГ; обеспечить разработку производственных инструкций; а также: обеспечивать выполнение комплекса мероприятий, включая систему технического обслуживания и ремонта, соблюдение требований ПБ 12-529 и настоящего ОСТа; и иметь нормативно-технические документы (СНиП, правила, положения, инструкции и т.д.), устанавливающие порядок ведения работ по проектированию, строительству и эксплуатации объектов СУГ.

Элементы объектов СУГ должны соответствовать рабочим чертежам на их строительство. Запрещается изменять конструкцию этих систем без согласования проектной организации (п.4.41).

В рассматриваемом случае факт нарушения ООО «СГснаб» требований промышленной безопасности при эксплуатации опасного производственного объекта - станции газозаправочной (автомобильной) по адресу: 310 км автодороги «Сыктывкар-Ухта» установлен судьей на основании полного, объективного и всестороннего исследования представленных в дело доказательств.

Эксплуатация объекта «станция газозаправочная (автомобильная) на 310 км автодороги «Сыктывкар-Ухта», обладающего признаками опасности в соответствии с приложением 1 Федерального Закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ создает реальную угрозу жизни и здоровью людей, вреда животным, растениями, окружающей среде, а также возникновению, чрезвычайных ситуаций техногенного характера, поскольку не исключается возможность выхода сниженного углеводородного газа из-за разгерметизации, или по иным причинам, из автоцистерны, последующему неконтролируемому выбросу опасных веществ, разрушению сооружений и технических устройств, применяемых на опасных производственных объектах, взрыву - аварии.

Вывод судьи о наличии в действиях ООО «СГснаб» состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ, является правильным.

Доводы жалобы о том, что на ... находится производственный объект, не обладающий признаками опасности, являются несостоятельными. Материалы дела не содержат данных о выполнении учреждением всех зависящих от него мер по соблюдению требований промышленной безопасности.

Наказание назначено в пределах санкции части 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и оснований для изменения назначенного наказания исходя из количества и характера выявленных нарушений требований промышленной безопасности, создающих угрозу жизни и здоровью людей не имеется. Менее строгий вид административного наказания, чем приостановление в данном случае, не сможет обеспечить достижение цели административного наказания.

Согласно ст. 32.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в случае устранения обстоятельств, послуживших основанием для назначения административного наказания в виде административного приостановления деятельности, административное приостановление деятельности может быть досрочно прекращено судьей по ходатайству юридического лица.

С учетом изложенного, оспариваемый судебный акт является законным, оснований для его отмены не имеется.

Руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ,

Р Е Ш И Л :

Постановление судьи Ухтинского городского суда Республики Коми от 01 августа 2012 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.9.1 КоАП РФ, в отношении Общества с ограниченной ответственностью «СГснаб» - оставить без изменения, жалобу ООО «СГснаб» - без удовлетворения.

Судья- Е.М.Сироткина

Копия верна: судья- Е.М.Сироткина

 


Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка