• по
Более 45000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус

 
СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
 

от 16 января 2012 года Дело N 33-130/2012
 

СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ

в составе председательствующего Тепляковой Е.Л.,

судей Головкова В.Л., Орловой И.А.,

при секретаре Воронцовой Н.Н.,

рассмотрев в судебном заседании 16 января 2012 года дело по кассационной жалобе Комодина А.Е. на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 30 сентября 2011 года, по которому

отказано Комодину А.Е. в удовлетворении исковых требований к ГУФСИН России по Республике Коми, Министерству финансов Российской Федерации о взыскании материального ущерба, компенсации морального вреда;

Заслушав доклад судьи Тепляковой Е.Л., объяснения Ивановой Е.В. - представителя ГУФСИН России по Республике Коми и Жабинца М.В. - представителя ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Республике Коми, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Комодин А.Е. обратился в суд с иском к ГУФСИН России по Республике Коми о взыскании материального ущерба в размере ... рублей, компенсации морального вреда в размере ... рублей, указав в обоснование исковых требований, что в период отбывания наказания в ... был этапирован ... года в ФБУ ИЗ-11/1, где находился до ... года. Однако оснований для изменения режима содержания не имелось, так как злостным нарушителем дисциплины, обвиняемым или подозреваемым в каком-либо преступлении он не являлся; о переводе он и его близкие родственники уведомлены не были; в период содержания в СИЗО он был ограничен в передвижении, телефонных переговорах, получении посылок и бандеролей, свиданиях с родными и близкими; был лишен права на подачу заявления об условно-досрочном освобождении; кроме того, находясь в СИЗО, он был лишен денежных средств в виде переводов от родных и заработной платы в размере ... рублей.

Судом к участию в деле в качестве соответчика привлечено Министерство финансов Российской Федерации, в качестве третьего лица - ФКУ ИЗ-11/1 (в настоящее время - ФКУ СИЗО-1) ГУФСИН России по Республике Коми.

В судебное заседание истец, извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, не явился, и дело рассмотрено в его отсутствие.

Представители ответчиков ГУФСИН России по Республике Коми и Министерства финансов Российской Федерации, представитель третьего лица ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Республике Коми с иском не согласились, указывая на отсутствие правовых оснований для удовлетворения исковых требований.

Суд принял приведенное выше решение.

В кассационной жалобе Комодин А.Е. просит решение суда отменить в связи с нарушением норм материального права.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия оснований для отмены правильного по существу решения суда не усматривает.

Разрешая спор, суд с достаточной полнотой проверил материалы дела, установил обстоятельства, имеющие значение, и пришел к правильному и обоснованному выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения требований.

Так, согласно ст.1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению; вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

Суд правильно указал, что для наступления ответственности по ст.1069 ГК РФ необходимо доказать факт причинения вреда, размер вреда, неправомерность (незаконность) действий (бездействия) причинителя вреда, а также причинно-следственную связь между указанными незаконными действиями (бездействием) и наступившим вредом. При отсутствии хотя бы одного из названных обстоятельств ответственность по ст.1069 ГК РФ не наступает.

В соответствии со ст.ст.150 и 151 ГК РФ под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна и т.п.), или нарушающими его личные неимущественные права (право на пользование своим именем, право авторства и другие неимущественные права в соответствии с законами об охране прав на результаты интеллектуальной деятельности) либо нарушающими имущественные права гражданина.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что приговором Свердловского районного суда от ... года Комодин А.Е. осужден по ... УК РФ к ... годам ... месяцам лишения свободы с отбыванием наказания в колонии-поселении.

С ... года истец отбывал наказание в ФКУ КП-... ГУФСИН России по Республике Коми; ... года поступил в ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Республике Коми на основании постановления следователя СО по ... району СУ СК при прокуратуре РФ по Республике Коми в порядке ст.77.1 УИК РФ для участия в уголовном деле №... в качестве свидетеля по факту ....

Судом также установлено, что в период содержания в ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Республике Коми Комодин А.Е. неоднократно обращался с заявлениями (от ... года, от ... года) в ГУФСИН по Республике Коми о переводе его в целях обеспечения личной безопасности в исправительное учреждение, расположенное за пределами Республики Коми, так как он является свидетелем по уголовному делу... ....

В соответствии со ст. 10 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации при исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации.

В силу части 1 статьи 77.1 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации при необходимости участия в следственных действиях в качестве свидетеля, потерпевшего, подозреваемого (обвиняемого) осужденные к лишению свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии, воспитательной колонии или тюрьме могут быть оставлены в следственном изоляторе либо переведены в следственный изолятор из указанных исправительных учреждений на основании мотивированного постановления следователя с согласия руководителя следственного органа Следственного комитета Российской Федерации по субъекту Российской Федерации или его заместителя либо приравненного к нему руководителя специализированного следственного органа или его заместителя, руководителя территориального следственного органа по субъекту Российской Федерации следственного органа соответствующего федерального органа исполнительной власти (при соответствующем федеральном органе исполнительной власти) или его заместителя - на срок, не превышающий двух месяцев, с согласия Председателя Следственного комитета Российской Федерации или его заместителя, руководителя следственного органа соответствующего федерального органа исполнительной власти (при соответствующем федеральном органе исполнительной власти) - на срок до трех месяцев, а также постановления дознавателя с согласия прокурора субъекта Российской Федерации или его заместителя либо приравненного к нему прокурора или его заместителя - на срок, не превышающий двух месяцев, а с согласия Генерального прокурора Российской Федерации или его заместителя - на срок до трех месяцев.

Следственные изоляторы выполняют функции исправительных учреждений в отношении осужденных, оставленных в следственном изоляторе или переведенных в следственный изолятор в порядке, установленном статьей 77.1 настоящего Кодекса (ч.1 ст. 74 УИК РФ).

Порядок направления осужденных к лишению свободы для отбывания наказания и их перевода из одного исправительного учреждения в другое установлен на дату рассмотрения заявления Инструкцией о порядке направления осужденных к лишению свободы для отбывания наказания, их перевода из одного исправительного учреждения в другое, а также направления осужденных на лечение и обследование в лечебно-профилактические и лечебные исправительные учреждения, утвержденной приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 01 декабря 2005 года N 235.

Согласно пункту 11 указанной Инструкции вопрос о переводе осужденных при наличии оснований, указанных в пункте 10 настоящей Инструкции, рассматривается по заявлению осужденных и (или) их родственников либо при иных исключительных обстоятельствах, препятствующих дальнейшему нахождению осужденного в данном исправительном учреждении по рапорту начальника исправительного учреждения.

На основании пункта 10 Инструкции в соответствии с частью 2 статьи 81 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации перевод осужденных для дальнейшего отбывания наказания из одного исправительного учреждения в другое того же вида допускается в случае болезни осужденного либо для обеспечения его личной безопасности, при реорганизации или ликвидации исправительного учреждения, а также при иных исключительных обстоятельствах, препятствующих дальнейшему нахождению осужденного в данном исправительном учреждении.

При отсутствии в субъекте Российской Федерации по месту жительства или по месту осуждения исправительного учреждения соответствующего вида или невозможности размещения осужденных в имеющихся исправительных учреждениях осужденные направляются по согласованию с соответствующими вышестоящими органами управления уголовно-исполнительной системы в исправительные учреждения, расположенные на территории другого субъекта Российской Федерации, в котором имеются условия для их размещения (пунктом 2 статьи 73 УИК РФ).

Пунктом 13 Инструкции предусмотрено, что перевод осуществляется в исправительные учреждения, расположенные в других субъектах Российской Федерации, - по решению ФСИН России; решение о переводе осужденного принимается на основании мотивированного заключения территориального органа ФСИН России, утвержденного начальником либо его заместителем по безопасности и оперативной работе.

По результатам рассмотрения заявления истца ГУФСИН России по Республике Коми 17 декабря 2010 года было принято решение ходатайствовать перед ФСИН России о его переводе за пределы Республики Коми.

... года в ФСИН России направлено заключение о переводе осужденного в другое исправительное учреждение, из которого следует, что дальнейшее отбывание наказания осужденного Комодина А.Е. в колонии-поселении ФБУ КП-... ГУФСИН нецелесообразно, ...; перевод Комодина А.Е. в соответствии с ч.2 ст.81 УИК РФ в изолированный участок КП ФБУ ИК-... ГУФСИН также невозможен, так как на данном участке колонии-поселения содержатся осужденные, которым по решению суда изменен вид исправительного учреждения; перевести осужденного в другое исправительное учреждение, расположенное на территории Республики Коми, не представляется возможным ввиду отсутствия иных специализированных исправительных учреждений для бывших работников судов и правоохранительных органов.

Комодин А.Е. в своем заявлении от ... года выразил согласие на перевод в исправительное учреждение за пределы Республики Коми.

... года в ГУФСИН России по Республике Коми поступило распоряжение ФСИН России от ... года №... о направлении осужденного Комодина А.Е. для дальнейшего отбывания наказания в исправительное учреждение для содержания бывших работников судов и правоохранительных органов ГУФСИН России по ... области, которое ... года было направлено для исполнения начальнику ФБУ ИЗ-11/1 ГУФСИН по Республике Коми.

... года осужденный Комодин А.Е. был этапирован в ФБУ ИЗ-... ГУФСИН России по ... области.

Суд, оценив обстоятельства дела в их совокупности с учетом приведенных выше правовых норм, пришел к правильному выводу о недоказанности факта совершения неправомерных действий должностными лицами ГУ ФСИН России по Республике Коми, повлекших нарушение каких-либо прав Комодина А.Е., в том числе и гарантированных Конституцией Российской Федерации, при переводе истца из колонии- поселения в ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Республике Коми и при его пребывании в следственном изоляторе с ... года по ... года, из-за отсутствия в их действиях нарушения закона.

При этом суд правильно установил, что перевод истца из колонии-поселения в следственный изолятор проводилось на основании постановления следователя для участия в уголовном деле в качестве свидетеля с соблюдением требований ст. 77.1 УИК РФ, вид режима не изменялся; нахождение истца в следственном изоляторе с ... года по ... года, т.е. по истечения срока, установленного ст. 77.1 УИК РФ, было связано с разрешением в установленном законом порядке обращения истца о переводе в целях обеспечения его личной безопасности в исправительное учреждение, расположенное за пределами Республики Коми; последующее этапирование истца в ФБУ ИЗ-... ГУФСИН России по ... области осуществлено по заявлению истца и на основании указания ФСИН России.

В рассматриваемом случае сам по себе факт пребывания осужденного в следственном изоляторе сверх установленного законом срока недостаточен; необходимо доказать, что незаконными действиями сотрудников истицу причинен вред. Между тем, истец в период нахождения в следственном изоляторе не был лишен права на подачу ходатайства об условно-досрочном освобождении, права на труд и получение вознаграждения за труд, на получение денежных переводов от родных, не был ограничен в телефонных переговорах, получении посылок и бандеролей, свиданий с родными и близкими, не лишен никаких других нематериальных прав и благ, за нарушение которых предусмотрена компенсация морального вреда (ст.ст.150,151 ГК РФ). В адрес администрации следственного изолятора истец не обращался с заявлениями о трудоустройстве либо с вопросом об условно-досрочном освобождении; в период нахождения в следственном изоляторе на лицевой счет истца поступали денежные средства переводом из ФКУ КП-... и от родственников из ...; истец имел возможность расходовать их на приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости (л.д.105-111).

Давая оценку доводу заявителя о том, что о его переводе в следственный изолятор не были уведомлены близкие родственники, суд правильно признал их несостоятельными, поскольку в соответствии с пунктом 9 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 03.11.2005 г. №205, уведомление одному из родственников осужденного по его выбору направляется не позднее 10 дней со дня прибытия осужденного в исправительное учреждение по его письменному заявлению. Заявлений от Комодина А.Е. о необходимости извещения кого-либо из его родственников о переводе в следственный изолятор администрации следственного изолятора не поступало. Кроме того, Комодин А.Е. имел возможность сам сообщить об этом родственникам.

При таких обстоятельствах, суд правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований.

Доводы кассационной жалобы о том, что из-за пребывания в следственном изоляторе свыше установленного законом срока в отношении истца были неправомерно применены дополнительные ограничения его конституционных прав и свобод, не нашли подтверждения в ходе судебного разбирательства, поэтому не являются основанием для отмены решения суда.

Обстоятельства, имеющие значение для дела, судом установлены полно и правильно. Нормы материального права судом применены верно, нарушений процессуального права, которые влекут отмену решения, не допущено.

С учетом изложенных обстоятельств постановленное по делу решение следует признать законным, а доводы, изложенные в кассационной жалобе, - необоснованными.

Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 30 сентября 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу Комодина А.Е. - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:



Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:
файл-рассылка

Номер документа: 33-130/2012
Принявший орган: Верховный суд Республики Коми
Дата принятия: 16 января 2012

Поиск в тексте