• по
Более 57000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус

 
СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
 

от 28 ноября 2011 года Дело N 33-6373/2011
 

СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ

ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ

в составе председательствующего Тепляковой Е.Л.,

судей Алексеевой С.Ф., Головкова В.Л.,

при секретаре Воронцовой Н.Н.,

рассмотрев в судебном заседании 28 ноября 2011 года

дело по кассационному представлению прокурора города Сыктывкара на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 2 августа 2011 года, по которому

в удовлетворении заявления прокурора г. Сыктывкара в интересах Кристопчук Л.А. к Администрации МО ГО «Сыктывкар», Агентству Республики Коми по социальному развитию о признании нуждающейся в улучшении жилищных условий, признании незаконным отказа в предоставлении единовременной денежной выплаты на приобретение жилья, возложении обязанности по предоставлению единовременной денежной выплаты на приобретение жилья отказано.

Заслушав доклад судьи Тепляковой Е.Л., объяснения представителя Прокуратуры Республики Коми Чершкуте Я.В., судебная коллегия,

У С Т А Н О В И Л А:

Прокурор города Сыктывкара в интересах Кристопчук Л.А. обратился в суд с иском к администрации МО ГО «Сыктывкар», Агентству Республики Коми по социальному развитию о признании Кристопчук Л.А. нуждающейся в улучшении жилищных условий, признании незаконным отказа в предоставлении ей единовременной денежной выплаты на приобретение жилья, возложении обязанности по предоставлению единовременной денежной выплаты на приобретение жилья, указав, что Кристопчук Л.А. относится к категории граждан, имеющих право на получение социальной выплаты, и нуждается в получении (приобретении) жилья.

Судом к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены Макарова Н.В., Макаров Н.Н., Макаров С.Н., Макарова С.Н.

В ходе производства по делу прокурор на удовлетворении требований настаивал.

Истица в суд не явилась, и дело рассмотрено в её отсутствие согласно заявлению об этом.

Представители ответчиков Агентства Республики Коми по социальному развитию и администрации МО ГО «Сыктывкар» с иском не согласились.

Третье лицо Макарова Н.В. в судебном заседании заявленные требования поддержала; Макаров Н.Н., Макаров С.Н., Макарова С.Н. в судебное заседание не явились.

Суд принял приведенное выше решение.

В кассационном представлении прокурор не согласен с решением суда и просит его отменить в связи с нарушением норм материального и процессуального права.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационного представления, судебная коллегия не находит оснований для его удовлетворения и отмены решения, постановленного в соответствии с установленными в суде обстоятельствами, имеющими юридическое значение, и требованиями закона.

Согласно подп. 3 п. 1 ст. 15 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» участникам Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпунктах «а» - «ж» и «и» подпункта 1 пункта 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, предоставляются меры социальной поддержки в виде обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Участники Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, при этом обеспечение жильем осуществляется независимо от их имущественного положения.

Таким образом, единственным условием для обеспечения жильем граждан, относящихся к указанной категории, является их нуждаемость в улучшении жилищных условий.

На основании ст. 23.2 Федерального закона «О ветеранах» Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14,16 и 21 Федерального закона «О ветеранах» категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со ст. 14,15,17-19,21 Закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

В соответствии с п.3.1 ст.23.2 Федерального закона «О ветеранах» по письменным заявлениям участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, обеспечение жильем может осуществляться путем предоставления им единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, размер которой определяется исходя из общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.

Форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации (п.6 ст.23.2 ФЗ «О ветеранах»).

В силу ст. 1 Закона Республики Коми от 6 октября 2006 года № 69-РЗ «О форме и порядке предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан» формой обеспечения жильем граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, осуществляемой на основании письменных заявлений граждан относящихся к категориям, установленным ст. 14,15,17-19,21 Федерального закона «О ветеранах», является предоставление в порядке, определенном Правительством Республики Коми, единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения.

Постановлением Правительства Республики Коми от 22 марта 2010 года № 58 «О мерах по реализации Закона Республики Коми «О форме и порядке предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан» утвержден Порядок предоставления гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, относящимся к категориям, установленным статьями 14, 15,17-19 и 21 Федерального закона «О ветеранах» единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения и предусмотрено, что уполномоченным органом по предоставлению указанных мер является Агентство Республики Коми по социальному развитию.

