ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КОМИ

РЕШЕНИЕ

от 25 января 2012 года Дело N 12-16/12

25 января 2012 г. г. Сыктывкар

Судья Верховного Суда Республики Коми Тебенькова Л.Г., при секретаре Коданева И.Н., рассмотрев жалобу Управления Росздравнадзора по Республике Коми на постановление судьи Печорского городского суда Республики Коми от 15 декабря 2011 года, по которому

Прекращено производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ГУ РК «Печорский психоневрологический диспансер», за отсутствием в действиях юридического лица состава правонарушения.

УСТАНОВИЛ:

Постановлением судьи Печорского городского суда от 15 декабря 2011 г прекращено производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ГУ РК «Печорский психоневрологический диспансер», за отсутствием в действиях юридического лица состава правонарушения.

В жалобе Управление Росздравнадзора по Республике Коми просит постановление отменить, не соглашаясь с выводами суда о наличии в действиях ГУ РК «Печорский психоневрологический диспансер» состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Исследовав материалы дела, прихожу к выводу об обоснованности доводов жалобы.

Из материалов административного дела следует, что поводом для привлечения к административной ответственности ГУ РК «Печорский психоневрологический диспансер» явилась проведенная проверка в указанном учреждении с 07 ноября по 10 ноября 2011 года, в ходе которой был выявлен факт осуществления медицинской деятельности без специального разрешения (лицензии), выразившееся в отсутствии лицензии на осуществление, в частности, доврачебной мед. помощи по мед. статистике, функциональной диагностике, организации сестринского дела, при осуществлении амбулаторно - поликлинической мед. помощи, в т.ч. при осуществлении медицинского (наркологического) освидетельствования и др.

10 ноября 2011 года начальником отдела контроля за осуществлением медицинской деятельности и оборота лекарственных средств Управления Росздравнадзора по РК Ворошиловой Н.П. составлен протокол № 29 об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.20 КоАП РФ, выявленном в деятельности юридического лица - ГУ РК «Печорский психоневрологический диспансер».

Судья, прекращая производство по делу, исходил из отсутствия в действиях лечебного учреждения состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.20 ч. 1 КоАП РФ, указав на наличие в его действиях иного правонарушения, предусмотренного ст. 14.1 ч.2 КоАП РФ,, дела по которым рассматриваются судьями арбитражных судов.

С таким выводом согласиться нельзя, поскольку он сделан без учета положений закона и фактических обстоятельств.

Положения ст. 19.20 ч. 1 КоАП РФ предусматривают административную ответственность за осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без специального разрешения.

Приведенная норма направлена на защиту граждан при осуществлении некоторых видов деятельности, в том числе связанных с охраной здоровья.

Согласно Уставу ГУ РК «Печорский психоневрологический диспансер» является некоммерческой организацией, не имеющей извлечения прибыли в качестве основной цели своей деятельности.

Правовое положение организаций, не преследующих цель извлечения прибыли (некоммерческих организаций), порядок их создания и деятельности, реорганизации и ликвидации определяются Федеральным законом от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях". Согласно ст. 13.1 этого Закона некоммерческие организации подлежат государственной регистрации в качестве юридических лиц.

В соответствии со ст. 49 ГК РФ юридическое лицо может иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительных документах, и нести связанные с этой деятельностью обязанности.

Отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии).

Перечень таких видов деятельности определен в ст. 17 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности".

Порядок лицензирования определяется указанным Законом, а также положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, утверждаемыми Правительством РФ. Органы исполнительной власти, полномочные осуществлять лицензирование того или иного вида деятельности, определяются Правительством РФ. При выдаче лицензии определяются требования и условия, которые обязан соблюдать лицензиат.

В соответствии со ст. 12 ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 4 мая 2011 г. лицензированию подлежат медицинская деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково") ( п.46).

Постановлением Правительства РФ от 22 января 2007 г утверждено Положение о лицензировании медицинской деятельности, которое определяет порядок лицензирования медицинской деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.

В соответствии с приведенным Положением медицинская деятельность предусматривает выполнение работ (услуг) по оказанию доврачебной, амбулаторно-поликлинической, стационарной, высокотехнологичной, скорой и санаторно-курортной медицинской помощи в соответствии с перечнем согласно Приложению.

Объективная сторона правонарушения выражается в осуществлении лицензируемого вида деятельности при отсутствии лицензии.

При квалификации правонарушения по ст. 19.20 КоАП РФ следует учитывать, что в данной норме речь идет о видах деятельности, не носящих коммерческого характера, в том числе осуществление медицинской помощи, не преследующей цели извлечения прибыли. Само по себе оказание платных медицинских услуг, что разрешено законодательно, не свидетельствует об осуществлении лечебным учреждением предпринимательской деятельности.

Учитывая положения Устава ГУ РК «Печорский психоневрологический диспансер», вывод судьи о наличии в действиях последнего состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 14.1 ч. 2 КоАП РФ, является ошибочным, оснований для прекращения производства по делу об административном правонарушении по ст. 19.20 ч. 1 КоАП РФ у судьи не имелось, в связи с чем постановление следует отменить, а материалы административного дела направить в тот же суд для проверки доводов жалобы на действия административного органа. При этом следует учесть, что срок привлечения к административной ответственности с учетом положений ст. 4.5 КоАП РФ не истек ( постановление по делу об административном правонарушении за нарушение законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения).

Руководствуясь статьей 30.7 КоАП РФ,

РЕШИЛ:

Постановление судьи Печорского городского суда Республики Коми от 15 декабря 2011 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ГУ РК «Печорский психоневрологический диспансер» отменить, административный материал направить в тот же суд на новое рассмотрение.

Судья Тебенькова Л.Г.

 


Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка