• по
Более 48000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус

 
СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
 

от 11 ноября 2010 года Дело N 33-6903/2010
 

Судья Тарасова Н.М. Дело №33-6903/2010

СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ

в составе председательствующего Сусловой Н.А.

судей Ус Е.А., Юдина А.В.

при секретаре Коданевой И.Н.

рассмотрела в судебном заседании 11 ноября 2010 года дело по кассационной жалобе Прохоренко Н.С. на решение Сосногорского городского суда Республики Коми от 05 августа 2010 года, согласно которому Прохоренко Н.С. отказано в удовлетворении исковых требований к Государственному учреждению Республики Коми "Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения города Сосногорска", Управлению образования администрации муниципального района "Сосногорск" о предоставлении мер социальной поддержки.

Заслушав доклад судьи Сусловой Н.А., объяснения Прохоренко Н.С., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Прохоренко Н.С. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению Республики Коми "Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения города Сосногорска", Управлению образования администрации муниципального района "Сосногорск" о предоставлении мер социальной поддержки на основании ч. 1 ст. 18 Закона Республики Коми "О социальной поддержке населения в Республике Коми". В обоснование исковых требований указала, что ... работала ..., а затем ... в детском дошкольном учреждении .... 26 августа 1998 года она уволена в связи с ликвидацией предприятия. Стаж педагогической работы составляет 20 лет. В период работы в указанном дошкольном учреждении ей предоставлялись меры социальной поддержки в виде освобождения от оплаты жилищно-коммунальных услуг, однако после ликвидации детского дошкольного учреждения ... их предоставление прекращено. При обращении к ответчикам с заявлением о предоставлении мер социальной поддержки ей в этом отказано, поскольку детский сад, в котором она работала, является федеральной, а не муниципальной собственностью.

Истец в судебном заседании исковые требования поддержала.

Представитель ответчика ГУ РК "Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения города Сосногорска" исковые требования не признала.

Ответчик Управление образования администрации муниципального района "Сосногорск", надлежаще извещенный о месте и времени рассмотрения дела, в суд своего представителя не направил. Суд в порядке ст. 167 ГПК РФ рассмотрел дело в отсутствие данного ответчика и вынес указанное выше решение.

В кассационной жалобе Прохоренко Н.С. не согласна с решением суда, просит его отменить, поскольку судом неправильно применены нормы материального права.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия считает решение суда подлежащим отмене в части отказа в удовлетворении исковых требований Прохоренко Н.С. к Государственному учреждению Республики Коми "Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения города Сосногорска" в связи с неправильным применением норм материального права.

Из материалов дела следует и не оспаривается сторонами по делу, что Прохоренко Н.С., проживающая по настоящее время в сельской местности, имеет стаж педагогической работы в образовательном учреждении 20 лет.

С 26 июля 1978 года по 26 августа 1998 года истец работала в ... в различных должностях: с 26 августа 1978 года - в должности ..., с 22 января 1988 года - в должности ....

10 июля 1996 года в Единый государственный регистр предприятий и организаций включено государственное дошкольное образовательное учреждение ... и 17 июля 1996 года данному учреждению выдана лицензия на ведение образовательной деятельности по реализации дошкольного образования.

26 августа 1998 года Прохоренко Н.С. уволена из ... в связи с ликвидацией предприятия.

В различные периоды с 1999 года по 2005 год Прохоренко Н.С. состояла на учете в центре занятости населения города Сосногорска, после чего с 06 апреля 2005 года ей назначена пенсия по старости.

Как следует из объяснений истца, в период работы в указанном дошкольном учреждении ей предоставлялись меры социальной поддержки в виде 100 % освобождения от оплаты жилищно-коммунальных услуг, однако после ликвидации учреждения предоставление мер социальной поддержки прекращено.

Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд исходил из того, что у истца отсутствуют основания, указанные в ч. 1 ст. 18 Закона Республики Коми "О социальной поддержке населения Республики Коми", для предоставления ей мер социальной поддержки в виде освобождения от оплаты жилищно-коммунальных услуг.

Судебная коллегия вывод суда считает ошибочным.

Абзацем третьим пункта 5 статьи 55 данного Закона (в редакции Федерального закона от 13.01.1996 № 12-ФЗ) было предусмотрено, что педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа). Федеральным законом от 22.08.2004 №122-ФЗ данная норма была дополнена положением о том, что размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанной меры социальной поддержки, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации.

Названное законоположение не привнесло каких-либо изменений в порядок реализации данной меры социальной поддержки педагогических работников сельских (поселковых) образовательных учреждений. По сути, оно воспроизводит правовое регулирование, содержащееся в Федеральном законе от 06.05.2003 № 52-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики" и другие законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг", которым было закреплено, что размер, условия и порядок возмещения расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, определенных указанными в его статье 2 положениями федеральных законодательных актов, в том числе абзацем третьим пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации "Об образовании", устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации и учитываются в межбюджетных отношениях.

Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 08.02.2007 № 322-О-П отметил, что переход от предоставления натуральных льгот к предоставлению субсидий (компенсаций) не должен влечь снижение имеющего место уровня социальной поддержки педагогических работников, а также пользующихся названным правом в силу действующего правового регулирования перешедших на пенсию педагогических работников, имеющих стаж работы в соответствующих учреждениях в сельской местности не менее 10 лет, т.е. соответствующие субсидии (компенсации) подлежат установлению в размерах, покрывающих затраты этих лиц на оплату жилья, отопления и освещения.

Таким образом, Федеральным законом от 22.08.2004 № 122-ФЗ не предполагалась отмена льготы, гарантированной статьей 55 Закона Российской Федерации "Об образовании" для проживающих и работающих в сельской местности и рабочих поселках (поселках городского типа) педагогических работников образовательных учреждений, в том числе вышедших на пенсию, - в нем не содержатся положения, препятствующие реализации предоставленного указанным лицам права на данную льготу на всей территории Российской Федерации, а также положения о возможности введения подобного рода ограничительных условий. Что касается механизма предоставления социальных гарантий, то его изменение не должно вести к отмене этих гарантий или существенному снижению ранее достигнутого уровня их предоставления

В соответствии с ч. 1 (1) ст. 18 Закона Республики Коми от 12.11.2004 № 55-РЗ "О социальной поддержке населения в Республике Коми" педагогическим работникам государственных образовательных учреждений Республики Коми, работающим и проживающим в сельских населенных пунктах или поселках городского типа, предусмотрено предоставление мер социальной поддержки в виде освобождения от оплаты за пользование жилым помещением (плата за наем), за содержание и ремонт жилого помещения, коммунальных услуг по холодному и горячему водоснабжению, водоотведению, газоснабжение (в том числе по поставке бытового газа в баллонах) в пределах установленных нормативов потребления указанных услуг, электроснабжение и отопление (теплоснабжение).

Установленные данной частью меры социальной поддержки сохраняются за педагогическими работниками государственных образовательных учреждений Республики Коми, проживающими в сельских населенных пунктах или поселках городского типа, вышедшими на пенсию и имеющими стаж работы не менее 10 лет в образовательных учреждениях, расположенных в сельских населенных пунктах или поселках городского типа.

Наряду с указанными нормативно-правовыми актами право педагогических работников, ушедших на пенсию, на бесплатное жилое помещение с отоплением и освещением предусмотрено Постановлением Совета Министров Коми АССР от 07.07.1986 №203, утвердившего перечень проживающих в сельской местности и рабочих поселках Коми АССР работников просвещения, здравоохранения, культуры, социального обеспечения и сельского хозяйства, которым предоставляются бесплатно коммунальные услуги.

Постановлением Правительства Республики Коми от 18.10.2004 года № 177 было признано утратившим силу Постановление Совета Министров Коми АССР от 07.07.1986 №203 "О нормах коммунальных услуг работникам здравоохранения, просвещения, культуры, социального обеспечения и сельского хозяйства, проживающим в сельской местности и рабочих поселках".

В последующем Постановлением Правительства Республики Коми от 25.12.2007 года № 313 внесены изменения в Постановление Правительства Республики Коми от 18.10.2004 №177 и дополнено словами "за исключением третьей колонки приложения №2 к Постановлению в части перешедших на пенсию педагогических работников".

В абзаце "д" п. 23 третьей колонки приложения №2 Постановления Совета Министров Коми АССР от 07.07.1986 № 203 указано на необходимость распространения на педагогических и руководящих работников дошкольных учреждений, находящихся в сельской местности, действие подпункта "б" пункта 6 Постановления Совета Министров СССР от 04.05.1971 № 255, которым закреплено право указанных работников, ушедших на пенсию, на бесплатное жилое помещение с отоплением и освещением.

Учитывая вышеприведенные нормы закона, и принимая во внимание, что Прохоренко Н.С. продолжает в настоящее время проживать в сельской местности, является получателем пенсии и имеет стаж работы не менее 10 лет в образовательном учреждении, расположенном в сельской местности, ранее пользовалась мерами социальной поддержки как педагогический работник, работающий и проживающий в сельской местности, судебная коллегия приходит к выводу о том, что Прохоренко Н.С. имеет право на меры социальной поддержки применительно к абз. 2 ч. 1 (1) с. 18 Закона Республики Коми "О социальной поддержке населения в Республике Коми", и доводы ответчиков об обратном являются несостоятельными.

Доводы ответчиков о том, что детский сад, в котором работала истец, является федеральной, а не муниципальной собственностью, также не свидетельствуют о наличии оснований для отказа в предоставлении истцу мер социальной поддержки, поскольку ст.55 Закона Российской Федерации "Об образовании" не содержит ограничений по виду собственности образовательного учреждения, педагогические работники которого, вышедшие на пенсию, сохраняют право на получение мер социальной поддержки.

Предоставление мер социальной поддержки обусловлено наличием права на них, реализация которых зависит от волеизъявления обладателя этого права.

Как следует из заявления Прохоренко Н.С., 02 февраля 2010 она обратилась с заявлением о предоставлением мер социальной поддержки как педагогическому работнику, вышедшему на пенсию, в связи с чем право на получение мер социальной поддержки у последней возникло с указанной даты и подлежит восстановлению.

В соответствии с подпунктом 16 пункта 5 Положения об Агентстве Республики Коми по социальному развитию, утвержденному Указом Главы республики Коми от 11.08.2009 № 91, Агентство организует в установленном порядке предоставление мер социальной поддержки, в том числе, иным категориям граждан в соответствии с законодательством Республики Коми и законодательством Российской Федерации в части переданных Российской Федерацией органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предоставлению установленных федеральными законами мер социальной поддержки.

Поскольку предметом деятельности Государственного учреждения Республики Коми "Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения города Сосногорска" является предоставление государственных услуг в сфере социальной защиты и социального обслуживания населения, в том числе по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, то обязанность по предоставлению мер социальной поддержки истцу должна быть возложена на данного ответчика.

По изложенным основаниям судебная коллегия считает решение суда подлежащим отмене в части отказа в удовлетворении исковых требований Прохоренко Н.С. к Государственному учреждению Республики Коми "Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения города Сосногорска" в связи с неправильным применением норм материального права.

Так как по делу не требуется исследование дополнительных доказательств, судебная коллегия считает возможным вынести новое решение об удовлетворении исковых требований Прохоренко Н.С. о возложении на Государственное учреждение Республики Коми "Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения города Сосногорска" обязанности предоставить Прохоренко Н.С. меры социальной поддержки, установленные абз. 2 ч. 1 (1) с. 18 Закона Республики Коми "О социальной поддержке населения в Республике Коми", с 04 марта 2010 года (с момента обращения в суд) с учетом положений ст.55 Закона Российской Федерации "Об образовании" и отсутствии иного механизма предоставления социальных гарантий и учреждения на уровне субъекта по предоставлению государственных услуг, в том числе по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, в сфере социальной защиты населения.

Решение суда в части отказа в иске к Управлению образования администрации муниципального района "Сосногорск" о предоставлении мер социальной поддержки является законным и обоснованным.

Руководствуясь ст. 361ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Сосногорского городского суда Республики Коми от 05 августа 2010 года отменить в части.

Вынести новое решение, по которому исковые требования Прохоренко Н.С. к Государственному учреждению Республики Коми "Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения города Сосногорска" о возложении обязанности предоставить Прохоренко Н.С. меры социальной поддержки, установленные ч. 1 (1) ст. 18 Закона Республики Коми от 12.11.2004 № 55-РЗ "О социальной поддержке населения в Республике Коми" с 04 марта 2010 года, удовлетворить.

В остальной части решение суда оставить без изменения.

Председательствующий

Судьи




Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:
файл-рассылка

Номер документа: 33-6903/2010
Принявший орган: Верховный суд Республики Коми
Дата принятия: 11 ноября 2010

Поиск в тексте