Согласно пункту 3 указанного Порядка Агентство Республики Коми по социальному развитию на основании списков, предоставляемых органами местного самоуправления, обеспечивает формирование и ведение республиканского списка граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий категорий вышеназванных лиц по Закону «О ветеранах».

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Кристопчук Л.А. является участником Великой Отечественной войны. Приказом Агентства Республики Коми по социальному развитию от ... года №... Кристопчук Л.А. отказано в предоставлении единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения в связи с отсутствием оснований для признания ее нуждающейся в улучшении жилищных условий.

Согласно ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются лица, не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Как следует из материалов дела, Кристопчук Л.А. проживает в трехкомнатной квартире по адресу: ... общей площадью ... кв.м.; нанимателем квартиры является Макаров Н.Н. Помимо истицы в квартире также зарегистрированы Макарова Н.В. (дочь), Макаров Н.Н. (бывший муж дочери), Макаров С.Н. (внук), Макарова С.Н. (внучка).

Судом установлено, что Кристопчук Л.А. вселена в указанную квартиру в 2001 году в качестве члена семьи нанимателя Макарова Н.Н. с его ведома и согласия, включена в качестве члена семьи нанимателя в договор социального найма жилого помещения № ... от ... года.

Согласно заключению межведомственной комиссии №... от ... года необходимо выполнить систему дренажа для отвода воды от дома с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными требованиями. При этом жилое помещение не признано непригодным для проживания, а дом не признан аварийным и подлежащим сносу. В акте обследования помещения комиссией указано на самовольное устройство подполья под цокольным перекрытием в одной из комнат, через люк которого видно заполнение ямы водой (л.д.12-13).

Комиссией установлено, что жилой дом ... по улице ... в городе ... является двухэтажным, имеет следующую степень благоустройства: отопление, водоснабжение, водоотведение - центральные, электроосвещение - открытая проводка, дом газифицирован.

Принимая во внимание изложенное, суд пришел к правильному выводу о том, что жилое помещение в квартире ... дома ... по улице ... в установленном порядке непригодным для проживания не признано и оснований считать его таковым, исходя из установленных по делу обстоятельств, не имеется.

Учитывая, что материалами дела подтверждается факт проживания Кристопчук Л.А. в указанном жилом помещении в качестве члена семьи нанимателя, имеющего равные с прочими членами семьи права и обязанности, вытекающие из договора социального найма жилого помещения, а также то, что общая площадь жилья, приходящаяся на каждого из проживающих в нем лиц, превышает установленную в городе Сыктывкар учетную норму, суд обоснованно отказал в удовлетворении заявления прокурора, указав, что оснований считать Кристопчук Л.А. нуждающейся в улучшении жилищных условий, а, следовательно, и оснований для предоставления ей единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, не имеется.

Доводы кассационного представления о том, что жилое помещение не является благоустроенным в связи с отсутствием в нем горячего водоснабжения, не могут быть приняты во внимание, поскольку в соответствии с п. 41 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 года № 47, отсутствие системы централизованной канализации и горячего водоснабжения в одно- и двухэтажном жилом доме не может служить основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания.

Ссылка на то, что Кристопчук Л.А. утратила право пользования жилым помещением по адресу: ... в связи с тем, что является бывшим членом семьи нанимателя жилого помещения, неосновательна, поскольку в силу ч. 4 ст. 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, если гражданин перестал быть членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, но продолжает проживать в занимаемом жилом помещении, за ним сохраняются такие же права, какие имеют наниматель и члены его семьи.

Решение является законным и обоснованным и отмене по доводам кассационного представления не подлежит.

Руководствуясь ст.361 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 2 августа 2011 года оставить без изменения, а кассационное представление прокурора города Сыктывкара - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:




Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:
файл-рассылка

Номер документа: 33-6373/2011
Принявший орган: Верховный суд Республики Коми
Дата принятия: 28 ноября 2011

Поиск в тексте