• по
Более 54000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус

 
СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
 

от 10 ноября 2011 года Дело N 33-5990/2011
 

СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ

в составе председательствующего Тепляковой Е. Л.,

судей Алексеевой С.Ф. и Головкова В.Л.,

при секретаре Воронцовой Н.Н.,

рассмотрев в судебном заседании 10 ноября 2011 года дело по кассационной жалобе Государственного учреждения - региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Коми на решение Ухтинского городского суда Республики Коми от 2 августа 2011 года (с учетом определения того же суда от 18 октября 2011 года об исправлении описки), по которому

заявленные Анисимовой А.А. требования удовлетворены;

Государственное учреждение - региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Коми обязано назначить и выплатить Анисимовой А.А. - ... года рождения пособие по беременности и родам, исходя из её среднего заработка у ИП ФИО1 в течение десяти дней с момента вступления решения суда в законную силу;

Заслушав доклад судьи Тепляковой Е.Л., объяснения Шапенковой А.Л. - представителя Государственного учреждения - региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Коми, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Анисимова А.А. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Коми (далее - ГУ-региональное отделение ФСС РФ по РК) о назначении и выплате пособия по беременности и родам исходя из размера среднего заработка, указав в обоснование требований, что работала по трудовому договору у индивидуального предпринимателя ФИО1, который прекратил свою деятельность с ... года, что повлекло её увольнение ... года по п.1 ч.1 ст.81 ТК РФ. Обратившись к ответчику за назначением и выплатой пособия по беременности и родам, получила отказ, который считает незаконным, так как в соответствии с ч.4 ст.13 ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» застрахованным лицам в случае прекращения деятельности страхователем на день обращения застрахованного лица за пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячным пособием по уходу за ребенком назначение и выплата указанных пособий осуществляются территориальным органом страховщика.

В суд Анисимова А.А. не явилась, и дело рассмотрено в её отсутствие согласно заявлению об этом. Представитель Анисимовой А.А. требования поддержал.

Представитель ГУ-региональное отделение ФСС РФ по РК требования не признал.

Суд принял приведенное выше решение.

В кассационной жалобе ГУ-региональное отделение ФСС РФ по РК не согласно с решением суда и просит его отменить в связи с нарушением норм материального и процессуального права.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия считает решение суда подлежащим отмене по следующим основаниям.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Анисимова А.А. с ... года по ... работала у индивидуального предпринимателя ФИО1 в должности ...; приказом № ... от ... трудовой договор с Анисимовой А.А. расторгнут по п.1 ч.1 ст. 81 ТК Ф в связи с прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем (л.д.10).

Анисимова А.А. встала на учет в женской консультации ... «...» ... на сроке беременности ... недель; ... года ей выдан листок нетрудоспособности в связи с беременностью и родами на период с ... года по ... года (л.д.5,6).

Также из материалов дела усматривается, что работодатель Анисимовой А.А. прекратил свою деятельность в качестве индивидуального предпринимателя ... года на основании собственного решения и ... года снят с регистрационного учета в ФСС РФ.

Разрешая спор и удовлетворяя заявленные требования, суд руководствовался ч. 4 ст.13 и ч.1 ст.14 ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» и с учетом факта наступления беременности Анисимовой А.А. в период действия трудового договора, заключенного ею с индивидуальным предпринимателем ФИО1, пришел к выводу о праве Анисимовой А.А. на получение пособия по беременности и родам исходя из её среднего заработка у индивидуального предпринимателя ФИО1 которое ей должно назначить и выплатить ГУ-региональное отделение ФСС РФ по РК.

Однако, данный вывод суда сделан при неправильном применении и толковании норм материального права и поэтому является ошибочным.

Согласно ч.4 ст.13 ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» от 29 декабря 2006 года №255-ФЗ застрахованным лицам, указанным в части 3 статьи 2 настоящего Федерального закона, а также иным категориям застрахованных лиц в случае прекращения деятельности страхователем на день обращения застрахованного лица за пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячным пособием по уходу за ребенком либо в случае невозможности их выплаты страхователем в связи с недостаточностью денежных средств на его счете в кредитной организации и применением очередности списания денежных средств со счета, предусмотренной Гражданским кодексом Российской Федерации, назначение и выплата указанных пособий осуществляются территориальным органом страховщика.

В силу ч.1 ст.14 ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком исчисляются исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за два календарных года, предшествующих году наступления временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком, в том числе за время работы (службы, иной деятельности) у другого страхователя (других страхователей).

В соответствии со ст.2 указанного Федерального закона застрахованными лицами являются лица, подлежащие обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в соответствии с настоящим Федеральным законом; обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством подлежат, в частности, лица, работающие по трудовому договору; лицами, работающими по трудовым договорам, в целях настоящего Федерального закона признаются лица, заключившие в установленном порядке трудовой договор, со дня, с которого они должны были приступить к работе, а также лица, фактически допущенные к работе в соответствии с трудовым законодательством.

Вместе с тем, частью 1 статьи 1.1 ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» предусмотрено, что отношения, связанные с обязательным социальным страхованием на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, регулируются также иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а ст.1.4 указанного Федерального закона, определяя виды страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, устанавливает в части 4, что условия, размеры и порядок выплаты страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством определяются наряду с настоящим Федеральным законом также Федеральным законом от 19 мая 1995 года N 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», Федеральным законом от 12 января 1996 года N 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле».

Согласно ст.6 ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» от 19 мая 1995 года №81-ФЗ право на пособие по беременности и родам имеют, в частности, женщины, подлежащие обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также женщины, уволенные в связи с ликвидацией организаций, прекращением физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, прекращением полномочий нотариусами, занимающимися частной практикой, и прекращением статуса адвоката, а также в связи с прекращением деятельности иными физическими лицами, чья профессиональная деятельность в соответствии с федеральными законами подлежит государственной регистрации и (или) лицензированию, в течение двенадцати месяцев, предшествовавших дню признания их в установленном порядке безработными;

При этом, в соответствии со ст.8 указанного Федерального закона от 19 мая 1995 года №81-ФЗ женщинам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, пособие по беременности и родам устанавливается в размере среднего заработка, на который начисляются страховые взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, и с учетом иных условий, установленных Федеральным законом «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством», а женщинам, уволенным в связи с ликвидацией организаций, прекращением физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, - в размере 300 рублей, которые индексируются исходя из установленного указанным Федеральным законом прогнозного уровня инфляции (ст.4.2 ФЗ от 19 мая 1995 года №81-ФЗ).

Правила назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей, установлены приказом Минздравсоцразвития РФ от 23 декабря 2009 года №1012н, которым утвержден Порядок и условия назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей.

В соответствии с п.14 указанного Порядка работающим (проходящим службу, обучающимся по очной форме обучения в образовательных учреждениях) женщинам пособие по беременности и родам назначается и выплачивается по месту работы (службы, учебы).

Женщинам, указанным в подпункте «б» пункта 9 настоящего Порядка (это женщины, уволенные в связи с ликвидацией организаций, прекращением физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, прекращением полномочий нотариусами, занимающимися частной практикой, и прекращением статуса адвоката, а также в связи с прекращением деятельности иными физическими лицами, чья профессиональная деятельность в соответствии с федеральными законами подлежит государственной регистрации и (или) лицензированию), пособие назначается и выплачивается органами социальной защиты населения по месту жительства (месту пребывания, месту фактического проживания) (п.15 Порядка).

Анализ приведенных положений указанных нормативных актов позволяет сделать вывод о том, что основанием для предъявления застрахованным лицом требования о выплате пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком к территориальному органу страховщика в порядке ч.4 ст.13 ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» является прекращение деятельности страхователем (то есть отсутствие ведения им финансово-хозяйственной деятельности без ликвидации в установленном законом порядке) либо недостаточность денежных средств на счете страхователя с учетом очередности списания денежных средств со счета, предусмотренной ГК РФ. В этих случаях выплата указанных пособий территориальным органом страховщика производится из среднего заработка застрахованного лица.

При ликвидации страхователя женщины, уволенные по п.1 ч.1 ст.81 ТК РФ в период беременности, отпуска по беременности и родам, имеют право на пособие по беременности и родам по соответствующим нормам ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей».

Так как работодатель Анисимовой А.А. в установленном порядке прекратил деятельность в качестве индивидуального предпринимателя, что повлекло увольнение Анисимовой А.А. по п.1 ч.1 ст.81 ТК РФ, то с момента увольнения она перестала быть застрахованным лицом по смыслу ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» и не имеет права на получение пособия по беременности и родам в территориальном органе страховщика на основании ч.4 ст.13 ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством», которая на спорные правоотношения не распространяется.

Анисимова А.А., как уволенная в период беременности в связи с прекращением работодателем - физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя имеет право на пособие по беременности и родам по нормам ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», которое подлежит назначению и выплате органом социальной защиты населения по месту жительства при представлении соответствующих документов..

При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения исковых требований к ГУ-региональное отделение ФСС РФ по РК у суда не имелось.

Кроме того, судебная коллегия считает необходимым указать на то, что дело рассмотрено судом в неверном виде гражданского судопроизводства - по правилам главы 25 ГПК РФ, в то время как Фонд социального страхования Российской Федерации является специализированным финансово-кредитным учреждением при Правительстве Российской Федерации и не относится к субъектам, чьи действия и решения могут быть оспорены по правилам, установленным главой 25 ГПК РФ. Дело по иску Ансимовой А.А. должно было рассматриваться по правилам искового производства

С учетом изложенного решение суда не может быть признано законным и обоснованным и подлежит отмене. Учитывая, что по делу не требуется выяснения новых обстоятельств, имеющих значение, и их доказывания, судебная коллегия на основании абз.4 ст.361 ГПК РФ считает возможным, не передавая дело на новое рассмотрение, принять по делу новое решение об отказе Анисимовой А.А. в иске.

Руководствуясь ст. ст.361,362 ГПК РФ судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И ЛА :

Решение Ухтинского городского суда Республики Коми от 2 августа 2011 года отменить.

Принять по делу новое решение об отказе Анисимовой А.А. в иске к Государственному учреждению - региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Коми о назначении и выплате пособия по беременности и родам исходя из размера среднего заработка.

Председательствующий

Судьи



Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:
файл-рассылка

Номер документа: 33-5990/2011
Принявший орган: Верховный суд Республики Коми
Дата принятия: 10 ноября 2011

Поиск в тексте