СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 21 апреля 2011 года Дело N 33-2184/2011

СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ

В составе председательствующего Сажина А.В.,

судей Пристром И.Г., Тебеньковой Л.Г.,

при секретаре Чебыкиной Е.М.,

рассмотрев в судебном заседании 21 апреля 2011 года дело по кассационной жалобе Государственного учреждения «Республиканский врачебно-физкультурный диспансер» на решение Сыктывкарского городского суда от 04 февраля 2011 года, по которому

Признаны незаконными действия Государственного учреждения «Республиканский врачебно-физкультурный диспансер», выразившиеся в нарушении санитарного законодательства, а именно в части непроведения косметического ремонта в отделении лечебной физкультуры (в раздевалке и помещении хранения спортинвентаря кабинета № 23, в кабинете инструкторов № 25), в физиотерапевтическом кабинете электротеплолечения № 30 и кабинете физиотерапевта, в санитарном узле 3 этажа, непроведении ремонта вентиляционных систем: приточной системы ПС-2, вытяжной системы ВС-3 и ВС-5, не оформления паспортов вентсистем ВС-1, ВС-4, ВС-6, непроведении контроля кратности воздухообмена в помещениях учреждения.

На Государственное учреждение «Республиканский врачебно-физкультурный диспансер» возложена обязанность в срок до 1 ноября 2011 года провести косметический ремонт в отделении лечебной физкультуры (в раздевалке и помещении хранения спортинвентаря кабинета № 23, в кабинете инструкторов № 25), в физиотерапевтическом кабинете электротеплолечения № 30 и кабинете физиотерапевта, в санитарном узле 3 этажа, провести ремонт вентиляционных систем: приточной системы ПС-2, вытяжной системы ВС-3 и ВС-5, оформить паспорта вентсистем ВС-1, ВС-4, ВС-6, провести контроль кратности воздухообмена в помещениях учреждения.

В удовлетворении требований Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Коми к Министерству здравоохранения Республики Коми о возложении обязанности прекратить нарушения санитарного законодательства Российской Федерации, исполнить предписание и дополнение к предписанию об устранении выявленных нарушений обязательных требований санитарного законодательства Российской Федерации отказано.

Заслушав доклад судьи Тебеньковой Л.Г., объяснения представителей ГУ «Республиканский врачебно-физкультурный диспансер» Ефимова А.В., Пиягина А.А., судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Управление Роспотребнадзора по Республике Коми обратилось в суд с иском к ГУ «Республиканский врачебно-физкультурный диспансер», Министерству здравоохранения Республики Коми о признании незаконными действий ГУ «Республиканский врачебно-физкультурный диспансер» в части нарушения санитарного законодательства, о возложении обязанности на ГУ «Республиканский врачебно-физкультурный диспансер», Министерство здравоохранения РК прекратить нарушения санитарного законодательства Российской Федерации, исполнить предписание и дополнение к предписанию об устранении выявленных нарушений обязательных требований санитарного законодательства Российской Федерации.

В судебном заседании истец поддержал исковые требования, уточнив их в части необходимости признания незаконными действий ГУ «Республиканский врачебно-физкультурный диспансер» по уклонению от проведения косметического ремонта в отделении лечебной физкультуры (в раздевалке и помещении хранения спортинвентаря кабинета № 23, в кабинете инструкторов № 25), в физиотерапевтическом кабинете электротеплолечения № 30 и кабинете физиотерапевта, в санитарном узле 3 этажа, от проведения ремонта вентиляционных систем: приточной системы ПС-2, вытяжной системы ВС-3 и ВС-5, от оформления паспортов вентсистем ВС-1, ВС-4, ВС-6, от проведения контроля кратности воздухообмена в помещениях учреждения.

Ответчик ГУ «Республиканский врачебно-физкультурный диспансер», не оспаривая наличие нарушений санитарного законодательства, с иском не согласился, ссылаясь на отсутствие денежных средств.

Ответчик Министерство здравоохранения Республики Коми представил письменный отзыв, указывая, что не является надлежащим ответчиком.

Судом принято приведенное выше решение.

В кассационной жалобе ГУ «Республиканский врачебно-физкультурный диспансер» просит об отмене решения суда как необоснованного, принятого без учета требований закона и фактических обстоятельств.

Проверив законность и обоснованность решения суда исходя из доводов кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему выводу.

На основании распоряжения заместителя руководителя Управления Роспотребнадзора по Республике Коми № 1266 от 1 декабря 2008 года в период с 10 декабря 2008 года по 30 декабря 2008 года Управлением Роспотребнадзора по Республике Коми были проведены плановые контрольно-надзорные мероприятия в отношении ответчика ГУ «Республиканский врачебно-физкультурный диспансер».

По результатам проверки заместителем руководителя Управления Роспотребнадзора по РК 11 января 2009 года в отношении ГУ «Республиканский врачебно-физкультурный диспансер» было выдано предписание № 4/01-06 об устранении нарушений санитарного законодательства, установлен срок для исполнения предписания с момента его получения и постоянно, а также в отношении ряда нарушений установлен срок их устранения до 1 января 2010 года, до 1 апреля 2009 года и до 1 июля 2009 года. На основании ходатайства ГУ «РВФД» 22 января 2010 года срок для устранения выявленных нарушений по п. 1 предписания № 4/01-06 от 11 января 2009 года, по п.п. 1-3 дополнения к предписанию был пролонгирован Управлением Роспотребнадзора по РК. На основании ходатайства ГУ «РВФД» 16 апреля 2010 года срок для устранения нарушений по п. 1 предписания № 4/01-06 от 11 января 2009 года был пролонгирован Управлением Роспотребнадзора по РК.

26 ноября 2010 года в Управление Роспотребнадзора от ГУ «Республиканский врачебно-физкультурный диспансер» поступила информация, в соответствии с которой, выявленные нарушения, частично устранены: косметический ремонт подлежащих помещений отделения лечебной физкультуры на стадии завершения (в кабинете № 9 проводятся ремонтные работы), остальные помещения отремонтированы, помещения отделения спортивной медицины отремонтированы, помещения физиотерапевтического кабинета отремонтированы частично, продолжение ремонтных работ запланировано на начало 2011 года, санитарные узлы, кроме санитарного узла 3 этажа, отремонтированы, кладовая чистого белья на стадии ремонтных работ; не проведена ревизия вытяжных систем с проверкой эффективности работы, так как не заменены вентиляторы, в связи с отсутствием финансирования, паспорта на вентсистемы оформлены, произведена маркировка систем и пультов включения, персонал ознакомлен с правилами эксплуатации под роспись; оформлены паспорта на приточные системы вентиляции, не проверена эффективность работы в виду частичного отсутствия коробов; произведена маркировка систем и пультов включения, персонал ознакомлен с правилами эксплуатации вентсистем; осуществляется контроль за работой вентиляционных систем, ежемесячно проводится техническое обслуживание вентиляционных систем ГУ МТО МЗ РК «Медтехника» согласно договора, для осуществления контроля кратности воздухообмена заключен договор с ООО «Системы климата».

Признавая незаконными действия ГУ «РВФД» в части нарушения санитарного законодательства и возлагая обязанность на указанное учреждение по устранению нарушений путем проведения косметического ремонта помещений, вентиляционных систем, оформления паспортов, проведения контроля кратности воздухообмена в помещениях учреждения, суд исходил из обязанности указанного учреждения выполнения требований санитарного законодательства.

С таким выводом согласиться нельзя, так как суд неправильно определил обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела

В соответствии со ст. 11 ФЗ « № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.

При этом предусмотренные действующим законодательством акты должностных лиц органов Роспотребнадзора, принятые в соответствии с их полномочиями, обязательны для исполнения юридическими лицами, которые в случае несогласия вправе обжаловать в установленном порядке действия должностных лиц.

Наличие нарушений требований санитарного законодательства установлены соответствующими актами и не оспаривались со стороны ответчика.

В то же время, признавая действия учреждения незаконными в части нарушения санитарного законодательства, возлагая обязанность по устранению нарушений санитарного законодательства на ГУ «РВФД» посредством проведения косметического ремонта выполнения иных видов работ и отказывая в удовлетворении требований к Министерству здравоохранения РК, суд не учел требований Устава указанного учреждения, регулирующих порядок его деятельности, не проверил доводы ответчика об отсутствии денежных средств для устранения установленных нарушений.

Как следует из Устава ГУ «РВФД», утвержденного Министерством здравоохранения РК 27 09.2006 г., учреждение является некоммерческой организацией, не имеющей цели извлечения прибыли в своей деятельности и отвечает по своим обязательствам в пределах находящихся в его распоряжении денежных средств, которыми учреждение распоряжается в пределах сметы расходов и доходов, утверждаемой Министерством здравоохранения РК. При этом ответственность учреждения (п.1.5) по своим обязательствам ограничивается пределами, находящимися в его распоряжении денежных средств. При их недостаточности субсидиарную ответственность по обязательствам Учреждения несет его собственник.

Учитывая, что устранение нарушений требований санитарного законодательства требует финансовых затрат, суду следовало проверить, разработана ли соответствующая проектно-сметная документация по устранению нарушений, включены ли необходимые денежные средства в смету расходов, профинансированы ли они со стороны Министерства здравоохранения РК, которое является главным распорядителем и получателем средств республиканского бюджета РК в части средств, предусмотренных, в на содержание созданных учреждений здравоохранения, к которым относится ГУ «РВФД».

Поскольку суд не установил всех обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения возникшего спора, решение не может быть признано законным и обоснованным, оно подлежит отмене с направлением материалов дела на новое рассмотрение, в ходе которого необходимо учесть изложенное, проверить доводы и возражения сторон, установив фактические обстоятельства, принять решение в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права.

Руководствуясь ст.361 ГПК РФ, судебная коллегия

О П. Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Сыктывкарского городского суда от 4 февраля 2011 года отменить, дело направить в тот же суд на новое рассмотрение.

Председательствующий -

Судьи -

 


Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка