СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 24 ноября 2011 года Дело N 33-6253/2011

СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ

ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ

в составе председательствующего Тепляковой Е.Л.,

судей Алексеевой С.Ф., Головкова В.Л.,

при секретаре Воронцовой Н.Н.,

рассмотрев в судебном заседании 24 ноября 2011 года

дело по кассационной жалобе Борисова И.Н. на решение Ухтинского городского суда Республики Коми от 13 сентября 2011 года, по которому

требования Борисова И.Н. удовлетворены частично;

Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по городу Ухта обязано включить в подсчет стажа работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, период нахождения на курсах повышения квалификации с ... года по ... года, в удовлетворении требований о включении в стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, периода службы в уголовно-исполнительной системе и назначении трудовой пенсии по старости с ... года отказано.

Заслушав доклад судьи Тепляковой Е.Л., судебная коллегия,

У С Т А Н О В И Л А:

Борисов И.Н. обратился в суд с иском к ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Ухте Республики Коми об обязании назначить досрочную трудовую пенсию по старости, указав в обоснование требований, что по достижении ... лет обратился в пенсионный орган с заявлением о назначении трудовой пенсии по старости досрочно, имея необходимый стаж работы с вредными условиями труда, страховой стаж и стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера. Ответчик незаконно отказал ему в назначении пенсии, предусмотренной подп.1 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» с применением п.2 ст.28.1 этого же закона, при этом необоснованно исключил из подсчета северного стажа период нахождения на курсах повышения квалификации с ... года по ... года, а также период прохождения службы в органах внутренних дел с ... года по ... года. Считает, что с учетом положений ст. 28.1 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» его право на льготное пенсионное обеспечение возникает по достижении им возраста ... лет.

В судебном заседании истец уточнил требования и просил обязать ответчика назначить ему досрочную трудовую пенсию по старости со дня первого обращения, зачесть в стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, период нахождения на курсах повышения квалификации с ... года по ... года (л.д.42 оборот).

Представитель ответчика исковые требования не признал, указав, что у истца отсутствует необходимый стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера; период нахождения на курсах повышения квалификации не является работой, поэтому не может быть зачтен в северный стаж; действующим законодательством не предусмотрено включение периода службы в органах внутренних дел в стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера.

Суд принял приведенное выше решение.

В кассационной жалобе Борисов И.Н. не согласен с решением суда и просит его отменить в связи с нарушением норм материального и процессуального права.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения и отмены решения, постановленного в соответствии с установленными в суде обстоятельствами, имеющими юридическое значение, и требованиями закона.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что ... года Борисов И.Н., ... года рождения, обратился в ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Ухте с заявлением о досрочном назначении пенсии по старости на основании подп. 1 п.1 ст.27 и п.2 ст. 28.1 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» с приложением необходимых документов, подтверждающих условия и периоды соответствующей работы.

Решением от ... года №... Борисову И.Н. отказано в назначении трудовой пенсии по старости досрочно в связи с тем, что на день обращения им не выработан стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера. При этом из подсчета стажа работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, исключен период нахождения истца на курсах повышения квалификации с ... года по ... года, а также период службы в ... с ... года по ... года.

По подсчетам ответчика стаж работы истца по состоянию на ... года составил: стаж работы с вредными условиями труда в календарном исчислении - ..., в льготном исчислении - ..., страховой стаж в календарном исчислении - ..., стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера - ... (л.д.6-8).

Судом также установлено, что Борисов И.Н. в период работы ... с ... года по ... года находился на курсах повышения квалификации по профессии проходчиков в нефтяных шахтах при учебном пункте НШУ «...».

До 1 января 1992 года порядок и условия назначения пенсий устанавливались Законом СССР от 14 июля 1956 года «О государственных пенсиях в СССР» и принятым в соответствии с ним Положением о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 3 августа 1972 года.

В соответствии с подп. «з» п.109 указанного Положения кроме работы рабочего или служащего в общий стаж засчитывалось также обучение на курсах по подготовке кадров, по повышению квалификации и по переквалификации. При назначении пенсии на льготных условиях или в льготных размерах пенсий по старости и инвалидности рабочим и служащим, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда период, указанный в подпункте «з» пункта 109 Положения, приравнивался к работе, которая следовала за окончанием этого периода.

Согласно ранее действовавшей статье 112 КЗоТ РСФСР, и статье 187 Трудового кодекса Российской Федерации, действующего в настоящее время, в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата.

Проанализировав приведенные правовые положения применительно к требованиям пункта 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, в соответствии со ст. 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 года № 516, суд обоснованно признал период нахождения истца на курсах повышения квалификации подлежащим включению в стаж работы, дающей право на досрочное пенсионное обеспечение, в том числе и в льготный стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, так как период нахождения на курсах повышения квалификации является периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисления страховых взносов в пенсионный фонд.

Решение суда в этой части сторонами не оспаривается.

Согласно подп.1 п.1 ст.27 и п.2 ст. 28.1 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается мужчинам по достижении возраста 45 лет, если они трудились на работах с вредными условиями труда не менее 10 лет, проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера или 20 календарных лет в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, и имеют страховой стаж не менее 20 лет.

Отказывая в удовлетворении требований Борисова И.Н. о назначении ему пенсии по старости в связи с работой во вредных условиях в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, суд обоснованно исходил из того, что у истца отсутствует необходимый стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в том числе и с учетом включения периода обучения на курсах повышения квалификации.

На основании подп.6 п.1 ст.28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.

Абзацами 2 и 3 подпункта 6 пункта 1 статьи 28 указанного Федерального закона предусмотрен порядок подсчета стажа работы на Севере для лиц, работавших как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, и порядок уменьшения возраста, предусмотренного статьей 7 данного закона, при неполном стаже работы в районах Крайнего Севера или местностях, приравненных к районам Крайнего Севера.

Указанные положения применяются для исчисления стажа при назначении пенсии по подп.6 п.1 ст.28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и не распространяются на лиц, претендующих на досрочное назначение пенсии по подп.1 п.1 ст.27 этого же Закона, который предусматривает иное основание назначения пенсии (в связи с работой во вредных условиях труда).

Права на досрочное назначение пенсии в 46 лет на основании подп.6 п.1 ст.28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» у истца также не определяется в связи с не достижением требуемого возраста: даже при условии его уменьшения по правилам абзаца 3 подп.6 п.1 ст.28 указанного Федерального закона необходимо достичь 56 лет.

Ссылка истца на п.1 ст.28.1 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», при подсчете северного стажа несостоятельна.

Указанная норма предусматривает, что при определении стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях для досрочного назначения трудовой пенсии по старости в связи с работой в упомянутых районах и местностях (за исключением случаев определения стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях для установления повышенного фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии в соответствии с пунктами 7-14 статьи 14 и трудовой пенсии по инвалидности в соответствии с пунктами 6-9 статьи 15 настоящего Федерального закона) к указанной работе приравнивается работа, дающая право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктами 1-10 и 16-18 пункта 1 статьи 27 настоящего Федерального закона, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденными постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 года №516, предусмотрена возможность суммирования работ с вредными условиями труда и работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (подпункты 1 и 11 пункта 2 Правил). При этом пунктом 3 Правил предусмотрено, что суммирование этих периодов осуществляется путем прибавления к периодам работы, указанной в подпункте 11, периодов работ, указанных в подпункте 1.

Однако такое суммирование возможно, когда работа во вредных условиях труда осуществлялась не на Севере, а в других регионах.

Истец согласно сведениям в его пенсионном деле и записям в трудовой книжке во вредных условиях труда трудился в местности, приравненной к районам Крайнего Севера. Поэтому оснований для суммирования этих периодов не имеется.

Доводы кассационной жалобы в этой части основаны на ошибочном толковании пенсионного законодательства и не могут быть приняты во внимание.

Также судом правомерно не включен в стаж работы Борисова А.Н. в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, период его службы в органах внутренних дел с ... года по ... ... года.

Согласно п. 1 ст. 11 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», засчитывается в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 10 данного Федерального закона.

В соответствии со статьей 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» военная и иная приравненная к ней служба засчитывается только в общий трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии.

Таким образом, возможность включения периодов службы в органах внутренних дел в специальный стаж, дающий право на льготное назначение трудовой пенсии, пенсионным законодательством не предусмотрено.

Выводы суда в этой части в кассационной жалобе не оспариваются.

С учетом изложенного решение суда является законным и обоснованным, постановленным в соответствии с нормами права, регулирующими спорные правоотношения, при полном установлении обстоятельств, имеющих значение для дела.

Оснований, предусмотренных ст.362 ГПК РФ, для отмены решения суда не установлено.

Руководствуясь ст.361 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Ухтинского городского суда Республики Коми от 13 сентября 2011 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Борисова И.Н. - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

 


Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка