СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 11 ноября 2010 года Дело N 33-7055/2010

Судья Захваткин И.В. Дело № 33-7055/2010г.

СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ

в составе председательствующего Сусловой Н.А.

судей Ус Е.А., Юдина А.В.

при секретаре Коданевой И.Н.

рассмотрела в судебном заседании 11 ноября 2010 года дело по кассационной жалобе Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Княжпогостском районе на решение Княжпогостского районного суда Республики Коми от 24 сентября 2010 года, которым исковые требования Зенкова М.Ф. удовлетворены. На Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Княжпогостском районе Республики Коми возложена обязанность произвести перерасчет трудовой пенсии Зенкову М.Ф. с 01 февраля 2010 года, как лицу, имеющему стаж работы в районах Крайнего Севера.

Заслушав доклад судьи Сусловой Н.А., объяснения Зенкова М.Ф., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Зенков М.Ф. обратился в суд с заявлением к Управлению Пенсионного фонда в Княжпогостском районе о включении в стаж работы в районах Крайнего Севера периодов работ в 1973 и 1974 г.г. в специализированном управлении СУ-6 треста "Союзпроводмеханизация" Министерства газовой промышленности и перерасчете базовой части трудовой пенсии. В исковом заявлении и судебных заседаниях истец указал, что работодателем СУ-6 треста "Союзпроводмеханизация" он, как машинист экскаватора, направлялся на работы в районы Крайнего Севера по строительству трасс газонефтепроводов на территории Усинского района с марта по октябрь 1973 года и территории Печорского района в 1974 году. Так как местом дислокации СУ-6 треста "Союзпроводмеханизация" являлся г. Ухта, то записей в трудовую книжку о производстве работ в районах Крайнего Севера не производилось. В настоящее время признание факта работы в районах Крайнего Севера влияет на размер его пенсии в сторону увеличения. Обстоятельства его работы в районах Крайнего Севера подтверждаются свидетелями Дуркиным А.Ф. и Саливон П.В., которые работали с ним в одно время в СУ-6 треста "Союзпроводмеханизация", а также документами работодателя, подтверждающими строительство трасс газонефтепроводов в указанных районах Крайнего Севера в 1973 и 1974 г.г. О работе в указанных местах также свидетельствуют финансовые документы, согласно которым, он в 1973 и 1974 г.г. получал заработную плату с районным коэффициентом в 50 процентов, что назначалось только для работников, работавших в районах Крайнего Севера. В Ухтинском районе данный коэффициент составлял 30 процентов.

Представитель ответчика иск не признала, указав, что истец не представил достаточных и допустимых доказательств, подтверждающих работу в районах Крайнего Севера. Также указала, что данные обстоятельства не могут подтверждаться свидетельскими показаниями.

Суд вынес указанное решение.

В кассационной жалобе ответчик не согласен с решением суда и просит его отменить, поскольку судом неверно применены нормы материального права и установлены обстоятельства по делу.

Заслушав объяснения истца, проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия считает решение суда подлежащим оставлению без изменения.

Из материалов дела следует, что с 01 апреля 2006 года истцу Зенкову М.Ф. назначена пенсия по старости.

18 января 2010 года решением ответчика истцу было отказано о включении периодов работ в 1972-1975 г.г. в трудовой стаж, как работ в районах Крайнего Севера, в связи с отсутствием документального подтверждения.

Согласно записям в трудовой книжке, Зенков М.Ф. с 21 июня 1972 года по 06 февраля 1975 года осуществлял трудовую деятельность ... в СУ-6 (строительном управлении) треста "Союзпроводмеханизация" при Министерстве газовой промышленности.

Удовлетворяя исковые требования, суд исходил из того, что установленные по делу обстоятельства с достоверностью подтверждают работу истца в районах Крайнего Севера в спорный период.

Пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 17.04.2006 № 216 "О районных коэффициентах, применяемых при установлении трудовых пенсий и пенсий по государственному пенсионному обеспечению лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в районах с тяжелыми климатическими условиями" предусмотрено, что впредь до установления размера районного коэффициента и порядка его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости, фиксированного базового размера трудовой пенсии по инвалидности, фиксированного базового размера трудовой пенсии по случаю потери кормильца, пенсий по государственному обеспечению, пособий, стипендий и компенсаций лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, органами, осуществляющими пенсионное обеспечение, при назначении указанным лицам трудовых пенсий в соответствии со статьями 14 - 16 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", а также при назначении указанным лицам и лицам, проживающим в районах с тяжелыми климатическими условиями, требующих дополнительных материальных и физиологических затрат проживающих там граждан, пенсий по государственному пенсионному обеспечению в соответствии со статьями 14 - 18 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" применяются районные коэффициенты к заработной плате, установленные решениями органов государственной власти СССР или федеральных органов государственной власти, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации применялись при увеличении размеров этих пенсий для граждан, проживавших в указанных районах и местностях, по состоянию на 31 декабря 2004 года, а также действовавший на указанную дату порядок их применения.

Постановлением Совмина СССР от 10.11.1967 № 1029 "О порядке применения Указа Президиума Верховного Совета СССР от 26 сентября 1967 г. "О расширении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера" (с учетом внесенных изменений) утвержден перечень районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, применяемый при назначении гражданам пенсии, согласно которому Усинский район Республики Коми относится к районам Крайнего Севера.

В соответствии с п.7 ст. 14 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" повышенный размер базовой части трудовой пенсии по старости устанавливается лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера и имеющим страховой стаж не менее 25 лет у мужчин или не менее 20 лет у женщин. Лицам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, при определении количества календарных лет работы в районах Крайнего Севера в целях установления фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.

Частью 3 статьи 13 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" предусмотрено, что при подсчете страхового стажа периоды работы на территории Российской Федерации, предусмотренные статьей 10 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" могут устанавливаться на основании показаний двух или более свидетелей, если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами) и восстановить их невозможно. В отдельных случаях допускается установление стажа работы на основании показаний двух или более свидетелей при утрате документов и по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин) не по вине работника. Характер работы показаниями свидетелей не подтверждается.

В соответствии с ч. 4 ст. 13 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" правила подсчета и подтверждения страхового стажа, в том числе на основании свидетельских показаний, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.07.2002 № 555 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий.

Согласно пункту 6 Правил основными документами, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, являются трудовая книжка, письменные трудовые договоры, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов.

Пункт 29 Правил предусматривает, что, при утрате документов о работе и невозможности их получения вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и других подобных причин не по вине работника периоды работы устанавливаются на основании показаний двух или более свидетелей, знающих этого работника по совместной работе у одного работодателя и располагающих документами о своей работе за время, в отношении которого они подтверждают работу гражданина.

Исходя из анализа вышеуказанных норм и представленных доказательств, судебная коллегия приходит к выводу, что суд обоснованно удовлетворил исковые требования Зенкова М.Ф., поскольку в спорный период последний осуществлял свою работу в том числе в районах Крайнего Севера, за что ему к заработной плате был установлен повышенный районный коэффициент в размере 50 процентов. Данные обстоятельства подтверждаются показаниями свидетелей Дуркина А.Ф., Саливона П.В., совместно работавших с истцом ранее, протоколами открытых партийных собраний СУ-6 треста "Союзпроводмеханизация" о ходе строительства нефтепровода Уса-Ухта в марте 1973 года и об окончании данного строительства, лицевыми счетами.

При таких обстоятельствах судебная коллегия считает ошибочными доводы жалобы о том, что работа истца в указанный выше период имела разъездной характер, поскольку в обоснование данного довода доказательств суду не представлено, а установленные обстоятельства по делу свидетельствуют о работе истца в СУ-6 треста "Союзпроводмеханизация" в том числе в районах, отнесенных к районам Крайнего Севера.

Довод жалобы о том, что характер работы не может быть подтвержден свидетельскими показаниями, является правильным, но не может быть признан обоснованным применительно к обстоятельствам рассматриваемого дела, поскольку обстоятельства работы истца в условиях Крайнего Севера подтверждаются письменными материалами дела, приведенными выше, а свидетели дополнили их.

Обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом полно и правильно. Нормы материального права применены верно. Нарушений норм процессуального права, которые влекут отмену решения, не допущено. Выводы суда первой инстанции, изложенные в решении, соответствуют обстоятельствам дела.

Судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения суда по доводам кассационной жалобы.

Руководствуясь ст. 361ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Княжпогостского районного суда Республики Коми от 24 сентября 2010 года оставить без изменения, кассационную жалобу государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Княжпогостском районе - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

 


Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка